- Какой порт Каспийского моря самый крупный? Описание крупных портов Каспийского моря
- Порты Ирана на Каспийском море
- Актау
- Туркменбаши
- Морские бассейны и порты РФ
- Порты России в Каспийском море: местоположение и основные характеристики.
- Порт Астрахань
- Порт Оля
- Порт Махачкала
- Морские порты России. Итоги-2020 и топ портов
Какой порт Каспийского моря самый крупный? Описание крупных портов Каспийского моря
Каспийское море – крупнейшее озеро на Земле. Омывает оно берега пяти государств. Это Россия, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и Иран. Его называют озером, поскольку водоем не связан с мировым океаном. Но по составу воды, истории происхождения и размерам Каспий является морем.
Крупные порты Каспийского моря величественны. Один из них, Баку, является столицей Азербайджана. Располагается он на западном берегу Каспия. Город Баку стал крупнейшим центром добычи черного золота и газа с конца XIX века. Кроме нефтяной промышленности, здесь развивалось и ткачество, а также производство табака. В середине прошлого века в азербайджанской столице начало наращивать темпы машиностроение, металлообрабатывающая индустрия, а также производство стройматериалов.
В настоящее время Баку представляет собой крупнейший научно-технический и индустриальный центр во всем Закавказье. С начала нынешнего столетия в столице Азербайджана с большим успехом стали развиваться военная промышленность и высокие информационные технологии. Помимо того, что Баку – самый крупный порт Каспийского моря, город еще является и главным железнодорожным узлом. Больше всего грузооборота приходится на морской порт. Из аэропорта каждый день совершаются международные рейсы. Железные дороги проведены в Иран, Россию и Грузию. А внутри самой столицы действуют все виды городского транспорта.
Порты Ирана на Каспийском море
В Иране, на берегу Каспия, располагается город-порт Чалус, через который протекает одноименная река, впадающая в море. Климат в этом регионе в основном умеренный и влажный. Порт Чалус является известным летним курортом. На нем расположены места для отдыха, гостиницы, а также фуникулер, благодаря которому можно с горных высот рассмотреть окрестности – лесопарки, водопады, лесные массивы, побережье. В теплые времена года здесь все покрыто цветами, а осенью – пожелтевшей кроной лесов. В зимний сезон горные склоны окутаны снегами. Помимо пляжей, работающих летом, в Чалусе имеется и горнолыжный курорт, который известен своими альпинистскими базами.
Еще один крупный иранский порт Каспийского моря – Бендер-Энзели. Уникальность этого города заключается в том, что практически со всех сторон он окружен морем. И только одна его часть граничит с сушей. В основном жители этого порта занимаются рыболовством, сельским хозяйством и кустарной промышленностью. Благодаря теплому и влажному климату, здесь можно заниматься выращиванием риса и шелководством. Поскольку в городе развито рыболовство, то и плетение сетей для вылова рыбы тоже занимает почетное место. Бендер-Энзели является одним из важнейших судостроительных центров Ирана. Помимо этого, здесь есть предприятия по обработке риса, табака, масла и дерева.
Актау
На восточном берегу Каспия расположен казахстанский порт Каспийского моря – Актау. Этот город является единственным в республике, в котором занимаются международными перевозками черного золота и продуктов из него. Основная экономическая отрасль Актау – нефтехимическая индустрия. Здесь располагается крупнейший в Казахстане завод по производству пластмассы, а также азотно-туковое, сернокислотное, химико-гидрометаллургическое предприятия.
Помимо них, в Актау развивается и пищевая промышленность. На здешней территории находится комбинат атомной энергетики. Однако добыча урана и атомный реактор прекратили работу в 90-х годах. Но город смог продолжить развитие благодаря нефтяной и газовой промышленности.
Туркменбаши
Также на восточном побережье Каспия расположен город Туркменистана – Туркменбаши. Этот порт Каспийского моря является крупным центром нефтеперерабатывающей промышленности республики. На заводах выпускаются полипропилен, дизельные и универсальные масла. В Туркменбаши морской транспорт в основном представляет собой паромный терминал. Здесь постоянно работает переправа до города Баку. Помимо этого, есть и железнодорожные узлы, и аэропорт.
На территории морского международного порта обустроены заводы по судостроению и ремонту с целью расширения возможностей в нефтяных отраслях. Недавно в этом городе начал работу и пассажирский вокзал. Говоря про морские порты Каспийского моря, можно уточнить, что этот является одним из главных.
Источник
Морские бассейны и порты РФ
Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.
Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:
— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);
— Балтийский (Балтийское море);
— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);
— Каспийский (Каспийское море);
— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).
К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.
Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.
Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.
Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.
Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.
К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.
Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.
Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.
Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.
За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.
В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Источник
Порты России в Каспийском море: местоположение и основные характеристики.
Порт Астрахань
Код порта: RUASF / Координаты: 46°17′ С.Ш. 47°58′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Астраханская область, Каспийское море, дельта реки Волга
Основные технические характеристики морского порта Астрахань:
- Площадь территории морского порта (га): 197,29
- Площадь акватории морского порта (км2): 55,007
- Количество причалов: 32
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 5130,45
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 4,5/150/20
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Порт Оля
Код порта: RUOYA / Координаты: 45°78′ С.Ш. 47°55′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Астраханская область, Каспийское море, дельта реки Волга
Основные технические характеристики морского порта Оля:
- Площадь территории морского порта (га): 327,44
- Площадь акватории морского порта (км2): 53,12
- Количество причалов: 6
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 907,2
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 4,5/135/16,2
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Порт Махачкала
Код порта: RUMCX / Координаты: 43°00′ С.Ш. 47°30′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, западное побережье Каспийского моря
Основные технические характеристики морского порта Махачкала:
- Площадь территории морского порта (га): 59,3
- Площадь акватории морского порта (км2): 5,58
- Количество причалов: 18
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 2014
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 6,5/150/20
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Источники информации: ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря», сервис MarineTraffic
Интересуетесь логистикой? Подписывайтесь на наш канал .
Есть вопросы по международным грузоперевозкам? Команда транспортно-логистической компании «Кредо Транс» всегда на связи .
Источник
Морские порты России. Итоги-2020 и топ портов
На Portnews.ru появились свежие годовые данные по портам. Этот год особенно интересен, т.к. это ковидло-год с обвалом пассажирского сообщения и снижением грузового, впервые за много лет роста. Общий объем перевалки через порты России уменьшился за год на 2,3% и составил 820 млн. т. (снижение на -20 млн.т.).
Коротко по грузам: обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Общее потребление топлива снизилось вообще в принципе, во всём мире, равно как и спрос на него — причем экспорт сырой нефти в портах обвалился на 15%, а продукты нефтепереработки втрое меньше — на 5%. Выросли все, кто работают с контейнерами — они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков: уголь подрос на 7%, а зерно — аж на 30% (. ). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство — полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).
Топ-10 портов экс-СССР и России:
Ниже — полная таблица с разбивкой по бассейнам.
Цифры даны по трём опорным годам: 2013 (докрымский), 2019-й (до пандемии) и 2020-й.
Балтийский бассейн просел по грузоперевозкам на -5,8%, что не так уж и мало. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно просел нефтяной Приморск (61 / 49,3) и немного — Высоцк.
Азово-Черноморский бассейн уменьшил грузооборот на 2%: серьезно снизился Новороссийск (со 157 до 142 млн.т.), но зато приросли Ростов, Туапсе и особенно новый порт Тамань. Арктический бассейн несколько просел — в основном из-за Мурманска. Из-за весеннего обрушения ж/д моста перед Мурманском и корявого грузового сообщения в течение полугода порт недобрал немаленький тоннаж, который пришлось перенаправлять на Балтику и на Юг. При этом грузооборот СМП неуклонно рос. Тоннаж Каспийского бассейна продолжил расти и от уровня 2017 г. вырос вдвое, в связи с развитием коридора «Север — Юг». Долгое время до этого тут тоннаж снижался.
Дальний Восток вырос по всем главным портам и Большая Находка (П.В. + Находка) превысила показатель балтийской Усть-Луги: 104,3 млн.т. против 102,6 УЛ. Теперь разрыв в пропускной способности железных дорог на Восток относительно грузооборота дальневосточных портов становится реально критическим и тормозящим развитие Дальнего Востока (привет «гениальному экономисту» Гайдару на том свете, гнобившему БАМ как бесполезный и вредный).
Латвийские порты выбыли из Топ-10 экс-СССР в свете сильного обвала Риги и Вентспилса. Литовская Клайпеда, напротив, прирастила свой рекорд и пробила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза — и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3). Украина показала рекордный экспорт зерна, за счёт чего вырос порт Южный, пробив очередную планку в 60 млн.т. Остальные крупные порты Новой Украины просели на 10-12%, см. табл.
Источник