- И. И. Левитан. Ненюфары
- Заросший пруд (картина Левитана)
- Содержание
- [править] История создания
- [править] Сюжет
- [править] Варианты
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Рассказы о живописи и картинах: Исаак Левитан. «Ненюфары (Водяные лилии)»
- Ненюфары. 1895 Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
- Лучшие работы современных авторов
- КОММЕНТАРИИ: 4 Написать Ответы
И. И. Левитан. Ненюфары
Лето, проведенное в Островно, обратило Левитана к серьезной философии. Хотелось разгадать жизнь, узнать –– что же находится там, за ее пределом? Больное сердце не было расположено к обольщениям: к небесной невозмутимой благодати; художник больше склонялся к тому, что «жизнь потом» сродни глубокому омуту: она очень близко, она рядом с живыми людьми, но ее не увидеть. Неподалеку от имения находилось колдовское, по мнению местных жителей, озеро, покрытое листьями и цветами водяных лилий. В народе их называли одолень-травой, которая одолевает любую нечисть, а, кроме того, охраняет едущих в иные земли людей от разных бед и напастей. Официальное же название лилий –– ненюфары.
Левитан все чаще стал проводить время на озере. Плавал на лодке вместе с Люлю; грести из-за болезни сердца не мог, и на веслах сидела она. Этюды писал в упор: вода и лилии. Как вспоминала Люлю (Анна Турчанинова), приплывали на лодке, опускали на дно камень на веревке, чтобы лодку не относило, и Исаак Ильич работал.
«Однаж¬ды мы приплыли сюда летней ночью. Исаак Ильич задумал написать картину «Лилии в белую ночь», и ему нужно было видеть их в освещении белой ночи. Я, как всегда, гребла. Веслом зацепила несколько лилий и поднес¬ла ему. Он взял одну и поцеловал. Я сказа¬ла, что лилии скоро завянут, а мне хотелось бы иметь их на память в своем альбоме».
И он написал ей в альбом несколько акварелей: березовую аллею, островенскую церковь и несколько раз повторенные лилии в хрустальном бокале и бирюзовой вазочке с золочеными краями. Каждая акварелька имела свою надпись с посвящением от Левитана: «Дорогой и ми¬лой Люлю. »
На «колдовском» озере Левитан, казалось, нашел разгадку своим мыслям. По верху темного омута плавали разноцветные листья, цвели белоснежные лилии, а в воде, в самых глубинах, была тайная жизнь. И то, что она существует, явствовало из сплетения стеблей –– корневой, предельно родственной связи мира подводного и надводного.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…
(Н. Гумилев)
Источник
Заросший пруд (картина Левитана)
«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.
Время создания: 1887 год [1] .
Существует два варианта картины [2] .
Содержание
[править] История создания
Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.
Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников [2] , где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.
В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя [2] .
Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду [2] . Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.
Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана [3] , вернувшегося к этой тематике.
В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [2] .
[править] Сюжет
Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета [3] . Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем [3] .
Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.
[править] Варианты
Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.
Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника [4] . Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область [2] [4]
Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним [2] . Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург [2] .
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Архитектура (347)
- Дворцы, замки и крепости (154)
- Классика (11)
- Модерн (18)
- Мосты (3)
- Театры и музеи (5)
- Храмы мира (89)
- Рассказы о живописи и картинах (93)
- (0)
- Аудиокниги (25)
- Великие истории и письма о любви (48)
- ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
- История и документы (18)
- Люди и судьбы (57)
- Палачи и стукачи (1)
- Деткам (16)
- Диссиденты (54)
- Еврейская тема (128)
- ЖЗЛ (792)
- Артисты и режиссеры (69)
- Музыканты и композиторы (44)
- Общественные деятели и герои (45)
- Писатели и поэты (262)
- Ученые и философы (34)
- Художники и скульпторы (189)
- Забытые имена (52)
- Здоровье (93)
- Интересно! (30)
- Искусство (2152)
- ХХ век (64)
- Американское искусство (60)
- Ювелирные изделия (6)
- Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
- Картина в деталях (2)
- Старые мастера (1)
- АРТПРОСВЕТ (13)
- Братство прерафаэлитов (42)
- Вернисаж одной картины (200)
- Густав Климт (24)
- Импрессионизм (75)
- Картина дня (155)
- Классическая живопись (225)
- Модернизм (44)
- Музеи мира (27)
- Натюрморт (201)
- Пейзаж (176)
- Портрет (192)
- Русский авангард (68)
- Русское искусство (187)
- Скульптура (62)
- Современная живопись (429)
- Японское, китайское и корейское искусство (38)
- Истории и письма о любви (29)
- История вещей (6)
- История и экономика (38)
- Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
- Кино (85)
- Кулинария (205)
- Легенды и мифы (17)
- Сказки (3)
- Литература (1330)
- Актуальная поэзия (109)
- Воспоминания, письма и эссе (7)
- 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
- Воспоминания (76)
- Календарь литературных преследований (29)
- Любимые стихотворения (43)
- Поэзия (448)
- Поэзия и живопись (161)
- Поэзия серебряного века (274)
- Проза (69)
- Шедевры мировой поэзии (47)
- Мудрость (287)
- Музыка (640)
- Балет (23)
- Инструментальная музыка (23)
- Музыкальные открытки (74)
- Опера (5)
- Современная музыка (399)
- Французский шансон (4)
- Мультипликация (4)
- Невыдуманные истории (8)
- Оформление дневника (103)
- Полезные советы (7)
- Природа (202)
- Драгоценные камни (1)
- Животные (5)
- Пейзажи (14)
- Птицы (12)
- Сады и парки (73)
- Цветы (37)
- Путешествия (726)
- Германия (16)
- Аргентина (2)
- Испания (1)
- Швейцария (1)
- Непал (1)
- Бразилия (3)
- Европа (346)
- Израиль (7)
- Индия (12)
- Италия (37)
- Китай (38)
- ОАЭ (3)
- Россия (19)
- США (31)
- Таиланд (10)
- Украина (14)
- Франция (61)
- Чили (2)
- Япония (49)
- Репрессированная литература (9)
- Современность (51)
- Страницы истории (27)
- Театр (23)
- Фантазия (16)
- Фотографии (465)
- Редкие фотографии (26)
- Фото дня (225)
- Фотопрогулка (80)
- Фототерапия (16)
- Юмор (84)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Рассказы о живописи и картинах: Исаак Левитан. «Ненюфары (Водяные лилии)»
Рассказы о живописи и картинах:
Исаак Левитан.
«Ненюфары (Водяные лилии)»
Лето, проведённое художником в Тверской области, в Островно, было наполнено восхитительными эмоциями от наслаждения красотой природы. Здесь можно было предаться философским размышлениям, разгадывая тайны жизни. По убеждению, жизнь после смерти была похожа на глубокий омут. Из-за серьёзных проблем с сердцем, его часто преследовали подобные мысли.
На этом полотне Левитан стремился создать водяные лилии обособленно от общего фона изображения. И это ему блестяще удалось. Писал он их стоя в своей лодке, а вёслами гребла его дорогая Люлю.
На картине горизонт расположен где-то за её переделами, что создаёт эффект подсвечивания поверхности воды с лежащими на ней листьями ненюфар и цветами.
По местной легенде, рядом с Островно находилось заколдованное озеро, полностью покрытое листьями и цветами лилий. В народе они считались символом борьбы с нечистыми силами, а также помощниками путешественников, которые собирались проделать долгий путь.
На этом озере художник, видимо, нашёл ответы на свои вопросы. Здесь он проводит черту между двумя мирами. Он видел в глубинах озера – тайную жизнь, а над тёмным омутом плавают белые лилии. Существование потустороннего мира художник отобразил через изображение сплетения стеблей растений, прорастающих из подводной глубины до самой поверхности.
Картина была написана на очень близком расстоянии с цветами. Как позже вспоминала Люлю: «Обычно мы приплывали сюда, на дно озера опускали камень, привязанный к верёвке, чтобы лодку не уносило, и Исаак предавался труду на много часов.
Однажды, я зацепила веслом несколько лилий, взяла в руки и поднесла их к нему. Он взял одну из них и поцеловал. Я промолвилась ему, о том, что лилии вскоре завянут, а мне хочется любоваться ими постоянно». И Левитан написал в её альбом прекрасные лилии с золочёнными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…»
Источник
Ненюфары. 1895 Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Навигация по альбому: Ctrl Ctrl
Лучшие работы современных авторов
КОММЕНТАРИИ: 4 Написать Ответы
Цветы, в реальность вписанные, нам
Даются сгустками цветного света.
Как роза филигранна, и часам
Она заката верит – ясно это.
Символика цветов! Язык гвоздик,
Улыбки астр, и звёздчатость цветная.
Действительности как понять язык,
Цветам значение не предавая?
Гвоздики – ранки воздуха, а ум
Порой подобной силой ранят мысли.
Припомни ветер – ты же: тугодум,
Как ветер зазвучал порывом с мыса!
А есть столь непохожие цветы –
Пионы с васильками рядом клали?
Но в чистой форме вряд ли красоты
Мы где-то воплощение встречали.
Флоксы, хризантемы –
Как постичь мне ваши основные темы?
Хризантемы, флоксы…
А и жизнь сама сплошные парадоксы.
Розарий пламенеющий,
И пики гладиолусов подъяты к небесам.
Цветы ты понял? Нет ещё.
А понял ли себя ты сам?
Сад без цветов? Нелепость это.
И звёзды-астры копят свет,
Чтоб брызгами расколотого неба
Приветствовать меня в минуты бед.
Силовое поле
Имеют цветы –
В них дыхание воли
Высоты.
Ну а в жизни твоей
Своеволья так много.
Меж полей. Меж полей
В неизвестность дорога.
Цветы приветствуют меня —
Махровы или филигранны –
Всей тайной смысловой маня.
Они ведь про мои изъяны
Едва ли ведают. Я сам
Изъянами своими ранен.
Всегда великолепен сад –
Всегда роскошно-многогранен.
Люблю «Ненюфары»! Душа замирает. и стихи великолепны.
Ненюфары, конечно хороши, но «Золотая осень» 1895г.
Показанная на Передвижной выставке 1896 года рядом с другими произведениями Левитана, эта картина приводила зрителей в недоумение. «Золотая осень» – предельно обобщенная, как сгусток чувств и впечатлений художника. «Март» – лучезарный, легкий, искристый, воздушный. «Свежий ветер» – с огромными водяными далями и уносящимися ввысь облаками.
Но водяные лилии, казалось, принадлежали кисти другого человека – педанта, хладнокровно штудирующего натуру, для которого высшей похвалой служат слова: «Как настоящее! »
Эта картина вызвала много восторженных отзывов тех, кого прежде пугала широкая, смелая кисть Левитана. С облегченной душой они писали: «Листья хороши до полной иллюзии: кажется, что их загнутые углы действительно выступают из плоскости картины, и невольно подходишь к самой картине для того, чтобы удостовериться в том, что подобно другим она написана в одной плоскости».
Источник