- Желаете в Париж? — Пожалуйте: 5 историй про садик «Сен-Жермен» в Санкт-Петербурге
- История садика
- 5 историй садика «Сен-Жермен»
- Использование устаревшего браузера повышает риск взлома вашего компьютера. Обновите свой браузер!
- Регистрация
- Восстановление пароля
- Пять историй секретного петербургского садика «Сен-Жермен»
- Доходный дом арх. А. Х. Пеля — Доходный дом Ф. фон Крузе — Доходный дом Е. С. Гукасовой
Желаете в Париж? — Пожалуйте: 5 историй про садик «Сен-Жермен» в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, всего в нескольких метрах от современной и суетной улицы, можно попасть в уникальный исторический садик. Просто не верится, что отнюдь не сложно оказаться в оазисе старины, спокойствия и свежести посреди нынешних городских джунглей.
Это садик под названием «Сен-Жермен», существующий во внутреннем дворике домов уже больше века и до наших дней сохранил уйму интересного, с маленькой толикой из которого мы с вами и поделимся. Уверены, что это место будет постоянно открывать всё новые и новые секретные страницы из своей истории.
Садик Сен-Жермен — один из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге придомных садов, который сегодня имеет вид обычного озеленённого двора. Но всё по порядку…
История садика
Еще в середине XIX века эта часть Литейного проспекта считалась элитным пригородом, где строили себе дома состоятельные петербуржцы. Здесь с начала XVIII века был расквартирован Преображенский полк. К концу века земельные участки начали раскупать. К находившимся строением со временем стали присоединять новые, отсюда такое необычное строение тройного двора, которое могут наблюдать посетители современного сада.
Первоначальный владелец нынешнего дома № 46 по Литейному проспекту, по некоторым данным, был прославленный сподвижник Петра Великого, подполковник Преображенского полка, граф Бурхард Кристоф фон Миних. В то же время весомых доказательств того, что именно он первым приобрёл этот дом, в исторических документах на сегодня не обнаружено.
С середины XVIII века здание принадлежало семье известного библиофила Петра Хлебникова, позднее оно переходило из рук в руки, а к концу столетия отошло в казну, после чего в нём располагались банк, Юнкерский институт, Комиссия составления законов.
В 1859 году дом был значительно перестроен по проекту архитектора Александра Пеля, выкупившего его в личное пользование. В начале XX века участок перешёл в собственность Федора фон Крузе. Когда участок перешёл в собственность Крузе в 1905 году, также была проведена реконструкция.
Позднее нефтепромышленник Павел Гукасов пригласил для перестройки архитектора Александра Хренова. Именно в этот период в саду появился фонтан, и он приобрёл тот вид, которым мы можем наслаждаться сейчас. Петербуржцы называют этот сад «Сен-Жермен», наблюдая в нём некую отсылку к французским садам, контрастирующим с петербургскими каменными колодцами.
В 1960-х годах садик стал местом встречи творческой интеллигенции. В разные годы здесь запросто можно было встретить разных поэтов — от Бродского до Кинчева. Легендарные представители советского рока нередко попивали здесь портвейн и участвовали в баттлах с гопниками.
5 историй садика «Сен-Жермен»
№ 1 — Создание
Очертания садик на нынешнем Литейном проспекте начал обретать в XIX веке, но современный облик он получил только в 1910-х годах. Важный период в истории дома с садом связан с именем архитектора Александра Пеля, при котором в 1859 году была проведена значительная реконструкция и перестроена оранжерея. Поэтому дом № 46 часто называют домом Пеля.
Первоначально военным инженером Ильёй Муромцевым были перестроены флигели, сохранявшиеся ещё с XVIII века в правой задней части двора. Затем левый дальний флигель превратился в особняк, фасад которого был стилизован под петербургскую архитектуру начала XIX столетия. Под окнами особняка, прячущегося в глубине двора, разбили садик. С трёх сторон его окружала ажурная ограда, а со стороны дворовой части — мощная литая решётка, стилизованная под знаменитую ограду Летнего сада.
В центре садика располагался красивый павильон. По заказу владельцев архитектор Александр Хренов создал на месте флигелей два мощных пятиэтажных корпуса. В их оформлении он использовал элементы архитектуры и декора эпохи Возрождения. В том же стиле был оформлен и внутренний фасад дома Пеля.
Был устроен трёхарочный вход во двор, а между двумя новыми корпусами разбили сад, ныне прямоугольной формы, но первоначально — овальный, с фонтаном в центре. В обнесённом кованой оградкой саду росли ивы. Поэтому на плитке, которой выстлан вход во двор, можно заметить стилизованные изображения ивовых листочков.
№ 2 — Название
Своё народное название «Сен-Жермен» садик получил благодаря схожести с французскими садиками. На французский манер его ещё называли «Пале Рояль» или «Бельведер». Как ни странно, эти французские названия были даны жителями в советское время. Наверняка, из-за анекдота, появившегося в то же самое время в СССР:
А вы уже там были?
№ 3 — Знаменитости
Упорно не утихает молва о том, что в своё время садик был свидетелем выступлений знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина и известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Более того, в начале XX века в коммунальную квартиру в гости захаживал Максим Горький к своей музе Марии Андреевой.
При Союзе, в 1960–1970-е годы во дворике с садом и фонтаном собиралась вся творческая интеллигенция города: Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев. Ещё и потому, что садик находился неподалёку от кафе «Сайгон».
№ 4 — Фонарный столб
Очень обращает внимание на себя фонарный столб. Старожилы дома на Литейном уверяют, что это один из первых фонарных столбов Санкт-Петербурга. Всего по периметру дворика их было два, но можно увидеть один, дошедший до наших дней.
Представьте, это раритетный фонарный столб с механической тягой. Светильник в нём зажигали канатным способом. Фонарь произведён на чугунолитейном заводе Франца Карловича Сан-Галли.
№ 5 — Всяко-разно
Также во дворике на стенах домов можно увидеть три горельефа с головой Минервы в шлеме в стиле эпохи Возрождения, маски сатиров на каждом фасаде и латинские надписи. В центре стоит фонтан, недавно вернувшийся на своё законное место.
У парадных слева и справа от входа во дворик уже в современный период появились лифты, которые изрядно испортили внешний облик здания. А фасад одного из домов из-за установки подъёмника, вообще, лишился маски сатира.
Сами жители рассказывают, что эти лифты установили по настоятельной просьбе местного депутата. Его старенькая мама проживала в этом доме. Так, в угоду удобству пожертвовали красотой, ворчат порой местные.
Источник
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Пять историй секретного петербургского садика «Сен-Жермен»
Во внутреннем дворике домов на Литейном проспекте раскинулся большой сад. Когда попадаешь туда в первый раз, сложно поверить, что такой оазис находится всего в нескольких метрах от оживлённой улицы. Садик существует больше века и по сей день хранит в себе множество интересных артефактов. Историями о них поделились с «Фиестой» местные старожилы.
История первая: про создание
Очертания садика на ныне Литейном, 46 стали появляться ещё в XIX веке, но современный облик ему придали в 1910-х годах.
С начала XVIII века на этом участке Литейного проспекта был расквартирован Преображенский полк. К концу столетия земельные участки принялись раскупать, но первоначальный владелец дома 46 доподлинно неизвестен. По некоторым данным, им мог быть подполковник Преображенского полка граф Бурхард Кристоф фон Миних.
В 1859 году дом был значительно перестроен по проекту архитектора Александра Пеля, выкупившего его в личное пользование. До сих пор дом номер 46 называют именно lомом Пеля.
Вторая важнейшая перестройка дома и сада связана с именем Фёдора фон Крузе. Участок перешёл в собственность Крузе в 1905 году, началась большая реконструкция. Позже нефтепромышленник Павел Гукасов пригласил для перестройки архитектора Александра Хренова. Именно в этот период в саду появился фонтан, и он приобрёл тот вид, которым мы можем наслаждаться сейчас.
История вторая: про название
Садик на Литейном — одно из немногих старинных внутридворовых зелёных мест, сохранившихся в Петербурге. Своё негласное название «Сен-Жермен» получил из-за схожести с французскими садиками.
На французский манер его ещё называли «Пале Рояль» или «Бельведер». Все эти наименования прикрепились за местом в советское время.
История третья: про знаменитых посетителей
Говорят, в своё время садик был свидетелем выступлений Фёдора Шаляпина и Анны Ахматовой. А в начале XX века в коммунальную квартиру к своей музе Марии Андреевой приходил Максим Горький.
Затем одна творческая элита Петербурга сменилась другой: в 60–70-е годы прошлого столетия во дворике с садом и фонтаном вновь собирались музыканты, поэты и писатели. Здесь бывали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев. Всё потому, что садик находился неподалёку от кафе «Сайгон».
История четвёртая: про фонарный столб
На зданиях во дворике можно увидеть три горельефа с головой Минервы в шлеме в стиле эпохи Возрождения, маски сатиров на каждом фасаде и латинские надписи. В центре стоит фонтан, только недавно вернувшийся на своё законное место.
Но обратить ваше внимание мы хотим на фонарный столб. Старожилы дома на Литейном уверяют, что это один из первых фонарных столбов Петербурга. Всего по периметру дворика их два, один почти не сохранился, второму повезло больше.
Раритетный фонарный столб — с механической тягой. Светильник в нём зажигали канатным способом. Фонарь произведён на чугунолитейном заводе Франца Карловича Сан-Галли.
История пятая: про лифт
Уже в современный период у парадных слева и справа от входа во дворик появились лифты. Они, само собой, портят вид здания, и фасад одного из домов лишился из-за установки маски сатира.
Среди жителей дома ходит история, в достоверности которой мы не можем быть уверены, что лифты поставили по настоятельной просьбе местного депутата, чья старенькая мама проживала в этом доме. Старожилы ворчат, что красоту принесли в жертву удобству.
Источник
Доходный дом арх. А. Х. Пеля — Доходный дом Ф. фон Крузе —
Доходный дом Е. С. Гукасовой
Архитекторы: | Пель А. Х. Муромцев И. Э. Хренов А. С. |
Год постройки: | 1843-1865, 1908-1912 |
Стиль: |
Казармы (Слобода) Преображенского полка (перв. пол. XVIII в.)
Дом графа Б. Х. Миниха (?) (серед. XVIII в.)
Дом Хлебниковых ( конец XVIII в.)
Государственные учреждения (с 1797-1798)
Cобственный доходный дом арх. А. Х. Пеля (1859)
1843, 1865 — арх. Пель Александр Христофорович — перестройка (лицевой корпус)
1870-е — двухэтажные жилые пристройки
Доходный дом Ф. фон Крузе (1905) эклектика ([ 118 ]. С. 124)
1905 — воен. инж. Муромцев Илья Эммануилович — перестройка (дворовый копуса)
Доходный дом Е. С. Гукасовой (1908)
1908-1912 — арх. Хренов Александр Сергеевич — дворовые корпуса, изменение фасадов
Дом перестроен в 1860-е гг. — арх. Пель А. Х.
В обширном дворе находятся многочисленные постройки. Художественная решетка разделяет двор на две половины. Автор корпусов во дворе, сооруженных в 1908-1912 гг., арх. А. С. Хренов.
(добавил — Mary , по материалам [ 71 ])
Ледяной Георгий Победоносец
в саду гр. Шереметева
(скульпт. Н.П.Гукасов,
В.К.Липский). Фото 1915 гю
(«Столица и Усадьба» №26.
1915, добавил О.Лабзина)
Фото 1938 г.
Фасад дома № 46
по про.Володарского.
(добав.nikspb)
Уборка снега на пр. Володарского.
8 марта 1942 г. (авт. Р.Мазелев)
(vkontakte.ru/club3085)
Литейный 46. (фото послевоен.)
vk.com, добав. люблюпитер)
В первой половине XVIII в. здесь квартировал Преображенский полк. К концу столетия земельные участки вдоль Литейного между Итальянской и будущей Бассейной улицами (ныне Жуковского и Некрасова) оказались в частных руках. Все они отличались небольшой «глубиной» — не более 50 сажен от проспекта в глубь квартала. Дом 46 имел тогда № 229 в Литейной части. В дальнейшем нумерация здесь не раз менялась, но разбивка участков по главному фасаду осталась неизменной, лишь дом на углу Итальянской был поделён на два участка.
Первоначальным владельцем дома № 229, по некоторым сведениям, являлся знаменитый граф Бурхард Христофор Миних. Подтверждений этому пока не обнаружено. Зато доподлинно известны все владельцы участков на этом отрезке Литейного в конце XVIII века. Участок будущего сада и дома № 46 принадлежал генерал-аудитор-лейтенантше Хлебниковой.
Не позднее 1798 г. ко всем этим домам вглубь от Литейного добавляли участки от малозастроенной территории Преображенского полка. В результате чего на территории трёх участков (дома № 44, 46, 48) сложилась необычная система двойных дворов. Но два отдельных садика получились в результате только в доме № 46. Итак, первыми достоверными владельцами участка были господа Хлебниковы.
Владелец участка был Пётр Кириллович Хлебников — один из выдающихся людей XVIII столетия. Будучи чиновником военно-судебного ведомства, он являлся и страстным библиофилом. Он и его потомки сформировали самую полную в России коллекцию газет и журналов XVIII века. Известно, что при Хлебниковых в доме была устроена одноэтажная кирпичная оранжерея с бельведером в центре.
В 1797-1798 гг. дом отошел в казну. Здесь сначала располагается Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801 г. — Юнкерский институт при Сенате. В 1804 г. к институту добавляется Комиссия составления законов, а сам институт на следующий год закрывают. Глава комиссии Густав Розенкампф после опалы М. Сперанского был не столько прилежен к составлению законов, сколько к садовому делу. В 1817 г. ему удалось выхлопотать весь сад в своё распоряжение. Выселив чиновников, разместившихся в оранжерее, Розенкампф восстановил её в прежнем качестве.
Затем Михаил Сперанский вернулся, и в доме № 46 под руководством его и графа Д. Блудова было составлено «Полное собрание законов Российской Империи» и «Свод законов Российской Империи». В 1828 г. здесь по инициативе М. Сперанского была открыта юридическая школа для «закона применителей» (судей).
Источник