Произведения
С появлением в начале нынешнего столетия первых сочинений Отторино Респиги музыкальная Италия вновь, после более чем векового перерыва, вышла на мировую симфоническую арену. Явившись в пору, когда кумирами публики были «последние могикане» итальянской оперы, так называемые «веристы» – Масканьи, Леонкавалло, Пуччини – Респиги решительно вывел итальянскую инструментальную музыку из состояния оцепенения, в котором она пребывала со времен великих инструменталистов XVII–XVIII веков. И хотя Респиги не создал композиторской школы в строгом смысле этого слова, его влияние на все последующее развитие итальянской музыки было чрезвычайно велико и плодотворно.
Респиги – автор опер, балетов, многих камерных и симфонических сочинений, огромного количества транскрипций и обработок, однако и по сей день его слава – это прежде всего слава автора так называемой «римской» трилогии, одного из блестящих мастеров колористической звукописи, тончайшего знатока оркестра. Мировую известность композитору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1916); последовавшие за нею «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили и завершили своеобразную симфоническую трилогию, в которой черты индивидуального стиля Респиги проявились наиболее отчетливо. Поэмы, составляющие трилогию, живописуют, по мысли автора, античный Рим, папский Рим, Рим эпохи Возрождения и Рим современный.
В инструментовке и общем колорите трилогии несомненно сказывается сильнейшее влияние Римского-Корсакова и Дебюсси. Многое, однако, говорит об антиимпрессионистских устремлениях Респиги, прежде всего его верность классическим пропорциям. Произведения, составляющие «римскую» трилогию, являют собой компромисс между классическим четырехчастным циклом и свободной симфонической поэмой. Группируя в сюиту различные симфонические картины, Респиги объединяет их общностью поэтической идеи, добиваясь в то же время ярких контрастов – красок, темпов, настроений.
Такова и симфоническая поэма «Фонтаны Рима», законченная в 1916 году и впервые исполненная в марте 1917-го в Риме в концертном зале «Аугустео». Подлинный успех, впрочем, пришел к автору лишь год спустя после триумфального исполнения «Фонтанов Рима» под управлением Артуро Тосканини в Милане.
Следующие без перерыва эпизоды поэмы впечатляют контрастностью образов, яркой живописной оркестровкой. Здесь впервые предстало во всем великолепии инструментальное мастерство Отторино Респиги, ученика Римского-Корсакова, последователя и почитателя Дебюсси, современника Стравинского и Рихарда Штрауса. Палитра оркестровых красок в «Фонтанах Рима» простирается от прозрачных акварельных тонов (колокольчики, челеста, две арфы, фортепиано) до мощного органоподобного звучания всего грандиозного оркестра.
Не довольствуясь детальными заглавиями частей поэмы, Респиги предпосылает «Фонтанам Рима» авторскую программу:
«В этой симфонической поэме автор намеревался выразить чувства, впечатления, навеянные четырьмя фонтанами Рима, созерцаемыми в часы, когда их характер особенно гармонирует с окружающим пейзажем, когда их красота кажется наиболее яркой.
Первая часть поэмы, посвященная фонтану Валле Джулия на заре, рисует пасторальный пейзаж: пасущиеся стада овец проходят, теряясь в сизой дымке свежего и влажного римского рассвета.
Внезапно раздается на фоне звучаний всего оркестра громкая и настойчивая фанфара валторны, начинающая вторую часть – фонтан Тритона утром. Это подобно радостному призыву, на который сбегаются наяды и тритоны; они, играя, преследуют друг друга и пускаются среди струй воды в безудержный танец.
Затем возникает, словно из глубины оркестра, торжественная тема. Это фонтан Треви в полдень. Торжественная тема, переходя от деревянных инструментов к медным, приобретает триумфальный характер. Раздаются фанфары: на сверкающей глади воды появляется колесница Нептуна, запряженная морскими коньками и сопровождаемая кортежем сирен и тритонов. Кортеж удаляется, приглушенные звуки фанфар доносятся издалека.
Четвертая часть – фонтан виллы Медичи при заходящем солнце – начинается меланхолической мелодией, поднимающейся над тихим плеском воды. Это тоскливое время сумерек. Воздух напоен звоном колоколов, шелестом листвы, щебетаньем птиц. Все постепенно и мягко замирает в тишине ночи».
Источник
Отторино Респиги. «Фонтаны Рима»
В начале ХХ столетия итальянская музыка находилось в двойственном положении. С одной стороны, оперные композиторы – Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло – находились на вершине славы, с другой – музыка инструментальная, в частности, симфоническая если и не пребывала в забвении, то явно уступала опере. Исправить эту историческую несправедливость было суждено Отторино Респиги. Его яркое дарование композитора-симфониста впервые раскрылось в полной мере в симфонической поэме «Фонтаны Рима», над которой он начал работать в 1916 г., а завершил Респиги это сочинение в 1917 г.
Почему фонтаны итальянской столицы привлекли внимание композитора? Вероятно, потому, что они являются истинным украшением Вечного города. Фонтанов в Риме немало, их можно увидеть на площадях и улицах, в парках и садах, они украшают фасады многих дворцов, и каждый из них – произведение искусства, запечатлевшее дух эпохи, в которую был создан тот или иной фонтан. Отторино Респиги в свое симфонической поэме воплотил образы четырех фонтанов – Валле Джулия, Тритон, Треви и фонтан Виллы Медичи.
Со времен своего зарождения в творчестве Ференца Листа жанр симфонической поэмы представлял собою нечто среднее между сонатной формой и четырехчастным сонатно-симфоническим циклом. Отторино Респиги в «Фонтанах Рима» заострил до предела эту двойственность. Поэма состоит из четырех частей, но их последовательность не соответствует классическому строению симфонии, а та свобода, с которой композитор строит произведение, в большей степени характерна для жанра поэмы, равно как и исполнение всех четырех частей без перерыва, а также сам принцип программности. Произведение являет собою серию контрастных картин, которые объединены в одно целое общей образно-поэтической идеей. Картины эти впечатляют не драматичностью, а красочностью. Мастерство оркестровки, которое проявляет Респиги, заставляет вспомнить о том, что он учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова, его звуковая палитра простирается от тончайших тембров до громоподобного звучания.
Часть первая – «Фонтан Валле Джулия на заре». Речь идет об одном из самых древних фонтанов. Он располагается на окраине итальянской столицы. В тончайших оркестровых красках обрисован идиллический рассветный пейзаж с мирным журчанием фонтанов. В той утонченной звукописи, к которой прибегает здесь композитор, ощущается влияние импрессионизма, впервые получившее преломление в итальянской симфонической музыке. О традициях импрессионизма напоминают и программные заглавия частей, которые соотносят музыкальные образы не просто с достопримечательностями столицы, а с фонтанами, увиденными в определенное время суток – такое стремление «остановить мгновение» характерно для импрессионизма, причем не только музыкального (достаточно вспомнить серии картин художников-импрессионистов, запечатлевшие одни и те же пейзажи в разном освещении).
Совершенно иной образ возникает во второй части – «Фонтан Тритон утром». Этот фонтан находится на площади недалеко от палаццо Барберини. Он был построен в 1642 г., но камень травертин, из которого изваяны скульптуры, напоминает о временах Древнего Рима. Сюжет тоже восходит к античности: на раскрытых створках раковины, поддерживаемой хвостами четырех дельфинов, восседает Тритон – сын морского бога Посейдона, «трубящий» в раковину, как в рог. Вторая часть поэмы начинается именно с «трубного гласа» – фанфарного возгласа, провозглашаемого валторной. Вся вторая часть пронизана энергичным движением, живописующим струю воды, изливающуюся из раковины Тритона.
Третья часть – «Фонтан Треви в полдень» – посвящена фонтану в стиле барокко, построенному в XVIII столетии. Восемь гиппокампов (морских коньков) влекут колесницу Нептуна, окруженного аллегорическими фигурами. Существует поверие, что тот, кому довелось испить воды из фонтана Треви, будет всю жизнь тосковать по Риму. Респиги воплотил образ фонтана в торжественной теме, звучащей сначала у деревянных, затем у медных духовых.
Заключительная часть поэмы – «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце». Этот фонтан, построенный в 1540 г., украшен скульптурами Геракла и Венеры. Меланхолическая мелодия живописует вечерний пейзаж.
Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» была впервые исполнена в 1917 г. в Риме в зале «Аугустеум», но подлинный успех ожидал ее по прошествии года, когда произведение прозвучало под управлением Артуро Тосканини в Милане. А Отторино Респиги впоследствии еще дважды обращался к «римской теме» в своем симфоническом творчестве. В 1924 г. была написана симфоническая поэма «Пинии Рима», а в 1928 г. – «Празднества Рима». Эти произведения объединены в «Римскую трилогию», запечатлевшую образ Вечного города в разные эпохи – от античности до Новейшего времени.
Источник
Sito ufficiale del turismo in Italia
Centro
Isole
Territorio e natura
Cultura, arte e storia
Benessere e attività
Speciali
Notizie
Cagliari, la natura in città
Cagliari sorprende il visitatore grazie a un connubio perfetto fra storia, arte e natura. Il quartiere Castello, fondato dai pisani nel XIII secolo e.
Padova: il Veneto in Villa
La Padova delle Ville, per lo più palladiane, apre la porta ad un viaggio in un’altra epoca. Varcare quella porta significa anche vivere una vacanza.
Sei in Home / Idee di viaggio / Arte e storia / Le Fontane di Roma
Le Fontane di Roma
Barcaccia con Trinita dei Monti
Fontana del tritone — Wikimedia
Fontana delle tartarughe — wikimedia
Fontana di Trevi — particolare
Fontana di Trevi in notturna
Nasone — tipica fontanella romana
Piazza Navona — Fontana dei Quattro Fiumi — particolare
Piazza Navona — Fontata dei Quattro Fiumi — Roma — Shutterstock.com
Piazza Navona — Roma — Shutterstock.com
Per i turisti che visitano Roma, le antiche fontane di Piazza di Spagna, Piazza Navona, quella di Trevi e molte altre, sono ancora oggi oggetto di stupore o di ammirazione.Singolare e duraturo nel tempo è il rapporto dei romani con l’acqua. Un rapporto che si palesa proprio nella maestosità delle fontane capitoline. Per i Romani l’acqua era un dono degli dei e ogni fonte aveva un nume tutelare, le ninfe. Un’importanza fissata da molte leggende come quella per cui la ninfa Egeria fu amante e moglie di uno dei sette re di roma, Numa Pompilio.
L’acqua, necessaria alla vita e garanzia d’igiene, era l’elemento centrale della socialità dell’antica Roma che si incontrava alla terme.
Negli anni a venire l’abbondanza di acqua del territorio laziale, incanalata negli acquedotti, divenne l’occasione per manifestare il potere temporale della Chiesa di Roma, i cui reggenti, a vario titolo, proprio attraverso le fontane la abbellirono imprimendo il loro marchio sulla città.
Tra queste la Fontana della Barcaccia in Piazza di Spagna, davanti alla Scalinata di Trinità dei Monti, è opera del padre di Gian Lorenzo Bernini, Pietro, che la costruì tra il 1627 ed il 1629. La forma di barcone forse ricorda una barca lì ritrovata in seguito a una inondazione del fiume Tevere.
Poco distante, a Piazza Barberini, si trova la Fontana del Tritone del 1643. Fu realizzata da Bernini figlio e abbellita con quattro delfini che sorreggono un Tritone che soffia l’acqua da una conchiglia.
Tra le fontana più famose di Roma c’è quella dei Quattro Fiumi. Così chiamata perchè rappresentante i quattro continenti allora conosciuti attraverso i loro fiumi più importanti: il Danubio, il Gange, il Rio della Plata e il Nilo, quest’ultimo velato perchè non se ne conosceva l’origine delle sorgenti. Ideata da Gian Lorenzo Bernini e posta al centro dell’antico Stadio di Domiziano, l’odierna Piazza Navona, fu realizzata dagli allievi dell’artista.
La monumentale Fontana di Trevi è frutto di successivi interventi, compreso quello di Gian Lorenzo Bernini, ma il suo completamento si deve a Nicola Salvi e Giuseppe Pannini, che ne concluse l’opera tra il 1732 e il 1766. Al centro si trova una grande statua del dio Oceano su un cocchio a forma di conchiglia trainato da due cavalli governati da tritoni. Ai lati della divinità si possono ammirare le statue di “Salubrità” e “Abbondanza”.
La Fontana delle Naiadi a piazza della Repubblica ha una figura maschile al centro, il Glauco, che stringe un delfino, ma è chiamata così per le statue bronzee e nude delle Naiadi che la circondano. Opera di Mario Rutelli, fu inaugurata nel 1914;
Meno conosciuta è la Fontana di piazza Sant’Eustachio, vicino al Pantheon. Di epoca imperiale romana, apparteneva al complesso delle Terme di Nerone, scolpita nel granito, è stata posizionata accanto al Senato della Repubblica nel 1987, per l’anniversario della Costituzione della Repubblica Italiana.
Piccola, in un luogo raccolto, al limitare dell’antico ghetto ebraico, in piazza Mattei, è la cosiddetta Fontana delle Tartarughe realizzata su progetto di Giacomo Della Porta. Elegante manufatto in marmo e bronzo con al centro gli efebi che rovesciano l’acqua da quattro delfini in altrettante conchiglie e che con le mani sorreggono quattro tartarughe, da cui il nome.
Informazioni utili
Come muoversi a Roma
Tram metro autobus
La rete di trasporto pubblico con le linee di metropolitana A e B, i tram e gli autobus permettono di raggiungere in poco tempo tutte le maggiori attrazioni turistiche di Roma.
Con Roma Pass si usa il trasporto pubblico per 3 giorni consecutivi, oltre ad usufruire per lo stesso periodo varie agevolazioni in musei, attrazioni turistiche, negozi, teatri.
Источник