Крупнейшие порты тихоокеанского бассейна россии

Содержание
  1. Крупнейшие порты тихоокеанского бассейна россии
  2. 10 крупнейших портовых городов России
  3. 1. Новороссийск
  4. 2. Санкт-Петербург
  5. 3. Владивосток
  6. 4. Находка
  7. 5. Петропавловск-Камчатский
  8. 6. Мурманск
  9. 7. Сочи
  10. 8. Калининград
  11. 9. Махачкала
  12. 10. Севастополь
  13. Топ-10 самых крупных морских портов России
  14. 10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
  15. 9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
  16. 8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
  17. 7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
  18. 6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
  19. 5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
  20. 4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
  21. 3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
  22. 2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
  23. 1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год

Крупнейшие порты тихоокеанского бассейна россии

Топ-10 морских портов России

Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь 2020 г. уменьшился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 611,5 млн т. Снижение объемов перевалки грузов, на фоне мирового экономического кризиса и спада в глобальной торговле, произошло впервые за 24 года.

Начиная с 2000 г. грузооборот российских морских портов увеличился в 4,6 раза, причем максимальный показатель за всю историю был зафиксирован в прошлом году – 840,3 млн т (см. рисунок 1). К слову, пик грузооборота всех морских портов СССР пришелся на 1989 г. – 407 млн т.

Сегодня в России работает 67 морских портов. Новороссийский морской порт – крупнейшая отечественная гавань с грузооборотом 156,8 млн т (см. таблицу 1). Второй порт с грузооборотом свыше 100 млн т – Усть-Луга (Ленинградская область), куда постепенно перенаправляются все российские товары, обслуживаемые в портах Прибалтики; о проработке планов по перенаправлению грузов из портов Литвы и Латвии в Усть-Лугу недавно заявило руководство соседней Белоруссии.

Для сравнения: самый большой порт Европы – Роттердам (Нидерланды), который в 2018 г. обслужил 469 млн т грузов. Крупнейший порт мира — Порт Нинбо-Чжоушань (КНР) — 1 077 млн т в 2017 г.

Таблица 1. Топ-10 морских портов России по грузообороту

Ранг Порт Грузооборот, млн т, 2019 г. Доля, % Бассейн
1 Новороссийск 156,8 18,7% Азово-Черноморский
2 Усть-Луга 103,9 12,4% Балтийский
3 Восточный 73,5 8,7% Дальневосточный
4 Мурманск 61,9 7,4% Арктический
5 Приморск 61,0 7,3% Балтийский
6 Большой порт Санкт-Петербург 59,8 7,1% Балтийский
7 Ванино 31,4 3,7% Дальневосточный
8 Сабетта 27,7 3,3% Арктический
9 Находка 25,6 3,0% Дальневосточный
10 Туапсе 25,2 3,0% Азово-Черноморский
ТОП-10 морских портов 626,8 74,6%
Всего 840,3 100

Источник: Росморречфлот, Ассоциация морских торговых портов; расчеты Крединформ

Большая часть грузов, переваленных в морских портах России, направляется на экспорт – 654 млн т или 77,8% (см. рисунок 2).

В структуре товаров, переваленных в морских портах РФ, преобладает нефть сырая – 276 млн т, уголь – 176 млн т, нефтепродукты (бензин, масла, мазут и т.п.) – 150 млн т, груз в контейнерах – 57 млн т (см. рисунок 3).

Источник

10 крупнейших портовых городов России

Знаете ли вы, что в России есть 67 портов на 12 морях? Рассказываем о самых важных.

1. Новороссийск

Расположен в незамерзающей Цумесской бухте Черного моря. Город несколько веков принадлежал турецкой Османской Империи, но после русско-турецких войн в 1829 году перешел России согласно мирному договору. Это крупнейший порт России, который имеет грузооборот более 140 миллионов тонн в год. Также здесь находится база военно-морского флота России.

2. Санкт-Петербург

Первый порт появился здесь в 1703-м, в год основания города. Однако вблизи Петербурга Финский залив имел узкий извилистый берег, и со временем это стало затруднять прохождение крупных торговых судов. Поэтому во второй половине 19 века был построен Морской канал, который позволил открыть новый порт. «Большой порт Санкт-Петербурга» имеет протяженность 31 км вдоль береговой линии и имеет около 200 причалов.

Читайте также:  Полистирол подложка под бассейн

3. Владивосток

Один из крупнейших дальневосточных портов и главная база Тихоокеанского военно-морского флота России. Город был основан в 1860 году именно как военный порт, название означает “владеть Востоком”. В конце 19 века сюда начали массово переезжать люди со всей Российской Империи, ведь город стал конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. В советское время город был вне внимания властей, скромным закрытым портом, но в 1990-е был разрешен въезд иностранцам, а после саммита АТЭС в 2012 году и вовсе преобразился. Сейчас это еще и зона свободной торговли.

4. Находка

«Вот это находка!» — воскликнул, по легенде, один из моряков летом 1859 года, когда корвет «Америка» приблизился к неизвестной бухте. Новую точку на карте так и назвали — Находка. Поначалу здесь была деревня, но в 1930-40-х силами заключенных ГУЛАГа тут построили порт и образовался город. Сейчас это третий по размеру населенный пункт Приморского края Дальнего Востока после Владивостока и Уссурийска.

5. Петропавловск-Камчатский

Поселение в Петропавловске было основано еще в конце 17 века, когда первооткрыватели впервые достигли этих отдаленных краев. В 19 веке тут начали развивать порт, чему благоволила незамерзающая Авачинская бухта. Во время Второй мировой здесь построили большой новый порт, который расширяли на протяжении всего 20 века. Петропавловский порт активно развивают и сейчас, потому что он является важной точкой Северного морского пути — кратчайшего из европейской части России на Дальний Восток.

6. Мурманск

В крупнейшем в мире городе за полярным кругом находится важный северный незамерзающий порт. Он был построен в 1915 году во время Первой мировой войны, и лишь после этого здесь был основан город. В советское время Мурманск активно развивали, порт должен был снабжать и ремонтировать суда Северного флота. Во время Второй мировой город сильно пострадал от авианалетов, однако, гитлеровской армии не удалось взять его по суше. Сейчас Мурманский порт не теряет своей важности, является базой для освоения Арктики и аванпостом атомного флота России.

7. Сочи

Здание сочинского морского порта, построенное в стиле сталинского ампира в 1955 году, является одной из визитных карточек города. Порт, прежде всего, направлен на пассажирские перевозки, а не торгово-промышленную деятельность. Более того, в порт города Сочи запрещено заходить нефтеналивным судам, зато здесь вовсю курсируют большие круизные лайнеры. История русского присутствия на этом береге исчисляется с первой половины 19 века, когда здесь появился первый форт, а уже с 1909 года Сочи стал главным курортом на черноморском побережье Кавказа.

8. Калининград

До 1945 года город назывался Кёнигсбергом и был столицей Восточной Пруссии. Первый торговый порт здесь был основан еще в 14 веке. После Второй мировой северная часть этой провинции и сам город были переданы СССР. Порт был сильно разрушен во время войны, так что советская власть построила новый Калининград, самый западный порт России и единственный незамерзающий порт российского побережья Балтийского моря. Прежде всего Калиниград обслуживает торговые грузоперевозки и рыбный промысел, последний появился здесь только при СССР.

9. Махачкала

Столица республики Дагестан — крупнейший город российского Северного Кавказа и при этом единственный незамерзающий порт России в Каспийском море. Порт был построен во второй половине 19 века, здесь есть большая сухогрузная гавань, а также железнодорожная переправа и современная высокотехнологичная нефтяная гавань. Кроме того, в Махачкале находится одна из баз Каспийской флотилии военно-морского флота России

10. Севастополь

Современный Севастополь был основан по указу Екатерины II в 1783-м, сразу после присоединения Крыма к Российской Империей. Севастополь стал главным черноморским портом Империи еще в начале 19 века. В этом городе воинской славы, неоднократно участвовавшем в разных войнах, и сейчас находится главная военно-морская база Черноморского флота России. Кроме военной базы, в незамерзающей Севастопольской бухте есть и крупный промышленный порт который занимается перевозками рыбы, нефти, металлов и другой самой разной продукции.

Читайте также:  Использование хлора для бассейна

Источник

Топ-10 самых крупных морских портов России

Российские морские пути издавна считались перспективными каналами торговли. Сначала по ним путешествовали суда с зерном и провизией, затем они сменились на лайнеры с пассажирами и туристами, после, по этим же каналам пошли суда с углем и лесной промышленностью, и, наконец, танкеры с нефтью.

Экономика страны во многом держится на прибыли от грузоперевозок. И большую роль здесь играют самые крупные морские порты России, рассмотрим топ-10 из них.

10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год

Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.

Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.

9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год

Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.

На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.

В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.

8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год

Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.

Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.

А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.

7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год

Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.

Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.

С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.

Читайте также:  Как задекорировать пруд камнями

После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.

6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год

Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.

Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.

5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год

Решение о строительстве порта «Приморского» принималось в конце 20 века. Тогда власти обратили внимание на то, что мощностей балтийских портов не хватало.

Кроме того, «ворота» в Калининграде не имели сообщения со страной по суше и находились таким образом отдельно. Такая ситуация вынуждала платить другим странам за использование их территорий и портов. В 1993 году было решено построить три новых порта – одним из них стал Приморский.

Его по плану сделали нефтеналивным по примеру крупнейшего порта времен СССР в Латвии. Первая очередь была сдана уже в начале 2000-х годов. Сейчас число причалов, на которые могут пришвартоваться танкеры, увеличилось до 4.

4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год

Крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге фактически состоит их двух: первый занимается торговым мореплаванием, а второй – пассажирами. Он растянулся на дельту Невы на востоке Финского залива.

Порт отличается огромным количеством причалов, объяснимым для его внушительных размеров – торговым, лесным, рыбным, судоремонтным, нефтеналивным терминалом и другими. Всех их объединяет сложная система каналов.

3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год

Финский залив богат на российские порты, и Усть-Луга тому лишнее подтверждение. Его история началась с 16 века, когда Россия поняла нехватку собственных ворот на Балтийском море.

Первый русский порт на берегах Балтики строился по указу Ивана Грозного. Важнейшая задача была реализована в самые короткие сроки – за три месяца. После этого в системе торговли начался переворот – царь запретил купцам продавать товары в Ревеле или Нарве, отмечая, что они должны общаться с немцами «на своей земле». Но долго прообраз первого порта не просуществовал – поражение в Ливонской войне забрало у России прибалтийские земли.

Повторно порт здесь был возведён лишь в 30-е годы 20 века, но и опять не с первого раза – война разрушила предприятие, и закончить стройку смогли лишь после ее окончания.

2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год

Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.

В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.

1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год

Порт Новороссийска – рекордсмен по многим параметрам. Во-первых, именно здесь расположена самая длинная линия причала на 8 километров. Во-вторых, это крупнейший порт на Черном море и во всем Краснодарском крае.

И, в-третьих, важность этих российских ворот, которые находятся на пересечении центральных транспортных каналов, связывающих страну с Ближним Востоком, Америкой, Африкой и Средиземноморьем, сложно переоценить.

Источник

Оцените статью