- Технологическая карта занятия «Времена года»
- Технологическая карта НОД по окружающему миру Тема: «Времена года. Лето» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Технологическая карта по познавательному развитию для детей младшей группы «Здравствуй, лето!» план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Технологическая карта занятия «Времена года»
Занятие провела: учитель начальных классов Пушнина О.О.
Дата проведения: 12.12.2018 г.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
· формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения.
ü Способствовать расширению представлений о временах года, сезонных изменениях;
ü побуждать детей к анализу возможных ситуаций.
ü воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;
ü воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
ü способствовать развитию наглядно-образного мышления; зрительного внимания; умения устанавливать причинно -следственные связи;
ü способствовать развитию мыслительных операций: синтез, анализ;
ü развитие мелкой моторики.
Базовые учебные действия:
ü проявлять интерес к новым знаниям;
ü выполнять правила поведения ученика на уроке;
ü развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ü умение обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
ü активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми;
ü умеет выявлять сущность, особенности объектов различных времен года;
ü умеет на основе анализа объектов делать выводы, с помощью взрослого находить новые знания, находить ответы на вопросы;
ü умеет ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что приобретено новое знание, с помощью, которого можно объяснить похожие ситуации;
ü проявляет активность в разных видах познавательной деятельности: рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку;
ü умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать по аналогии, классифицировать;
ü обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
ü умеет извлекать необходимую информацию из рисунков;
ü умеет выполнять пробное учебное действие;
ü умеет подводить свою деятельность под понятие.
ü умеет слушать и понимать других;
ü способен к построению речевого высказывания в ситуации общения;
ü использует речь для выражения своих мыслей.
пейзажи с различными временами, на каждого ребенка: по 4-6 карточек для работы в паре, листья разных деревьев в виде кармашков, медальки.
литературные : физкультминутка : «Четыре сезона»
музыкальные : голоса птиц, животных, звуки леса.
Планируемый результат:
— у детей сформировано представление о временах года, сезонных изменениях;
— бережно относятся к живой природе;
— умеют сочувствовать и сопереживать;
— умеют сравнивать., обобщать, классифицировать;
— умеют обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе
— умеют извлекать необходимую информацию из рисунков;
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Методы обучения/
обучения/формы организации
деятельности воспитанников
Планируемый результат
Введение в ситуацию. Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность.
Источник
Технологическая карта НОД по окружающему миру Тема: «Времена года. Лето»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Составление календаря погоды, как результат изучения признаков времени года (лето) в процессе беседы и дидактической игры на смарт-доске.
- Обучающая: называть признаки лета (все цветет, созревают ягоды, и т.д.); узнать, что существуют лекарственные травы и грибы, которыми лечатся животные.
- Развивающая: понимать причинно-следственные связи между яркостью и теплотой солнца и ростом растений
- Воспитательная: внимательно слушать воспитателя; отвечать на вопросы не перебивая друг друга.
Материал и оборудование: смарт-доска, дидактическая игра на смарт доске, развивающее панно Воскобовича «Фиолетовый лес», следы белки.
Приветствую детей на ковре
Обращаю внимание на следы и перехожу к полотну Воскобовича. Находим записку и переходим к смарт-доске.
Приветствуют воспитателя и детей, активно включаются в работы
Словесный: художественное слово
Игровой: сюрпризный момент
Дети замотивированы на занятие
Волшебная доска подготовила для нас какую-то интересную игру. Что вы видите на экране?
Нам нужно понять, что же доска зашифровала за этими предметами.
А давайте мы это и проверим.
Ой, и правда, это же бельчонок.
Бельчонок здоровается с ребятами, рассказывает, что все вокруг стало зеленым, а на небе большой желтый и теплый круг стал маленьким.
Б: Что же с ним тогда случилось?
Б: Ребята, у моего друга зайчика случилась беда, у него заболел животик. А в лесу у нас нет лекарств, что же нам делать?
Сейчас об этом мы тебе и расскажем.
В лесу летом растет много полезных и лечебных ягод, трав и грибов. Многие животные лечатся ими, когда заболевают. Ягоды голубики, рябины, черники, клюквы и шиповника содержат много полезных витаминов. В качестве лекарства животные едят тысячелистник, лебеду, иван-чай и одуванчики.
Также животные могут вылечить болезни грибами. Например, мухомор помогает лосю избавиться от паразитов, которые живут у него в животе. А вот для друга бельчонка – зайчика подойдет гриб, который называется чага и растет на . березе, он лечит желудок и легкие.
Мы сделаем для зайчика и бельчонка откидной календарь ( )
(лист из энциклопедии) чтобы они, всегда знали какие растения, грибы и ягоды нужно есть, когда заболеваешь. Детали для ….. вы сможете получить за победу в дидактической игре.
Ребята, бельчонок послушал нас и побежал в лес собирать ягоды, насобирал полную корзину. И пока нес домой все рассыпал. Давайте поможем ему собрать ягоды, но будем делать это необычно. Поднимаете малеькие ягоды правой рукой, а большие левой и называете летнее явление природы.
Отлично, вы прекрасно справились, а сейчас волшебная доска приготовила для вас еще одно задание, поиграем? Но подойдем мы к ней необычно … с … пойдут к доске как зайчики, а … и … как маленькие белочки.
Игра на смарт доске (за игры зарабатываем условные обозначения для календаря)
Спрашиваем у бельчонка знает ли он теперь какими травами, ягодами, и грибами нужно лечится и уреплять здоровье, дарим ему календарь ( ), который он повесит у себя в дупле.
Источник
Технологическая карта по познавательному развитию для детей младшей группы «Здравствуй, лето!»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Цель: расширение представлений детей о времени года – лете.
Задачи: закреплять представление детей о временах года, о характерных признаках лета, формировать умение сравнивать времена года (п.р.); уточнить и расширять словарь детей по теме «Лето», актуализировать в речи детей названия предметов одежды; формировать фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение (р.р). Развивать у детей умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи (п.р.); содействовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление) — п.р.; стимулировать двигательную активность детей путём смены деятельности; формировать умение выполнять движения легко и непринужденно (ф.р.). Прививать любовь к окружающему миру; воспитывать любознательность, умение слушать друг друга (с.к.р.).
Способствовать созданию положительных эмоций при физической активности.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Педагогические технологии : технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии.
Словарная работа: ярче, футболка, сезон, пищит, распускаются, панамки,
Материалы и оборудование: сюжетные картинки «Времена года», «Признаки времен года», персонаж Незримка Всюсь, д/и «Оденемся на прогулку», макет «Календарь природы»,
Предварительная работа: рассматривание плакатов «Времена года», тематических альбомов «Лето», «Насекомые», дидактические игры «Когда это бывает», «Подбери одежду», наблюдение за насекомыми на участке; сюжетно – ролевая игра «Едем на дачу», подвижные игры «Бабочки и стрижи», «Солнышко и дождик»;
восприятие художественной литературы: В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», З. Александрова «Ромашки»; разучивание пословиц, поговорок и потешек о лете: «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Ой, ду-ду…»; загадывание загадок про времена года; обыгрывание стихотворений (расскажи стихи руками): Э. Успенский «Как мы проводили лето»; В. Орлов «Почему лето короткое»; прослушивание песни «Я на солнышке лежу».
Мотивационный этап (постановка проблемы)
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Внесение персонажа Незримки Всюся.
Ребята, помните нашего друга Незримку Всюся, который постоянно попадает в разные ситуации? (Ответы детей). Так вот, Всюсю опять нужна наша помощь. Он запутался во временах года и не знает, какое сейчас время года, как ему одеваться: когда на улице тепло, надо надевать шубу или все-таки можно надеть шорты и футболку. Вот он сидит дома и не может выйти гулять. Поможем нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
(актуализация уже имеющихся знаний, «открытие» детьми новых знаний, применение нового на практике)
Ребята, отгадайте загадку: приходит она – зеленеют леса, и птичьи повсюду звенят голоса. О каком времени года загадка? (Ответы детей). Правильно, о весне; сегодня последний день весны. Какое время года наступает завтра? Что наступит после лета? А какое время года было до весны? (Ответы детей). Давайте вспомним, в каком порядке идут времена года. Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецововй «Времена года» и сопровождает его показом сюжетных картинок «Времена года» (можно использовать макет календаря погоды).
Нам щедрая осень приносит плоды,
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Приходит весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – всё под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот .
Все времена года идут друг за другом, строго в определённом порядке. Давайте вспомним, что бывает летом и расскажем об этом Незримке Всюсю.
Дидактическая игра «Когда это бывает».
Дети раскладывают картинки с изображением примет к жетонам с соответствующими временами года.
Давайте посмотрим, что получилось. Воспитатель показывает картинку, дети называют признаки лета.
Летом солнце… сильнее светит. Летом становится… жарко , люди носят … лёгкую одежду, летом распускаются… цветы. Летом на лугах появляются… насекомые, летом поспевают … ягоды и фрукты, летом люди… загорают, купаются.
Как можно отдыхать летом? А вы любите летом купаться? (Ответы детей) . Хорошо летом на реке. Солнышко греет, а речка течёт, песенку поё т : «Ссс…» . Споём песенку водички. Ой, а кто это над ухом пищит? «Ззз…» Комар летит. Споем песенку комара. Комары улетели, пора и погулять.
Физминутка «Летом дети плавают».
А чего не бывает летом? Дети выбирают картинки с признаками других времен года, определяют, что не происходит летом, и вешают картинки на фланелеграф.
Летом дети не лепят снеговика; летом не бывает подснежников, летом не опадают листья, летом не замерзает вода.
Давайте поможем Незримке Всюсю одеться на прогулку.
Дидактическая игра «Одень кукол по сезону».
Дети подбирают к куклам картинки с предметами одежды, соответствующей каждому времени года.
Теперь давайте расскажем Всюсю, какие правила нужно соблюдать летом на улице, в лесу, возле воды? (Ответы детей). Правильно, нельзя подходить близко к открытым окнам, нельзя без взрослых купаться в реке, нельзя трогать насекомых и срывать незнакомые ягоды. Фрукты и овощи нужно мыть перед едой, а в жаркую солнечную погоду следует надевать кепки, панамки. Незримка Всюсь говорит вам «спасибо», он теперь знает , как одеваться на прогулку летом, и знает , какие правила поведения соблюдать, чтобы не попасть в беду летом. Он прощается с вами и идет гулять.
Закрепление пройденного материала: Ребята, о каких временах года мы с вами говорили? После какого времени года наступает лето? Что можно делать летом? Какую одежду мы посоветовали Незнайке одевать летом? Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, дома, чтобы не попасть в беду? Мы с вами сегодня очень много узнали об изменениях, которые происходят летом в природе, узнали, как можно отдыхать летом. Я вам тоже желаю летом хорошо отдохнуть, не забывать о правилах безопасного поведения на воде, в природе.
Источник