Представлен первый рейтинг линейных морских операторов в РФ
Исследовательское агентство InfraNews и цифровой сервис SeaLogic провели исследование рынка линейных контейнерных перевозок в России в 2022-2023 годах, в рамках которого составлен первый рейтинг судоходных операторов, работающих на регулярных контейнерных линиях в российские порты. Результаты исследования представил основатель SeaLogic Алексей Парилов на конференции «ЗаКонтейнерами» в Москве.
По данным портала InfraNews, согласно исследованию по состоянию на начало марта 2023 года в российских морских портах представлено более 50 российских и зарубежных контейнерных операторов, которые организовали более 100 регулярных линейных сервисов, связывающих Россию с зарубежными странами. Среднемесячная вместимость судов, занятых в перевозках на международных линиях в период с марта по декабрь 2022 года составляла 121 тыс. TEU, но уже за два месяца 2023 года превысила 200 тыс. TEU.
Первое место в рейтинге общей вместимости судов на регулярных контейнерных маршрутах в Россию занимает компания MSC – единственный морской перевозчик из тройки мировых лидеров, оставшихся работать на отечественном рынке. Совокупная вместимость контейнеровозов, осуществляющих регулярные перевозки в Россию, на начало марта 2023 года составила 22,1 тыс. TEU. На втором месте расположилась российская транспортная группа FESCO, ее совокупная вместимость флота на регулярных маршрутах составила 28,4 тыс. TEU. Третье и четвертое места по вместимости судов, работающих в портах РФ, занимают китайская компания TorgMoll и корейско-китайский оператор Sinokor с показателями 17,2 тыс. TEU и 15,6 тыс. TEU соответственно. На пятом месте расположилась группа компаний «Дело», в управлении которой находится контейнерный флот совокупной вместимостью 11,2 тыс. TEU.
Исследование показало, что наиболее активно контейнерные перевозки развиваются на Дальнем Востоке, на который приходится почти половина всех регулярных грузовых линий (49%). Общее число линейных сервисов из портов Владивосток, Находка и Восточный в первые два месяца 2023 года достигло 40, среднемесячное количество судозаходов выросло более чем в три раза – с 30 весной 2022 года до 109 в декабре.
В порту Новороссийск открыто 36 линейных сервисов, которыми управляет 35 контейнерных операторов. Совокупная вместимость судов на Черном море примерно на 25% ниже, чем на Дальнем Востоке, но интенсивность движения практически такая же (около 100 судозаходов в месяц). Это объясняется спецификой региона, где работают сравнительно небольшие суда, но география перевозок очень обширна, пояснил Алексей Парилов. «На Дальнем Востоке сейчас практически 90% прямых сервисов связывают Россию с японскими, корейскими и китайскими портами, находящимися севернее Шанхая. А Новороссийск, кроме значительной доли грузов, идущих на Турцию, обладает разнообразным спектром сервисов на дальних маршрутах в Индию, ОАЭ, страны Персидского залива, Израиль», — рассказал он в ходе выступления на конференции.
Санкт-Петербург – некогда крупнейший контейнерный узел – сейчас замыкает тройку регионов контейнерного рейтинга: на терминалы Северо-Запада приходится лишь 19% регулярных контейнерных перевозок в Россию. По состоянию на конец февраля там работали 14 судоходных оператора, организовавших 24 регулярных сервиса. Однако, именно здесь аналитики ожидают наиболее активного роста в течение 2023 года. Удобное географическое положение, хорошо развитая, но пока свободная инфраструктура – огромный потенциал для развития контейнерного рынка в регионе, полагает Алексей Парилов. «На руку Петербургу также играют инфраструктурные ограничения, которые сейчас все больше проявляются при движении в сторону Востока – и на железной дороге, и в портах, ну и заторы в направлении Новороссийска сейчас тоже достаточно серьезные», — отметил он.
По итогам 2023 года объём российских морских внешнеторговых перевозок увеличится на 10–15% к уровню прошлого года, прогнозирует управляющий партнер компании InfraProjects Алексей Безбородов, а к декабрю у операторов есть шанс выйти на обороты «досанкционного» 2021-го. «Сегодня все квалифицированные игроки российского рынка уже предоставляют морские сервисы, теперь очередь за зарубежными предприятиями, готовыми работать в России, в том числе из Марокко, Египта, Турции», — полагает Алексей Безбородов. Росту отечественного сегмента судовладельцев будет препятствовать отсутствие в стране квалифицированных кадров, умеющих открывать и наращивать количество морских контейнерных линий. Для скорейшего решения этой проблемы по инициативе InfraProjects уже создан и начал работу Учебный центр «ЗаКонтейнерами», который при участии ведущих специалистов отрасли предлагает заинтересованным организациям различные программы корпоративного обучения в сфере контейнерной логистики и международной коммерции.
Источник
Рейтинг контейнерных операторов, которые работают в РФ, возглавил «швейцарец»
В портах РФ работают более 50 контейнерных операторов, которые организовали более 100 регулярных линейных сервисов, следует из совместного исследования агентства InfraNews и цифрового сервиса SeaLogic. Существенно увеличилась и среднемесячная вместимость судов: в марте-декабре 2022 года – 121 000 TEU, в январе-феврале 2023 года – более 200 000 TEU.
Первое место в рейтинге занимает компания MSC – единственная из тройки мировых лидеров, не покинувшая отечественный рынок. На втором – российская транспортная группа FESCO. Третье и четвертое места у китайской TorgMoll и корейско-китайского оператора Sinokor. На пятом – группа компаний «Дело».
Наиболее активно контейнерные перевозки развивались на Дальнем Востоке, где сконцентрировано 49% регулярных грузовых линий. Число линейных сервисов здесь достигло 40, работают 19 контейнерных операторов. Среднемесячное количество судозаходов за 2022 год выросло с 30 до 109.
В порту Новороссийск открыты 36 сервисов под управлением 35 операторов. Поскольку на Черном море ходят сравнительно небольшие суда, их совокупная вместимость на 25% ниже, чем на Дальнем Востоке, при схожей интенсивности движения: 100 судозаходов в месяц. При этом 66% сервисов увязаны на Турцию, но многие операторы работают и на дальних маршрутах в Индию, ОАЭ, страны Персидского залива и Израиль.
На Санкт-Петербург пришлось 19% регулярных контейнерных перевозок. Запущено 24 регулярных сервиса. Абсолютное лидерство среди 14 операторов держит MSC.
Авторы исследования прогнозируют, что по итогам 2023 года объем российских морских внешнеторговых перевозок увеличится еще на 10-15%, и к декабрю появится шанс выйти на обороты 2021 года. При этом, именно в Петербурге авторы исследования ожидают наибольший рост, поскольку порты Дальнего Востока и Новороссийска уже работают на пределе возможностей.
Напомним, датская транспортно-логистическая компания A.P. Moller-Maersk A/S (Maersk) оценила ущерб из-за ухода с рынка России в $624 млн по итогам I полугодия 2022 года. LR
Источник