- История Петергофа от царствования Петра I до сегодняшнего дня
- Удачное место
- Проект парадной резиденции
- Первое открытие
- История создания дворца в XVII-XVIII вв.
- Петергоф в XIX веке
- Петергоф в XX веке
- Кто основал петергофские фонтаны
- Петергоф: история возникновения, интересные факты
- Как появился Петергоф?
- Интересные факты о Петергофе
- История Петергофа
История Петергофа от царствования Петра I до сегодняшнего дня
Один из самых удивительных и прекрасных европейских дворцовых ансамблей расположен неподалеку от Петербурга и известен под названием Петергоф. История кратко описывает создание этого удивительного места. Попробуем и мы быстро пройтись по самым важным этапам жизни Петергофа.
Удачное место
Легенда говорит, что место для этого города выбрал сам Петр I. В 1705 году небольшое судно «Мункер» пристало к берегу Финского залива в 40 км от строящегося Санкт-Петербурга. Отсюда хорошо просматривались горизонты Балтийского моря и обширный остров, где в то время велось строительство грозной крепости – Кроншлота.
Проект парадной резиденции
В 1710 году были предприняты первые действия по преобразованию хоромцев в роскошный дворцовый ансамбль Петергоф. История рассказывает, что Петр I после победы над Швецией совершил путешествие во Францию. Там он изучил планировки блистательных французских королевских резиденций – Шуази, Трианона, Версаля. При этом особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям и деталям устройства парков и фонтанов.
В 1716 году царь выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы – Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов – венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини.
Первое открытие
Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие. К этому времени уже действовало большинство фонтанов, был прорыт Морской канал и распланирован парк, также возведены небольшие дворцы – Марли и Монплезир.
Честь произвести первую планировку Петергофа выпала М. Г. Земцову – известному русскому архитектору. До этого на территории комплекса не было никаких помещений для крестьян, которые его сооружали. Благодаря четкой планировке Петергоф получил два дополнительных корпуса – для государственных крестьян был сооружен Мастеровой корпус, для придворных – Кавалерский.
Гранильная фабрика, образовавшаяся в 1725 году, была первым промышленным объектом, который получил Петергоф. История ее возникновения тесно связана со строительством этого архитектурного шедевра. Основной задачей фабрики была обработка камня, который шел на строительство дворцов и архитектурных сооружений будущего города. К этому времени уже начались работы по возведению водовода, который должен был питать фонтаны Петергофа. История этого мощного гидротехнического сооружения началась в русле реки Ропши. Именно ее воды должны были обеспечивать водой все фонтаны паркового ансамбля с именем Петергоф.
История создания дворца в XVII-XVIII вв.
В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя блестящим архитектором. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нем были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф.
История умалчивает о каких-либо кардинальных изменениях в годы царствования Екатерины II. Все преобразования в этот период сводились к изменениям внутреннего убранства дворцов и переименованию Елизаветинского корпуса в Екатерининский.
Ко времени восхождения на трон Павла I архитектурные сооружения Петергофа срочно нуждались в капитальном ремонте, а каскады фонтанов практически не действовали. Понадобились годы массовой реконструкции всего дворцового комплекса. Масштаб работ был настолько велик, что окончательное восстановление Петергофа пришлось уже на начало XIX века, когда на трон сел сын Павла I – Александр I.
Петергоф в XIX веке
К началу века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения – конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков.
При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I – Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк.
Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.
Петергоф в XX веке
После революции весь дворцово-парковый ансамбль был национализирован. В 1918 году по его блестящим залам прошла первая экскурсия рабочих. Но полное восстановление разрушенного ансамбля велось около 10 лет. К 1926 году были реконструированы фонтаны нижнего парка, а к 1930 году произведена замена фонтанных трубопроводов и восстановлен заросший Верхний сад.
Великая Отечественная война не пощадила Петергоф. Большая часть экспонатов была разрушена или украдена, а архитектурные сооружения превратились в груду обломков. После освобождения Петергофа в 1944 году сразу же начались ремонтно-восстановительные работы, которые продолжались около 30 лет. Лишь в 1973 году дворцово-парковому комплексу был возвращен его первоначальный вид, и с тех пор Петергоф не устает покорять сердца как россиян, так и иностранных туристов.
Источник
Кто основал петергофские фонтаны
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа («Петергоф» в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.
Источник
Петергоф: история возникновения, интересные факты
Бесподобный Петергоф – столица чистейших фонтанов и малахитовых садов – место для туристических визитов для путешественников, которые прибыли в Петербург.
Без жизнелюбивого вида Петергофа с изумрудными парками, удивительными водными представлениями множества фонтанов, блистательными статуями из золота, образ Петербурга был бы неполноценным. Привлекательность Петергофа не сформулировать словесно. Это образец торжества.
Как появился Петергоф?
История Петергофа берет свой старт 1710 году , когда наступило строительство первейших замков музея-дворца – Марли, Монплезира и Эрмитажа.
А в последствии крупного триумфа над флотом шведов, Петр принял решение преобразовать Петергоф в блестящий знак непобедимых операций флота России. Труд для формирования комплекса применялся в течении 2-х веков.
И осуществилось праздничное открытие музея-дворца в 1722 году, в то время он содержал в себе замки Марли и Монплезир, функционировала доля фонтанов.
Петр достиг своих целей : по степени роскоши Петергоф затмил собственный прообраз – Версаль во Франции, и оказался наиболее видным дворцовым комплексом в Европе.
Роскошные сады, бесчисленные фонтаны, позолоченные и матово-белые скульптуры, богатая обстановка Петергофских замков – все указывало на солидное состояние и известность России.
В последствии Второй мировой войны музей-дворец многое вытерпел: были порушены и расхищены дворцы, сворованы роскошные статуи фонтанов, разрушены сады и парки.
Однако у города получилось сберечь этот бесценный труд Петра I. Петергоф был реконструирован и заблестел веселее прежнего.
Интересные факты о Петергофе
Известный комплекс фонтанов поначалу задумано было создать совсем не в Петергофе, а в Стрельне. Но появились некие трудности. Вопрос состоял в том, что с целью постоянной деятельности фонтанов воду необходимо было поднять до 11 метров.
Это повлекло бы заливание водоемов рек Кикенки и Стрелки, поскольку находящаяся вокруг них область площадью в 10-ки квадратных километров располагается пониже определенной отметки.
Реставрация в Петергофе длится до настоящего времени . Свое начало она берет в 1944 году. Основная постройка Петергофа – Большой Каскад. Это совокупность сооружений из воды, красиво оформленная вазами и скульптурами.
Особенное положение в композиции захватывает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву» . К слову, поначалу в середине мог бы стоять не Самсон, а Геракл, поражающий Лернейскую гидру. Однако Геракла поменяли на Самсона, раздирающего пасть льву.
Есть суждение, что эта замена совершена благодаря победе русских войс над шведами в Полтавском сражении. Одержана она была в день Сампсония Странноприимца. Царь зверей же соотносится со Швецией, поскольку находится на гербе данного государства.
Надеюсь, что Вам понравилась экскурсия по Петергоф, с его красивейшими фонтанами, дворцами и парками.
До новых встреч на канале Домашний турист. Удачи Вам и бодрого настроения.
Благодарю за лайк, дочитку и комментарий.
Источник
История Петергофа
Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ‑ «Петров двор») ‑ загородная резиденция русских царей на южном берегу Финского залива, в 29 километрах к западу от Санкт‑Петербурга.
Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.
Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля, был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ‑ стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
В 1711 году начались первые строительные работы. Руководство строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан‑Батист Леблон.
В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.
1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца «Монплезир». К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы «Монплезир», «Менажери» и «Марли», заложен фундамент двухэтажного дворца «Эрмитаж», действовала часть фонтанов.
Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.
Большой каскад ‑ главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.
Нижний парк Петергофа ‑ самая известная часть дворцово‑паркового комплекса ‑ закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале.
Верхний сад выполняет роль парадного двора ‑ курдонера. Он был заложен в первые годы строительства резиденции, до второй половины XVIII века оставался утилитарным: на грядках росли овощи, в прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.
После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.
В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.
В 1738‑1739 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ‑ 5 фонтанов и один каскад.
Центр Петергофского ансамбля ‑ Большой дворец, или «Верхние палаты», был достроен только в царствование императрицы Елизаветы. С 1745 года по 1747 год его перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.
Источник