- Крылатый морской конь
- В Приморском районе появился Крылатый морской конь
- Крылатый морской конь
- Гиппокампы (водные кони) в Санкт-Петербурге
- Гиппокампы в решетке Аничкова моста
- Гиппокампы в решетке Благовещенского моста
- Наяда и гиппокампы на ростральных колоннах
- Крылатые морские кони на мосту Ломоносова
- Гиппокампы фонтана в Верхнем парке Петродворца
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Лошадиная история Санкт-Петербурга
Крылатый морской конь
У этого памятника в Санкт-Петербурге, напротив администрации Приморского района очутились мы в начале лета. А виной всему… дождик.
Утром в окна весело заглядывало солнышко, поэтому и собрались ‘на воздух’. В ЦПКиО решили погулять, заодно и выставку художественного стекла посмотреть там под открытым небом. Но, как часто бывает в нашем городе, вышли из метро и… дождь, да не шуточный. Что же, повернуться и – домой? Ну, нет. Решили перебежать на трамвай, остановок пять и — ближе к цели. А там, глядишь, снова природа смилостивится — не так, уж, часто просто на прогулку удается вырваться.
Да вот уже и из трамвая надо выходить… «Дождик-дождик перестань…», — «Нет, — говорит дождик, — еще попугаю вас…».
И что же? Дацан нас приютил. Мимо шли, в сторону набережной большой Невки – как раз и поровнялись с буддийским храмом. Зашли внутрь. Впечатления необычные. Сильные. Переступили порог – и в другой мир попали. В левой части храма — информация краткая на стенах… скамеечки… посидели… здесь же и фильм о ламе Этигелове демонстрировался…
Уже покидая Дацан, объявление увидели о национальном балете Тайланда. Оказалось – сегодня, здесь же невдалеке, ‘рукой подать’ — в здании Администрации Приморского района, да еще и бесплатно!
«Пошли?» — «Конечно». — «А художественное стекло?» – «В следующий раз. Не будем нарушать тематику, раз уж так получилось».
Да. Так это все предисловие было.
Вот по пути из Дацана на балет Тайланда нам и открылся «путь из Варяг в Греки».
Уже издали за зеленым газоном сквозь редкие деревья возникли очертания необычного каменного комплекса. То ли ладья старинная… да нет же – слишком короткая для ладьи. Но, явно голова коня… и хвост какой-то мудреный… — это уже, когда поближе подошли. И снова – ну, ведь не весла же это, по одному с каждой стороны и разного цвета?! Нет! Ну, какие весла — у коня?!
И, надо сказать, чем ближе мы подходили – тем больше притягивал к себе этот памятник своей какой-то необычайно загадочной суровостью. Я-то впервые оказалась на этом месте. Так что же это за сооружение такое? Совсем приблизились. И на угловом камне (слегка южный дольмен напомнил мне, только без «входа» и пропорции иные) читаем вырубленные буквы-строки:
КРЫЛАТЫЙ МОРСКОЙ КОНЬ
НЕБО – ВОДА – ЗЕМЛЯ
ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
ПО ЗЕМЛЯМ СЛАВЯН И ФИННОВ
ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛ КОГДА-ТО.
———————————————-
КАМИНКЕР
ДМИТРИЙ
ДАНИИЛ
2008
Так вот оно что-о! Путь из Варяг в Греки… здесь! Ну, да, а где ж ему быть-то еще?!
Теперь уже я стала как будто другими глазами смотреть на эту причудливую, для первого совсем непосвященного взгляда, композицию-символ. В самом деле, как еще можно было символически объединить три стихии — небо, воду и землю? Конечно же – это должен быть конь! Он и по земле носил всадников, и в небе летал крылатый Пегас с легкостью, как ветер, и в море гиппокампы, конь-рыбы, возили колесницу Посейдона.
И постепенно мое вИдение стало обрастать собственными фантазиями образами-«объяснениями»… Морской конь – путь по воде. А там, где волоком? Может быть, скульпторы Каминкеры представили, как и я, какого было тянуть по суше ладью огромную, метров десять, наверное, длиной (все же, не напрасно издали элементы ладьи видятся) и решили «подмочь» варягам в преодолении препятствий, добавив коню крылья… Кстати, уточку финнов, завуалированную в хвосте морского коня, я не сразу опознала.
И в то же самое время, конь этот хоть и крылатый, но приземленный в своей грубоватой суровости и простоте – ведь «приземлился» он в нашем, северном городе, именно там, где в далекие времена 9-12 веков проходила часть великого водного пути от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское…
Вообще, вся скульптурная композиция, выполненная из разных видов гранита (черный, светло-серый, красный), задумана как фонтан. Когда он действует, то этот крылатый морской конь-ладья погружается в воду. И тогда на пути его ‘перекатываются’ гранитные волны и ‘плывут’ причудливые каменные рыбы. По замыслу авторов еще должны быть фонари в виде чаек, но я их пока не видела…
Ну, что еще сказать? Спасибо – дождику!
Весьма удивили меня такие вот реплики несведущих потребителей Интернета:
— «Госпидя. детей пугать только. «.
— «Ну и какое чувство прекрасного будет формироваться у детей? Есть другие скульпторы, есть другие формы, есть другое видение, а это кто выбирал, интересно?»
и т.п.
Да, есть. и другое, и пусть оно Будет!
В данном случае, думаю, это реальная возможность ‘восприятия’ прошлого в наши дни. И дети со своим, «другим» вИдением, скорее разберутся и в форме, и в содержании, нежели взрослые — авторы этих реплик.
Кстати, если хоть немного поинтересоваться творчеством Дмитрия Каминкера, то можно легко выйти на такое уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга, как «Деревня Художников». Или хотя бы узнать, что работы его находятся и в собраниях Русского Музея, и Третьяковки, и музеях других городов и у нас, и за рубежом.
Источник
В Приморском районе появился Крылатый морской конь
Эта композиция, выполненная из гранита и металла, вскоре станет фонтаном.
Этот камень установлен рядом со скульптурной композицией
Источник: Этот камень установлен рядом со скульптурной композицией
Молодежь уже облюбовала новую скульптуру
Источник: Молодежь уже облюбовала новую скульптуру
В сквере у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, д. 83) на днях установили Крылатого морского коня. Эту скульптуру-фонтан создали Дмитрий и Даниил Каминкеры.
«Когда-то на землях нашего района сошлись три цивилизации – финно-угорских племен, древних славян и скандинавов-викингов. Поэтому морской конь – гиппокамп – это «отсылка» к греческой мифологии», — рассказывает Дмитрий Каминкер.
Скульптурная композиция выполнена из гранита и металла. По замыслу авторов, гранитные камни должны напоминать суровый пейзаж Балтики. А единство трех стихий – земли, воды и неба подчеркнут фонари в форме летящих чаек.
Пока монтаж композиции не завершен, все доделать планируется к концу этой недели. А в начале августа будет запущен и сам фонтан.
Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Яндекс.Новости
Источник
Крылатый морской конь
У этого памятника в Санкт-Петербурге, напротив администрации Приморского района очутились мы в начале лета. А виной всему… дождик.
Утром в окна весело заглядывало солнышко, поэтому и собрались ‘на воздух’. В ЦПКиО решили погулять, заодно и выставку художественного стекла посмотреть там под открытым небом. Но, как часто бывает в нашем городе, вышли из метро и… дождь, да не шуточный. Что же, повернуться и – домой? Ну, нет. Решили перебежать на трамвай, остановок пять и — ближе к цели. А там, глядишь, снова природа смилостивится — не так, уж, часто просто на прогулку удается вырваться.
Да вот уже и из трамвая надо выходить… «Дождик-дождик перестань…», — «Нет, — говорит дождик, — еще попугаю вас…».
И что же? Дацан нас приютил. Мимо шли, в сторону набережной большой Невки – как раз и поровнялись с буддийским храмом. Зашли внутрь. Впечатления необычные. Сильные. Переступили порог – и в другой мир попали. В левой части храма — информация краткая на стенах… скамеечки… посидели… здесь же и фильм о ламе Этигелове демонстрировался…
Уже покидая Дацан, объявление увидели о национальном балете Тайланда. Оказалось – сегодня, здесь же невдалеке, ‘рукой подать’ — в здании Администрации Приморского района, да еще и бесплатно!
«Пошли?» — «Конечно». — «А художественное стекло?» – «В следующий раз. Не будем нарушать тематику, раз уж так получилось».
Да. Так это все предисловие было.
Вот по пути из Дацана на балет Тайланда нам и открылся «путь из Варяг в Греки».
Уже издали за зеленым газоном сквозь редкие деревья возникли очертания необычного каменного комплекса. То ли ладья старинная… да нет же – слишком короткая для ладьи. Но, явно голова коня… и хвост какой-то мудреный… — это уже, когда поближе подошли. И снова – ну, ведь не весла же это, по одному с каждой стороны и разного цвета?! Нет! Ну, какие весла — у коня?!
И, надо сказать, чем ближе мы подходили – тем больше притягивал к себе этот памятник своей какой-то необычайно загадочной суровостью. Я-то впервые оказалась на этом месте. Так что же это за сооружение такое? Совсем приблизились. И на угловом камне (слегка южный дольмен напомнил мне, только без «входа» и пропорции иные) читаем вырубленные буквы-строки:
КРЫЛАТЫЙ МОРСКОЙ КОНЬ
НЕБО – ВОДА – ЗЕМЛЯ
ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
ПО ЗЕМЛЯМ СЛАВЯН И ФИННОВ
ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛ КОГДА-ТО.
———————————————-
КАМИНКЕР
ДМИТРИЙ
ДАНИИЛ
2008
Так вот оно что-о! Путь из Варяг в Греки… здесь! Ну, да, а где ж ему быть-то еще?!
Теперь уже я стала как будто другими глазами смотреть на эту причудливую, для первого совсем непосвященного взгляда, композицию-символ. В самом деле, как еще можно было символически объединить три стихии — небо, воду и землю? Конечно же – это должен быть конь! Он и по земле носил всадников, и в небе летал крылатый Пегас с легкостью, как ветер, и в море гиппокампы, конь-рыбы, возили колесницу Посейдона.
И постепенно мое вИдение стало обрастать собственными фантазиями образами-«объяснениями»… Морской конь – путь по воде. А там, где волоком? Может быть, скульпторы Каминкеры представили, как и я, какого было тянуть по суше ладью огромную, метров десять, наверное, длиной (все же, не напрасно издали элементы ладьи видятся) и решили «подмочь» варягам в преодолении препятствий, добавив коню крылья… Кстати, уточку финнов, завуалированную в хвосте морского коня, я не сразу опознала.
И в то же самое время, конь этот хоть и крылатый, но приземленный в своей грубоватой суровости и простоте – ведь «приземлился» он в нашем, северном городе, именно там, где в далекие времена 9-12 веков проходила часть великого водного пути от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское…
Вообще, вся скульптурная композиция, выполненная из разных видов гранита (черный, светло-серый, красный), задумана как фонтан. Когда он действует, то этот крылатый морской конь-ладья погружается в воду. И тогда на пути его ‘перекатываются’ гранитные волны и ‘плывут’ причудливые каменные рыбы. По замыслу авторов еще должны быть фонари в виде чаек, но я их пока не видела…
Ну, что еще сказать? Спасибо – дождику!
Весьма удивили меня такие вот реплики несведущих потребителей Интернета:
— «Госпидя. детей пугать только. «.
— «Ну и какое чувство прекрасного будет формироваться у детей? Есть другие скульпторы, есть другие формы, есть другое видение, а это кто выбирал, интересно?»
и т.п.
Да, есть. и другое, и пусть оно Будет!
В данном случае, думаю, это реальная возможность ‘восприятия’ прошлого в наши дни. И дети со своим, «другим» вИдением, скорее разберутся и в форме, и в содержании, нежели взрослые — авторы этих реплик.
Кстати, если хоть немного поинтересоваться творчеством Дмитрия Каминкера, то можно легко выйти на такое уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга, как «Деревня Художников». Или хотя бы узнать, что работы его находятся и в собраниях Русского Музея, и Третьяковки, и музеях других городов и у нас, и за рубежом.
Источник
Гиппокампы (водные кони) в Санкт-Петербурге
Гиппокампы — это кони с рыбьим хвостом, передние ноги у них конские, а вместо копыт — лягушачьи перепончатые лапы. Часто гиппокампы изображаются в упряжке бога морей Нептуна.
Гиппокампы в решетке Аничкова моста
В решетке Аничкова моста можно увидеть «табун» морских коньков гиппокампов, которые держат своими копытцами трезубец, также здесь изображены другие фантастические существа наяды — русалки.
- Адрес Аничкова моста –— набережная реки Фонтанка, дом №38, литер А
- Ближайшая станция метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Гиппокампы в решетке Благовещенского моста
Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.
- Адрес — Английская набережная, дом №38
- Ближайшая станция метро — Василеостровская -— 1,1 км и Адмиралтейская — 1,4 км.
Наяда и гиппокампы на ростральных колоннах
У подножия ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова установлены скульптурные изображения аллегорических фигур, символизирующих четыре главные реки России — Волги и Днепра, Невы и Волхова.
Главным украшениям колонн являются ростры — носы кораблей. На первом ярусе колонн изображены русалки, представленные в виде молодых женщин с распущенными волосами и перепончатыми крыльями.
На втором ярусе ростр мы видим чудовища, похожие на крокодилов, на третьем — водяных, а на самом верхнем уровне — морские коньки гиппокампы.
- Адрес — Васильевский остров, Биржевая площадь
- Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская» и «Спортивная»
Крылатые морские кони на мосту Ломоносова
На колоннах моста Ломоносова можно видеть шестигранные фонари, настоящие произведения искусства, которые поддерживаются скульптурами морских крылатых коней, выполненными из меди.
Крылатые морские кони на мосту Ломоносова
- Адрес — Набережная реки Фонтанка, площадь Ломоносова
- Ближайшая станция метро — Гостиный двор и Достоевская.
Гиппокампы фонтана в Верхнем парке Петродворца
На первом ярусе самого большого фонтана Нептун Верхнего парка на постаменте установлены монументальные скульптуры двух всадников на мифических морских конях гиппокампах.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Санкт-Петербург (283)
- Санкт-Петербург акварель (51)
- дворцы Санкт-Петербурга (34)
- Русский музей (33)
- пригороды Спб (31)
- Санкт-Петербург фото (29)
- ПРАВОСЛАВНЫЕ СОБОРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (28)
- мосты и набережные (16)
- Эрмитаж (16)
- Ленинград (4)
- тайны Петербурга (3)
- кулинария (254)
- выпечка.шарлотка. (27)
- блюда из овощей.грибы. (25)
- кабачки.баклажаны. (24)
- салаты. закуска (20)
- заготовки. (17)
- блины.сырники.лепешки (16)
- мясо.курица.сало. (16)
- фарш.паштеты.печень. (16)
- торты.десерты. (13)
- перец.капуста (13)
- блюда из рыбы (11)
- первые блюда (10)
- огурцы.помидоры. (10)
- лаваш.пицца (6)
- варенья.джемы. (4)
- вторые блюда (3)
- наливной пирог (3)
- кулинарные полезности. (1)
- энциклопедии.словари (121)
- вязание спицы (119)
- жакеты.джемпера. (32)
- узоры.техника.полезности. (30)
- шапки,манишки,береты,варежки. (21)
- носки. тапочки. (18)
- платья.юбки.кофты.топики. (7)
- для детей (5)
- для души (82)
- BBC: Всемирная история живописи (37)
- духовное (28)
- гороскоп .гадание. (9)
- стихи (6)
- хиромантия (2)
- компьютер (68)
- рукоделие. (58)
- вязанные игрушки. (16)
- корзинки. шкатулки. (10)
- куклы. (10)
- лепка.соленое тесто. (6)
- для дома. (4)
- плетение из газет. (2)
- АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (АВТОР — ДИАСКОП) (57)
- здоровье (53)
- Санкт-Петербург видео (46)
- КРАСУЙСЯ, ГРАД ПЕТРОВ! видео (17)
- музеи видео (9)
- эрмитаж видео (1)
- Дворцы Санкт-Петербурга видео (1)
- сайты (43)
- рамки (42)
- школа (39)
- вязание крючок (37)
- для дома.разное. (11)
- узоры.техника.полезности. (10)
- шали. (4)
- Головные уборы-шапки,шляпки,береты,кепки (4)
- платья.юбки.кофты.топики. (3)
- носки. тапочки. (3)
- цветы (1)
- о лиру (29)
- видео. фильмы (26)
- театр (17)
- бродилки (15)
- музыка (15)
- это интересно (13)
- книги (12)
- советы (10)
- кнопки (6)
- полезное (6)
- журналы вязание. (5)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Лошадиная история Санкт-Петербурга
Пятница, 10 Октября 2014 г. 12:34 + в цитатник
Самым первым созданным конным памятником в России является памятник Петру I, установленный возле Инженерного (Михайловского) замка в Санкт-Петербурге. При этом он же является единственным прижизненным памятником великому императору. Однако памятнику не очень повезло – ему не суждено было стать первым установленным конным памятником в России. Над проектом статуи восемь лет работал скульптор Растрелли – отец того самого Бартоломео Растрелли, застроившего весь город на Неве. Император изображен как античный триумфатор в римских латах. Петр I статую оглядел, проект утвердил, но потом неожиданно умер, а статую так и не установили.
Создать монумент Петру пыталась Елизавета Петровна (правда уже по проекту Растрелли-сына), потом Екатерина II. Екатерина даже рассматривала возможность установки именно этой скульптуры, но что-то она не понравилась. Выбрала императрица «Медного всадника». И только в 1800 году памятник наконец обрел свое место под стенами резиденции Павла I – правнука Петра, о чем и гласит надпись на памятнике – «Прадеду правнук».
Памятник Петру I | Где: у Михайловского замка
Он должен был стать первым конным памятников в России, но Медный всадник опередил. История создания длилась на протяжении. всего XVIII века. Для создания памятника в 1716 году был приглашен итальянец Растрелли. В работе над эскизами принимал участие сам Петр I. Но при жизни императора закончить памятник не удалось. Потом и скульптор ушел из жизни, работу продолжил его сын, но Елизавета Петровна сослалась на отсутствие денег, а сменившей ее Екатерине II памятник и вовсе не понравился и она отправила его на склад Канцелярии строений.
И только во время правления Павла I памятник установили перед Михайловским замком. На постаменте новый император приказал сделать надпись: «Прадеду правнук 1800». Считается, что если потрогать копыто коня или ботфорд Петра I на барельефе «Полтавская битва» — быть удаче. А еще памятник называют «Конь с ногой человека», мол, если смотреть сбоку, то левая передняя нога коня напоминает ногу мужскую.
Медный всадник | Где: Сенатская площадь
Официальный символ города имеет лишь три точки опоры: задние ноги коня и хвост змеи. Петр I изображен на любимом жеребце, которого звали. женским именем Лизетта, якобы в честь особы, с которой у царя был роман. Медным памятник стали называть после выхода поэмы А.С. Пушкина, которая, в свою очередь, послужила источником для многочисленных легенд. Говорят, что по ночам бронзовый конь сходит с постамента и всадник устремляется на обход своего города.
Во время войны 1812 года Александр I приказал вывезти памятник из города, но князь Голицын пересказал ему сон некоего майора Батурина, в котором Петр на коне сошел со своего постамента, явился в императорскую резиденцию и, пожурив Александра за плохое правление, пообещал: пока он стоит на Сенатской площади, город будет защищен от врагов. Царь тут же отменил свое указание. Кстати, и в годы блокады памятник не маскировали: настолько сильна была вера в его магическую силу.
Колесница Славы | Где: Арка Главного штаба
Триумфальная колесница считается самым большим памятником Петербурга: высота коней — три метра, высота богини Победы — десять метров, при развороте по фронту — почти 16. Проект Карла Росси, одобренный Александром I, предполагал, что на крыше арки будет установлена композиция из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но взошедший на престол Николай I решил придать арке большую помпезность и предложил установить римскую триумфальную колесницу, в которой крылатая богиня Славы следовала бы прямо ко дворцу. Что и было сделано скульпторами Пименовым м Демут-Малиновским.
Колесница Славы на арке Главного штаба.
Скульптура В.И.Демут-Малиновского и С. С. Пименова; 1828— 1829 гг.
Фотограф Петросян Александр.
Колесница Славы. Арка Главного штаба.
Квадрига Аполлона | Где: Александринский театр
Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, стоит в несущейся (если присмотреться, то покажется, что прямо на вас)нарядной колеснице с изображениями муз, запряженной четверкой лошадей. В правой руке Аполлон держит лавровый венок, в левой – кифару. Скульптурная композиция, расположенная на аттике здания, давно уже является символом театра, названного в честь супруги Николая I Александры Федоровны. Про театр есть немало легенд. Рассказывают, что в знаменитом своими коридорами и лестницами здании однажды заблудился и несколько часов бродил … главный режиссер Леонид Вивьен, проработавший здесь ни много ни мало 30 лет.
Кони Клодта — композиция «Укротители коней» | Где: Аничков мост
У клодтовских коней был реальный прототип — арабский рысак Амалатбек. Дочь Петра Карловича помогала отцу в создании эскизов: оседлав коня, ставила его на дыбы, а скульптор делал рисунки. Интересно, что кони, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, подкованы, а кони, «смотрящие» в сторону площади Восстания, подков не имеют. По одной из версий связано это с тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались кузницы. Поэтому, от кузниц «идут» подкованные лошади, а к кузницам — неподкованные.
Рассказывают, что как-то следующего по Невскому во главе кавалькады Николая I обогнал на своем коне Клодт, нарушив тем самым придворный этикет. Все ожидали царского гнева. Но процессия оказалась в этот самый момент на Аничковом мосту, и император негромко сказал: «За этих — прощаю!»
Кони и Диоскуры | Где: ЦВЗ «Манеж»
У входа — скульптуры из белого мрамора. Двух вздыбленных коней усмиряют обнаженные юноши — Диоскуры, такое прозвище получили мифологические близнецы Полидевк и Кастор, принимавшие участие в героических событиях. Во время строительства Исаакиевского собора духовенство посчитало присутствие обнаженных фигур непристойным, скульптуры перевезли в конец Почтамтской улицы, где они простояли более 100 лет и лишь в 1954-м их вернули на место.
Любопытно: если мысленно коней опустить на четыре ноги, то они окажутся значительно меньше своих укротителей. Кстати, над центральным входом имеется барельеф с изображением конных соревнований.
Колесница Победы | Где: Триумфальная арка Нарвских ворот
Одна из первых значительных работ Петра Клодта в Петербурге. Вставшей на дыбы шестеркой лошадей управляет богиня Ника с символами мира в руках — лавровым венком и пальмовой ветвью (скульптор — С. Пименов). Между прочим, поначалу арка была выполнена из алебастра и дерева и стала довольно быстро разрушаться. Так что пришлось ставить новые ворота из кирпича, сохранив все детали проекта Кваренги, а скульптуры были отлиты на Александровском литейном заводе.
Памятник Александру III | Где: двор Мраморного дворца
Тяжелая лошадь с короткими хвостом, грузная фигура седока. Про памятник его автор Паоло Трубецкой говорил: «Я изобразил одно животное на другом». Судьба скитальческая. Стоял на Знаменской площади (пл.Восстания), в 1937-м убран в запасники, в 39-м передан Русскому музею, перемещен в Михайловский сад. Тогда же появилась шутка — «узник Русского музея». Установлен у Мраморного дворца лишь в 94-м. До революции про памятник в ходу была шутка: «Стоит комод. На комоде — бегемот. На бегемоте — обормот». Николай II, говорят, собирался его «сослать в Сибирь». В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Д. Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным. ». А вопрос о переносе и сейчас нет-нет да возникает.
А также: Фасад служебного корпуса дворца декорирован скульптурным фризом (длина 70 метров) — барельефом «Служение лошади человеку»работы П.Клодта. Изображены 39 человеческих фигур и 33 лошади, сцены охоты, парадного выезда вельможи, военных баталий.
Памятник Николаю I | Где: Исаакиевская площадь
Творение П. Клодта знаменито тем, что держится всего лишь на двух точках опоры — задних ногах вставшего на дыбы коня. Именно уникальность инженерной работы помогла спасти памятник от сноса в 1930-х годах. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, которые имеют портретное сходство с женой и дочерьми Николая I, а на бронзовых барельефах изображены самые важных события правления царя.
Наблюдательные горожане сразу же заметили, что памятник смотрит в ту же сторону, что и Медный всадник, и разделяет их только Исаакиевский собор. На следующий день после открытия на памятнике Николаю появилась надпись «Не догонишь», а горожане шутили: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
Памятник Александру Невскому | Где: площадь Александра Невского
Один из памятников нового времени. Открыт в 2002 году в честь покровителя Петербурга, полководца князя Александра, названного Невским за победу над шведами в Невской битве в 1240 году. Композиционно он перекликается с Медным всадником — обе скульптуры восседают на коне с вытянутой рукой. Впрочем, именно за эту руку в народе памятник и прозвали «регулировщиком».
Памятник Чапаеву | Где: перед зданием Военной академии связи, Политехническая улица
Скульптурная композиция, во главе которой на великолепном скачущем коне, с обнаженной саблей ведет в наступление революционных солдат легендарный полководец, уникальна тем, что была установлена в дни блокады, зимой 1942 года. Правда, образ Чапаева скульптор Манизер несколько поэтизировал, как известно, комдив всем коням предпочитал автомобиль. Позировал автору памятника сын Чапаева.
Через расположение белых едет телега с крестьянкой. Белые задерживают.Крестьянка объясняет, что едет в соседнее село. Пропустили. Телега прибывает в расположение красных и подъезжает к штабу. Навстречу выходит Фурманов. Крестьянка снимает косынку.
— Петька! — восхищенно кричит Фурманов. — Ну ты и замаскировался, молодец!
— Я-то что, — скромничает Петька, — Вы лучше Василия Иваныча распрягите!
Морские коньки | Где: Благовещенский мост
Первый постоянный мост через Неву украшают массивные и одновременно словно воздушные, ажурные перила, спроектированные архитектором Александром Брюлловым. В центре каждой секции — символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа — морские коньки с изогнутыми шеями и копытцами-ластами.
А также: Морской крылатый конь на улице Савушкина, 83. Фонтан c оригинальной скульптурой установлен несколько лет назад.
Мальчик-кентавр | Где: у входа в Дом кино .
Конка | Где: у станции метро «Василеостровская»
Дань старине: ведь когда-то трамваи передвигались по городу с помощью тягловой силы — лошадей. Оттого и называли его конкой. А первые конки как раз и курсировали между шестой линией Васильевского острова и Адмиралтейской площадью. Памятник замечателен тем, что конка у метро выполнена по оригинальным чертежам и в натуральную величину.
Дом «с конями» , Коломенская улица, 45
На фасаде здания, где когда-то помещалась конюшня, а позже была открыта одна из первых в городе ветеринарных лечебниц, — два чугунных горельефа лошадиных голов. Отлиты во второй половине XIX века и, по мнению специалистов, имеют несомненную художественную ценность. Некоторое время назад одну из голов украли. Пришлось отливать копию.
Про лошадей на доме писал В. Нестеров в книге «Львы стерегут город»: «Усталый взгляд больших добрых глаз и длинная спутанная грива правдиво передают облик лошади-труженицы».
Петергоф. Фонтан Посейдон с лошадьми.
В здании бывших Дежурных конюшен Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» открыта выставка «Придворный экипаж XVIII — начала XX века», где представлены 24 императорских экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков.
«Каретную коллекцию» начали собирать еще при императоре Александре II, открывшем Придворно-конюшенный музей (задуманный еще при императоре Николае I!). А в Царском Селе кареты пережили даже ленинградскую блокаду. Сегодня здесь можно увидеть парадные кареты, участвовавшие в коронационных церемониях Императорского двора, фаэтоны, кабриолеты, сани. Огромные золоченые кареты императрицы Екатерины II, сделанные знаменитым петербургским каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалемва, карета, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, десятиместные сани для катания фрейлин императрицы Екатерины II. И даже та карета (точнее то, что от нее осталось) Александра II, в которую бросали бомбы на месте гибели императора — на набережной Екатерининского канала.
А также:
В фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне есть Зал карет, созданный специально для эрмитажного собрания экипажей. Здесь можно увидеть и карету-визави, подаренную И.И. Бецким Екатерине II, и парадную карету (мастера Ивана Яковлева), изготовленную для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II в 1856 г., и многие другие экипажи, в которых впрягали, естественно, коней.
Кстати: «эгоисткой» называли узенькие дрожки или сани на одного седока.
Momento Mori
Недалеко от северной границы царскосельского Александровского парка, на территории бывшего зверинца, еще во времена Николая I обустроили Пенсионерную конюшню для лошадей, уже не способных к службе, но доживавших свой век. А за конюшней устроили и кладбище, где мраморные плиты указывали места погребения любимых царских лошадей. Здесь были захоронены Лами — конь, бывший с Императором Александром I в Парижском походе, Флора — конь, носивший на себе Императора Николая I под Варной, Коб — конь, на котором объезжал войска Царь-Миротворец Александр III, и многие другие.
И хотя в советские времена уникальный «лошадиный мемориал» сильно пострадал, его постепенно восстанавливают. В том числе и на зарубежные пожертвования: так, инициатором сбора средств во Франции был журналист Жак Луи Гуро., знакомый с представителями династии Романовых.
Карета, подаренная Елизавете прусским королем Фридрихом II.
Карета детей Императора Александр II.Эта карета была создана для развлечений детей,тогда еще цесаревича Александра Николаевича. В ней дети могли кататься по аллеям парка, а запряженных в карету низкорослых лошадок вели под уздцы слуги.В настоящее время карету можно увидеть в Гос.Историческом музее.
Карета снабжена четырьмя застекленными свечными фонарями, рессорами, обеспечивавшими благородным пассажирам максимальный комфорт и покой, раскладными подножками и «ухватными» ремнями.
Экипаж для царских детей исполнил «каретный мастер Тимофей Михайлов Орловский с сыном», чьи лавки находились в Москве «близ Каменного моста в приходе Козьмы и Дамиана, в доме купца Аллилуева». Об этом говорится в бумажной этикетке, помещенной внутри кузова под обивкой – редчайший случай для русского ремесла этого времени.
Этот уникальный экипаж поражает техническим совершенством и удивляет изящной строгостью форм. Подобно парадным экипажам для взрослых, пассажиры в детской карете имели прекрасный обзор, который обеспечивался пятью окнами с подъемными фацетными стеклами. Изысканная золотисто-серебристо-голубая гамма драпировок удачно сочетается с синим цветом корпуса кареты – символом ленты Ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской Империи. Им награждались царственные дети при рождении.
К 1861 г. карета детей императора Александра II поступила в число экспонатов Придворного Конюшенного музея в Санкт-Петербурге, где оказались собранными лучшие образцы экипажей, принадлежавших царской семье. В 1917 г. в числе наиболее ценных экипажей эта карета была эвакуирована в Москву, где помещалась в Нескучном саду, в манеже Александринского дворца, в котором тогда располагался Музей мебели. В 1927 году она поступила в Исторический музей.
В 2010–2014 гг. была проведена реставрация кареты, позволившая подготовить ее к экспонированию.
Посетители музея смогут увидеть ее в зале №33 экспозиции Главного здания Исторического музея.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник