Костюмы для бахчисарайского фонтана

Балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан»

Портсигар «Бахчисарайский фонтан» — Палех

В 1934-ом году в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Бахчисарайский фонтан», написанного советским композитором Борисом Владимировичем Асафьевым.
Свою музыкальную карьеру Борис Асафьев начинал как концертмейстер-аккомпаниатор в балетной труппе Мариинского театра, поэтому понятно его пристрастие к балетному жанру — всего композитор написал 28 балетов.
Либретто балета незначительно отличается от поэмы — исключительно в угоду балетной специфике. Написал его писатель Николай Дмитриевич Волков (1894-1965). Оформила спектакль замечательная театральная художница Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970).

Это была не первая попытка пересказать пушкинскую поэму языком балета. В XIX веке было написано и поставлено несколько балетов, в либретто которых использовалась поэма «Бахчисарайский фонтан» в том или ином виде, но они не задержались на сцене надолго.
Балету же Бориса Асафьева суждена была долгая сценическая жизнь — он и по сей день идёт на сценах театров. Интересна современная постановка балета в Мариинском театре Санкт-Петербурга.

В роли Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» в 1930-1950-х годах блистала великая советская балерина Галина Сергеевна Уланова (1910-1998).

Неудивительно, что Галина Уланова в этой роли стала моделью для скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер (1890-1971), известной своей любовью к балету.

Благодаря Елене Александровне, многие замечательные артисты балета того времени предстают перед нами в своих балетных образах.

Две работы Елены Яковлевны Янсон-Манизер (1890-1971) — «Балерина Галина Уланова в роли Марии из балета «Бахчисарайский фонтан»»
Слева фарфоровая статуэтка производства ЛФЗ (1950-е годы), справа интерьерная скульптура

Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) — Сцены из балета «Бахчисарайский фонтан» (1953)

Мария — Галина Уланова
Зарема — Майя Плисецкая
Хан Гирей — Пётр Гусев

Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) — сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Большого театра СССР (1959)

Зарема — Майя Плисецкай
Хан Гирей — Пётр Гусев


Балетные персонажи всегда были источником вдохновения художников и, особенно, скульпторов, благодаря своей пластической выразительности и экспрессии.

Так замечательный скульптор Ольга Петровна Таёжная-Чешуина создала свои скульптуры «Балерина Мария» и «Балерина Зарема» без привязки к конкретным балеринам — просто как балетное олицетворение пушкинских образов, ожившее в скульптуре.

Статуэтки «Балерина Зарема» и «Балерина Мария»
(каслинское литьё — белый чугун, осветлённая окраска)
СССР — Касли — (1954)
Автор — Ольга Петровна Таёжная-Чешуина (1911-2007)

Ещё две фарфоровые статуэтки на тему балета «Бахчисарайский фонтан» производства Киевского фарфорового завода приведены в сюжете Бьющиеся воспоминания — О чём расскажет винтажный фарфор (часть 2).

Читайте также:  Лазаревское с бассейном июнь

Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971) — Скульптура «Балерина Каминская в роли Заремы»
(каслинское литьё — окрашенный чугун)
СССР — Касли — (модель 1937-го года)

Борис Асафьев (1884-1949) — Сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)

Зарема — Александра Иосифиди

Статуэтка «Зарема»
СССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Алексанрович Кисилёв (1929)

Борис Асафьев (1884-1949) — сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Мария — Яна Селина
Гирей — Илья Кузнецов

Статуэтка «Мария»
С ССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Александрович Кисилёв (1929)

Статуэтка «Хан Гирей»
СССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Александрович Кисилёв (1929)

Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) — эскизы костюмов к балету «Бахчисарайский фонтан»

Валентина Михайловна Ходасевич, родилась в 1894-ом году в Москве, — советский живописец, театральный художник и график.
Младший современник Льва Бакста, Александра Головина и творческий спутник Владимира Татлина, Владимира Маяковского, Валентина Ходасевич вошла в историю русского искусства как одна из лучших театральных художников.

Валентина Михайловна родилась в семье юриста Михаила Фелициановича Ходасевича — старшего брата поэта Владислава Ходасевича (1886-1939).

1908-1910 — обучалась в воскресных классах Строгановского училища и в школе Фёдора Ивановича Рерберга (1865-1938).
1910-1911 — продолжила своё обучение в Мюнхене.
1911-1912 — училась живописи в Париже.
1912 — вернулась в Москву, работала в студии Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953) на Остоженке, участвовала в выставках «Союза молодежи», «Бубнового валета», «Мира искусства» и других.
1913 — вышла замуж за художника Андрея Романовича Дидерихса (1884-1942) и переехала в Петроград.

До 1918-го года Валентина Ходасевич работала только как портретист, затем стала работать как театральный художник.

1919 — оформление спектакля «Дерево превращений» Николая Степановича Гумилева (1886-1921) в Студии Петроградского театрального отделения.
1918-1922 — работала в Театре народной комедии.
1924-1927 — жила в Европе, в том числе в Сорренто на вилле Максима Горького, с которым была дружна.
1932-1936 — работала главным художником ленинградского Государственного академического театра оперы и балета.

1936-1937 — для московского Большого театра оформила балет «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Руслан и Людмила».

Во время Великой Отечественной войны работала в Перми и Ташкенте.
1945 — вернулась в Ленинград.
С 1953-го года вновь жила в Москве.

Валентина Ходасевич написала книгу воспоминаний «Портреты словами». Как художник-график выполняла театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.

Умерла художница в 1970-ом году в Москве. Её работы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.

Читайте также:  Формула для расчета объема бассейна круглого

Источник

Фонтан слез в Бахчисарае

Фонтан слез в Бахчисарае (Бахчисарайский фонтан) — это одна из самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова. Расположена она на территории бывшей резиденции крымско-татарских правителей, в Ханском дворце (Хан-Сарай) и входит в основной экскурсионный маршрут по музейному комплексу.

Представляет собой классический фонтан-сельсебиль с перетекающими из чаши в чашу струйками воды, ставший известным благодаря произведениям А. С. Пушкина. С легкого пера великого поэта источник и стал называться фонтаном слез и Бахчисарайским фонтаном.

История Бахчисарайского фонтана

Необычный фонтан был создан в 1764 г. иранским мастером Омером. Согласно исламской традиции нельзя было изображать все живое и поэтому зодчий воплотил замысел правителя с помощью языка символов. Его филигранная работа заставила камень «плакать» горькими слезами любви. Первоначально сельсебиль был установлен при дюрбе Диляры-Бикеч в южной части дворцового комплекса, а в 1783 г. по приказу Г. Потемкина был перенесен в фонтанный дворик Хан-Сарая, специально к приезду императрицы Екатерины II.

В сентябре 1820 г. Бахчисарайский Ханский дворец посетил А. С. Пушкин. Его очень вдохновила легенда о странном памятнике влюбленного правителя и спустя два года после визита написал поэму «Бахчисарайский фонтан». Позднее по мотивам этого произведения были поставлены одноименный балет и опера.

В 1824 г. Александр Сергеевич посвятил уникальной достопримечательности еще одно стихотворение под названием «Фонтану Бахчисарайского дворца». В память о великом поэте, давшему фонтану бессмертие, сегодня рядом с источником установлен бюст. А работники музейного комплекса, согласно строкам его произведения, до сих пор кладут в верхнюю чашу сельсебиля белую и красную розы.

Кстати, по мотивам Бахчисарайского фонтана были созданы подобные сооружения для охотничьего дома князя Юсупова в селе Коккоз и для Королевского дворца в Белграде. Также вариация знаменитого сельсебиля есть в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Легенда о фонтане слез

В основе создания сельсебиля (один их райских источников, упоминаемых в Коране) лежит грустное предание. Согласно ему, грозный и немолодой хан Кырым-Гирей полюбил красавицу-наложницу Диляру. В цвете лет его возлюбленную отравили ревнивые соперницы и она погибла. Глубоко скорбя, правитель похоронил девушку со всеми почестями. Над прахом воздвиг роскошный мавзолей-усыпальницу, а около него повелел построить фонтан, который бы сквозь века пронес всю скорбь и боль хана.

Легенда о любви бесстрашного «степного царя» известна в Бахчисарае с XVIII в. Первоначально в качестве памятника любимой наложнице хана был известен только мавзолей (дюрбе) Диляры-бикеч. Предание гласит, что перед смертью красавица успела попросить похоронить ее в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна мечеть Ешиль-Джами (до наших дней не сохранилась), что и было исполнено. Позднее в связи с ее именем стал упоминаться и сельсебиль.

Читайте также:  Защита бассейна от протечки

Личность самой Диляры-Бикеч до сих пор остается малоисследованной. По одной из версий она была гречанкой, по другой — черкешенкой. Известно лишь, что имя наложницы переводится как «прекрасная княжна». После появления поэмы А. С. Пушкина утвердилось мнение о ее польском происхождении. Возможно вся эта легенда является не более чем вымыслом, а сам памятник имеет лишь философское значение.

Как выглядит

Мраморный фонтан украшен в восточном стиле растительным орнаментом, причем его элементы не повторяются. Отверстие, окруженное пятью лепестками лотоса, символизирует мужской глаз. Из него капает вода и скупые слезы наполняют горем большую емкость (чашу сердца). Со временем скорбь утихает и вода расходится в пару меньших чаш. Однако память воскрешает чувства снова, и радость сменяется горем. Так повторяется трижды, причем нижняя десятая чаша по своим размерам значительно превосходит предыдущие.

В верхней части сельсебиля вырезано стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Кырыма-Гирея, внизу — строка из 18-й стиха 76-й суры Корана, в которой говорится о самом источнике. Изобилие фруктов в вазах традиционно ассоциируется с райским садом. У подножия конструкции изображена спираль, похожая на улитку, что символизирует и печаль, и продолжение жизни.

Кстати, рядом с Бахчисарайским фонтаном расположен еще один комплекс с водой — роскошный, отделанный позолотой, фонтан Магзуб. Он в отличие от печального памятника любви использовался для обряда омовения.

Как добраться

Бахчисарай делится на старый и новый города. Историческая часть, в которой находится Ханский дворец тянется вдоль улицы Ленина. Попасть в музейный комплекс можно, доехав до остановки общественного транспорта «ЗАГС» на автобусе № 2 и маршрутке № 3, в том числе от автостанции Бахчисарая. Или до ост. «Школа мастеров» по ул. Ленина, через нее курсирует автобус № 2. С таким же названием есть остановка по ул. Речная, до нее ходит маршрутное такси № 3.

Если ехать на машине, то с трассы Симферополь — Севастополь двигаться следует сначала по ул. Симферопольская или Фрунзе, в зависимости от направления. Затем на их пересечении повернуть соответственно налево или направо на ул. Ленина. Объект назначения будет находиться справа.

Попасть в Ханский дворец со знаменитым фонтаном слез можно и на такси (Али-баба, Ананас, Арсен, Просто, Роман, Удача, Везунчик). Также на территории Крыма работает служба Яндекс-такси.

Бахчисарайский Фонтан слез на панораме Яндекс-карт

На видео Фонтан слез в Бахчисарае

Источник

Оцените статью