Главные новости Калужской области
Под стать обители – природа
В августе нынешнего года одному из старейших российских монастырей — Свято-Лаврентьеву в Калуге — исполняется 500 лет. «Калужские губернские ведомости» начинают публикацию статей, посвященных этому знаменательному событию.
Если окинуть взглядом территорию, на которой расположен Свято-Лаврентьев монастырь, то можно понять, что монастырь, как драгоценный бриллиант, сияет в окружении живописных мест.
Природный ландшафт монастыря и территории вокруг него разнообразен. Монастырь расположен на горе. Это часть плато, на котором лежит Калуга. С севера и востока от монастыря расположены овраги. С севера овраг прорезан руслом ручья Железинка (Железна), впадающего в Яченку. На склонах этого оврага произрастает сосновый массив Лаврентьевской рощи, имеются выходы родниковых вод на улицах Широкой и Садовой. К югу вниз от монастыря лежит котловина широкой поймы Яченки. До постройки Яченского водохранилища пойма была занята разнотравными заливными лугами, пашней и огородами горожан. На речке было три мельницы. С запада — бескрайний зеленый массив Калужского бора. С восточной стороны – высокая надпойменная терраса, прорезанная оврагами с родниковыми ручьями. Монастырь как бы парит над окрестностями, виден издалека, и его местоположение очень выгодно для обороны. Известно, что до XVII века он был крепостью.
Природная составляющая территории самого монастыря — парк, пруд и источник – решением Калужского облисполкома от 16.09.1991 года объявлена памятником природы местного значения.
Сделано это было с целью сберечь то, что еще осталось, по возможности восстановить и благоустроить, защитить от «дикой» приватизации в 90-е годы прошлого века, а также отдать дань уважения природно-историческому и культовому памятнику.
При описании границ Калужского бора после 1630 года указано: с северной стороны «…в меже Лаврентьевского монастыря – с землей калужских посадских людей…», так как бор принадлежал калужанам и граничил с землей монастыря. Калужский бор — этот многовековой сосновый массив, возникший за много лет до Калуги, был свидетелем расцвета монастыря и его разрушения. Бор сохранился в своих границах с XVIII века. Возраст насаждений свыше 200 лет. Некоторые сосны достигают возраста 350 лет.
С севера к монастырю прилегала некогда богатая и живописная дворянская усадьба Железняки, названная по имени близлежащей деревни, которая, в свою очередь, была названа так из-за залежей серного колчедана, из которого выплавляли железо с незапамятных времен. Ямы от поверхностной добычи минерала до сих пор находятся в окрестностях деревни Железняки.
На северо-востоке расположена Комсомольская роща, которая ранее называлась Лаврентьевская. Это памятник природы местного значения, имеющий большое экологическое значение для оздоровления городской среды. Роща была излюбленным местом прогулок и отдыха калужан.
Самое вдохновенное описание Лаврентьева монастыря оставил нам иеромонах Леонид (Кавелин).
С первых же страниц своих записок он отмечает, что монастырь замечателен весьма красивым местоположением по видам, открывающимся из сада, поэтому «он есть редкий из архиерейских домов». Таким образом, подчеркивается особое значение окружающего ландшафта для славы самого монастыря.
Но чтобы судить о красоте этой обители, считает о.Леонид, надо было посетить монастырский сад и полюбоваться теми видами, какие открываются из него на город, на низменные луга, по которым течет Яченка, и на леса противоположного ее берега или взглянуть на монастырь из-за Яченки со стороны городского бора, откуда представляется взору полукруглая, довольно высокая гора, покрытая сплошь от подошвы до вершины развесистыми деревьями, из среды коих виднеются глава соборной церкви и верх величественной колокольни.
Преосвященный епископ Евлампий, управлявший Калужской епархией с 1803-го по 1813 год, начал, а преемники его, преосвященные Евгений и Антоний, окончили разведение при монастыре сада, в который была обращена дикорастущая по скату холма роща. Сад этот, по сказанию старожилов, явился — как бы по мановению волшебного жезла — в один день. Дело происходило так.
Преосвященный Евлампий еще с осени назначил направление дорожек, места куртин и секретно приказал заготовить побольше топоров, кирок, лопат, граблей и других садовых инструментов. С наступлением весны он пригласил к себе семинаристов с их наставниками начиная с ректора. После сытного завтрака гости были приглашены прогуляться в рощу. Здесь преосвященный объявил гостям о своем желании обратить рощу в сад, перекрестился, взял топор и начал рубить ненужные по плану деревья, другой топор подал ректору. Увидев это, все смекнули, в чем дело, и, желая угодить любимому архипастырю, тоже потребовали топоры, кирки, лопаты, которых принесено было несколько сотен. Работа закипела.
До полудня были вырублены лишние деревья и очищено место, а после полдника все снова принялись за работы: были проведены дорожки, посажены по означенным линиям деревья, устроены куртины, набиты столбы для беседок. А ввечеру преосвященным были приглашены из города почетные гости погулять в саду, возникшем в один день.
Весь монастырь обнесен каменной высокой оградой, которая построена в XVIII столетии. На ее углах — четыре небольшие башни. По окраинам аллей устроены куртины из благоухающих весной кустарников, а в них — скамейки, откуда открываются пленительные виды: к северо-востоку — на привольно раскинувшуюся по склону горы подмонастырскую слободу, а на противоположной высоте — деревня Железняки.
По учету, проведенному на территории Лаврентьева монастыря 27 октября 2013 года, выявлено наличие старовозрастных деревьев, имеющих большое эстетическое, историческое и экологическое значение. Был проведен сплошной пересчет деревьев с измерением их диаметра с помощью мерной вилки, а там, где толщина деревьев была велика, — мерной лентой с последующим вычислением диаметра.
Поражает наличие фруктовых деревьев. Это пять яблонь, и хотя возраст их велик, некоторые из них плодоносят. Сохранилась одна груша в хорошем состоянии, но неплодоносящая. Может, это единственный экземпляр от исторических посадок епископа Евлампия? Хотя маловероятно, что она прожила более 200 лет.
Общая планировка территории вокруг стен монастыря сохранилась малонарушенной благодаря крутизне склона и малодоступности. Сохранилась идущая вокруг склона прогулочная терраса шириной 5 метров, на которой некогда стояли скамейки. Она проходит ниже места беседки, которое можно обнаружить на южном склоне монастырского холма. Это место обсажено до сих пор сохранившимися кустами сирени и шиповника. Прекрасен открывающийся с места беседки вид, напоминающий картину И.Левитана «Над вечным покоем». Это благодаря построенному в 70-е годы ХХ века Яченскому водохранилищу, изменившему исторический ландшафт. По описаниям прежних лет, из беседки можно было увидеть Оку, теперь взгляд упирается в дамбу. На месте губернаторской дачи — Музей истории космонавтики и ракетно-космический комплекс «Восток», доминирующий над берегом и водной гладью водохранилища. На месте Симеонова городища — современные коттеджи. Не украшает склон монастырского холма и многочисленное насаждение тополей, которые были посажены в 60-е годы ХХ века. Быстрорастущий тополь уже сейчас приблизился к своему предельному возрасту. Не будет большой потерей, если тополя будут убраны и восстановится исторический вид ландшафта.
Большая часть территории парковой зоны заросла самосевом сорных пород деревьев и кустарников. Пруд находится в заросшем состоянии, а источник, из которого брали воду в прежние времена на восточном склоне оврага в конце ул. Гамазейной, заилился и почти не используется. Однако следует отметить как положительный тот факт, что в основном потери ландшафта не были катастрофическими и при возможности еще можно восстановить и приумножить былое великолепие монастырского парка и окрестностей.
В девяностые годы прошлого века я была свидетелем того, что не все калужане были равнодушны к плачевному состоянию территории вокруг монастыря. Многие местные жители использовали старый пруд как место для свалки бытовых отходов. Но однажды я увидела на дереве плакат-воззвание: «Не сорите, не грязните, накажет Бог и участковый Самохин».
В 2003 году мы с известным калужским краеведом Людмилой Калашниковой по благословению игумена Пафнутия почистили от бытовых отходов территорию возле источника на ул. Широкой. Набралось на целую машину! Другой краевед, Виталий Легостаев, организовал самосвал и вывез мусор. Когда через год мы пришли, чтобы посмотреть, в каком состоянии эта территория, нас узнали и накинулись с упреками: почему так долго не приходим и не убираем за всеми мусор? По этим двум эпизодам смею предположить, что в жизни святой праведный Лаврентий не был грустным человеком и любил пошутить.
И в заключение хочу сказать, что сегодня мы присутствуем при историческом событии — восстановлении Свято-Лаврентьева монастыря. Могли ли мы еще лет тридцать назад подумать об этом? Но надежда была, об этом свидетельствует и статья в газете «Весть» от 2 апреля 1997 года, названная: «Цветущие сады Лаврентьевского монастыря. Вернутся ли?». Движимые этой надеждой, мы старались сохранить природное окружение места упокоения святого праведного Лаврентия, калужского чудотворца.
Людмила ПАУТОВА, краевед.
Фото Алексея Сарлейского.
Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Источник
Калуга. Лаврентьев монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В черте современной Калуги действует древняя Лаврентьевская пустынь XVI века. (см. Приложение II о прав. Лаврентии Калужском). Это берег речки Яченки, в нескольких километрах к северо-западу от исторического центра города. Главной святыней монастыря было и остаётся место захоронения св. прав. Лаврентия (мощи его почивают в земле под спудом). В Смутное время монастырь был полностью разорён – в 1617 г. Восстановлен в 1622 г. На щедрые пожертвования активно отстраивался в дереве и камне в XVII – XVIII вв. В 1764 г. по реформе Екатерины II стал Третьеклассным.
В 1776 – 1800 гг. в монастыре размещалась только что открывшаяся Калужская духовная семинария. С 1799 г., с самого образования епархии, обитель стала летней архиерейской резиденцией (традиция эпохи: по одному монастырю-архиерейскому дому было в каждой епархии и обычно для этой роли выбирался либо крупный городской, либо самый ближайший пригородный монастырь). Обитель тогда украшали 3 храма: Рождественский собор (в 1650 г. деревянный, освящён в честь Рождества Богородицы, с 1739 г. – каменный, переосвящён в честь Рождества Христова), надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы 1723 г. и домовая преп. Сергия Радонежского 1823 г. В советское время все храмы были разрушены, остались лишь жилые корпуса.
В настоящее время в бывшем архиерейском корпусе возрождён домовой храм – пока единственный в обители. На месте разрушенного Рождественского собора стоит лишь часовня (1995 г.), символически обозначая сокрушённый престол. Над предполагаемым местом захоронения преп. Лаврентия 6 ноября 1993 г. установлен крест. Сам мужской монастырь (в статусе архиерейского подворья) вновь действует с декабря 1994 г. Из совсем не сохранившихся монастырей Калуги можно назвать Крестовский, основанный в 1830 г. на средства дворянина Чебышева на городской заставе. Монастырь хранил чудотворный крест начала XVII в., бывший как бы «заступлением и забралом» города Калуги. Такие «защитительные» или «поклонные» кресты стояли на подступах к многим городам. В советское время обитель с единственным храмом Воздвижения Животворящего Креста была разрушена.
Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml
Е. Лаврентьев Рождественский монастырь, кафедральный, близ Калуги, на реке Ячейке. Основан в половине XVI века. В соборе почивают под спудом мощи преподобного Лаврентия (см. 10 августа); над ними медная высеребрянная рака. Ежегодно 18 июля бывает крестный ход из монастыря кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления преподобного Лаврентия совершается крестный ход из Калуги в монастырь. При монастыре школа и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. и находившегося в нескольких километрах к северо-западу от г. Калуги на левом берегу р. Яченки. Этот храм посещал праведный Лаврентий Калужский. В настоящее время территория монастыря входит в черту города.
Сведения о зарождении монастыря относятся ко времени кончины праведного Лаврентия. По желанию князя Симеона на месте подвигов Святого возникла иноческая обитель, которая сначала называлась Рождественской, а затем Лаврентьевской. Первый игумен обители Серапион упоминался в 1564 г.
История Лаврентьева монастыря была тесно связана с историей г. Калуги в Смутное время. В 1610 г. в стенах обители укрылся Лжедмитрий II, бежавший в Калугу из Тушинского лагеря. В октябре 1617 г. около монастыря произошло сражение русских войск под командованием князя Пожарского с армией польского короля Сигизмунда, и тогда обитель была разорена. Монастырь начал восстанавливаться только после 1622 г. С 1708 г. он возглавлялся архимандритом.
С 1732 г. внутри обители велось каменное строительство. По учрежденным в 1764 г. духовным штатам Свято-Лаврентьев монастырь был причислен к третьему классу и имел настоятеля, 11 монахов, вольного писца и 8 служителей.
В 1776 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в монастыре расположилась вновь учрежденная духовная семинария. Тогда же к настоятельским кельям был пристроен семинарский корпус. Семинария располагалась здесь до 1800 г. С открытием в 1799 г. Калужской епархии Лаврентьев монастырь стал летней архиерейской резиденцией.
К началу XX в. в комплекс монастырских зданий входили 3 каменных храма. Соборный двухэтажный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1650 г. Нижний этаж был теплый, престол освящался 3 раза. В первый раз в 1650 г. – в честь священномученика архидиакона Лаврентия; второе освящение состоялось в 1790 г. – в честь святителя Григория Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского; третье – в 1855 г. в честь праведного Лаврентия Калужского. Верхний этаж в начале был деревянным, а в 1739 г. на пожертвования А.А.Гончарова был перестроен каменным. Престолы верхнего этажа были освящены в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. В 1723 г. был построен надвратный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который являлся приходским для монастырских крестьян слободы Подзавалье и д. Турынино. В 1823 г. при архиерейских покоях был устроен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
Кроме храмов, в комплекс зданий монастыря входили: каменная колокольня, корпуса и кельи для братии. В XVIII в. он был обнесен каменной оградой с 4 небольшими башнями по углам. Сохранилась аллея парка, заложенного в 1809 г., с посадками липы, березы, дуба, вязов. Вокруг монастырских стен находился фруктовый сад. По сохранившимся сведениям, сад был посажен семинаристами под руководством Преосвященного Евлампия (Введенского). Некоторые плодовые деревья сохранились до настоящего времени. На восточной стороне находился пруд с плотиной.
На территории Лаврентьева монастыря располагался некрополь, где были похоронены многие известные калужане, священнослужители и монашествующие, герои Отечественной войны 1812 г. 22 августа 1915 г. в связи с торжествами, посвященными 400-летию со дня кончины праведного Лаврентия, монастырь посетила Великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна.
Монастырь был закрыт в 1918 г., и с 15 августа того же года здесь находились Калужские пехотно-командные курсы. В мае 1920 г. на его территории был размещен лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел Калужского губисполкома. Здесь содержались политические заключенные, уголовники и военнопленные. В 1920 г. на 100 лагерных коек приходилось 317 заключенных. В 1921 г. по приказу коменданта лагеря с помощью кузнечных молотов были разбиты скульптурные надгробия Лаврентьевского некрополя. В мае 1921 г. сюда были этапированы 230 тамбовских крестьян, участников восстания «Союза трудового крестьянства», возглавляемого А.Антоновым. В связи с этим в ноябре 1921 г. было решено нижний этаж храма Рождества Христова приспособить под тюремное здание. Тогда здесь была закрашена стенная роспись и установлены нары и печи. Музейные работники успели спасти только часть икон и утвари.
23 марта 1929 г. на заседании фракции ВКП(б) Калужского горсовета, возглавляемого Абаршалиным, среди прочих было вынесено постановление о ликвидации Лаврентьева монастыря. 27 марта того же года, по договоренности с Абаршалиным и секретарем губиспокома Марцинковским, было получено разрешение московского специалиста Главнауки Н Левинсона и члена коллегии Наркомпроса Эпштейна на снос соборного Христорождественского храма. В одном из уцелевших зданий разместилась общеобразовательная школа, другие были заселены. На территории монастыря, в том числе и на участке некрополя построены домики-времянки, в которых по настоящее время проживают люди.
В 1988 г. здесь располагалась реставрационная мастерская, а в северо-восточной части была построена школа. В 1991 г. историческая территория монастыря, включая монастырские сады, парк, пруд и родник, была объявлена памятником природы местного значения.
6 ноября 1993 г. над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут и освящен архиепископом Климентом деревянный крест и возжена неугасимая лампада. Осенью 1994 г. Калужской епархии была передана часть помещений единственного сохранившегося здания бывшего архиерейского дома, и 29 декабря 1994 г. там было образовано Архиерейское подворье –– Калужский Свято-Лаврентьев монастырь, настоятелем которого был назначен игумен Пафнутий (Морозов).
В настоящее время в части здания, переданной Церкви, оборудован домовый храм, который действует как приходский, формируется монашеская община. Регулярно совершаются богослужения. Каждое утро перед чтимой иконой праведного Лаврентия служатся молебны. В воскресные дни вечером поется канон с акафистом Святому. В 1995 г. на месте алтаря разрушенного Рождественского собора была возведена и освящена часовня в честь праведного Лаврентия. Каждый год 23 августа, в день памяти праведного Лаврентия, в монастыре на месте Рождественского собора под открытым небом совершается Божественная литургия. Часовня в это время становится алтарем, а все пространство перед ней – храмом.
Источник