«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда
Ученье свет, а не ученье тьма.
Была бы охота, наладится любая работа.
Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. У Вас это точно не получится, невозможно перевести народную мудрость, передать самобытность и образность русского языка!
Народная мудрость, нашедшая свое выражение в фольклорных формах предоставляет нам, педагогам, и вам, родителям, обширный речевой материал для решения целого ряда задач по развитию речи детей.
Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.
При разучивании скороговорок мы развиваем у детей чувство ритма и рифмы, готовим их к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.
Мы, логопеды, используем скороговорки как обычные фразы с определенным набором звуков для отработки поставленных звуков в речи детей, например для звука [Л]: Около кола — колокола и на колах — колокола. Палку толкал лапкой Полкан. А есть скороговорки, специально созданные для различения пар близких звуков: знаменитая Шла Саша по шоссе и сосала сушку (дифференциация звуков [С] — [Ш]). Но мы никогда не ставим целью произношение этих фраз (скороговорок) в быстром темпе. Мы с детьми произносим их медленно и правильно.
- Возьмите скороговорку с нужным вам набором звуков (или рекомендованную логопедом, если ребенок посещает занятия специалиста) и предложите ребенку не спеша, правильно ее повторить сначала один раз, а потом 3-5 раз подряд. Полезно произносить скороговорки с различной интонацией: весело, грустно, удивленно.
Такие фольклорные формы как народные сказки, загадки, пословицы и поговорки помогают расширять словарный запас детей, способствуют развитию грамматического строя и связной речи. В сказках, загадках, пословицах раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также богатство и выразительность русской речи.
- При изучении лексических тем, особенно времен года, познакомьте детей с пословицами. Так они лучше запомнят сезонные признаки и названия месяцев.
«Зима»: Много снега, много хлеба,
Зимний денек, что комариный носок,
Мороз не велик, а стоять не велит.
«Весна»: Много воды – много травы,
Апрель с водой, май с травой,
Малая птичка соловей, а май знает.
«Осень»: Осень – перемен восемь ,
В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина.
«Лето»: Как летом потопаешь, так зимой полопаешь,
Слыша язык пословиц, дети заимствуют образность, яркие сравнения, особые обороты речи. Это обогащает их словарный запас, помогает формировать систему значения слов.
- Вспомните все те пословицы, которые вы знаете, и время от времени знакомьте ребенка с ними. Когда ребенок будет достаточно хорошо знать их, поиграйте в игру «З акончи пословицу»:
Грамоте учиться … (всегда пригодится).
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
- Вспомните знакомую ребенку ситуацию и спросите, какая пословица к ней подходит. (Например, ребёнок заигрался и не хочет заняться полезным делом — «Кончил дело — гуляй смело», или «Делу — время, потехе — час» . Ребенок поссорился со своим другом, не поделив игрушку — «Человек без друзей, что дерево без корней», или «Новых друзей наживай, а старых не теряй» ).
Учат понимать значение переносных слов и образных выражений народные загадки, в текстах которых есть сравнения предметов, противопоставления, равенство двух частей. Так дошкольники знакомятся на практическом опыте с литературным приемом — метафорой. Такие загадки отгадывать достаточно трудно, поэтому нужно прочитать загадку несколько раз, чтобы ребенок смог выделить основные признаки предмета или явления.
При загадывании загадок перед ребенком важно поставить конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна.
- Прочитайте ребенку народные загадки, выделяя голосом те признаки, которые могут помочь в отгадывании загадок. Попросите его догадаться, о чем идет речь.
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на стволе золотом.
- Прочитайте несколько загадок об одном и том же предмете. Спросите ребенка, какие слова помогли ему догадаться.
Всем нужен, а не всякий сделает.
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
Сказки. Их любят все, но в жизни ребенка они значат гораздо больше, чем в жизни взрослого. Недооценить роль народной сказки в развитии речи дошкольников просто невозможно. Слушая сказку, ребенок узнает много новых слов для себя. Именно там эти слова и образные выражения так интересно преподносятся, что их так и хочется запомнить. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказочные образы помогают ребенку запоминать целые отрывки текста, а потом с удовольствием их пересказывать. А пересказывая сюжет, ребенок постигает причинно-следственные связи и учится выстраивать логически последовательные высказывания. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.
- Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи сказку». Вспомните хорошо знакомую ребенку сказку. Вы начинаете рассказывать, а он продолжает, затем опять Вы, и так далее.
- Назовите ребенку несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. Предложите ребенку угадать сказку и назвать лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец , собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки , Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь , Марья -царевна (сказка «По шучьему велению» ).
Добро – зло, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло.
Попросите ребенка продолжить присказку:
- Попробуйте вместе с ребенком сочинить свою сказку. Помогайте ребенку там, где он будет затрудняться, активно участвуйте в диалогах персонажей.
Хочется отметить, что богатейший материал словесного творчества народа помогает не только знакомить детей с народной мудростью, традициями и поддерживать связь поколений, но и играет огромную роль в речевом развитии, учит понимать скрытый смысл, помогает в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи, учит использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
Учитель-логопед Смирнова Е.В.
Источник
Потопаешь, полопаешь. Этимология
Поговорка «Как потопаешь, так и полопаешь» (с незначительными её вариантами) вошла в русский язык в конце 20 века. В официальных словарях не обнаружена. Все пояснения в сети (школе и даже в стихи.ру. ) сосредоточились исключительно в заботе о работе: как поработаешь (потопаешь), так и поешь (полопаешь). Потому что слово полопать означает — кушать. Потопать — топать ногами. Соответственно, и результат — вверх ногами. С детства слышу русскую пословицу — никто не разгадал её. Одно скажу, христиане, так дальше жить нельзя — без любви не обед.
Лыко драл он на Родине малой
и всё лапти пытался вязать.
Заплетёт и повесит, бывало,
и опять за лубок, абы драть…
Не начитан дедок и отсталый.
Дело в Лопатнях было, селе…
Что ни скажет и покатом бабы.
Всех он грязи месил веселей.
Не носил он лаптей, что поделать,
а лаптями ни дело топтать.
Наловчился он лопать умело.
В этом деле б, потоп переждать.
Что полопаешь, то и потопал…
И бубнит про себя, ходит дед.
«Как потопаешь, так и полопал!»
У старухи один был ответ.
Очень кушать захочется — топал!
Потому что работать пора.
Еле-еле до поля до шлёпал:
«Что старуха, поспела ль кура?»
А что вынет с печи, то и лопал.
«Ноги кормят, ну всё, я топ-топ»
и потопал, а сети не штопал,
но рыбачил и ждал всё потоп.
И старуха, не дура полопать, —
у печи раскатала б губу…
Не пойму, что бы значило — топать?
Всё б тепло улетело в трубу.
«Будет стол ли наш полная чаша»
или «лапу придётся сосать».
Дед натопит и пашеньку вспашет.
И не надо ему намекать.
Первым делом, конечно, работа!
«Под лежачий вода не течёт».
Если дедушке кушать охота,
ему бабушка всё испечёт.
Слово лопать, конечно же — кушать.
А от топать стоят тополя.
И прожили они душа в душу,
потому что кормила земля.
В ус не дует, словарь не читает,
чаша полная, он и не знал,
Всё лежит о работе мечтает.
Что б к обеду Господь нам послал?
Чем сильнее, бывало, дед топнет,
тем обильнее всё и сытней.
На работу забил — не утопнет.
И ходил по селу без лаптей.
. Я пишу из Великой Топали,
нет тенистее наших аллей,
Хлеб такой вы едва ли едали.
Бабке с дедом привет, с Лопатней!
Всё бубнит о несчастной их доли
(а потопа всё нету и нет),
Не потопаешь, слопаешь то ли?
Вот и держит секрет этот дед.
PS
Заприметил — примета такая:
Всё мечи, я работать хочу!
Тавтология просто дурная…
Где читал я об этом? Смолчу.
Стала бабка его топ-моделью,
приезжали — снимали кино,
как обедали с дедом под елью.
Только было то очень давно.
Источник