Летом потопаешь зимой полопаешь поговорка

«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

Ученье свет, а не ученье тьма.

Была бы охота, наладится любая работа.

Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. У Вас это точно не получится, невозможно перевести народную мудрость, передать самобытность и образность русского языка!

Народная мудрость, нашедшая свое выражение в фольклорных формах предоставляет нам, педагогам, и вам, родителям, обширный речевой материал для решения целого ряда задач по развитию речи детей.

Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.

При разучивании скороговорок мы развиваем у детей чувство ритма и рифмы, готовим их к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.

Мы, логопеды, используем скороговорки как обычные фразы с определенным набором звуков для отработки поставленных звуков в речи детей, например для звука [Л]: Около кола — колокола и на колах — колокола. Палку толкал лапкой Полкан. А есть скороговорки, специально созданные для различения пар близких звуков: знаменитая Шла Саша по шоссе и сосала сушку (дифференциация звуков [С] — [Ш]). Но мы никогда не ставим целью произношение этих фраз (скороговорок) в быстром темпе. Мы с детьми произносим их медленно и правильно.

  • Возьмите скороговорку с нужным вам набором звуков (или рекомендованную логопедом, если ребенок посещает занятия специалиста) и предложите ребенку не спеша, правильно ее повторить сначала один раз, а потом 3-5 раз подряд. Полезно произносить скороговорки с различной интонацией: весело, грустно, удивленно.

Такие фольклорные формы как народные сказки, загадки, пословицы и поговорки помогают расширять словарный запас детей, способствуют развитию грамматического строя и связной речи. В сказках, загадках, пословицах раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также богатство и выразительность русской речи.

  • При изучении лексических тем, особенно времен года, познакомьте детей с пословицами. Так они лучше запомнят сезонные признаки и названия месяцев.
Читайте также:  Качество зимней резины летом

«Зима»: Много снега, много хлеба,

Зимний денек, что комариный носок,

Мороз не велик, а стоять не велит.

«Весна»: Много воды – много травы,

Апрель с водой, май с травой,

Малая птичка соловей, а май знает.

«Осень»: Осень – перемен восемь ,

В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина.

«Лето»: Как летом потопаешь, так зимой полопаешь,

Слыша язык пословиц, дети заимствуют образность, яркие сравнения, особые обороты речи. Это обогащает их словарный запас, помогает формировать систему значения слов.

  • Вспомните все те пословицы, которые вы знаете, и время от времени знакомьте ребенка с ними. Когда ребенок будет достаточно хорошо знать их, поиграйте в игру «З акончи пословицу»:

Грамоте учиться … (всегда пригодится).

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Семь раз отмерь — один отрежь.

  • Вспомните знакомую ребенку ситуацию и спросите, какая пословица к ней подходит. (Например, ребёнок заигрался и не хочет заняться полезным делом — «Кончил дело — гуляй смело», или «Делу — время, потехе — час» . Ребенок поссорился со своим другом, не поделив игрушку — «Человек без друзей, что дерево без корней», или «Новых друзей наживай, а старых не теряй» ).

Учат понимать значение переносных слов и образных выражений народные загадки, в текстах которых есть сравнения предметов, противопоставления, равенство двух частей. Так дошкольники знакомятся на практическом опыте с литературным приемом — метафорой. Такие загадки отгадывать достаточно трудно, поэтому нужно прочитать загадку несколько раз, чтобы ребенок смог выделить основные признаки предмета или явления.

При загадывании загадок перед ребенком важно поставить конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна.

  • Прочитайте ребенку народные загадки, выделяя голосом те признаки, которые могут помочь в отгадывании загадок. Попросите его догадаться, о чем идет речь.

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на стволе золотом.

  • Прочитайте несколько загадок об одном и том же предмете. Спросите ребенка, какие слова помогли ему догадаться.

Всем нужен, а не всякий сделает.

Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

Читайте также:  Работает ли летом закрытый каток

Сказки. Их любят все, но в жизни ребенка они значат гораздо больше, чем в жизни взрослого. Недооценить роль народной сказки в развитии речи дошкольников просто невозможно. Слушая сказку, ребенок узнает много новых слов для себя. Именно там эти слова и образные выражения так интересно преподносятся, что их так и хочется запомнить. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказочные образы помогают ребенку запоминать целые отрывки текста, а потом с удовольствием их пересказывать. А пересказывая сюжет, ребенок постигает причинно-следственные связи и учится выстраивать логически последовательные высказывания. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.

  • Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи сказку». Вспомните хорошо знакомую ребенку сказку. Вы начинаете рассказывать, а он продолжает, затем опять Вы, и так далее.
  • Назовите ребенку несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. Предложите ребенку угадать сказку и назвать лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец , собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки , Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь , Марья -царевна (сказка «По шучьему велению» ).

Добро – зло, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло.

Попросите ребенка продолжить присказку:

  • Попробуйте вместе с ребенком сочинить свою сказку. Помогайте ребенку там, где он будет затрудняться, активно участвуйте в диалогах персонажей.

Хочется отметить, что богатейший материал словесного творчества народа помогает не только знакомить детей с народной мудростью, традициями и поддерживать связь поколений, но и играет огромную роль в речевом развитии, учит понимать скрытый смысл, помогает в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи, учит использовать меткое слово для характеристики героя или человека.

Учитель-логопед Смирнова Е.В.

Источник

Потопаешь, полопаешь. Этимология

Поговорка «Как потопаешь, так и полопаешь» (с незначительными её вариантами) вошла в русский язык в конце 20 века. В официальных словарях не обнаружена. Все пояснения в сети (школе и даже в стихи.ру. ) сосредоточились исключительно в заботе о работе: как поработаешь (потопаешь), так и поешь (полопаешь). Потому что слово полопать означает — кушать. Потопать — топать ногами. Соответственно, и результат — вверх ногами. С детства слышу русскую пословицу — никто не разгадал её. Одно скажу, христиане, так дальше жить нельзя — без любви не обед.

Читайте также:  Подкормка гортензий летом уксусом

Лыко драл он на Родине малой
и всё лапти пытался вязать.
Заплетёт и повесит, бывало,
и опять за лубок, абы драть…

Не начитан дедок и отсталый.
Дело в Лопатнях было, селе…
Что ни скажет и покатом бабы.
Всех он грязи месил веселей.

Не носил он лаптей, что поделать,
а лаптями ни дело топтать.
Наловчился он лопать умело.
В этом деле б, потоп переждать.

Что полопаешь, то и потопал…
И бубнит про себя, ходит дед.
«Как потопаешь, так и полопал!»
У старухи один был ответ.

Очень кушать захочется — топал!
Потому что работать пора.
Еле-еле до поля до шлёпал:
«Что старуха, поспела ль кура?»

А что вынет с печи, то и лопал.
«Ноги кормят, ну всё, я топ-топ»
и потопал, а сети не штопал,
но рыбачил и ждал всё потоп.

И старуха, не дура полопать, —
у печи раскатала б губу…
Не пойму, что бы значило — топать?
Всё б тепло улетело в трубу.

«Будет стол ли наш полная чаша»
или «лапу придётся сосать».
Дед натопит и пашеньку вспашет.
И не надо ему намекать.

Первым делом, конечно, работа!
«Под лежачий вода не течёт».
Если дедушке кушать охота,
ему бабушка всё испечёт.

Слово лопать, конечно же — кушать.
А от топать стоят тополя.
И прожили они душа в душу,
потому что кормила земля.

В ус не дует, словарь не читает,
чаша полная, он и не знал,
Всё лежит о работе мечтает.
Что б к обеду Господь нам послал?

Чем сильнее, бывало, дед топнет,
тем обильнее всё и сытней.
На работу забил — не утопнет.
И ходил по селу без лаптей.

. Я пишу из Великой Топали,
нет тенистее наших аллей,
Хлеб такой вы едва ли едали.
Бабке с дедом привет, с Лопатней!

Всё бубнит о несчастной их доли
(а потопа всё нету и нет),
Не потопаешь, слопаешь то ли?
Вот и держит секрет этот дед.

PS
Заприметил — примета такая:
Всё мечи, я работать хочу!
Тавтология просто дурная…
Где читал я об этом? Смолчу.

Стала бабка его топ-моделью,
приезжали — снимали кино,
как обедали с дедом под елью.
Только было то очень давно.

Источник

Оцените статью