Художник-иллюзионист: 6 секретов «светящихся» пейзажей Архипа Куинджи
Google разместил на стартовой странице поисковика дудл, посвященный 180-летию Архипа Куинджи. В 1880-х годах люди часами толпились у дверей выставочного зала, чтобы разгадать тайну полотен художника. Как ему удавалось создавать картины, которые словно светились изнутри?
«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков.
Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине.
В итоге здание Общества поощрения художеств, где выставили полотно, целый день осаждала толпа, а вся улица и часть Невского проспекта были забиты экипажами. Куинджи самому пришлось утихомиривать нетерпеливых посетителей и разбивать толпу на группы, которые по очереди запускали в зал. Там в полумраке на стене висела одна-единственная картина, притом что «сольно» в то время могли выставить разве что монументальное историческое полотно, но никак не пейзаж.
Однако «Лунная ночь…» стоила таких почестей: луна и ее отражение на холсте как будто испускали настоящий свет, у зрителей даже в глазах резало. Газеты наперебой писали о невероятно реалистичном пейзаже, вся столица обсуждала картину и секрет художника, в попытках объяснить «светопись» выдвигались самые экстравагантные версии, вплоть до сговора с нечистой силой.
Картины Куинджи со «спецэффектами» в передаче лунного и солнечного света стали продаваться за огромные деньги, но, когда творческие поиски повели его дальше, интерес зрителей и критиков начал спадать. Через два года после успеха «Лунной ночи…» пейзажист почти на двадцать лет затворился от публики, не желая слушать рассуждения на тему «Куинджи уже не тот».
Светоотражение
Некоторые зрители пытались заглянуть за подрамник, думая, что картина написана на стекле, за которым скрыта зажженная лампа, и поэтому так «светится». На самом деле, один из эффектов действительно создавала лампа, но помещенная не за картиной, а перед ней.
На выставке Куинджи решил по максимуму использовать светоотражающие свойства светлых тонов и светопоглощающие — темных, задрапировав в зале окна и в этом полумраке направив луч электрической лампы в центр картины. И луна на холсте засияла.
Лессировки
Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Искусствовед Софья Кудрявцева в книге о творчестве Куинджи отметила, что художник, желая визуально углубить и выделить небо, прописал землю на переднем плане более эскизно, а вот луну, облака и окружающее их пространство тщательно проработал с помощью лессировки: наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев.
Дополнительные цвета
Куинджи интересовался мнением ученых о взаимовлиянии различных цветов и других особенностях восприятия их человеческим глазом и использовал научные теории в живописи. Дополнительные цвета — оттенки красного и зеленого, синего и оранжевого, — положенные рядом, усиливают друг друга на его полотнах.
Мелкие мазки
Темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.
Оттенки
Илья Репин вспоминал, как один живописец с восторгом заявил Куинджи, что разгадал его секрет: тот, дескать, пишет свои удивительные пейзажи через цветное стекло. «Ха-ха-ха-ха-ха-ха!» — ответил Куинджи.
Однако у него действительно в некотором роде была специфическая «оптика». Физик Федор Петрушевский измерял особым прибором способность разных художников различать тончайшие оттенки цветов, и оказалось, что Куинджи значительно превосходил в этом товарищей-передвижников.
Асфальтовая краска
Посетители выставки напрасно думали, будто хитрость Куинджи в том, что он пишет светящимися фосфорными красками или некими таинственными «лунными». Впрочем, художник все же экспериментировал с материалами: ради эффекта глубины использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими.
Однако такая краска нередко темнеет в результате внешних воздействий. «Лунную ночь…» еще до выставки приобрел племянник царя Александра II великий князь Константин Константинович (он же поэт К.Р.) и, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, в результате пейзаж потускнел и потемнел.
ХУДОЖНИК
Архип Куинджи
Около 1842 — родился в Карасевке, в предместье Мариуполя, в семье сапожника греческого происхождения.
1868 — за показанную на выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» признан петербургской Академией художеств достойным звания свободного художника.
1875 — избран в Товарищество передвижных выставок; женился на Вере Кечеджи-Шаповаловой, дочери купца из Мариуполя.
1876 — написал «Украинскую ночь», поразившую всех самобытной манерой исполнения.
1880 — вышел из Товарищества передвижных выставок.
1882–1901 — отказался от участия в выставках и закрыл свою мастерскую от посетителей.
1894–1897 — был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств; среди его учеников — Николай Рерих.
1910 — умер в Петербурге от болезни сердца.
Источник
Куинджи луна над морем
1842, Мариуполь – 1910, Петербург
ЛУННАЯ НОЧЬ НА МОРЕ. Эскиз. 1876-1890-е
Картон, масло. 19х29,5
Точная дата создания этого этюда неизвестна. Однако можно предположить, что он выполнен во второй половине 1870-х — 1890-х годах, когда Куинджи вернулся к поискам романтического образа, но уже на другой содержательной и пластической основе, чем романтизм первой половины XIX века. Впечатление о зависимости художника от творческого набора мотивов Айвазовского чисто внешнее, лишь отголосок мощного дыхания морской стихии, широкое восприятие природы, каким полны лучшие произведения известного мариниста. Трактовка мотива, арсенал живописных средств здесь совершенно иной.
Тема моря, как и тема Крыма, была для художника одной из магистральных, а картины и этюды, варьирующие морскую тематику, создавались художником в период напряжённых творческих поисков, когда он практически не экспонировал свои произведения на художественных выставках. Поэтому, мотив одиноко стремящегося в неизведанную морскую даль парусника, обретает особую смысловую наполненность. В этом этюде художник делает попытку примирить отзвук романтических влияний своего первого учителя со своими собственными открытиями в изображении лунной ночи, прославившими его имя не только в России, но и на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где написанная им «Украинская ночь» вызвала восхищённые отзывы критиков.
Есть соблазн провести и ещё одну параллель с известным стихотворением юного Лермонтова. Однако набор опорных образов стихотворения не совпадает с композиционными доминантами пейзажного этюда. Единство может скрываться здесь в другом, внутреннем ощущении, символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Ночное светило затаилось за лёгкой пеленой облаков. Темно-зелёная, величественно-бескрайняя гладь моря отражает его безмолвное любование собой в зыбком блеске лунной дорожки. В этот безмолвный эпический диалог стихий, разрезая гладь моря бесстрашием романтической устремлённости, врезается силуэт бригантины. Раскинутые тревожные крылья парусов, как знак мятущейся человеческой души, увлекают лёгкий парусник в необъятную ширь морского горизонта. Оставляя за кормой печаль о невозвратном, увлекаясь движением к необъятному, несёт он свою одинокую мятежность вызовом стихии и самому себе.
Источник
Лунная ночь на море
показать описание
Точная дата создания этого этюда неизвестна. Однако можно предположить, что он выполнен во второй половине 1870-х — 1890-х годах, когда Куинджи вернулся к поискам романтического образа, но уже на другой содержательной и пластической основе, чем романтизм первой половины XIX века. Впечатление о зависимости художника от творческого набора мотивов Айвазовского чисто внешнее, лишь отголосок мощного дыхания морской стихии, широкое восприятие природы, каким полны лучшие произведения известного мариниста. Трактовка мотива, арсенал живописных средств здесь совершенно иной.
Тема моря, как и тема Крыма, была для художника одной из магистральных, а картины и этюды, варьирующие морскую тематику, создавались художником в период напряжённых творческих поисков, когда он практически не экспонировал свои произведения на художественных выставках. Поэтому, мотив одиноко стремящегося в неизведанную морскую даль парусника, обретает особую смысловую наполненность. В этом этюде художник делает попытку примирить отзвук романтических влияний своего первого учителя со своими собственными открытиями в изображении лунной ночи, прославившими его имя не только в России, но и на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где написанная им «Украинская ночь» вызвала восхищённые отзывы критиков.
Есть соблазн провести и ещё одну параллель с известным стихотворением юного Лермонтова. Однако набор опорных образов стихотворения не совпадает с композиционными доминантами пейзажного этюда. Единство может скрываться здесь в другом, внутреннем ощущении, символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Ночное светило затаилось за лёгкой пеленой облаков. Темно-зелёная, величественно-бескрайняя гладь моря отражает его безмолвное любование собой в зыбком блеске лунной дорожки. В этот безмолвный эпический диалог стихий, разрезая гладь моря бесстрашием романтической устремлённости, врезается силуэт бригантины. Раскинутые тревожные крылья парусов, как знак мятущейся человеческой души, увлекают лёгкий парусник в необъятную ширь морского горизонта. Оставляя за кормой печаль о невозвратном, увлекаясь движением к необъятному, несёт он свою одинокую мятежность вызовом стихии и самому себе.
Источник