- Линейное судоходство
- Общие сведения о морском транспорте и судоходстве
- Основные сведения о линейном судоходстве
- Стоимость услуг линейного судоходства
- Что такое линейное судоходство?
- Формы судоходства
- Организация перевозок: чартер или коносамент
- Основные характеристики линейного судоходства.
- Линейное судоходство
- Основные характеристики трампового судоходства
- Виды фрахтования трампового тоннажа.
Линейное судоходство
Линейное судоходство — это форма организации работы морского судоходства, которая обеспечивает движение судов по заранее объявленному расписанию между установленными портами.
Общие сведения о морском транспорте и судоходстве
Последние десятилетия характеризуются повышенными темпами прироста мирового производства и мировой торговли. Эта тенденция обуславливает ускорение развитие всех видов международного транспорта, в том числе, морского транспорта.
Морской транспорт является одним из исторически первых видов транспорта, которые были освоены человечеством. Он представлен такими техническими сооружениями, которые позволяют перевозить грузы, пассажиров и их багажа по поверхности водных объектов:
Многолетняя история развития морского транспорта способствовала созданию нескольких форм организации движения судов. В частности, одной из самых используемых таких форм является линейное судоходство.
Основные сведения о линейном судоходстве
Линейное судоходство представляет собой форму организации работы флота, отличительными чертами которой являются регулярность перевозок и осуществление поставок товара небольшими партиями. Противоположной линейному судоходству формой организации работы флота является трамповое судоходство.
Линейное судоходство получило такое название в силу того, что в судоходной практике линией называется морское сообщение между определенными портами, которое поддерживается судоходными предприятиями. Обычно выделяют следующие разновидности линий:
- Односторонние линии — на них работают суда одной страны (компании), поэтому действует тариф только в одну сторону;
- Двусторонние линии — на них по взаимному согласованию работают суда двух компаний (возможно — из разных стран), поэтому действует тариф туда и обратно; как правило, двусторонние линии дороже односторонних;
- Конференциальные (многосторонние) линии — на них работают несколько компаний, которые заключили между собой соглашение картельного типа, установившее единый тариф для всего объединения; как показывает практика, конференциальные (многосторонние) линии являются самыми дорогими среди всех существующих видов.
Линейное судоходство осуществляется по определенным путям сообщения между установленными портами. Особенностью линейного судоходства является регулярность движения судов и частоты рейсов, что обуславливается объемами перевозок на данном направлении. На владельце морского судна лежит обязанность по гарантии своевременного захода судов в конкретные порты в соответствии с заранее объявленным расписанием.
В основе линейного судоходства лежит принцип «общественности перевозчика». Данный принцип подразумевает обязанность судовладельца принимать груз, который соответствует правилам перевозки на данном судне, от любого грузоотправителя без проявления в его отношении какой-либо дискриминации, на что морским законодательством наложен запрет.
Обычное линейное судно принимает для перевозки разнородный груз. Причем происходит это в форме относительно небольших партий по отдельным типовым коносаментам. Иногда некоторые линейные судоходные предприятия устанавливают минимальные значения штук, массы, площади, объема определенных грузов, которые могут быть приняты в рамках одной партии для отправки на одном судне.
Грузы, которые перевозятся с помощью линейного судоходства, могут различаться и называются генеральными или тарно-штучными.
Компания, которая занимается линейным судоходством, выдает грузоотправителям коносамент — стандартный договор морской перевозки. Условия этого договора являются одинаковыми для всех грузоотправителей, которые пользуются услугами данного предприятия. Т.е. в качестве факторов не выступают количество мест, характер отправляемого груза, размер партии. Условия коносамента не обсуждаются между перевозчиком и грузоотправителем, поэтому они принимаются в той форме, которая была предложена судовладельцем.
Стоимость услуг линейного судоходства
На линейных судах в большинстве случаев предпочитают перевозить более ценные грузы, что, в свою очередь, сказывается на повышении ставок (тарифов). Кроме того, высокая стоимость грузовых перевозок через линейное судоходство обуславливается неполной загрузкой линейных судов.
В каждом порту перегрузке подлежат разнообразные товары. В связи с этим нужно особое внимание уделять размещению грузов в трюмах. Таким образом, на линейных судах стоимость грузовых работ и грузовых перевозок намного выше, чем на трамповых. Как правило, в состав линейных условий перевозки входит оплата судовладельцем грузовых работ, стоимость которых учитывается по фрахтовой ставке.
Установление фрахтовых ставок происходит в соответствии с накопленным практическим опытом. Поэтому, если на одном судне отправляются одни и те же грузы, то фрахтовые ставки обычно являются одинаковыми для всех грузоотправителей.
В случае изменения фрахтовых ставок об этом объявляют заранее. Публикация ставок происходит в подробных перечнях, которые называются грузовыми тарифами и высылаются грузоотправителям по запросу. Фрахтовые ставки в линейном судоходстве должны быть согласованы с органами государственной власти, в связи с чем уровень ставок по сравнению с трамповым судоходством колеблется меньше.
Размер фрахтовых ставок, а также расписание рейсов, должны устанавливаться таким образом, чтобы они соответствовали ожиданиям и возможностям грузоотправителей, которые активно пользуются услугами линейного судоходства. Основными факторами конкурентоспособности линейного судоходного предприятия являются стабильность фрахтовых ставок и качество оказываемых услуг, т.е. обслуживания клиентов.
Источник
Что такое линейное судоходство?
Мировой океан покрывает ¾ планеты, поэтому морские пути исторически использовались для транспортировки грузов и пассажиров. Водный транспорт — оптимальный вариант обслуживания международной торговли. Он обладает высокой грузоподъемностью, унифицировано правовое поле, стоимость доставки невысокая.
Формы судоходства
Морские перевозки делят на два типа: линейное и трамповое судоходство. Эти формы различаются подходом к обслуживанию клиентов.
Линейное судоходство — это вариант, характеризующийся регулярными рейсами между определенными портами. Такая форма появилась, когда на рынке возникла необходимость в постоянной отправке груза частями в конкретном направлении. На судах консолидировалось несколько различных отправок. Линейное мореплавание базируется на принципах общественной перевозки. Судовладелец берет товар любого клиента, дискриминация запрещается.
Основные достоинства и характеристики формы:
- Доставка осуществляется между обозначенными портами по утвержденному расписанию. Пункты назначения посещаются по географической последовательности. Регулярный заход в порты позволяет накопить товар и осуществить его своевременную доставку.
- Тариф клиентам объявляют заранее, он одинаков для всех грузоотправителей. Об изменениях необходимо сообщать.
- Регулярный характер движения на линии определяет специализацию транспорта (рефрижератор, паром и другое).
- Устойчивое расписание исключает скопление морских судов в портах и простой.
Линейное судоходство не рассчитано на массовые грузы, оно больше подходит для транспортировки генеральных грузов.
Виды линий международного линейного судоходства:
- Односторонние – для транспорта одной страны или компании.
- Двухсторонние – обслуживаются двумя станами или предприятиями.
- Конференциальные – линии, на которых работают две и больше компаний из одной или нескольких стран. Конференции призваны не допускать конкуренции, следить за унификацией тарифов и условиями перевозки.
Также морские линии бывают:
- Срочные – постоянная перевозка между техническими оборудованными портами, осуществляемая без задержек.
- Регулярные – плаванье по рейсам со слаборазвитой инфраструктурой портов, стоянка может затянуться.
- Сезонные – организация движения в районе находится в зависимости от погодных условий, сезонности созревания сельхоз продукции.
Трамповое судоходство – организация нерегулярной доставки водным транспортом. Главный принцип – массовость груза, судно перевозит однотипный товар навалом, без упаковки. Работа привлекаемого флота не является постоянной. Все условия сделки обуславливаются договором морской перевозки. Суда загружают партией однородного груза: уголь, руда, зерно, газ. Обычно он принадлежит одному грузоотправителю. Перевозчик не связан установленным маршрутом, его перемещение, определяется привлекательностью фрахтовых ставок.
Организация перевозок: чартер или коносамент
Оба вида международной грузовой перевозки осуществляются по определенному соглашению. Линейная компания предлагает коносамент – транспортный договор установленного образца. Его ставки одинаковы для всех, они публикуются и выдаются по требованию.
Трамповые компании работают по индивидуальному договору – чартеру. На его условия влияет тип груза, конъюнктура рынка, направление доставки. Размер фрахтовых ставок часто меняется, реагируя на соотношение спроса и предложения. Условия каждого чартера распространяются на конкретное судно, они зависят от достижения сторонами обоюдной выгоды.
Источник
Основные характеристики линейного судоходства.
Линейное судоходство (Liner Shipping) — форма организации работы флота, для которой характерны наличие постоянного потока мелких партий, главным образом, генеральных грузов, постоянно установленные порты заходов, объявленное расписание движения судов, закрепление специализированного для данной линии флота, наличие линейного тарифа на перевозку грузов.
Линейное судоходство
1. Объявленное расписание движения между отдельными портами.
2. Отмечены базовые порты и факультативные порты.
4. Тарифы опубликованы и неизменны в период времени.
5. Точно поименованный тоннаж.
Базовый порт— в этот порт суда заходят в обязательном порядке, даже если нет груза.
Факультативный порт— суда заходят для того, чтобы выгрузить или загрузить груз (сезонный, разовый).
Срочные линии— линии с грузо-пассажирскими судами, пользователи знают не только день, но и час захода.
Регулярные линии— в расписании указана регулярность захода в определенный порт (2 раза в месяц, 3 раза в неделю и др.). В таком случае надо учитывать регулярность захода при составлении контракта.
Помимо тоннажа компании публикуют технико-эксплуатационные характеристики судна (наличие рефрижераторов, погрузо-разгрузочного оборудования).
Любая компания публикует тарифы и не изменяет тарифы без предупреждения.
Существуют только две поправки при изменении тарифов:
1. Односторонние — тариф в одну сторону.
2. Двусторонние — тариф туда и обратно, двусторонние линии дороже односторонних
3. Конференциальные (многосторонние) — соглашение картельного типа — единый тариф для всего объединения. Эти линии являются самыми дорогими.
Работа последовательными рейсами — перевозка массовых навалочных грузов. Создается линия для перевозки определенных грузов для определенной компании (челночное судоходство).
Основные характеристики трампового судоходства
Трамповое судоходство — форма организации перевозок, которая не связана с постоянным районом плавания, а также с заранее установленными портами отправления и назначения.
В трамповом судоходстве морские суда эксплуатируются без расписания и направляются судовладельцами в те районы, где со стороны фрахтователей имеется спрос на тоннаж. Цена перевозки фрахтовая ставка устанавливается по соглашению сторон.
Документами трампового судоходства являются: чартер (несколько видов: рейсовый чартер Trip Charter, круговой чартер Round charter, чартер на срок Time charter, фрахтование без экипажа Bare- Boat Charter, фрахтование по твердой цене не зависимо от количества груза Lumpsum Charter.) и чартерный коносамент.
Виды фрахтования трампового тоннажа.
а. Фрахт на единичный рейс,
б. Фрахт на определенное число последовательных рейсов,
в. Фрахт на определенное время,
г. Фрахтование на круговой рейс (везут туда и обратно),
д. Фрахт по контракту (судовладелец должен перевезти определенное количество грузов).
Оплата производится по тарифу.
Источник