Конспекты уроков по географии пруд

Конспект урока «Реки и озера земли»

Реки и озера Земли

Цели урока: рассмотреть особенности географии рек и озер земли

— обучающие : Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.

-развивающие: продолжить формирование умения описывать реки и озера.

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Раскрыть роль рек в жизни людей.

Тип урока: изучение новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий.

Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Структура и ход урока

2)актуализация знаний и сообщение темы урока 8мин

4)изучение нового материала 25 мин (в том числе физ. минутка 3 мин)

6)выводы и рефлексия 3 мин

Актуализация знаний: игра «Волейбольная корзина» какие реки и озера (1 и 2 вариант) ты знаешь?

Изучение нового материала: просмотр презентации.

Внутренние воды, или воды суши, — это многочисленные реки, озера, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоемы.
Наиболее широко в хозяйстве используются речные воды. Для оценки той или иной реки в жизни и деятельности человека очень важно знать ее характеристики.

Река – это природный водный поток, текущий в выработанном углублении — русле.

Что такое озеро?

Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении

План характеристики реки
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. Характер течения.
4. Притоки.
5. Источники питания.
6. Тип водного режима.
7. Хозяйственное использование.

Общая характеристика рек территории (материка, страны) дается в определенной последовательности:
1. Обеспеченность реками данной территории в сравнении с другими территориями (много или мало, преобладают большие по протяженности реки или небольшие реки); причины такого наличия рек (особенности климата, размеры материка, расстояние между водоразделами и устьем); самые крупные реки территории.
2. Направление течения большинства рек, причины (связь с наклоном поверхности территории); реки, относящиеся к различным бассейнам Мирового океана.
3. Характер течения типичных для территории рек; связь характера течения рек с рельефом местности, по которой они протекают.
4. Главные источники питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземными водами) в разные сезоны года, исходя из особенностей климата; в какое время года и из каких источников реки получают наибольшее количество воды и разливаются.
5. Наиболее типичная река данной территории (описание на основе карты и типового плана характеристики реки).
При рассмотрении озер следует отметить, что в них сосредоточены значительные запасы воды. Озера занимают около 1,8% суши, но размещены неравномерно (см. Приложение, с. 246—247 учебника). В распространении озер по земной поверхности наблюдается зональность, объясняемая зависимостью озерности территории от климата. Особенно много озер в тундре и лесной зоне.
Учащимся следует напомнить, что озера различаются по размерам, особенностям стока, солености воды, происхождению озерных котловин.
Далее учитель знакомит школьников с планом характеристики озера и предлагает им описать крупнейшие озера мира.
План характеристики озера
1. Географическое положение.
2. Происхождение озерной котловины.
3. Особенности стока.
4. Особенности минерального состава воды.
5. Хозяйственное использование.
В конце урока учащимся предлагается отметить на контурной карте крупнейшие реки и озера мира.

Читайте также:  Время 50 метрового бассейна

Закрепление:

Домашнее задание: 1) изучить § 16 + дать характеристику реке и озеру

Источник

Конспекты уроков по географии пруд

Конспект урока географии в 6 классе

«Озёра. Водохранилища. Пруды»

Закрепить знания об изученных ранее водоёмах посредством выполнения специально подобранных учебных заданий.

Сформировать представления о возникновении, строении, использовании озёр, водохранилищ, прудов посредством обучающей беседы, графической наглядности.

Развивать и корригировать пространственное восприятие и мышление учащихся при чтении и зарисовке схем рек и озёр.

Корригировать операции синтеза и анализа во время учебно-познавательной деятельности.

Формировать элементы научного мировоззрения, настойчивость, ответственность, любознательность учащихся в процессе изучения географии.

Оборудование: Учебники географии, карточки (Приложение №1, №2, №3), компьютер

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Психологический настрой на познавательную деятельность.

Записать дату в тетрадях.

Проверка домашнего задания

— Какое домашнее задание вы выполняли?

— Поднимите руки, кто внимательно прочитал статью учебника! Сейчас я пройду по рядам и посмотрю, какие схемы у вас получились ( проходит по рядам).

— Пользуясь схемой в тетрадях, расскажите, как человек использует реки.

-Один ученик будет рассказывать, а другой возьмёт конверт, выйдет к классной доске, будет доставать и прикреплять магнитиками соответствующие рассказу картинки (Приложение №1).

— Какой вывод мы сделали с вами на прошлом уроке?

— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились вчера во время самоподготовки.

-Я знала, что вы ответственные. А сейчас мы узнаем, кто из вас умеет разгадывать загадки.

-Мы должны были прочитать с 51-53 учебника и нарисовать схему «Использование рек» (рис 53)

Ученик 3 группы рассказывает, а 2 группы работает с иллюстрациями.

-Человек использует реки в промышленности, для отдыха, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, в быту и как пути сообщения.

Ученик 3 группы читает вывод на с. 53

— Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха.

Всесторонняя проверка знаний

Кругом вода, а с питьём беда.

Чуть дрожит на ветерке.

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море.

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

— Назовите одним обобщающим словом: море, река, болото – это…

-Каким цветом на карте обозначают моря, океаны, реки?

-Как называется место, где река берёт своё начало?

-Углубление, по которому течёт река?

-Место впадения реки в море, озеро, другую реку?

— Река, впадающая в другую реку называется…?

— Реки, протекающие по равнинной местности называются…

-Реки, протекающие по гористой местности называются…

-А сейчас вы по описанию попробуете определить, о какой реке говорится: гористой или равнинной.

Учитель читает описание рек Волга, Терек (приложение №3), дети определяют какие это реки, обосновывают свой ответ.

-Посмотрите на схему, цифрами обозначены части реки, в тетрадях запишите названия, соответствующие каждой цифре. (Приложение №2)

Учитель проходит по рядам и оказывает индивидуаль-ную помощь (направляющую, стимулирующую) учащимся.

Читайте также:  Почему бассейн бьет током

Дети отгадывают загадки и объясняют почему они так считают.

— Море, река, болото – это водоёмы.

-Их обозначают на карте синим цветом.

Учащиеся 1-2 группы.

Учащиеся 1-2 группы.

— Волга – равнинная река, она течёт медленно и плавно, сливаясь с горизонтом, её пространство бороздят тысячи судов.

-Терек – горная река, он бурный, течёт между утёсами, воет…

Дифференциация по объему и сложности материала для детей разных познавательных способностей (группам 1,2 – 1 вариант, группам 3,4 – 2 вариант)

Подготовка к изучению нового материала

— Давайте проверим работы. Сверьте свои работы с ключом (Приложение №3).

— Поднимите руки, кто выполнил всё правильно.

-Посмотрите в третий столбик нашей таблицы и скажите, какой водоём мы с вами ещё не изучали на уроках географии?

-Тема нашего урока будет звучать:

Озёра. Водохранилища. Пруды. (учитель записывает на доске)

Дети поднимают руки.

Мы не изучали ещё озеро.

Дети записывают в тетрадях

Изучение нового материала

Откройте страницу учебника 54, найдите определение озера, прочитайте про себя, а потом вслух, запишите в тетради.

— Поверхность земли может быть не только равнинной, на ней бывают горы, холмы и углубления.

-От чего возникают углубления на поверхности земли?

-Иногда земная поверхность опускается, прогибается после землетрясения, образуя углубление, иногда углубление образуется в кратере древнего вулкана, а иногда в результате горных обвалов. Если это углубление заполнится водой, то образуется озеро.

-Нарисуйте, как выглядит озеро, если на него посмотреть сверху? Учитель проходит по рядам.

— Правильно, так озёра изображают на плане, карте. А каким цветом оно должно быть обозначено на плане или карте?

— Возьмите синие карандаши и заштрихуйте им озеро.

-А откуда может появиться вода в озере?

-Совершенно верно, озёра могут питать воды ручьёв и рек, осадки, подземные воды.

— Вы нарисовали озеро, посмотрите и подумайте, какие воды питают ваше озеро?

— Правильно, в наше озеро не является истоком для других рек. Такие озёра называют БЕССТОЧНЫМИ.

-Давайте повторим хором и подпишем своё озеро, чтобы запомнить новое слово.

-Может ли река брать начало из озера? То есть озеро может быть истоком реки?

-Значит, вода из этого озера будет стекать, и такое озеро называется СТОЧНЫМ.

-Давайте повторим хором и нарисуем сточное озеро и подпишем его.

-А может быть такое озеро, в которое будет впадать река, и из которого будет брать своё начало другая река?

-Нарисуйте такую схему. Дети рисуют, а учитель проходит по рядам (3-4 группе оказывает обучающую помощь).

— Если в озеро впадает река, и другая река берёт начало, то такое озеро будет называться ПРОТОЧНЫМ. Подпишите свой рисунок.

Учитель вызывает ученика 1 группы для того чтобы нарисовать схему на доске.

— Таким образом, мы узнали, что озёра могут быть:

— Посмотрите на свою схему, которую вы рисовали на самоподготовке «Использование рек» и давайте по ней разберём, как человек использует озёра.

-Для чего не использует человек озёра, но использует реки? Озёра, реки – естественные водохранилища.

— А может человек сделать сам углубление на поверхности земли?

Читайте также:  Трап для переливного бассейна

-А если это углубление заполнят подземные и осадочные воды, ручьи принесут свои воды, то получится ПРУД.

— Можно будет брать воду для питья из пруда?

-Если человек перегородит реку плотиной, так как перегородили нашу реку Рефт, то получится ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Кто отдыхал на Рефтинском водохранилище?

-Для чего было построено Рефтинское водохранилище?

-Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в международном конкурсе « Pley energy » и бываем на экскурсии на Рефтинской ГРЭС, вы подрастёте, и мы вместе с Вами тоже побываем на это станции.

— А пока, давайте рассмотрим схему «Польза и вред водохранилища» с 55, рис. 59 учебника.

Озеро- впадина (углубление) на поверхности земли, заполненная водой.

Схема постепенно во время рассказа зарисовывается на доске учителем, учащимися в тетрадях.

Дети рисуют в тетрадях.

-На карте, плане озеро синего цвета.

Дети раскрашивают озеро синим цветом.

Учащиеся 1 группы.

— Горная река после обвала будет наполнять озеро, вода осадков, подземные воды.

— Наше озеро могут питать воды осадков или подземные воды.

Учащиеся 2-3 группы.

-Да, озеро может быть истоком реки.

СТОЧНОЕ ОЗЕРО море

Учащийся 1-2 группы

— Озёра можно использовать для бытовых нужд, отдыха, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения.

-Для получения электроэнергии

-Человек может сделать углубление в поверхности земли.

-Нет, вода в пруду будет застаиваться.

-Дети поднимают руки.

-На неё построили Рефтинскую ГЭС.

Проверка понимания нового материала

— Заполним схему. Мы уже с вами знаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Я начну чертить схему, а вы дополните её названиями тех водоёмов, которые мы сегодня изучали. Напомните мне, о каких водоёмах мы говорили?

— Разместите их названия в пустые рамки схемы. Слова для справок: озёра, водохранилища, пруды, сточные, бессточные, проточные. (для уч-ся 3-4групп)

-К какому озеру вы отнесёте озеро, из которого не бёрёт начало ни одна река, но одна река впадает в него?

-Молодцы, вы хорошо поняли учебный материал.

-Мы говорили об озёрах, водохранилищах и прудах.

Учащиеся 1-2 группы делают самостоятельно, 3-4 группа с помощью учителя.

— Это озеро называется бессточным, так как стока воды из него нет.

Закрепление нового материала

— Давайте прочитаем с 54- 56 учебника.

— Составим по схеме «Польза и вред водохранилища» рассказ

Учащиеся 2-3 группы

-Польза водохранилищ в том, что они позволяют делать большие запасы воды и вырабатывать электроэнергию.

-Вред водохранилищ в том, что они затапливают плодородные земли , места обитания животных, приводят к обмелению рек.

— Сегодня на уроке мы узнали много нового про озёра, водохранилища и пруды. Подведём итог, прочитав вывод урока с 56 учебника, он написан в красной рамочке. Оценивание учащихся.

Д/З: с 54-56 читать, устно ответить на в 1,2,3. Любознательные учащиеся (1-20 группа) прочитают дополнительный материал на с 56-57 и подготовят рассказ об одном интересном факте про озёра.

Литература и Интернет-ресурсы

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида –М.: Просвещение, 2006.-184с.

Источник

Оцените статью