Левитан пруд с лилиями

И. И. Левитан. Ненюфары

Лето, проведенное в Островно, обратило Левитана к серьезной философии. Хотелось разгадать жизнь, узнать –– что же находится там, за ее пределом? Больное сердце не было расположено к обольщениям: к небесной невозмутимой благодати; художник больше склонялся к тому, что «жизнь потом» сродни глубокому омуту: она очень близко, она рядом с живыми людьми, но ее не увидеть. Неподалеку от имения находилось колдовское, по мнению местных жителей, озеро, покрытое листьями и цветами водяных лилий. В народе их называли одолень-травой, которая одолевает любую нечисть, а, кроме того, охраняет едущих в иные земли людей от разных бед и напастей. Официальное же название лилий –– ненюфары.

Левитан все чаще стал проводить время на озере. Плавал на лодке вместе с Люлю; грести из-за болезни сердца не мог, и на веслах сидела она. Этюды писал в упор: вода и лилии. Как вспоминала Люлю (Анна Турчанинова), приплывали на лодке, опускали на дно камень на веревке, чтобы лодку не относило, и Исаак Ильич работал.
«Однаж¬ды мы приплыли сюда летней ночью. Исаак Ильич задумал написать картину «Лилии в белую ночь», и ему нужно было видеть их в освещении белой ночи. Я, как всегда, гребла. Веслом зацепила несколько лилий и поднес¬ла ему. Он взял одну и поцеловал. Я сказа¬ла, что лилии скоро завянут, а мне хотелось бы иметь их на память в своем альбоме».
И он написал ей в альбом несколько акварелей: березовую аллею, островенскую церковь и несколько раз повторенные лилии в хрустальном бокале и бирюзовой вазочке с золочеными краями. Каждая акварелька имела свою надпись с посвящением от Левитана: «Дорогой и ми¬лой Люлю. »

На «колдовском» озере Левитан, казалось, нашел разгадку своим мыслям. По верху темного омута плавали разноцветные листья, цвели белоснежные лилии, а в воде, в самых глубинах, была тайная жизнь. И то, что она существует, явствовало из сплетения стеблей –– корневой, предельно родственной связи мира подводного и надводного.

И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…
(Н. Гумилев)

Источник

Заросший пруд (картина Левитана)

«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.

Время создания: 1887 год [1] .

Существует два варианта картины [2] .

Содержание

[править] История создания

Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.

Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников [2] , где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.

Читайте также:  Азимут олимпик бассейн для гостей

В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя [2] .

Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду [2] . Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.

Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана [3] , вернувшегося к этой тематике.

В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [2] .

[править] Сюжет

Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета [3] . Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем [3] .

Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.

[править] Варианты

Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.

Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника [4] . Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область [2] [4]

Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним [2] . Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург [2] .

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Архитектура (347)
  • Дворцы, замки и крепости (154)
  • Классика (11)
  • Модерн (18)
  • Мосты (3)
  • Театры и музеи (5)
  • Храмы мира (89)
  • Рассказы о живописи и картинах (93)
  • (0)
  • Аудиокниги (25)
  • Великие истории и письма о любви (48)
  • ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
  • История и документы (18)
  • Люди и судьбы (57)
  • Палачи и стукачи (1)
  • Деткам (16)
  • Диссиденты (54)
  • Еврейская тема (128)
  • ЖЗЛ (792)
  • Артисты и режиссеры (69)
  • Музыканты и композиторы (44)
  • Общественные деятели и герои (45)
  • Писатели и поэты (262)
  • Ученые и философы (34)
  • Художники и скульпторы (189)
  • Забытые имена (52)
  • Здоровье (93)
  • Интересно! (30)
  • Искусство (2152)
  • ХХ век (64)
  • Американское искусство (60)
  • Ювелирные изделия (6)
  • Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
  • Картина в деталях (2)
  • Старые мастера (1)
  • АРТПРОСВЕТ (13)
  • Братство прерафаэлитов (42)
  • Вернисаж одной картины (200)
  • Густав Климт (24)
  • Импрессионизм (75)
  • Картина дня (155)
  • Классическая живопись (225)
  • Модернизм (44)
  • Музеи мира (27)
  • Натюрморт (201)
  • Пейзаж (176)
  • Портрет (192)
  • Русский авангард (68)
  • Русское искусство (187)
  • Скульптура (62)
  • Современная живопись (429)
  • Японское, китайское и корейское искусство (38)
  • Истории и письма о любви (29)
  • История вещей (6)
  • История и экономика (38)
  • Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
  • Кино (85)
  • Кулинария (205)
  • Легенды и мифы (17)
  • Сказки (3)
  • Литература (1330)
  • Актуальная поэзия (109)
  • Воспоминания, письма и эссе (7)
  • 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
  • Воспоминания (76)
  • Календарь литературных преследований (29)
  • Любимые стихотворения (43)
  • Поэзия (448)
  • Поэзия и живопись (161)
  • Поэзия серебряного века (274)
  • Проза (69)
  • Шедевры мировой поэзии (47)
  • Мудрость (287)
  • Музыка (640)
  • Балет (23)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыкальные открытки (74)
  • Опера (5)
  • Современная музыка (399)
  • Французский шансон (4)
  • Мультипликация (4)
  • Невыдуманные истории (8)
  • Оформление дневника (103)
  • Полезные советы (7)
  • Природа (202)
  • Драгоценные камни (1)
  • Животные (5)
  • Пейзажи (14)
  • Птицы (12)
  • Сады и парки (73)
  • Цветы (37)
  • Путешествия (726)
  • Германия (16)
  • Аргентина (2)
  • Испания (1)
  • Швейцария (1)
  • Непал (1)
  • Бразилия (3)
  • Европа (346)
  • Израиль (7)
  • Индия (12)
  • Италия (37)
  • Китай (38)
  • ОАЭ (3)
  • Россия (19)
  • США (31)
  • Таиланд (10)
  • Украина (14)
  • Франция (61)
  • Чили (2)
  • Япония (49)
  • Репрессированная литература (9)
  • Современность (51)
  • Страницы истории (27)
  • Театр (23)
  • Фантазия (16)
  • Фотографии (465)
  • Редкие фотографии (26)
  • Фото дня (225)
  • Фотопрогулка (80)
  • Фототерапия (16)
  • Юмор (84)
Читайте также:  Как сделать мини пруд с рыбками

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Рассказы о живописи и картинах: Исаак Левитан. «Ненюфары (Водяные лилии)»

Рассказы о живописи и картинах:

Исаак Левитан.

«Ненюфары (Водяные лилии)»

Лето, проведённое художником в Тверской области, в Островно, было наполнено восхитительными эмоциями от наслаждения красотой природы. Здесь можно было предаться философским размышлениям, разгадывая тайны жизни. По убеждению, жизнь после смерти была похожа на глубокий омут. Из-за серьёзных проблем с сердцем, его часто преследовали подобные мысли.

На этом полотне Левитан стремился создать водяные лилии обособленно от общего фона изображения. И это ему блестяще удалось. Писал он их стоя в своей лодке, а вёслами гребла его дорогая Люлю.

На картине горизонт расположен где-то за её переделами, что создаёт эффект подсвечивания поверхности воды с лежащими на ней листьями ненюфар и цветами.

По местной легенде, рядом с Островно находилось заколдованное озеро, полностью покрытое листьями и цветами лилий. В народе они считались символом борьбы с нечистыми силами, а также помощниками путешественников, которые собирались проделать долгий путь.

На этом озере художник, видимо, нашёл ответы на свои вопросы. Здесь он проводит черту между двумя мирами. Он видел в глубинах озера – тайную жизнь, а над тёмным омутом плавают белые лилии. Существование потустороннего мира художник отобразил через изображение сплетения стеблей растений, прорастающих из подводной глубины до самой поверхности.

Картина была написана на очень близком расстоянии с цветами. Как позже вспоминала Люлю: «Обычно мы приплывали сюда, на дно озера опускали камень, привязанный к верёвке, чтобы лодку не уносило, и Исаак предавался труду на много часов.

Однажды, я зацепила веслом несколько лилий, взяла в руки и поднесла их к нему. Он взял одну из них и поцеловал. Я промолвилась ему, о том, что лилии вскоре завянут, а мне хочется любоваться ими постоянно». И Левитан написал в её альбом прекрасные лилии с золочёнными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…»

Читайте также:  Бассейн с проточным обогревателем

Источник

Ненюфары. 1895 Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 4 Написать Ответы

Цветы, в реальность вписанные, нам
Даются сгустками цветного света.
Как роза филигранна, и часам
Она заката верит – ясно это.

Символика цветов! Язык гвоздик,
Улыбки астр, и звёздчатость цветная.
Действительности как понять язык,
Цветам значение не предавая?

Гвоздики – ранки воздуха, а ум
Порой подобной силой ранят мысли.
Припомни ветер – ты же: тугодум,
Как ветер зазвучал порывом с мыса!

А есть столь непохожие цветы –
Пионы с васильками рядом клали?

Но в чистой форме вряд ли красоты
Мы где-то воплощение встречали.

Флоксы, хризантемы –
Как постичь мне ваши основные темы?

Хризантемы, флоксы…
А и жизнь сама сплошные парадоксы.

Розарий пламенеющий,
И пики гладиолусов подъяты к небесам.
Цветы ты понял? Нет ещё.
А понял ли себя ты сам?

Сад без цветов? Нелепость это.
И звёзды-астры копят свет,
Чтоб брызгами расколотого неба
Приветствовать меня в минуты бед.

Силовое поле
Имеют цветы –
В них дыхание воли
Высоты.

Ну а в жизни твоей
Своеволья так много.
Меж полей. Меж полей
В неизвестность дорога.

Цветы приветствуют меня —
Махровы или филигранны –
Всей тайной смысловой маня.
Они ведь про мои изъяны
Едва ли ведают. Я сам
Изъянами своими ранен.
Всегда великолепен сад –
Всегда роскошно-многогранен.

Люблю «Ненюфары»! Душа замирает. и стихи великолепны.

Ненюфары, конечно хороши, но «Золотая осень» 1895г.

Показанная на Передвижной выставке 1896 года рядом с другими произведениями Левитана, эта картина приводила зрителей в недоумение. «Золотая осень» – предельно обобщенная, как сгусток чувств и впечатлений художника. «Март» – лучезарный, легкий, искристый, воздушный. «Свежий ветер» – с огромными водяными далями и уносящимися ввысь облаками.
Но водяные лилии, казалось, принадлежали кисти другого человека – педанта, хладнокровно штудирующего натуру, для которого высшей похвалой служат слова: «Как настоящее! »
Эта картина вызвала много восторженных отзывов тех, кого прежде пугала широкая, смелая кисть Левитана. С облегченной душой они писали: «Листья хороши до полной иллюзии: кажется, что их загнутые углы действительно выступают из плоскости картины, и невольно подходишь к самой картине для того, чтобы удостовериться в том, что подобно другим она написана в одной плоскости».

Источник

Оцените статью