Лето джузеппе арчимбольдо картина

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

Огурец в качестве носа, рыбий хвост вместо бороды и цветы вместо глаз — это все не поделки для детского сада, это картины итальянского художника, который жил в эпоху Ренессанса. Так зачем же он писал такие странные портреты?

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

Работы Арчимбольдо выглядят весьма странно на фоне шедевров Микеланджело или да Винчи. Достаточно вспомнить идеального витрувианского человека Леонардо (кстати, о том, какие тайны хранит этот рисунок и почему он так важен, мы рассказывали в другом материале), и странные портреты из овощей, где нос — картошка, а вместо щек — яблоки, покажутся абсурдными. Однако именно этими работами запомнился Арчимбольдо, но почему он их рисовал, до сих пор остается загадкой, которую не могут отгадать. Эти картины полюбились многим последующим поколениям художников, а еще психологам, которые используют их в своей терапии.

«Огородник», 1590 г.

Джузеппе Арчимбольдо жил в XVI веке и был придворным живописцем. Фактически он был обычным художником, каких было немало в эпоху Возрождения: еще ребенком он расписывал с отцом храмы, создавал витражи и гобелены. Благодаря таланту он быстро прославился, и вскоре его пригласили ко двору Максимилиана II в Вену, где он продолжил карьеру художника. Как и все придворные живописцы, он рисовал портреты императорской семьи, делал картины для двора, создавал зарисовки императорских музеев. Вот, например, одна из его известных работ.

Портрет Максимилиана II и его семьи

Но со множеством классических полотен Арчимбольдо рисовал и какое-то безумие: он изображал людей, чьи лица были старательно выложены совершенно разными предметами. И эти картины совершенно удивительны, ведь издалека на них действительно виден человек, а иногда весьма известный. Но стоит присмотреться или подойти поближе, то на портретах можно увидеть овощи, фрукты, убитую дичь, гору книг или шкурки животных. Согласитесь, самый странный и необъяснимый, на первый взгляд, набор вещей?

Император Римской империи Рудольф II в изображении Арчимбольдо (слева) и Йозефа Хайнца-старшего (справа)

При этом Джузеппе Арчимбольдо не оставил никаких записей о себе и о своем творчестве. По какой причине он рисовал подобные портреты, по всей видимости, останется загадкой навсегда. Но его картины полюбились сюрреалистам, а искусствоведы ХХ века вообще называют его дедушкой сюрреализма.

«Флора», 1591 г.

Однако это на первый взгляд картины были весьма странные, в некоторых можно уловить связь и логику. Например, ниже картина называется «Библиотекарь», и в ней все связано с книжной культурой того времени. Помимо книг тут есть занавески, которыми отделяли в библиотеках территории, создавая комнаты. Борода героя выложена из хвостов животных: их использовали в качестве тряпок для пыли. Правда, смысловая нагрузка портрета разнится, и не все видят в этой картине статного библиотекаря. Вероятно, это карикатура на богатых людей, собирающих собственные библиотеки, но никогда не читающих.

Читайте также:  Посадка анютиных глазок летом

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

Контекст можно увидеть и в других портретах: например, ниже картина «Повар», которая выглядит как блюдо с обильными яствами. Но если ее перевернуть, то вполне можно увидеть лицо человека.

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

У Арчимбольдо были и другие картины-перевертыши, например, «Голова и корзина с фруктами». С одной стороны это натюрморт, выполненный весьма искусно, с другой стороны это портрет человека.

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

Какие-то портреты откровенно высмеивали человеческую сущность, деятельность и профессии, например, вот так Арчимбольдо представлял юриста.

Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей

Эти полотна были странными, и некоторые современники Арчимбольдо считали его сумасшедшим. Кстати, к болезням ума он действительно имеет кое-какое отношение, ведь современные психологи иногда используют его картины в терапии. Так, человек, у которого есть поражения в головном мозге, может видеть лишь локальные изображения, а не картину целиком.

«Официант», 1574 г.

Но у искусствоведов есть свое объяснение этим безумным арчимбольдескам: итальянец просто увлекался загадками и головоломками, как и многие деятели Ренессанса, а значит его каламбуры вполне соответствовали моде той эпохи.

Но, конечно, больше всего тайн хранит творчество Леонардо да Винчи: например, мы рассказывали, что художник писал зеркально, и этому есть несколько объяснений.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене — там еще больше интересного и полезного о путешествиях, странах и людях.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Источник

Секреты «Четырех сезонов» Джузеппе Арчимбольдо — феноменального художника XVI века, который объединил еду и искусство

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В этом году исполнилось почти 430 лет со дня смерти Джузеппе Арчимбольдо — итальянского художника, известного своими оригинальными портретами из фруктов, овощей, цветов и рыб. Джузеппе так мастерски изображал эти предметы на холсте, что вся их совокупность образовывает узнаваемое сходство портретной тематики. Искусство Арчимбольдо, как самого радикального и экстравагантного представителя стиля маньеризма, примечательно и тем, что он выдвинул тему параллели между человечеством и миром природы за новые пределы.

Читайте также:  Можно ли прокалывать септум летом

Жанр портретной живописи был одним из доминирующих на протяжении многих веков. Однако, в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо предоставил собственное видение этого жанра, объединив его с натюрмортом и удивив современников своими экстраординарными композиционными решениями.

Знакомство с Максимилианом II

Картины Арчимбольдо были сложными композициями, богатыми как парадоксом, так и аллегорией. Учитывая странное представление Джузеппе о человеческой фигуре, среди ряда искусствоведов идут споры о том, являются ли полотна мастера результатом невменяемого ума или же навеяны эпохой Возрождения, известного своими загадками, символами и новшествами.

Арчимбольдо начал создавать эти причудливые произведения искусства, работая при императоре Максимилиане II. В качестве подарка правителю Арчимбольдо создал две свои самые знаменитые серии: «Времена года» и «Элементы». Максимилиан активно поощрял творчество Арчимбольдо, предоставив художнику доступ к своим коллекциям редкой флоры и фауны, чтобы он мог создавать фантастические лица из природных образцов, которые он наблюдал. Передавая различные времена года через образы человеческих форм, эти коллекции из четырех частей демонстрируют его творческий подход к представлению и олицетворению природы.

«Четыре сезона»

Его серия картин «Четыре сезона», в которой сменные сезоны изображались как серии портретов, составленных из сезонных растений, была особенно популярна. Максимилиану II они понравились настолько, что он заказал второй набор у Арчимбольдо в 1573 году в качестве подарка Августу, курфюрсту Саксонскому.
Эта серия полотен является ярким проявлением маньеризма, которая подчеркивает тесную связь между человечеством и природой. Каждая картина представляет один из сезонов и состоит из тех предметов, которые характеризуют это конкретное время года.

⦁ Весна — улыбающаяся молодая женщина. При внимательном рассмотрении видно, что ее кожа, волосы и одежда — всего лишь иллюзия, и что женщина на самом деле состоит из лепестков и стеблей весенних цветов, которые представлены в мельчайших деталях. Ее лицо состоит из розового и белого цветов с носиком бутона лилии и ухом тюльпана. Волосы состоят из великолепного множества разноцветных цветов, а ее платье представляет собой коллекцию зеленых растений и белого ерша с цветами.
⦁ Лето состоит из сезонных фруктов и овощей, чьи яркие цвета выделяются на темном фоне. Улыбающееся лицо убеждает зрителя в теплой доброжелательности столь же теплого солнечного сезона. На широком, жестком воротнике художник деликатно написал слова «Джузеппе Арчимбольдо — Ф.» F обозначает fecit («он сделал это»). Это способ мастера подтвердить подлинность своего произведения искусства. На плече — дата написания картины 1573 год.
⦁ Осень показывает человека, чье тело представляет собой сломанную бочку, а лицо состоит из груши (нос), яблока (щека), граната (подбородок) и гриба (ухо), все созревшие до разрыва. Это голова довольно плотного взрослого парня и состоит из осенних предметов. Осень демонстрирует плодородие.
⦁ Зима — последняя картина в серии «Четыре сезона», которую Арчимбольдо написал в 1573 году. Это старик, завернутый в соломенную циновку (толстый соломенный коврик защищает старика от холода), с потрескавшейся корой (морщинистая кожа), частично отделенной от дерева, обломанными ветвями и набухшим грибом (рот). Его глаз уже скрыт в глубокой трещине в коре, а ухо является ничем иным, как остатком обломанной ветви. Однако зима у Арчимбольдо не столь сурова: здесь есть и элемент комфорта. На сломанной ветке свисают апельсин и лимон: своими светящимися цветами они дарят тепло этой безрадостной атмосфере. Если приглядеться к циновке, мы можем заметить герб. Именно так художник указывал заказчика картины — Императора.

Читайте также:  Модные женские сарафаны лето

Императору Максимилиану II, эти серии полотен понравились настолько, что он заказал второй набор в 1573 году в качестве подарка Августу, курфюрсту Саксонии. В качестве еще одного выражения своей признательности Император принял участие в фестивале в 1571 году под руководством Арчимбольдо, на котором он и другие члены его двора были одеты в образы времен года.

«Четыре стихии» Арчимбольдо

Кроме того, четыре портрета в более поздней серии «Четыре стихии» Арчимбольдо (1566) — Воздух, Огонь, Земля и Вода — соотносятся с весной, летом, осенью и зимой соответственно. Общий эффект этих двух серий заключается в том, что император Священной Римской империи Максимилиан II (который заказал оба набора картин) воздействует на все на земле вплоть до ее природных сил. В аллегориях четко указано, что под мирным и успешным управлением такие разрозненные элементы и конкурирующие силы могут быть объединены в единое целое. Более того, объединяя предметы и существа в лица, Арчимбольдо демонстрирует, как Император превращает хаос в гармонию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью