Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Летний сад в Санкт-Петербурге
Парки, Сады и Скверы
Краткое описание
Летний сад – старейший парк города, основанный в начале XVIII века возле петровского Летнего дворца в регулярном стиле с чёткой планировкой, шпалерами, боскетами и беседками. Парк включен в Европейскую ассоциацию наследия садов.
История
Весной 1704 года Пётр I задумал построить в молодом городе свою летнюю резиденцию. Выбор пал на место у слияния реки Безымянный Ерик, ныне – река Фонтанка, с Невой, где раньше располагалась усадьба шведского майора Канау. План будущего сада Пётр набросал сам. Он был поражён знаменитыми садами Голландии во время заграничного путешествия с Великим посольством и хотел создать нечто подобное в Петербурге.
Новую резиденцию назвали «Летний дворец царя», сад – «огородом»
В начале XVIII века сад занимал примерно ту же территорию, что и сегодня. От берега Невы до середины участка простирался парадный регулярный парк, а далее, в сторону Мойки – огород с грядками, плодовыми деревьями и оранжереями.
По правилам регулярного паркостроения Летний сад получил чёткую геометрическую планировку. Аллеи разделили его на несколько отдельных квадратных площадок – «боскеты». В них установили яркие клумбы, статуи из белого мрамора, беседки и птичьи вольеры
В саду провели масштабные работы:
- вырыли небольшие водоёмы
- разбили цветники с луковичными растениями
- деревья и кустарники, привезённые из разных концов страны, стригли, придавая их кроне причудливые формы
- для разведения рыбы был создан Карпиев пруд
Парк пересекали длинные крытые зелёные каркасные коридоры, с привязанными липовыми деревцами к ним. В этих аллеях было настолько темно, что днём в них зажигали фонари.
Пережив в петровское время свой наивысший расцвет, Летний сад стал постепенно утрачивать первоначальный облик: реже подстригались деревья, исчезали живые изгороди, изменился состав деревьев и кустарников, не стало оранжерейных растений.
Наводнение 1777 года сильно разрушило сад. Была полностью утрачена система фонтанов. Погиб Лабиринт с фонтанами на сюжеты басен Эзопа. В дальнейшем сад превратился в пейзажный парк, сохранив от своего прошлого лишь прямые аллеи, шпалеры вдоль Фонтанки, и часть скульптур в северной половине сада.
После смерти Петра в резиденции жили члены его семьи. В елизаветинское время резиденция сдавалась на лето. В середине XIX века дворец опустел, а летний сад стал любимым местом прогулок для горожан.
После революции дворцово — парковый комплекс был взят под охрану государства. В 20-е годы здесь открыли музей, который проработал всего три года. Здание стали использовать для различных выставок.
В 1934 году Летний дворец превратился в исторический бытовой мемориальный музей
Во время войны:
- ценности, хранящиеся во дворце, были эвакуированы
- мраморные скульптуры были спрятаны под газоном
- памятник И. А. Крылову и вазу Карпиева пруда укрыли мешками с песком
В дни блокады на газонах сада ленинградские учителя и школьники выращивали овощи. В память об этом одна из аллей называется Школьной. В первую послевоенную весну жители города приходили помогать сотрудникам комплекса: высаживали молодые деревья, засыпали траншеи, восстанавливали газоны.
В 2004 году дворцово — парковый комплекс был передан Государственному Русскому музею. В это же время началась подготовка к реставрации Летнего сада. С 2009 по 2012 года прошла реконструкция центральных боскетов, фонтанов, оранжереи. Сегодня парк открыт для посетителей.
Фонтаны
Намечая план сада, одной из первостепенных задач для Петра стало сооружение системы водоёмов в саду.
При установке первых фонтанов выяснилось, что перепады высот не способны обеспечить необходимый напор воды. В одном из своих путешествий Пётр приобрёл изобретённый англичанином Томасом Соверном паровой насос, который и решил проблему.
Для создания необходимого запаса воды для фонтанов из реки Лиги в пруды — накопители проложили канал. Из прудов вода поступала по трубам на Фонтанку к водовозным башням.
Скульптура
Через своих агентов Пётр I заказывал статуи в Италии. Ему удалось купить подлинные античные произведения, хотя их вывоз был запрещён. Фонтаны сада украшали фигуры из позолоченного свинца, в том числе созданные по мотивам басен древнегреческого писателя Эзопа.
Скульптуры были не только украшением, но и учебным пособием. Их заказывали сериями или парами, и они были посвящены какой-нибудь одной теме, например, древнегреческим мифам. Под скульптурами были таблички с описанием изображённого персонажа.
В 1895 году в Летнем саду был установлен памятник И. А. Крылову скульптора П. К. Клодта. Под умиротворённой фигурой баснописца размещены по граням пьедестала горельефы с изображением зверей, героев его басен. Это был первый в Петербурге памятник русскому литератору.
Скульптура Летнего сада является его гордостью. В Европе практически не сохранились такие большие собрания садовой скульптуры.
Сегодня коллекция Летнего сада включает 92 экспоната
Однако в саду можно найти два оригинальных экспоната:
- скульптурная группа «Мир и победа»
- четырёхгранный столб, завершенный головой Вакха
Ограды
В связи с обустройством набережной Невы в конце XVIII века вдоль северных границ парка была установлена ограда, созданная по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Её металлические звенья были выкованы на тульском заводе купца Денисова. Цоколь, колонны, увенчанные вазами и урнами, выполнены из финского гранита.
Решётка сада – один из лучших примеров архитектуры классицизма. Строгая простота рисунка, изумительные пропорции, ритмичное чередование гранитных колонн и металлических звеньев создают впечатление одновременно лёгкости и монументальности.
Ограда Летнего сада со стороны Мойки отлита по рисункам архитектора Л. Шарлеманя и установлена в 1826 году. Со щитов в серединах повторяющихся звеньев пугающе смотрит на прохожих лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей.
Экскурсии
В боскете «Красный сад» летом проходят бесплатные экскурсии сотрудника Летнего сада ботаника Мельникова Виктора Юрьевича.
Группы встречаются в полдень у Красного сада
Источник
Как прекрасен этот мир!
Страницы
среда, 24 августа 2016 г.
Фонтаны и боскеты Летнего Сада
Фонтан на третьей площадке не имеет собственного названия. В результате изучения исторических документов было установлено, что этот фонтан был сооружён в 1708 году.
В период царствования Анны Иоанновны (1725—1750) — архитектор Ф. Б. Растрелли возводит в Саду деревянный дворец (1732) для Анны, фасадом он выходил на набережную Невы.
Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была акцентирована, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Партер Летнего сада располагался перед окнами дворца Анны Иоанновны. Воссоздан в своих исторических границах на основе документов XVIII века.
Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — фонтан «Коронный».
Боскет «Французский партер»
В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшался свинцовыми золочеными скульптурами его же работы (все сооружение погибло в период 1777—178б годов). В 1786 году каскад был разобран окончательно, а в 1855 году на площадке каскада установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.
Боскет «Крестовое гульбище»
Он представляет собой две крытые пересекающиеся аллеи, образующие в плане крест. В центре располагается фонтан. Первоначально он был украшен скульптурой «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (ныне утрачена). При воссоздании фонтана в 2010 году установлена «Нереида» ― статуя того же мастера (современная копия).
21 сентября 1777 году произошли буря и то самое наводнение, которое разрушило фонтаны.
Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма). По фонтанам Летнего сада получили наименования река Фонтанка и сад «Прудки».
Незадолго до этого, Екатерина II к Летнему Саду повелела сделать ограду. В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей. Автором проекта ограды Летнего сада бы Петр Егоров. Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.
В последующие годы в Летнем Саду появляются Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827).
В 1839 году шведский король Карл XIV уже Николаю I передал в подарок гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.
Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между Карпиевым прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада.
Большие изменения коснулись и Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.)
В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды. В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.
С того момента и до 2003 года Сад больше не претерпевал никаких изменений, пока не утвердили проект масштабной реконструкции в 2008 году. Именно поэтому теперь, когда я приехала сюда спустя 10 лет (последний раз я была тут в 2006-2007 годах) этот замечательный уголок я совсем не узнала. Если раньше Сад производил на меня впечатление как тихий, уютный, зелёный скверик со скульптурами и лавочками, где мы с мужем будучи молодожёнами, слушали птиц, пили ароматный шоколадный чай и мечтали. то теперь — это прекрасный дворцовый парк, впечатляющий величием и блеском императорской России, гуляя по которому чувствуешь благоговение перед культурным наследием великой страны.
Другие статьи серии «Петербург и окрестности»
Источник