Лавиния фонтана портрет семьи гоццадини

Интересная история к необычному портрету

Лавиния Фонтана.Портрет Антуанеты Гонзалес. 1595г,замок Блуа,Франция.

Этот необычный портрет кисти итальянской художницы Лавинии Фонтаны был написан в 1595 году и приобретен музеем замка Блуа сравнительно недавно — в 1997 году. На нем изображена маленькая Антониетта Гонсалес — младшая дочь Педро Гонсалеса . Он родился около 1537 года на испанском острове Тенерифе, входящем в архипелаг Канарских островов. С самого детства он был подвержен редкой генетической болезни, связанной с повышенным ростом волос — гипертрихозом.

В письме,которое держит девочка, написано.«С Канарских островов был привезен к светлейшему Генриху королю Франции дон Пьетро, дикий человек, ныне находящийся при светлейшем герцоге Пармы, и который породил меня, Антониетту, и теперь я нахожусь подле синьоры донны Изабеллы Палавичини, синьоры маркизы ди Соранья».

Сохранившиеся портреты Педро Гонсалеса изображают человека, чье лицо полностью покрыто густыми волосами. В возрасте 10 лет он попал ко двору Генриха II. Случай Педро Гонсалеса — первый известный науке случай заболевания гипертрихозом, всего же за историю наблюдений таких диагнозов поставлено не более пятидесяти.

В 1573 году Педро женился на здоровой женщине и обзавелся детьми, которые унаследовали его редкое заболевание. В семье появились три девочки, больные гипертрихозом: Маддалена, Франческа и Антониетта, и два сына — Энрико и Орацио. Еще одному ребенку — Паоло — посчастливилось родиться без этого заболевания, а младший сын Эрколе умер вскоре после рождения, так что о нем и вовсе ничего не известно. Некоторые внуки Педро также страдали от избытка волос на теле, так что на семью Гонсалес приходится внушительная часть всех известных науке случаев заболевания гипертрихозом.

Диковинная внешность Педро Гонсалеса не могла не вызвать интерес у людей, воспитанных на разного рода небылицах: в лучшем случае его принимали за дикого человека, в худшем — за неизвестное науке животное. На одном из дошедших до нас портретов Педро изображен на фоне пещеры, а по легенде Генрих II даже выстроил для удовольствия своего любимца искусственную пещеру в парке одного из своих дворцов .Как бы то ни было, никто не заставлял Педро жить в пещере, а напротив: он получил самое тонкое по тем временам образование и даже забавлял ученую публику, разговаривая на латыни. При дворе он имел небольшую должность и служил помощником разносчика королевского хлеба .

Несмотря на свою необычную внешность, «люди-обезьяны», как их называли, пользовались большим расположением французского двора вплоть до смерти Екатерины Медичи, но после вынуждены были покинуть Францию и обосноваться при дворе герцога Пармского. Старший сын Энрико был женат целых четыре раза, последний раз в возрасте 60 лет, и все его жены были значительно моложе его.

Из сестер только старшая Маддалена вышла замуж. Антониетта попала в свиту маркизы ди Соранья, и, возможно, именно по заказу маркизы был изготовлен портрет, хранящийся ныне в замке Блуа.
Педро Гонсалес умер около 1618 года, дата смерти его детей до сих пор остается неизвестной, но считается, что Антониетта умерла достаточно рано.

Источник

Портрет семьи ГоззадиниPortrait of the Gozzadini Family

Портрет семьи Гоззадини ( La Famiglia Gozzadini ) — это картина 1584 года, написанная маслом на холсте болонской художницей Лавинией Фонтана . В настоящее время он висит в Национальной пинакотеке в Болонье.

Содержание

Картина

На этой картине маньеризма изображены Лаудомия Гоззадини, комиссар картины, и ее сестра Джиневра на переднем плане, их отец, сенатор Улиссе Гоззадини, сидящий с ними, и их мужья Камилло и Аннибале, стоящие позади. Улисс и Джиневра, которых связывает его рука на ее руке, умерли во время написания картины. Между ней и ее покойной семьей рука Лаудомии лежит на собаке, символе верности, возможно, символизирующей ее верность их памяти. Две женщины одеты в полные свадебные регалии, Лаудомия — в ярко-красный цвет, который отличает ее от других, более нейтрально одетых людей. Меч и крест Камилло указывают на то, что он рыцарь Португальского Ордена Христа , а бумага в руке Аннибале может намекать на его контроль над финансами сестер.

Комиссия

Предполагается, что Лаудомия Гоззадини заказала этот портрет как заявление о ее законности и имущественных правах. Переписка показывает, что Аннибале, исполнитель завещания Улисса, задолжала Лодомии деньги; по поводу этого конфликта она подала на него в суд. Раскрашивание сестер в их декадентских свадебных украшениях, приобретенных их отцом, интерпретируется как напоминание о том, что деньги, которые они принесли с собой в брак, в конечном итоге являются их собственным наследством и не должны удерживаться у них их мужьями. Композиционная поддержка этой теории включает рендеринг сестер перед их мужьями, занимающих гораздо больше места, свет падает прямо на их лица, в то время как их мужья исчезают на темном фоне.

Читайте также:  Бассейн красково томилино малаховка

Источник

Новое в блогах

ЖЗЛ (ЛАВИНИЯ ФОНТАНА. МАТЬ — ГЕРОИНЯ И МАСТЕР-ПОРТРЕТИСТ)

24 августа 1552, Болонья — 11 августа 1614, Рим

Lavinia Fontana Self-Portrait at the Spinet 1577 г.

Итальянская художница болонской школы периода раннего барокко.
Женщины той эпохи не допускались в классы Академии художеств, поэтому возможность получения художественного образования была только у женщин, родившихся в семьях художников.

Лавиния была дочерью успешного художника Просперо Фонтана.

Просперо Фонтана
Prospero Fontana

1512, Болонья — 1597, Рим

Итальянский художник-портретист эпохи Ренессанса, близок к маньеризму.
Учился у Инноченцо да Имола. Просперо Фонтана был последователем Рафаэля, и в начале своей карьеры помогал художнику Перино дель Вага в росписи Палаццо Дориа в Генуе. Просперо работал во многих итальянских городах, в частности, в Риме и Флоренции.

Prospero Fontana Adoration of the Shepherds

В 1548 он переехал из Рима в Болонью, в 1550 году выполнил фрески в доме Константина Виолы в Болонье.
В качестве художника-портретиста был представлен самим Микеланджело папе Юлию III и некоторое время даже получал жалованье от папского престола.

Prospero Fontana Pieta

В 1550-51 он руководил украшением Бельведер Ватикана в Риме для папы Юлия III, а 1551 выполнил фрески добродетелей в Палаццо Bocchi в Болонье.
В начале 1553 года Просперо был еще в Риме, где работал с Таддео Цуккаро над украшениями виллы Giulia.
В течение этого заключительного периода в Риме также закончил украшение Флорентийского дворца Бальдуфно дель Монте, брата Папы Юлия III.

Проспер Фонтана Holy Family with St Jerome, a female martyr and the infant St John.1553–55 г.г.

В1560 году Просперо Фонтана недолго работал в Фонтенбло во Франции, помогая Приматиччо в оформлении декора дворца.
Кроме этого, известно, что Фонтана в 1563-65 годах ассистировал Джорджо Вазари в его мастерской во Флоренции. И в 1565 году была принят в члены флорентийской Академии художеств.
Но, в конце концов, он все же поселился в Болонье, где стал первым учителем Лодовико Карраччи.

Проспер Фонтана Portrait of an Astronomer 1565 г.

Поздний стиль Фонтаны выдаёт влияние Микеланджело.
В 1570 он участвовал в оформлении перестроенной церкви Сан Пьетро в Болонье.
В 1572 году получил заказ от Паоло Вителли на исполнение фресок «Storie dei fatti dei Vitelli» во дворце Вителли S. Egidio, где он работал в период между мартом 1572 и июнем 1574.
Фонтана продолжал писать до 1590 года, после чего не смог приспособиться к реформам болонской живописи, которые предложил его же ученик Карраччи.

Глава 2. Путь к славе

Естественно, именно отец и обучал дочь азам мастерства.

Prospero Fontana Portrait of Lavinia Fontana

Источники пишут, что и сам Людовико Каррачи, впоследствии основавший Болонскую Академию художеств, выступал в роли учителя Лавинии, хотя они были практически ровесниками, и оказал на ее творчество большое влияние.
Связывают Лавинию и с именем Вазари, поскольку тот был известным коллекционером и большим поклонником античности. Поэтому, когда отец Лавинии ассистировал Вазари, девочка имела прекрасную возможность познакомиться с античными скульптурами и живописью Средневековья.

Выйдя за рамки традиционных для женщин-художниц ее времени натюрмортов, Лавиния Фонтана рисовала не только в основном портреты, которые считались также типичным предметом для живописцев — женщин, но и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские и мужские обнаженные фигуры.

Лавиния Фонтана Одевание Минервы 1613 г. Галерея Боргезе, Рим

Lavinia Fontana The Holy Family with Saints Jerome and Catherine and the Infant Saint John the Baptist.

В течение 20 лет, начиная с 1580-х, Лавиния была портретистом и достигла большой известности.
Ее стиль комбинирует осторожное внимание к деталям одежды и драгоценностей с пониманием индивидуальности изображаемого. Внимание к деталям в одежде и ювелирным украшениям делает её любимым портретистом знатных дам высшего общества Болоньи. Рисовала она также многих важных особ-мужчин, преподававших в университете Болоньи.

Lavinia Fontana Portrait of a Prelate 1580е г.

Lavinia Fontana Italian physician and doctor Girolamo Mercuriali

Lavinia Fontana Ritratto di studioso

Читайте также:  Пылесосы для бассейнов азуро

Лавиния Фонтана Portrait of Alfonso Lorenzo Strozzi 1579 г.

К 1580 году Фонтана уже имела большой успех, ее картины были известны во всей Италии. Тем самым она стала первой женщиной из Болоньи, которая достигла популярности во всей стране.
Правда, хочу заметить – либо авторы, написавшие эти строки в биографиях художницы, имели ввиду то, что жительница именно города Болонья стала известна всей Италии, либо они забыли, что современницей Фонтаны была Софонисба Ангвишола из Кремоны, известная не только в Италии, но и в Испании, где она многие годы работала.

Самая ранняя известная работа Лавинии, «Ребенок обезьяны» (Monkey Child), была написана в 1575 в возрасте 23 лет. Однако эта картина была потеряна.
Поэтому первым произведением, которое датируется 1575 годом, считается небольшая картина для личных молитв — «Святое семейство» (Дрезден).

Lavinia Fontana Holy Family with Saints 1578 г.

Lavinia Fontana The Madonna and Child with a Donor

Другая ранняя работа «Христос с символами страсти» (Christ with the Symbols of the Passion), написанная в 1576 году, находится сейчас в Музее искусств Эль-Пасо.

Lavinia Fontana Christ with the Symbols of the Passion 1576 г. Museum of Art El Paso

В 1577 году, в возрасте 25 лет Лавиния вышла замуж за художника, выходца из благородной семьи Джиано Паоло Заппи (Zappi), правда иногда его фамилию пишут, как Fappi (Фаппи). С будущим мужем Фонтана познакомилась в мастерской своего отца. После вступления в брак, Фонтана продолжает заниматься живописью, чтобы прокормить свою семью.
Лавиния была очень плодовитой художницей, несмотря на то, что являлась матерью одиннадцати детей, только трое из которых пережили свою мать.

Lavinia Fontana Newborn Baby in a Crib 1583 г.

Lavinia Fontana Family Portrait

Когда к Лавинии пришла известность, Джиано Паоло, поборов свои профессиональные амбиции, стал управлять их домашним хозяйством и помогать жене в творчестве в качестве подмастерья.
Искусствоведы предполагают, что супруг Лавинии писал многочисленные драпировки и фоны на ее картинах.

Глава 3. Творческое наследие

В год своей свадьбы, в 1577 году, Лавиния стала официально работать в качестве художника-портретиста в Болонье.
К работам этого периода относятся «Автопортрет художницы, играющей на спинете» (Рим, Галерея Академии Святого Луки), который помещен в начале материала, и портрет сенатора Орсини (Музей искусств, Бордо).
Этот автопортрет долгое время был неизвестен, поскольку находился в частной коллекции родственника мужа Лавинии – графа Заппи из Имолы.

Lavinia Fontana Portrait du sénateur Orsini 1577 г.

Сенатор Орсини изображен в элегантном костюме сидящим за столом. Критики считают, что этот портрет написан под влиянием портрета Бартоломео Панкиатичи кисти Аньоло Бронзино (1530, Уффици, Флоренция), хотя я связи не уловил.

Agnolo Bronzino Portrait of Bartolomeo Panciatichi 1540 г. Уффицы

Еще один автопортрет Лавинии — «Автопортрет за столом» (Self-Portrait Seated at Her Desk, 1579), находится в галерее Уффицы во Флоренции. Она получила заказ на этот первый из двух своих автопортретов в возрасте 27 лет от ученого-доминиканца и историка религии Пьетро Чиаконио.

Lavinia Fontana Autoritratto 1600 г. Uffizi, Firenze

На портрете художница изобразила себя одетой в элегантное платье с кружевами и драгоценными камнями. На полках изображены археологические находки. Лавиния сидит за столом, готовясь приступить к работе.

Эти портреты отражают натуралистические тенденции северо-итальянских живописных традиций. Лавиния использовала эти же тенденции и в портрете семьи Гоззадини (Gozzadini) (1584, Болонья).

Lavinia Fontana La famiglia Gozzadini 1584 г.

Lavinia Fontana Portrait of a Couple 1580-85 г.г.

В недатированной картине «Аллегория музыки» она изобразила женщину, играющую на клавесине, аккомпанирующую трем мужчинам, двум, играющим на лютне и певцу. Фоном изображены различные инструменты: цитра, арфа, колесная лира и виола.
В картине «Визит царицы Савской к Соломону» (Национальная галерея, Дублин) Фонтана изобразила героев не в исторических, а в костюмах эпохи Возрождения.

Lavinia Fontana Portrait of Gabrielle d’Estrées

Lavinia Fontana Isabella Ruini as Venus 1592 г.

Написанный в 1580 году «Портрет дворянки» (Portrait of a Noblewoman) изображает женскую фигуру, рассеянно гладящую собачку. На нем можно увидеть характерную для Фонтана скрупулезно выписанную текстуру ткани и богатый набор золотых ювелирных украшений с жемчугом и рубинами.

Lavinia Fontana Ritratto di nobildonna 1580 г. National Museum of Women in the Arts, Washington

Lavinia Fontana Portrait de Bianca Capello jouant du clavicorde.
Lavinia Fontana Portrait of a Noblewoman Said to Be Bianca Cappello, Grand Duchess of Tuscany (1548-1587)
Lavinia Fontana, Portrait of Grand Duchess Bianca Cappello de’ Medici with her son Antonio de’ Medici. 1580-1614 г. Dallas Museum of Art
Lavinia Fontana Portrait of a Lady with a Lapdog 1590е г.
Lavinia Fontana Portrait of a Lady as Astronomy (Portrait of a Venetian Lady) 1585 г.

Читайте также:  Хорватский город фонтан онофрио

В женских портретах художница относится с особым вниманием к фасонам платьев, к деталям вышивок и драгоценным украшениям с камнями, часто на портретах дамы изображены с маленькими собачками, например, портреты в галерее Уолтера в Балтиморе и галерее Питти во Флоренции.

В творческом наследии Лавинии есть целый ряд произведений на религиозную тему.

Lavinia Fontana Assumption of the Virgin 1583 г.

Lavinia Fontana Благовещение

В 1589 году Лавинии было поручено несколько крупных религиозных произведений, первым из которых был алтарный образ для церкви при испанском королевском дворе. Желая украсить королевский большой дворец Эскориал в Мадриде, Филипп II поручает написать Фонтана алтарь «Святое семейство со спящим ребенком Христом».
Одно из известных полотен Лавинии — «Явление Христа Марии Магдалине» (Jesus Appears to Mary Magdalen, второе название – Noli Me Tangere (Не прикасайся ко мне), 1581 г., галерея Уфицци, Флоренция).

Lavinia Fontana Jesus Appears To Mary Magdalene 1581 г.

На картине Иисус изображен в широкополой шляпе, с лопатой садовника в руке. Он скорее напоминает обычного земного мужчину-крестьянина. Перед ним преклонила колени Мария Магдалина, от которой исходит слабое сияние.
Нужно отметить, что эта картина единственная в галерее Уффицы, не считая автопортрета в галерее автопортретов Вазари там же, написанная женщиной, а в галерее находится более 4,5 тысяч произведений.

В этот же период Фонтана завершает полотна «Мертвый Христос с символами страстей» и «Святое семейство».
Вторая копия «Мертвого Христоса» была написана в 1581 году.

Lavinia Fontana Dead Christ 1581 г.

В 1590 году по просьбе часовни Виззани в церкви Санта-Мария-делла-Морте в Болонье Фонтана пишет картину «Святой Франциск из Паолы благословляет сына Луизы Савойской» (Национальная Пинакотека, Болонья).

Lavinia Fontana St. Francis of Paola Blessing the Son of Louisa of Savoy. 1590 г. Pinacoteca Nazionale, Bologna

Фонтана также создает ряд произведений, посвященных античным и мифологическим темам.

В 1585 Лавиния пишет картину «Клеопатра». Египетская царица изображена в красном плаще и в украшенной драгоценностями шляпе с вуалью. Судя по этому наряду, восточную красавицу художница переносит в эпоху Возрождения.

В этом же году появляется картина Фонтана «Венера и Амур».
Несколько раз Лавиния пишет легенду о Юдифи.

Lavinia Fontan Judith and Holofernes

Lavinia Fontana Judith and Holofernes.
Lavinia Fontana Judith and Holofernes.

В 1603 г. после смерти отца, Лавинию пригласил на аудиенцию в папском дворце Римский папа Климент VIII. Это была редкая честь, особенно для художника-женщины.
По просьбе Папы она выполняет свою наиболее известную и крупнейшую работу — 20-футовый алтарный образ «Мученичество Святого Петра» (1604). Алтарь украсил один из семи центров паломничества в Риме — церковь Сан-Паоло Фьори ле Мура. К сожалению, в 1823 г. В церкви случился пожар, и картина погибла в огне.

В 1604 году Лавиния вместе с огромной семьей переезжает в Рим и становится официальной художницей-портретисткой в суде Римского папы Павла V. Здесь она добилась многих почестей, покровительство Buoncompagni, членом которой был будущий Папа римский Грегорий XIII.

Впрочем, и Папа римский Павел V был среди ее заказчиков.

Глава 5. Послесловие

Лавиния стала первой женщиной, избранной в престижную римскую Академию художеств.
В 1611 году скульптор и архитектор Феличе Антонио Кассони преподнес ей бронзовую медаль с ее портретом в честь ее вклада в искусство. На лицевой стороне медали находится портрет художницы в профиль, на оборотной она изображена в образе Аллегории Живописи с распущенными волосами.

Лавиния Фонтана умерла в Риме 11 августа 1614 года.

Фактически, Фонтана считается первой женщиной в Западной Европе, которая сделала профессиональную карьеру, как художник, работающий вне женского монастыря, наравне с коллегами-мужчинами. Впрочем, каждая страна Европы может поспорить с этим, выставив свою кандидатуру.

Историки утверждают, что Лавиния написала 135 картин, известных сегодня.
При этом более чем 100 работ зарегистрированы в различных ранних источниках (архивы, каталоги), но только 32 работы из них подписаны художницей. Есть еще 25 картин, которые приписываются ей.
Некоторые из ее портретов были традиционно приписаны Гвидо Рени.

Только в 1998 году профессор университета Болоньи Вера Фортунати организовала первую выставку полотен Лавинии Фонтана в Национальном музее искусств в Вашингтоне.

Материалы из Википедии, сайтов Smallbay , NMWA , Answers и Salviani .

Источник

Оцените статью