Конспект ООД «Признаки лета» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обогащение и систематизация детьми знаний о лете Задачи :
· Обобщить и углубить представления детей о лете, изменениях в живой и неживой природе.
· Закладывать основы экологической культуры.
· Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
· Развивать слуховое, зрительное внимание.
· Учить удерживать в памяти последовательность действий и словесные инструкции и выполнять их.
· Расширять и обогащать активный словарь детей, учить употреблять слова — антонимы.
· Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.
· Обогатить детей яркими впечатлениями.
· Поддерживать работоспособность детей в течение всего занятия, создавая положительное эмоциональное настроение.
· Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за происходящими изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о лете, предстоящем отдыхе, дидактические игры.
• словесные: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос,
• наглядные: демонстрация, иллюстрация,
• практические: упражнения, игры.
• репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу
Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам залетел? (воспитатель изображает полет бабочки, которая находится у него в руке) Дети: Бабочка!
Воспитатель: Ребята, а если стало тепло и появилось много бабочек, какое время года скоро наступит?
Воспитатель: Вы правы, ребята, через несколько дней наступит лето! Бабочки начинают появляться в конце весны, а летом их становится очень много! Они все разные и очень красивые. Глядя на них, улучшается настроение и хочется улыбнуться.
Воспитатель: Мне хотелось показать вам фильм о лете. Ой! Кадры фильма перемешались от дуновения ветра. Попробуем их собрать по порядку?
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
— Назовите первый месяц лета, последний.
— Назовите самый жаркий летний месяц .
Дети: июнь, июль, август. (Названия крепятся) Это названия серий нашего фильма.
1.Июнь А кто из вас может ответить, кто такие бабочки?
Воспитатель: Да, ребята, летом очень много разных насекомых! Тот, на кого сядет Бабочка, тот называет насекомое. Только слушайте внимательно друг друга, чтобы не повторяться.
Воспитатель дотрагивается бабочкой по очереди до ребенка, а он называет насекомое
(божья коровка, муха, кузнечик, стрекоза, майский жук, муравей, клоп, светлячок, сверчок, таракан, жук-носорог…) .
Сейчас вам нужно придумать слова противоположного значения.
— Муравей ползает, а бабочка … (летает).
— Стрекоза стрекочет, а комар … (пищит).
— Оса летает, а кузнечик … (прыгает).
— Бабочка порхает, а гусеница … (ползает).
— Комар пищит, а жук … (жужжит).
— Муха летает, а муравей … (ползает).
Воспитатель: Добавим признак лета – изображение насекомых.
Много летом хлопот и у зверей и у птиц. Хотя вокруг достаточно корманасекомых, беззаботных дней в эту пору нет. А почему?
Дети: Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.
— Правильно. У птиц в гнезде появились горластые, прожорливые птенцы. Они широко раскрывают клювы, ждут, когда родители угостят их мошкой.
Воспитатель: Прикрепим к доске изображение еще одного признака лета – гнезда с птенцами.
— Только ли птицы летом учат своё потомство добывать себе пищу?
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Назови детеныша» (с мячом)
Волк – волчонок, Белка – бельчонок,
Лиса – лисенок, Медведь – медвежонок,
Заяц – зайчонок, Бабочка – гусеница, Еж – ежонок, Кукушка – кукушонок, Мышь – мышонок, Лось – лосенок.
Воспитатель: Давайте прикрепим к доске иллюстрацию лесных зверей с детенышами.
2. Июль – второй месяц лета. В народе его называют «сердцем лета»
Знакома с детства каждому Их белая рубашка. С середкой ярко-желтой
Что за цветок? (Ромашка.)
Яркие цветы украшают луга и поля. Цветут ромашки, колокольчики, васильки.
Воспитатель: Изображение цветочной поляны тоже поместим на доску. Воспитатель: А кто-нибудь из вас ходил на луг? Много ли цветов вы там видели? Можно ли собирать букеты на лугах? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Сплети венок» (Из мешочка дети берут по цветку). Встаньте в круг так, чтобы ромашки чередовались с васильками: ромашка, василек, ромашка, василек… Пока играет музыка, все цветы рассыпаются по лугу и танцуют. Как только музыка останавливается, цветы собираются в венок, чередуясь между собой: ромашка – василек. Дети играют под «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Воспитатель: Молодцы, красиво танцевали, а теперь посмотрим, какие еще есть приметы лета.
Август – последний летний месяц.
Август месяц наступает,
Всех людей он награждает. За посильные труды,
Он даёт всем нам плоды. Лето-красно провожай. Собираем … урожай..
В лесу много грибов, ягод, орехов. Поэтому зовут август в народе «хлебосолом».
В конце лета созревает много ягод и овощей. Возьмите на столе картинки с их изображением и расскажите, какое варенье, и сок вы приготовите.
Воспитатель: Добавим признак лета – изображение урожая.
Хотите еще поиграть? Мы с вами знаем игру «Продолжи предложение», вспомнили? Вы любите лето? Вот и расскажите, за что вы любите лето. (Передача мяча)
Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.
Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться в море…
Спасибо вам ребятки за ваши эмоции, за знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить те явления, о которых мы забыли.
Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Гроза)
Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
Крошечное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Всю траву с собой заткали
Ищем, ищем — не найдем! (Роса)
— Крепятся иллюстрации с отгадками.
В чем разница между кадрами фильма и отгадками? Дети: Объекты живой и явления неживой природы.
А какое летом бывает чаще всего настроение? Дети: Радостное, весёлое.
Игра-кричалка « Смешинки» — Если нечем вам заняться Предлагаю посмеяться.
Девчонки будут смеяться так: хи-хи-хи!
Взрослые: хо-хо-хо! Кто себя в стишке узнает Тот смеяться начинает. Голос, чей у нас так звонок Ну, конечно у девчонок (хи-хи-хи)
Кто вечно бегает вприпрыжку Энергичные мальчишки (ха-ха-ха)
Серьезные и рослые бывают
Только взрослые (хо-хо-хо) А кто в ярких здесь юбчонках? Наши милые девчонки (хи-хи-хи) Кто задиры, шалунишки?
Ну, конечно же, мальчишки (ха-ха-ха).
Все молодцы, поработали на славу!
— О каком времени года говорили?
Воспитатель: Мы сегодня говорили о приметах Лета. — Какие приметы лета вы запомнили? (Ответы детей) Скажите, Летом много чего, много кого?
(Ответы детей: цветов, грибов, ягод, дождей, тепла, насекомых…)
Воспитатель: Я попрошу Вас передавать друг другу нашу гостью бабочку и сказать, что особенно понравилось и запомнилось при создании фильма о ЛЕТЕ?
В чём были затруднения.(По желанию) Спасибо вам, вы очень хорошо занимались.
Источник
Конспект познавательного занятия в старшей группе: » Здравствуй лето!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект знакомит детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период. Учит выявлять главные особенности каждого летнего месяца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе « Здравствуй лето ! »
Цель: формировать представления о признаках лета.
Задачи : — развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период;
— развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли;
— воспитывать культуру поведения в природе в летний период; — научить детей выявлять главные особенности каждого летнего месяца;
Предварительная работа : беседы на тему «Лето», заучивание стихов о лете, рассматривание иллюстраций, рисование летних пейзажей.
Материал: карточки с изображением цветов, раскраски, картинки на летнюю тематику.
Ход занятия : — Здравствуйте, ребята, отгадайте мою загадку : Зеленеют луга, В небе радуга – дуга Солнцем озеро одето, Всех зовёт купаться (Лето) .
Воспитатель: Сыграем с вами в игру : «Хлопки». Я буду говорить слова, ваша задача хлопнуть тогда, когда услышите летнее слово. — Снег, цветы, трава, снежинки, радуга, мороз, лёд, дождь, насекомые, коньки, велосипед… — Молодцы!
Воспитатель: Кто догадался, о чём мы сегодня будем разговаривать? Дети: О лете . Воспитатель: — Верно, сегодня мы поговорим о времени года — лето.
— За что мы любим лето? (ответы детей)
— Лето – прекрасная пора, ярких красок, цветов и солнца.
— Какая погода обычно бывает летом? (ответы детей) — Летом очень тепло, из-за этого растёт и цветёт большое количество растений, скажите ребята, а можно ли рвать цветы? (нет)
— Кто может сказать, почему? (ответы детей)
— Верно, цветы нельзя срывать, потому что мы лишаем многих насекомых пищи, а ещё растения выделяют кислород, которым мы дышим. По этому, к растениям нужно относиться бережно.
— Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц, последний. Назовите самый жаркий месяц. (июнь, июль, август)
— Поиграем в игру : «Подбери слова — действия» Солнце… ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Стрекоза … над водой. Муравьи … муравейник. Птицы … весело.
Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) Взвился вверх и полетел. (бег)
— Ребята поиграем в игру «Цветочки», у меня есть карточки с цветами, желающий подходит, вытягивает карточку, но, никому не показывает, какой цветок там изображён, он должен описать его, а все остальные догадаться, какой цветок нарисован.
— А что ещё растёт летом кроме цветов? (овощи, фрукты, ягоды ).
Давайте сделаем гимнастику для пальчиков: -1,2,3,4,5 (з дороваются пальцы). — В лес идем мы погулять (п альцы идут по столу ) . — За черникой, за малиной ( за гибаем по одному пальцу с мизинца). — За брусникой, за калиной, з емлянику мы найдем (cоединяем ладошки корзиночкой). -Маме с папой отнесем.
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю нарисовать лето такое, каким вы его себе представляете.
Итог занятия : — О каком времени года говорили? -Как лучше всего провести лето? — Что больше всего вам нравится в этом времени года? ( Ответы детей).
Источник