Лексическая тема «Лето» для изучения в старшей группе № 8
Будем летом мы играть: Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.
Будем бегать, загорать Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.
И грибочки собирать Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».
Дыхательная гимнастика
«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.
«Цветы распускаются»
Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.
Понедельник
Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.
— Назовите самое теплое время года.
— Назовите первый месяц лета, последний.
— Назовите самый жаркий летний месяц.
жук — комар; муравей — муравейник; дуб —роза; колокольчик — береза.
— АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом буду я гулять
— АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем загорать
— РА – РА – РА — на улице жара
— РА – РА – РА – гуляет детвора
— КЕ – КЕ – КЕ — загораем на песке
— ОК – ОК – ОК — мы польем песок
— ТА – ТА – ТА — летом красота
— ТЫ – ТЫ – ТЫ — распускаются цветы
— АВЫ – АВЫ – АВЫ — летние забавы
— АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом будем отдыхать
— АЧУ – АЧУ – АЧУ — едем мы на дачу
— ОК – ОК – ОК — в песочнице песок
— АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю
— АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате
— НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки
Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.
· Какое новое слово можно составить из двух? Объясните значение этих слов.
сено косит — сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
разные цветы — разноцветный
· Повтори чистоговорки
Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в кузовок.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все грибы.
Су-су-су, су-су-су, зебру видели в лесу
Са-са-са, ночью выпала роса.
Ру-ру-ру, съешь мороженое в жару!
Дю-дю-дю, радуемся мы дождю.
Дм-дём-дём, м ы намокли под дождем.
Лете-лете-лете, будем вспоминать о лете.
· Игра «Хлопаем — топаем». Развитие мышления и слухового внимания.
Летом птицы улетают на юг. Летом жарко.
Летом в лесу много ягод. Летом звенит капель.
Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом животные готовятся к зиме.
Январь — первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.
Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.
· Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
— Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, боль шое и т.д.
— лето: жаркое , теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное .
— погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная, безветренная, ясная, тихая)
— облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозовые, слоистые)
-небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, голубое, облачное)
— день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, ясный, пасмурный)
— дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, грибной, проливной, продолжительный, затяжной)
— ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий).
— воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный, пыльный)
· Дидактическая игра «Подбери слово-действие»
· Ответьте на вопросы.
Когда бывает прохладнее — в солнечную или пасмурную погоду? Когда бывают самые жаркие дни — летом или весной? Когда солнце светит ярче — летом или осенью?
· «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.
· Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».
погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный
ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое
· Игра «Я — не я».
Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.
· Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладоши, если такое явление наблюдается летом.
Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шерстку на серую. И т.д.
· Тексты для прослушивания и беседы.
КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.
После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.
С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.
Что появилось в лесу в начале лета? О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают? Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?
Просмотров всего: , сегодня:
Источник
Лексическая тема: «Лето»
картотека по развитию речи (старшая группа)
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.
Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход игры. Дети слушают предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть
хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.
Летом птицы улетают на юг.
Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом животные готовятся к зиме.
Январь — первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.
Игра: «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.
Ход игры. Загадываем детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.
— Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?
—Правильно на картине будет изображено лето.
А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.
Жаркий шар на небе светит,
Утром смотрит к нам в оконце,
Рад умыться в летний. (дождик).
Игра: «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов и повторить их по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.
Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.
Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается
самим подобрать однокоренные слова к заданным.
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Предлагаем детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
Игра: «Составь предложение из слов»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить
предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры . Предлагаем детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.
Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Называем слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.
одуванчик — диванчик — стаканчик.
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Предлагаем детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;
Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход игры . Предлагаем детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Клади по ягодке, наберёшь кузовок.
Одна пчела много мёду не наносит.
Готовь летом сани, зимой — телегу.
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
Разжал Вася кулак, а там нет ничего!
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
Зачем мама пошла на речку?
Кто пошёл на речку с мамой?
Почему Вася потянулся к воде?
Удалось ли Васе поймать рыбку?
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой. После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина. С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.
Что появилось в лесу в начале лета?
О чём рассказывают ребята?
Куда они ходят за земляникой?
Что появляется в лесу после тёплых дождей?
О каких деревьях говорится в рассказе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова «Перед сенокосом» по лексической теме «Лето», «Растения луга».
Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова «Перед сенокосом» с помощью предлагаемой автором мнемота.
Лексическая тема:»Лето»
Материал для детей старшей и подготовительной группы по лексической теме «Лето». Художественная литература, пальчиковые игры, физкультминутки,игры.
Лексическая тема «Лето»
Лексическая тема «Лето». Материалы.
В данном материале содержаться: стихи, загадки, пословицы и поговорки к лексической теме «Весна».
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЛЕТО»
В данном материале собраны упражнения по развитию речи по лексической теме «Скоро лето!».
лексическая тема «Лето», Консультация для родителей «Детям о лете»
лексическая тема «Лето», Консультация для родителей «Детям о лете».
Источник