Летний сад в Кронштадте.
Территория Летнего сада тесно связана с жизнью основателя города – Петром Великим. Здесь находился его небольшой домик, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Как и его петербургский собрат, кронштадтский Летний сад использовался как «царский город», центральная аллея парка- первая городская улица (Петровская першпектива). Фактически это самый старый парк Кронштадта. Наводнением 1824 г. саду был причинён серьёзный ущерб. Современная планировка сада связана с реконструкцией, начатой в 1828 г. под руководством И. И. Шарлеманя, старшего брата Л. И. Шарлеманя (выполнившего, к слову, ограду Летнего сада в Санкт-Петербурге со стороны реки Мойки).
К Летнему саду можно подойти и со стороны Якорной площади и со стороны ул. Петровской, там же можно увидеть и прекрасную решётку, изготовленную в 1873 г. Ажурная ограда была отлита на Кронштадтском пароходном заводе по проекту архитектора Виндельбандта. Очень похожая (на первый взгляд одинаковая) решётка украшает и Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.
Когда-то это был прекрасный благоустроенный парк, но нынешнее его состояние только напоминает о былом величии. Несколько памятников установлены за оградой, все они посвящены разным событиям и разным людям, но вызывают неподдельный интерес.
Памятник погибшим на клипере «Опричник».
Памятник создан неизвестным скульптором и открыт 31 октября 1873 г. Клипер «Опричник» был построен в Архангельске, проходил службу в Кронштадте. В 1858 г. клипер «Опричник» под командованием капитан-лейтенанта М. Я. Федоровского отправился из Кронштадта на Дальний Восток в составе 2-го Амурского отряда под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попова с дипломатичскими и исследовательскими целями. В 1861 г. капитан П. А. Селиванов (сменивший Федоровского) получил приказ о возвращении клипера в Кронштадт. Экипаж корабля состоял из 95 человек, собранных с разных кораблей дальневосточной эскадры. В ноябре 1861 г. в Индийском океане корабль пропал без вести. Скорее всего, он потонул во время тропического шторма. Поиски результатов не принесли.
На доске, установленной на памятнике представлен поимённый список офицеров корабля. Переломленный якорь символизирует гибель надежды, приспущенный Андреевский флаг – траур.
Памятник мичману Домашенко.
Памятник посвящен подвигу мичмана Домашенко, бросившегося с кормы для спасения погибающего в волнах матроса. Авторы и инициаторы создания памятника адмирал М. П. Лазарев и лейтенант П. С. Нахимов. В Кронштадте это первый памятник, который был создан методом народной стройки и установлен на средства, собранные моряками «Азова».
Памятная гранитная плита о намерении установить памятник Джону Пол Джонсу.
Совершенно уникальный случай – памятник желанию установить памятник выдающемуся флотоводцу, герою Американской революции, а по совместительству ещё и контр-адмиралу русского флота Джону Пол Джонсу!
Личность эта уникальная во всех отношениях, родился будущий адмирал в Шотландии 6 июля 1747. В тринадцать лет оставил дом и устроился юнгой на корабль. В восемнадцать лет Джонс стал третим помощник капитана, через год – первым. На бригантине «Два друга» он перевозил невольников в Североамериканские колонии. Однако потом перешёл в Королевский флот. Но успешной карьере помешал бунт на корабле, во время которого Пол Джонс убил сына влиятельного чиновника и был объявлен в розыск.
Тут как нельзя кстати в 1775 г. началось восстание в 13 британских провинциях в Северной Америке. Джонс предлагает свои услуги революционерам-патриотам, и с этого года числится в составе зарождающегося ВМС будущего нового государства.
Ночью 20-21 апреля 1778 г. в порту Уайтхейвена он высадил десант и сжёг торговое судно в гавани. Вернувшись к Белфасту, захватил шлюп HMS Drake. Через два месяца отбил караван из сорока английских торговых судов. В августе 1779 Пол Джонс получил чин капитана Континентального флота, под его началом было уже пять кораблей объединенной американо-французской эскадры. Джонс терроризирует британские берега, атакует Ливерпуль. Однако дальнейших назначений у американцев он не получил. В 1785 году министр иностранных дел США Бенджамин Франклин объявил о запрете каперства. Джон Пол Джонс поселился в собственном доме в Париже.
Екатерина II пригласила лихого пирата на русскую службу в преддверии войны с Турцией. 23 апреля 1788 Джон Пол Джонс приехал в Санкт-Петербург. В 1788 году принимал участие в военных действиях во время русско-турецкой войны, командовал эскадрой в Днепровском лимане.
После смерти адмирала Грейга, Джонсу прочили место командующего Балтийским флотом. Однако ещё во время войны у Джонса возникли сложные взаимоотношения с Потёмкиным, а в придачу и англичане на русской службе (а их было немало на флоте) мягко говоря, недолюбливали героя Американской революции. В мае 1790 года он вновь поселился в Париже. В июне 1792 года Джонс был назначен консулом США. Однако 18 июля 1792 года он неожиданно умер. Нашли Джонса в русском мундире, его тело было помещено в герметичный гроб и залито спиртом.
В 1905 году тело отца Американских Военно-морских сил переправили в США и с высшими почестями перезахоронили на территории военно-морской академии в присутствии президента Теодора Рузвельта.
Сейчас о памятнике мало что напоминает, хотя находится он на главной аллее Летнего сада. Впрочем, мало кто знает о существовании подобного монумента, да и личность американского героя как-то не вызывает бурных ассоциаций в нашем обществе.
Дальше по аллее находится Грот, а за ним очень необычная гранитная лестница, ведущая к Доковому бассейну, являющемуся частью водосливной системы Петровского дока. Рядом с лестницей растут деревья, высаженные выдающимися людьми, в частности – дуб, посаженный С. О. Макаровым.
Источник
Доковый бассейн в Кронштадте
Краткое описание
Доковый бассейн относят к самым интересным достопримечательностям в Кронштадте. Среди жителей города распространено его ласковое название «Бассейка». История этого грандиозного сооружения началась еще в то время, когда Россией правил Петр I.
Доковый бассейн, как бы, отделяет Якорную площадь с Морским собором от Летнего сада. Рядом с ним находится благоустроенная территория, где можно посидеть на скамейках и полюбоваться окружающими видами. От Морского собора до Докового бассейна туристы спускаются по красивой лестнице, но купаться в искусственном водоеме нельзя, так как это опасно для жизни.
История создания Докового бассейна в Кронштадте
Российский морской флот стал бурно развиваться с начала XVIII столетия. В то время для этой отрасли считалось важным качественное техническое обслуживание судов. Чтобы решить данную задачу, потребовалось строительство современного дока, куда бы заходили корабли. Также было важно создать технические приспособления для быстрой откачки воды и проведения ремонтных работ, после которых обновленные суда снова отправлялись бы бороздить реки, моря и океаны.
Создание европейского гидротехнического сооружения не входило в планы императора потому, что оно обладало одним существенным недостатком: вода из дока сливалась целый месяц, а то и дольше. Петр I нашел решение этой проблемы. Он разработал проект для перетекания всей воды из дока в бассейн нижнего уровня в течение дня. Далее конные машины и ветряные мельницы откачивали воду в море. Для воплощения этой новаторской идеи в жизнь был выбран Кронштадт. Строительство Докового бассейна затянулось на три десятилетия, за которые Россия сменила четырех самодержцев.
В 1739 году командовать работами по возведению гидротехнического сооружения стал опытный инженер Иоганн Людвиг фон Люберас. При нем с целью ускорения слива воды из доков состоялось углубление и расширение бассейна.
Официально данный объект открыли в 1752 году, когда страной правила Елизавета Петровна
В 1774 году, чтобы выкачивать воду из докового бассейна, впервые в стране установили шотландскую паровую машину. Ее разместили в специальном здании, построенном рядом с бассейном. С помощью этого механизма полное осушение искусственного водоема происходило в течение девяти дней. Паровую машину использовали порядка восьмидесяти лет. Сегодня откачка воды происходит с помощью электронасосов.
Что можно посмотреть на территории дока и бассейна?
Протяженность уникального «сухого» дока составила два с лишним километра. Непосредственно ремонтный канал имеет длину около четырехсот метров, ширину – примерно тридцать метров и глубину, превышающую двенадцать метров. В свое время в него свободно заходили четыре и даже пять судов. Европейские инженеры восхищались данным гидротехническим сооружением.
Стены Докового бассейна и сейчас имеют ровную кладку, но вода постепенно ее подтачивает. До наших дней удалось сохраниться центральному доковому механизму – двойным шлюзовым воротам. Они были созданы в трех парах. Систему, которая удерживала и спускала воду, построили в 1747 году. Она прекрасно работала до начала XXI века.
Рядом с Доковым бассейном находится несколько краснокирпичных исторических зданий 1784-1786 годов постройки. В них располагались парусные мастерские.
В 1878 году после перестройки в самом левом сооружении состоялось открытие Артиллерийского офицерского класса и школы, в которой учились гальванеры. Современную парусную мастерскую сегодня можно найти в барачном одноэтажном здании за историческими сооружениями.
Источник
Вокруг, да около. Кронштадт.
История Кронштадта, как и Петербурга, началось в 1703 году с закладки форта, необходимого для защиты фарватера, ведущего к устью Невы. В мае 1704 года форт и две батареи были построены, и уже через месяц была успешна отражена атака шведских кораблей пытавшихся прорваться мимо него. Сейчас Кронштадт это небольшой, уютный городок, достопримечательности которого можно осмотреть за один день. Главной достопримечательностью города является Морской собор, построенный в 1913 году, в советское время был переделан в ДК Моряков. Незадолго до реставрации, я побывал в нём на неофициальной экскурсии, и даже в том состоянии, со зрительным залом и сценой вместо алтаря он произвел на меня сильное впечатление.
Недалеко от собора находится чугунная мостовая, уложенная более ста лет назад. Я слышал о двух версиях происхождения этой мостовой: первая — на ней чинили якорные цепи, и вторая версия — это пробный участок “вечной” мостовой, один раз уложил и на десятилетия никаких проблем. Хотя ходить по ней неудобно, во всяком случае в современной обуви.
Макаровский мост, переброшенный через Петровский овраг. Мост назван в честь адмирала Степана Осиповича Макарова.
В конце XVIII века был построен док, для ремонта кораблей. Для отвода воды из дока был выкопан водоотвод (Петровский овраг), по которому вода самотеком спускалась в доковый бассейн и из него откачивалась в Финский залив. Доковый бассейн.
В 1783 году в Адмиралтействе был сильный пожар, после чего Екатерина II приказала перенести его в Кронштадт. Обводной канал прорыли по периметру будущего Адмиралтейства для его защиты от непрошенных гостей и пожарной безопасности. А Адмиралтейство в Кронштадт не перенесли. Здания слева от канала это бывшие провиантские склады.
Источник
Док Петра I в Кронштадте
Петровский док в Кронштадте — уникальное для своего времени (XVIII век) гидротехническое сооружение, вызывавшее чувства зависти у многих западных стран (но это не точно). Его основная функция – проведение ремонта и технического обслуживания морских судов.
Размеры Петровского дока:
- длина — 384 метра
- ширина — 34 метра
- глубина — 10 метров
- длина Петровского канала, по которому суда попадают в док — более 2 км
Эти размеры для 18 века просто колоссальные, что позволяет сделать вывод, что по замыслу Петра I, в доке планировался ремонт именно зарубежных судов, так как российский судостроительный флот просто не имел таких огромных кораблей.
В XVIII веке самые большие русские корабли были следующих размеров:
- 60 метров в длину
- 16 метров в ширину
Петровский док мог одновременно принимать и ремонтировать до 5 кораблей, чего до этого не было ни в Англии, ни в странах Европы.
В настоящее время Петровский док это исторический памятник, очень внушительных размеров. Большинство его сооружений можно увидеть сегодня, хотя многие из них находятся в плачевном состоянии. В очень. Плачевном.
История
XVIII век для России начался с войны со Швецией, для победы в которой просто необходим был сильный флот. Много кораблей нуждающихся в ремонте, приходили тогда в Санкт-Петербург, что и натолкнуло Петра I на мысль о необходимости создания специального сооружения, где будут их ремонтировать.
Да, в XVIII веке в Европе уже существовали доки для ремонта судов. Однако для того чтобы приступить к ремонту, необходимо было осушить док от воды, а на это требовалось потратить почти месяц (3-4 недели). Ждать так долго Петр I не хотел, и он лично спроектировал док, по замыслу которого вся вода из дока всего за один день перетекает в бассейн, расположенный на уровень ниже.
8 мая 1719 год Петр I издает указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой.
В строительстве дока было задействовано более 3 000 тысяч человек, в основном это были военные. В первый год был прорыт лишь канал, получивший имя Петра Великого, через который должны были проходить суда, чтобы попасть на ремонт в док. Все работы велись вручную. В 1722 годы было закончено лишь строительство этого канала.
Однако Петр I так и не увидел воплощение своей идеи в действии. В 1725 году он умер, а работы по строительству дока велись очень медленно, хотя совсем не прекратились. Полностью завершить строительство и принимать на ремонт суда стало возможным лишь в 1752 году, благодаря стараниям и непосредственному контролю императрицы Елизаветы Петровны, считавшей себя «истинной дочерью своего отца». Стремясь продолжать дело Петра, Елизавета в день торжественного запуска дока лично открыла шлюзы, ознаменовав новую эпоху в российской инженерии.
В последующем принцип и механизмы функционирования дока были усовершенствованы и доработаны. Так в 1774 году была установлена первая в России паровая машина по откачке воды, которую привезли из Шотландии, что позволило осушать бассейн за 9 дней. Это инженерная установка проработала целых 75 лет.
Принцип работы петровского дока
Инженерная идея петровского дока такова: по проекту российского императора с Финского залива суда проходят через канал Петра Великого, а затем попадают в док для ремонта. Дальше шлюзы закрываются, не давая воде заполнять док, а вода из дока сливается в доковый бассейн, вырытый на уровень ниже. В бассейн вода стекала по наклонной протоке в Петровском овраге. Из этого бассейна вода откачивалась насосом, работающим за счет ветреных мельниц и конных машин в Обводной канал, опоясывающий весь Кронштадт, а затем попадала в море.
Центральный механизм дока – это шлюзовые ворота в количестве 6 штук, установленные в 1747 году. Удивительно, но система удержания и спуска воды функционировала до 2000 годов нашего столетия.
Бассейн Петровского дока
Доковый бассейн построен вблизи Морского Никольского Собора, рядом с Летним садом, по проекту инженера Любераса. Его строительство длилось с 1734 по 1752 года. Средний уровень воды в бассейне составлял 11,4 метра.
Здесь же рядом с бассейном была установлена насосная станция. Вода выкачивалась из бассейна насосом в водоотводной канал, а затем текла в Обводной канал, из которого сбрасывалась в Финский залив.
Бассейн дока Петра Первого в летнем саду. В дальнем правом углу — насосная станция.
Стены бассейна выложены из камней, по форме напоминающие пчелиные соты. Из бассейна открывается прекрасный вид на Морской собор.
Очень удивительный и интересный факт: несмотря на грандиозность и значимость такого сооружение, сегодня нет точных практических данных, как шло строительство дока в XVIII веке. Не сохранились ни чертежи, ни схемы, где был бы отражен ход строительства дока.
Источник