Бахчисарайский фонтан — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году .
Содержание
История создания
Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете тридцатых годов XX века. Николай Волков [1] оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского, он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.
Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой.
Алла Шелест создала глубокий драматический образ Заремы, в котором страстно звучал протест против насилия власти гарема, который отвечал молчаливому протесту польской пленницы Марии.
«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене». [4]
Так и в следующем балете «Утраченные иллюзии» Захаров и Асафьев взяли за литературную основу всемирно известный роман Оноре де Бальзака.
Содержание балета и персонажи
Князь Адам, польский магнат
Мария, его дочь
Вацлав, жених Марии
Гирей, крымский хан
Зарема, любимая жена Гирея
Вторая жена Гирея
Танец с колокольчиками
Нурали, военачальник
Польские паны
Юноши
Паненки
Служанка Марии
Начальник стражи
Аббат
Танцы и вариации
Краковяк
Танец пленниц
Татарская пляска
Хан Гирей у «Фонтана слёз», воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае.
Акт первый Первая сцена
Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии, помолвленной с молодым князем Вацлавом
К аллее пробирается татарский лазутчик.
Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью.
Танцы польской знати. Полонез. Краковяк. Мазурка. Паненки. Дуэт парке Марии и Вацлава. Вторая сцена
Веселье прерывается появлением раненого Начальника стражи с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей. Ударом кинжала он убивает Вацлава. Поражённый красотой Марии, Гирей забирает её в свой гарем.
Акт второй Третья сцена
(Авансцена) Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу — Марию.
Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема, которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её.
Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы. Акт третий Пятая сцена
Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии), томится прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.
Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но, духовная сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.
Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема, она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии, которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот, Зарема находит забытую тюбетейку Гирея, а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме, но она, охваченная ревностью убивает Марию кинжалом.
Акт четвёртый Восьмая сцена
Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея.
Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.
Хан остается один у «Фонтана слёз» (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии.
Постановки
Мариинский театр
Премьера состоялась в Театре оперы и балета имени Кирова28 сентября1934 года. Балетмейстер Ростислав Захаров (режиссёр С. Радлов) [5] . Дирижёр-постановщик — Евгений Мравинский, художник-постановщик — В. М. Ходасевич.
Мария — Галина Уланова Зарема — Ольга Иордан Вацлав — Константин Сергеев Возобновление
1946 год — Балетмейстер-постановщик Пётр Адреевич Гусев (по Захарову)
Мария Н. А. Железнова Зарема — Алла Шелест Гирей — Борис Шавров
Большой театр
11 июня 1936 года — Большой театр. Балетмейстер Ростислав Захаров. Дирижёр — Ю. Ф. Файер. [6][7]
Мария — Вера Васильева Зарема — Любовь Банк Вацлав — Михаил Габович Гирей — Пётр Гусев Возобновление
1944 года.
Мария — М. С. Боголюбская (затем Галина Уланова) Зарема — Елена Чикваидзе Вацлав — Владимир Преображенский Возобновление
1954 года. Дирижёр Г. Н. Рождественский
Мария — Марина Кондратьева (17 мая, 29 июня 1954), Н. Н. Чорохова (1 октября 1954), Л. Я. Чадарайн (1 января, 11 сентября 1955) Зарема — Л. П. Штейн (7 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955) Вацлав — Александр Плисецкий[8] (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955) Гирей — В. Г. Захаров (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955) Вторая жена — Ю. Г. Скотт (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954), Н. И. Симонова (11 сентября 1955) Танец с колокольчиками — А. П. Попова Мазурка и краковяк — Н. А. Капустина и В. В. Кудряшов, Я. Д. Сех
Театр Станиславского
20 апреля 1936 года — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Балетмейстер Ростислав Захаров, режиссёр — П. А. Марков, дирижёр — В. А. Эдельман.
Мария — А. А. Урусова Зарема — Викторина Кригер Вацлав — В. В. Беликов Гирей — Александр Клейн
В других театрах
1936 — Самарский академический театр оперы и балета — балетмейстер-постановщик А. Р. Томский; 1954 — Н. Данилова; 1969 — Э. Танн
1937 — Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина — балетмейстер-постановщик К. П. Йоркин; 1950 — Язвинский; 1958 — Я. В. Романовский; 1967 — М. М. Газиев; 1978 — Тулубьева
1938 — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета — С. Н. Сергеев; 1952 — М. Л. Сатуновский; 1969 — С. М. Тулубьева
1938 — Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко — Г. А. Берёзова; 1961 — В. И. Вронский
1938 — Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко — И. И. Арбатов; 1962 — И. В. Ковтунов
1939 — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили — С. Н. Сергеев; 1958 — В. А. Ивашкин
1939 — Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь — балетмейстер К. Я. Голейзовский[10] ; 1973 — балетмейстер Р. В. Захаров
1941 — Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского — Г. И. Язвинский: 1948 — Ю. П. Ковалёв; 1960 — балетмейстер Р. В. Захаров, Н. И. Авалиани
1945 — Башкирский государственный театр оперы и балета — Н. Зайцев, Ф. Саттаров; 1970 — Саттаров 19 июня 2007 года — балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов. Музыкальный руководитель и главный дирижёр Роберт Лютер [11] .
1945 — Болгарский национальный театр оперы и балета (София) — Н. А. Анисимова
1946 — Латвийский театр оперы и балета (Рига) — Е. А. Тангиева-Бирзниек;
1946 — Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) — Л. А. Жуков; 1972 — Н. Юлтыева
1947 — Национальный театр (Бухарест) — С. А. Васильева
1948 — Одесский национальный академический театр оперы и балета — В. И. Вронский
1948 — Кыргызский национальный академический театр оперы и балета — Л. А. Жуков; 1964 — Мадемилова
1949 — Львовский оперный театр — балетмейстер К. Я. Голейзовский; 1958 — Н. И. Трегубов
1949 — Новосибирский театр оперы и балета — Е. Г. Ефимов; 1961 — С. Н. Звягина, З. А. Васильева, С. А. Павлов, по Захарову
1951 — Саратовский театр оперы и балета — В. Т. Адашевский; 1964 — Л. Криевс; 1974 — Балетмейстер-постановщик — А. Пантыкин. Художник-постановщик — А. В. Арефьев
1952 — Венгерский государственный оперный театр — Р. В. Захаров
1953 — Болгарский национальный театр оперы и балета — Н. А. Анисимова
1955 — Немецкий национальный театр в Веймаре — Т. Шиллинг
1955 — Национальный театр (Прага) — А. Р. Томский
1956 — Финская национальная опера, Хельсинки — Р. В. Захаров,
1956 — Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки[12] — А. Я. Бердовский; 1970 — Л. Брунов
1959 — Иркутский государственный театр им. Загурского — Т. Е. Куржиямская [13]
1961 — Национальный театр (Белград) (National Theatre in Belgrade) — Р. В. Захаров, [14]
1962 — Воронежский государственный театр оперы и балета — Т. Е. Рамонова [15]
1965 — Муниципальный театр в Базеле (Theater Basel) — В. Орликовский
1966 — Каирский оперный театр (Cairo Opera House) — балетмейстер Р. В. Захаров; 1972 — Р. В. Захаров
1988 — Красноярский государственный театр оперы и балета: Мария — Наталья Чеховская, Лариса Сычёва, Зарема — Татьяна Губина, Вацлав — Василий Полушин, Гирей — Николай Шильников.
Примечания
↑Н. Д. Волков«Пушкинский балет» = «Бахчисарайский фонтан». — 1934. — 96 с. — 6000 экз.
↑«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в 4-х действиях с прологом и эпилогом (рус.) . Мариинский театр. Архивировано из первоисточника 30 марта 2012.
↑ Балет. Энциклопедия. — 1981.
↑С.Б.Калашникова Бахчисарайский фонтан / Е.П.Белова, Г.Н.Добровольская, В.М.Красовская, Е.Я.Суриц, Н.Ю.Чернова. — Русский балет. Энциклопедия.. — М .: БРЭ, «Согласие», 1997. — С. 52. — 632 с. — ISBN 5-85270-099-1
↑А.А. Фирер «Энциклопедия Балет» / Куратор Е.П. Белова. — к печати 20.10.2010. — 2011.
↑Бахчисарайский фонтан в театре оперы и балета Республики Беларусь. Архивировано из первоисточника 5 декабря 2012.
↑Бахчисарайский фонтан. Национальный академический большой театр оперы и балета республики Беларусь. Архивировано из первоисточника 30 марта 2012.
↑Бахчисарайский фонтан. Башкирский государственный театр оперы и балета. Архивировано из первоисточника 30 марта 2012.
↑Бахчисарайский фонтан. Саратовский театр оперы и балета.
↑Бахчисарайский фонтан. Иркутский государственный театр им. Загурского. Архивировано из первоисточника 8 июня 2012.
↑Национальный театр в Белграде. — 1981.
↑Бахчисарайский фонтан. Воронежский государственный театр оперы и балета. Архивировано из первоисточника 30 марта 2012.
Библиография
В. Мануйлов, Н. Волков, В. Богданов-БерезовскийБахчисарайский фонтан. — Л. : ЛГАТОБ, 1934. — 96 с. — 6000 экз.
Рыбникова М. Балеты Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» // Музыка советского балета. — М .: Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 163—199. — 256 с. — 5500 экз.
Экранизация
В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Главные роли исполнили: Галина Уланова (Мария), Майя Плисецкая (Зарема), Пётр Гусев (Гирей), Юрий Жданов, Игорь Бельский.
Ссылки
Краткое содержание балета. Архивировано из первоисточника 5 декабря 2012.
БалетыБориса Асафьева
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Бахчисарайский фонтан (балет)» в других словарях:
Бахчисарайский фонтан (значения) — Бахчисарайский фонтан: Бахчисарайский фонтан фонтан на территории ханского дворца в Бахчисарае «Бахчисарайский фонтан» (1821 1823) поэма А. С. Пушкина и её адаптации для театра и кино: «Бахчисарайский фонтан» опера… … Википедия
Бахчисарайский фонтан — У этого термина существуют и другие значения, см. Бахчисарайский фонтан (значения). Бахчисарайский фонтан … Википедия
Бахчисарайский фонтан (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бахчисарайский фонтан (значения). Бахчисарайский фонтан … Википедия
Фонтан слёз (Бахчисарай) — Фонтан слёз Фонтан слёз Бахчисарайский фонтан (фонтан слёз) фонтан сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построенный в 1764 году. В настоящее время располагается в «фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесен от стены… … Википедия
Балет — С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)
БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера
Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Балет в России — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета,[1] став одной из визитных карточек страны и русского искусства.[2] Содержание 1 История 2 Современность … Википедия
Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия
Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия