Дальневосточный бассейн и приоритетные порты
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:07, реферат
Краткое описание
На протяжении 5, 6 тысяч миль побережья Дальнего Востока расположены 22 морских и 10 рыбных портов. Самые крупные из них, имеющие потенциальный оборот не менее 1 млн. т: — Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун — в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри — в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск — на Сахалине; Магадан — на севере и Петропавловск-Камчатский — на Камчатке.
Через эти порты проходит более 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. По этой причине порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом.
Прикрепленные файлы: 1 файл
‘экономика отрасли.doc
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова»
Кафедра ‘экономики и основ управления
Контрольная работа № 1
Дальневосточный бассейн и приоритетные порты
Проверил: Поплавский Г.В.
На протяжении 5, 6 тысяч миль побережья Дальнего Востока расположены 22 морских и 10 рыбных портов. Самые крупные из них, имеющие потенциальный оборот не менее 1 млн. т: — Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун — в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри — в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск — на Сахалине; Магадан — на севере и Петропавловск-Камчатский — на Камчатке.
Через эти порты проходит более 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. По этой причине порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом. Так, порты Приморья и порт Ванино имеют прямой выход на Транссибирскую магистраль, образуя вместе с припортовыми железнодорожными станциями так называемые транспортные узлы. Как известно, крупных транспортных узлов на Дальнем Востоке три: Владивостокский (Владивостокский торговый порт), Находкинский (Находкинский торговый порт, нефтепорт, порт Восточный) и Ванинский (порты Ванино, Советская Гавань и ЗАО «Трансбункер»)
Порты Владивосток, Находка, Восточный, Посьет являются основными перевалочными портами Дальневосточного бассейна, связанными с железнодорожной сетью страны. Через них проходит основная часть каботажных грузов, направляемых с материка в многочисленные пункты побережья, экспортно-импортных и транзитных грузов.
Приморский край – “дальневосточное крыло России”, имеет свою четко выраженную производственно-экономическую специализацию. Через незамерзающие порты Приморья страна имеет удобные выходы в Мировой океан. По результатам прошлого года 41% экспортных грузов был вывезен через северо-западные порты, а 38% экспорта – через дальневосточные порты.
В Приморском крае находятся следующие морские порты:
ОАО “Торговый порт Владивосток”. Он принадлежит Министерству транспорта РФ. Специализируется на переработке генеральных грузов, включая контейнеры, насыпных, навалочных, а также лесных грузов. Пропускная способность перегрузочных мощностей порта составляет 5,7 млн. тонн в год (генгрузы – 4,1 млн. т, зерно – 1,5 млн. т). Причальный фронт порта состоит из 16 многоцелевых глубоководных (протяженность 3299 м с глубинами 9,75 – 13,0 м, из них 12 грузовых и 2 грузопассажирских) и мелководных (протяженность 900 м) причалов. Один причал – специализированный, для переработки 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров в год. Для хранения грузов имеются крытые склады площадью 35,1 тыс. кв. м, емкостью 353,3 тыс. тонн, открытые площадки на 71,7 тыс. кв. м, на 2,9 млн. тонн грузов, в том числе 18 тыс. кв. м для контейнерных грузов.
Грузооборот порта составляет около 4,4 млн. тонн, в том числе 3,8 млн. тонн – перевалка внешнеторговых грузов, остальные – грузы снабжения, завозимые в районы Севера. Преобладают генеральные грузы – металлы (до 80%), а также машины и оборудование, химические товары в таре, скоропортящееся продовольствие. Около 12-13% генеральных грузов перевозятся в крупнотоннажных контейнерах международного стандарта. Ежегодно порт посещает свыше тысячи иностранных судов, в основном Тайвань, Япония, Филиппины, Республика Корея, Таиланд, США, Малайзия.
Порт имеет возможности для развития в пределах береговой полосы, можно построить причалы мощностью 7 млн. тонн.
ОАО “Торговый порт Посьет”. Принадлежит Министерству транспорта РФ. Специализируется на переработке проката черных металлов, леса, навалочных грузов, контейнеров. Мощность порта 740 тыс. тонн в год. Порт имеет перспективу развития в пределах акватории. Речь идет о строительстве 4 причалов (для крупнотоннажных контейнеров и навалочных грузов).
Порт Ольга. Принадлежит АО “Ольгалес”. Специализированный лесной порт. Занимается также перевалкой каботажных грузов в северные районы Приморья. Мощность порта 300 тыс. тонн в год.
Морской порт Зарубино. Он принадлежит АК “Хасанский коммерческий порт”. На сегодняшний день Приморский порт Зарубино переименован в “Морской порт в бухте Троица».
Порт имеет возможность для перегрузки металлопродукции, лесопродукции, скоропортящихся грузов, навалочных грузов. Причальный фронт – 4 причала на 650 м с глубинами 7,5-9,5 м.
Японским научно- исследовательским институтом экономики региона (ERINA) было разработано технико-экономическое обоснование по развитию порта Зарубино на период до 2012 г. Зарубино рассматривается как центр транзитных перевозок, обеспечивающий прямую связь северо-востока КНР и Японского моря, благодаря созданию новых транспортных путей на страны АТР. Проект поддержан Правительствами России и Японии. Прирост мощностей – до 4,5 млн. тонн в год – предполагается за счет строительства контейнерных комплексов, способных принимать контейнеровозы на 2600 ДФЭ. Возможности бухты Троицы позволяют создать современный порт с глубинами 15-16 м. Потенциал порта – 10-15 млн. тонн в год.
ОАО “Владивостокский морской рыбный порт”. Принадлежит Комитету рыбного хозяйства по рыболовству. Основные перерабатываемые грузы: рыба, консервы, лес, металл, контейнеры, автотехника. Имеется 12 причалов с глубинами 9,75 – 10,6 м. Мощность порта 1,5 млн. тонн в год.
Владивостокский нефтепорт. Принадлежит АО “Приморнефтепродукт”. Мощность порта 2,5 млн. тонн в год.
АО “Находкинский морской торговый порт”. Защищенная от волнений бухта обеспечивает круглогодичный заход судов дедвейтом до 70 тыс. т. В суровые зимы навигация осуществляется с помощью ледоколов.
Порт принадлежит Министерству транспорта РФ; перерабатывает генеральные, навалочные, лесные грузы, металл. В составе порта 22 причала, в том числе 12 с глубинами, превышающими 10 м. Суммарная мощность по перевалке – 7,3 млн. тонн грузов в год, 6,1 млн. тонн – генгрузы и 1,1 млн. тонн – лесные грузы. Хранение грузов в порту осуществляется в закрытых складах, площадь которых составляет 105 тыс. кв. м (на 148 тыс. тонн грузов), а также на открытых площадках на 140,2 тыс. кв. м. Грузооборот порта составляет около 5,9 млн. тонн, все грузы – внешнеторговые, 5,7 млн. тонн по экспорту (6 лет назад половина грузооборота была связана с “северным завозом”).
Перспектив для развития порта в границах существующей акватории нет. Повышение пропускной способности возможно за счет выноса причальной стенки в море более чем на 50 м. Однако проект очень дорогой и пока реконструкции в указанном направлении не производится.
ОАО “Находкинский рыбный порт”. Принадлежит Комитету рыбного хозяйства по рыболовству. Это крупнейший специализированный порт Дальнего Востока по переработке рыбного сырья, рыбной продукции и продуктов питания, а также их хранения в надлежащих условиях. Пропускная способность 1,8 млн. тонн в год, причальный фронт состоит их 9 причалов с глубинами 10,75–11,75 м. Причалы с универсальной схемой механизации способны перерабатывать генеральные и лесные грузы.
ОАО “Нефтепорт”. Он принадлежит Министерству транспорта РФ. Осуществляет погрузку нефтеналивных судов в объеме до 4,2 млн. т в год. Мощность порта 5,1 млн. тонн в год.
ОАО “Восточный порт”. Принадлежит Министерству транспорта РФ. Порт Восточный расположен в 30 км от порта Находка. Навигация в порту длится круглогодично. Погрузочно-разгрузочные работы ведутся на 17 причалах с глубинами от 6,5 до 16,5 м. Суммарная годовая мощность порта – 18 млн. тонн. В число узкоспециализированных комплексов входят: – для крупнотоннажных контейнеров 4 причала с глубинами 11,5 м (два), 13 м (один), 15 (один); – для угля пирс с двумя причалами глубиной 16,5 м, пропускной способностью 12 млн. тонн; – причал для минеральных удобрений глубиной 11,5 м, на 3 млн. тонн в год. Для хранения грузов имеются склады общей площадью 336,6 тыс. кв. м (192,9 тыс. кв. м для контейнеров, 49,1 тыс. кв. м для леса и 94,6 тыс. кв. м для навалочных грузов).
Грузооборот порта составляет 11,3 млн. тонн, в том числе экспортные грузы – 10,7 млн. тонн. Преобладают навалочные грузы (около 90%). Из остальных – генеральные грузы (металлы, контейнеры, машины и оборудование, и химические грузы в таре). Порт находится в стадии развития. В соответствии с полной схемой может иметь 60 причалов.
Рудная пристань. Принадлежит АО “Дальполиметалл” Специализируется на навалочных, генеральных грузах, нефтепродуктах.
Порт Пластун. Принадлежит АО “Тернейлес”. Специализируется на лесных грузах. Мощность 1,8 млн. тонн в год.
Порт-пункт “Светлая”. Принадлежит АО “Приморсклеспром”. Мощность 300 тыс. тонн в год.
Таким образом, все вышеперечисленные морские порты играют ключевую роль в функционировании морского транспорта, являясь составными частями трех наиболее крупных промышленно- транспортных узлов Приморского края: Владивостокского, Находкинского, Хасанского.
Мощности по переработки грузов составляют:
— портами Владивостокского промышленно-транспортного узла – 6,6 млн. тонн в год;
— Находкинского промышленно- транспортного узла – 29 млн. тонн в год;
— Хасанского промышленно-транспо ртного узла – около 1,5 млн. тонн в год.
Доля экспортно-импортных грузов в общем объеме переработки для портов Владивостокского промышленно-транспортного узла составляет 90,6% объема грузов; Находкинского – 94,6%; Хасанского – 75,3%.
В настоящее время наиболее перспективными грузами для транзитных перевозок через Приморский край являются экспортируемый из Китая уголь (6-10 млн. тонн), зерновые культуры (3-4 млн. тонн), контейнеры (до 400 тыс.ед. ДФЭ).
В общем объеме корейских грузов, перегружаемых в портах Приморья, большую долю составляют транзитные контейнеры. В связи с ростом грузопотока южнокорейских контейнеров через порты Приморья, на основании прогнозов и сложившейся динамики роста объемов контейнерных перевозок между Республикой Корея, Европой и Россией, имеются все основания предположить, что к 2005 году объем этих перевозок может достигнуть 100 тыс.ед. ДФЭ в год.
В бухте Козьмино, недалеко от Находки, закончено строительство I-ой очереди специального морского нефтяного порта «Козьмино», который станет конечной точкой первой очереди строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО). Порт «Козьмино» рассчитан на прием глубоководных судов водоизмещением до 300 тыс. т. Введенная первая очередь предусматривает перевалку нефтепродуктов 15 млн. т в год, перевозимых железнодорожным транспортом с перегрузкой на морские суда, при введении нефтепровода объем увеличиться до 50 млн. т в год. Через нефтепровод ВСТО протяженностью свыше 4 тыс. км, строящийся компанией «Транснефть», российская нефть будет поступать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В составе комплекса также планируется строительство нефтеналивного терминала и нефтебазы, железнодорожных сливных эстакад, нефтепроводов, соединяющих нефтебазу с терминалом и железнодорожными эстакадами.
За 11 месяцев текущего года из спецморнефтепорта «Козьмино» экспортировано 14,5 млн тонн нефти. Более 30 % направлено в Японию, 25 % — в Китай, на третьем месте США – почти 20 %. Меньшие доли импортировали Ю. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Малайзия.
Перспективы развитие морских портов.
Планируется строительство на Дальнем Востоке нового морского порта для перевалки угля мощностью 20 млн тонн в год. Детали проекта пока не уточняются. Кто именно займется строительством нового порта, тоже непонятно. Сейчас на Дальнем Востоке уже анонсировано несколько проектов, но ни один из них не подходит под параметры нового порта. Речь, в частности, идет о двукратном расширении терминала СУЭК в порту Ванино, до 24 млн тонн. Вдвое — до 5 млн тонн — собирается увеличить мощности своего Находкинского морского торгового порта Evraz Group к 2013 году. В планах «Мечела» в этом году увеличить грузооборот порта Посьет с 3,3 млн до 7-9 млн тонн, а также начать строительство нового угольного терминала возле порта Ванино в бухте Мучка мощностью 25 млн тонн (сроки окончания строительства не называются). О своих портовых проектах на Дальнем Востоке заявляли и независимые операторы. Наиболее крупный у группы «Сумма» — комплекс в порту Восточный на 18 млн тонн в основном угольных грузов к 2013 году. Еще один терминал — на 1 млн тонн — в этом же порту собирается построить группа Global Ports.
Сейчас совокупные мощности дальневосточных портов рассчитаны на перевалку около 40 млн тонн угля. По стратегии развития морской портовой инфраструктуры России, к 2030 году прогнозируется рост спроса на перевалку навалочных и насыпных грузов через дальневосточные порты только до 100 млн тонн (к этому времени объем добычи угля в России вырастет с 270 млн до 430 млн тонн). С учетом уже заявленных проектов и планов правительства по постройке нового порта дальневосточные портовые мощности увеличатся более чем в 3,5 раза, до 140 млн тонн.
Источник
Крупнейшие порты дальневосточного бассейна
Россия, Северо-западное побережье Японского моря
на берегу бухт Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик, Амурского
и Уссурийского заливов, бухта Андреева
43°05′ С.Ш. 131°54′ В.Д.
Владивосток — это важный грузовой и пассажирский порт, поскольку является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. В нём перерабатываются как каботажные, так и экспортно-импортные генеральные грузы широкой номенклатуры: навалочные, насыпные, рефрижераторные, нефтепродукты, рыбопродукция, лес и пиломатериалы, контейнеры, автомобили и строительная техника.
Внешнеэкономическая деятельность Владивостока осуществлялась со 104 странами, а наибольший процент её объёма пришёлся на Китай, Республику Корею, Японию, США, Германию и Тайвань.
Владивосток — это важный грузовой и пассажирский порт, поскольку является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. В нём перерабатываются как каботажные, так и экспортно-импортные генеральные грузы широкой номенклатуры: навалочные, насыпные, рефрижераторные, нефтепродукты, рыбопродукция, лес и пиломатериалы, контейнеры, автомобили и строительная техника.
Внешнеэкономическая деятельность Владивостока осуществлялась со 104 странами, а наибольший процент её объёма пришёлся на Китай, Республику Корею, Японию, США, Германию и Тайвань.
Россия, Приморский край,
бухта Врангеля, Японское море
42°46′ С.Ш. 133°03′ В.Д.
Значимость морского порта Восточный для России в том, что он является единственным глубоководным портом на Дальнем Востоке. Это позволяет заходить в порт грузовым судам с дедвейтом до 170 тысяч тон. Порт расположен в бухте Врангеля залива Находка Японского моря и входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане.
Грузооборот порта Восточный по итогам 2017 года составил 70 млн тонн грузов в год.
Значимость морского порта Восточный для России в том, что он является единственным глубоководным портом на Дальнем Востоке. Это позволяет заходить в порт грузовым судам с дедвейтом до 170 тысяч тон. Порт расположен в бухте Врангеля залива Находка Японского моря и входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане.
Грузооборот порта Восточный по итогам 2017 года составил 70 млн тонн грузов в год.
Россия, Приморский край,
Северо-Западный берег
Японского моря
42°47′ С.Ш. 132°52′ В.Д.
Порт Находка — крупный тихоокеанский порт России, расположенный на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка.
В порту располагается терминал «Роснефть-Находканефтепродукт» обеспечивающий нефтепродуктами районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также экспорт нефтепродуктов в страны Юго-Восточной Азии.
Порт включает морские универсальные и нефтяные терминалы в одноименном заливе и многочисленные рыбные терминалы. Кроме рыбы и нефтепродуктов, в порту осуществляется перегрузка угля, контейнеров и рефрижераторных грузов.
Порт Находка — крупный тихоокеанский порт России, расположенный на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка.
В порту располагается терминал «Роснефть-Находканефтепродукт» обеспечивающий нефтепродуктами районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также экспорт нефтепродуктов в страны Юго-Восточной Азии.
Порт включает морские универсальные и нефтяные терминалы в одноименном заливе и многочисленные рыбные терминалы. Кроме рыбы и нефтепродуктов, в порту осуществляется перегрузка угля, контейнеров и рефрижераторных грузов.
Камчатский край образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В регионе расположены всего три города (остальные — поселки и деревни), а численность населения немногим выше 300 тысяч человек.
Камчатка — это край вулканов, ледников, горячих источников и кипящих гейзеров. Охотским морем полуостров омывается на западе, Беринговым — на северо-востоке, а Тихим океаном — на юго-востоке, и все эти водоемы у берегов Камчатки покрыты льдом не менее 7 месяцев в году.
Как и многие другие регионы Дальнего Востока, Камчатка — край рыбной промышленности. В экспорте Камчатского края рыбная продукция составляет 97%. Основные торговые партнеры региона — Республика Корея, Китай, Япония и США.
Россия, Камчатский край, Тихий океан, Охотское и Берингово моря, Авачинская и Петропавловская губы
53°00′ С.Ш. 158°39′ В.Д.
Россия, Камчатский край, Тихий океан, Охотское и Берингово моря,
Авачинская и Петропавловская губы
53°00′ С.Ш. 158°39′ В.Д.
Самый большой морской порт Камчатского края расположен на восточном побережье полуострова в глубоководной Авачинской бухте и открыт для круглогодичной навигации.
Через морской порт обеспечивается устойчивое транспортное сообщение с портами Владивосток, Корсаков, а также северными портами России.
Основным направлением отгрузки экспортных грузов является Южная Корея, Япония.
Основной вид деятельности — перевалка экспортных, импортных и каботажных грузов-контейнеров, автотехники, генеральных и навалочных грузов, а также морских биоресурсов.
Несмотря на то, что офис направления судовых масел «Газпромнефть-смазочные материалы» был открыт в Санкт-Петербурге, самая первая партия высококачественных судовых моторных масел была отправлена именно в Петропавловск-Камчатский.
Самый большой морской порт Камчатского края расположен на восточном побережье полуострова в глубоководной Авачинской бухте и открыт для круглогодичной навигации.
Через морской порт обеспечивается устойчивое транспортное сообщение с портами Владивосток, Корсаков, а также северными портами России.
Основным направлением отгрузки экспортных грузов является Южная Корея, Япония.
Основной вид деятельности — перевалка экспортных, импортных и каботажных грузов-контейнеров, автотехники, генеральных и навалочных грузов, а также морских биоресурсов.
Несмотря на то, что офис направления судовых масел «Газпромнефть-смазочные материалы» был открыт в Санкт-Петербурге, самая первая партия высококачественных судовых моторных масел была отправлена именно в Петропавловск-Камчатский.
Сахалин — крупнейший остров России. Лежит в Охотском и Японском морях к северу от японского острова Хоккайдо и занимает основную часть территории Сахалинской области. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Экономика Сахалина имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Одним из главных экспортных товаров Сахалина с недавнего времени является сжиженный природный газ (СПГ), производимый в рамках проекта «Сахалин-2», в котором участвуют «Газпром», Shell и японские компании Mitsui и Mitsubishi. Сахалинский экспорт преимущественно представлен продукцией топливно-энергетического комплекса (94-95%), импорт — машины и оборудование, металлы, которые обеспечивают технологическую реализацию нефтегазовых шельфовых проектов на Сахалине.
Источник