Конспект урока по теме «Наше Черное море (обитатели)»
Пояснительная записка
Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно — воспитательной работы с целенаправленным воздействием на воспитанников Центра во внеурочное время.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь учащихся вне школы, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Издревле люди осваивали новые земли, с самыми разными намерениями.
Немало достижений человечества связаны с географическими открытиями и развитием ремесел привезенных из других стран.
Изучение подобных тем способствует повышению интереса учащихся ко многим общеобразовательным дисциплинам, приучает их к ответственности и самостоятельности, пробуждают добрые чувства друг к другу.
Цели: сформировать понятие «морские обитатели», познакомить с особенностями нашего Черного моря в сравнении с другими водоемами мирового океана, формировать умение видеть связи между понятиями.
Развивать логическое мышление на основе усвоения причинно – следственных связей, сравнительного анализа.
Способствовать развитию профессиональных навыков, знаний, умений, творческих способностей, любви к животным.
Воспитывать уверенность в своих силах, чувство коллективизма.
Задачи:
— дать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни,
— сформировать начальные туристские знания, умения, навыки,
— дать представление об экологии и охране окружающей среды.
— способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.
1.Орг.момент. Постановка целей, задач урока .
Сегодня у нас очень приятная тема. Сейчас вы ее отгадаете.
Я прошу вас зажмурить глаза и подумать о самом чудесном времени года: когда каждый день светит теплое солнышко, дует ласковый ветерок. Можно целый день сидеть рядом с родителями на пушистом полотенце, есть вкусные спелые фрукты и наслаждаться нежными солеными волнами.
Правильно! Наше Черное море.
2. Объяснение нового материала.
Верно, это глобус, модель Земли.
А кто может найти на нем Черное море?
Молодцы, по сравнению с океаном оно совсем маленькое.
А теперь посмотрите на карту Черного моря.
На его берегах расположено очень много городов, принадлежащих разным странам. И только вот этот отрезочек берега принадлежит России ( показываю на карте).
А вот эта точка- наш город Сочи. Не видно?
Давайте посмотрим на другой более крупной карте. Здесь виден берег моря, на котором расположился весь город Сочи. 140 километров пляжа, где мы с вами загораем и купаемся. И с этого берега нам кажется, что море очень большое, потому, что противоположный берег не виден.
А кто живет на берегу возле моря?(чайки и другие птицы)
Почему они здесь круглый год и никуда не улетают?( потому ,что едят морскую рыбу)
Верно. А где живет рыба?( на дне)
А вот и не угадали. Сейчас узнаете, почему.
Презентация «Обитатели Черного моря».
У нашего моря есть особенность. На дне моря никто не живет, так как его вода насыщена сероводородм – газом не совместимым с жизнью. Зато в верхних слоях жизнь просто кипит.
А о ком мы сейчас поговорим? Отгадайте загадку:
Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (рыбка)
В черном море обитает 170 видов рыб.
Самые распространенные : пеламида, сельдь черноморская и ставрида.
Рассмотрите их внимательно. Они очень различаются по размеру, по цвету, по форме плавничков и глаз.
А есть такие, которые и на рыб не очень-то похожи.
Морской конёк, как горбунок,
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Своим длиннющим носом!
Морской конек – тоже рыбка, у него есть плавнички и хвостик, он дышит жабрами и откладывает икринки.
Другую необычную рыбку зовут СКОРПЕНА – ядовитая рыба, под лучами плавников у нее расположены железы с ядом.
А эта рыбка похожа на домашнюю птицу. Называется она- морской петух. Нижние плавники-лучи служат ему не только для передвижения, но и являются органами осязания и вкуса.
А следующая рыба выглядит устрашающе: небольшая и нестрашная – всего около 50 см длиной. Питается рыбой, на людей не нападает. Зовется она морской собакой или акула –катран.
А сейчас еще одна загадка:
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – не рыба,а зверь, млекопитающее!
Мамы дельфинихи кормят дельфинят молоком, которое течет по брюшку. А дельфинята его слизывают.
А кто знает почему дельфины часто выпрыгивают из воды?
Да они не играют, а выныривают подышать, потому что у них нет жабер , как у рыб.
В Черном море живут 3 вида дельфинов: афалина, белобочка и азовка.
Давай немного отдохнем!
Попробуй представить себя каким-нибудь морским жителем!
Мы назвали еще не всех жителей моря.
Что люди любят собирать по берегу?
Правильно, ракушки. А откуда они берутся?
Их выбрасывает море, когда их покидает житель – хозяин домика- моллюск. Беспозвоночные, мягкотелые животные, имеют раковину.
Показываю несколько ракушек.
Это рапана, гребешок, венерка и анадара, устрица и мидия.
А есть очень необычные животные, которые больше похожи на желе. Они плавают по поверхности воды и очищают ее.
В Черном море чаще всего можно встретить три вида медуз: корнерот, ризостома, аурелия, или «морское блюдечко».
А есть животные, которые не плавают за добычей, а ждут ,когда она сама к ним приплывет.
Правда, похожи на диковинные цветы?
А ведь это хищные животные! Актинии.
И, конечно, в море есть растения. Не деревья и не цветы.
Они называются водоросли: красные, зеленые и бурые.
В Черном море около 200 видов водорослей.
А теперь вы можете зарисовать тех морских обитателей, которые вам понравились.
Через несколько минут показываю ребятам некоторые работы, прошу назвать изображенных обитателей.
Вписываем их названия в кроссворд на доске.
А теперь давайте еще раз назовем всех обитателей Черного моря.
Можно ли сказать, что море это просто вода?
А с чем его можно сравнить? С многоэтажным домом, который надо беречь, и в котором нельзя мусорить.
А на переменке мы устроим выставку рисунков.
Техническое обеспечение мероприятия
Для проведения мероприятия необходимы следующие материалы и реквизит:
2. Презентация «Обитатели Черного моря».
4. Материалы для рисования на каждого обучающегося.
Литература: Замалядинова О.В. Самое синее в мире Черное море мое; Гаврилюк Э.Н. Сочиведение; Биржаков М.Б. Введение в туризм; Емельянов Б.В. Экскурсоведение; Каменев В.Н. Напутствие туристу новичку.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие на Черное море»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря.
2. Обогащать словарный запас детей новыми терминами, способствовать развитию познавательного интереса.
3. Формировать у детей желание изучать морские глубины, умение замечать красоту и пользу морских обитателей.
4. Учить экспериментальным путем определять наличие соли в воде, подвести детей к выводам о том, что в соленой воде предметы легче, чем в пресной.
5. Развивать любознательность, наблюдательность, умение работать в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море»
( с элементами технологии ИКТ)
1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря.
2. Обогащать словарный запас детей новыми терминами , способствовать развитию познавательного интереса.
3. Формировать у детей желание изучать морские глубины, умение замечать красоту и пользу морских обитателей.
4. Учить экспериментальным путем определять наличие соли в воде, подвести детей к выводам о том, что в соленой воде предметы легче, чем в пресной.
5. Развивать любознательность, наблюдательность, умение работать в коллективе.
Оборудование: Презентация «Обитатели Чёрного моря», карта Крымского полуострова, подборка фотографий Черного моря , аудиозаписи: «Шум моря», «Звуки дельфинов», музыка для релаксации « На морском берегу», для эксперимента: 2 стакана с водой, соль, яйцо.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие, а куда мы пойдем, вы узнаете прослушав музыку (звучит аудиозапись «Шум моря»).
Воспитатель: Правильно ребята! Мы живём на берегу прекрасного моря. Как оно называется? (Чёрное море). Посмотрите на карту, найдите Чёрное море? Покажите Чёрное море на карте (у доски ребёнок находит и показывает Чёрное море).
Воспитатель: Знаете, почему это море называют Черным? ( Ответы детей).
Чёрное море, на берегу которого мы с вами живём в переводе с древнегреческого обозначало: «Негостеприимное море». Черное море очень теплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время холодов на море очень часто бывает шторм , вода в нем становится черной, мутной . Большие волны чудовищной силы могут затягивать в пучину не только людей, но и корабли. Поэтому и назвали его Чёрное, что значит «суровое», «грозное», «опасное » (показ детям фотографии).
Игра малой подвижности: «Море волнуется…»
Воспитатель: Ребята, а чем отличается морская вода от любой другой? ( Ответы детей).
Почему в море легче плавать, чем в бассейне? Вот давайте проверим. Перед вами стоят два стакана с водой. Какая по цвету вода? ( Ответы детей).
— В одном из них вода обыкновенная, то есть которую мы пьем, а в другом – морская вода . (Сильно насыщенный соляной раствор.) Давайте определим на вкус, где какая вода. (Определяют на вкус, пробуя с ложечки.)
— Соленую воду поставим на красный кружок, а пресную (питьевую) – на синий. Представьте себе, что яйцо – это человек. Помещаем яйцо сначала в несоленую воду. Что с ним произошло? ( Ответы детей.)
— А теперь яйцо перемещаем в стакан с соленой водой. Что произошло? ( Ответы детей).
— Какие выводы можно сделать?
Физминутка «Для начала мы с тобой» .
Крутим только головой (вращение головой).
Это мы конечно можем (повороты вправо и влево).
Раз-два-три четыре-пять (приседания)
Напоследок подтянулись, Вверх и в стороны прогнулись (подтягивание вверх и стороны).
( Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: А кто в море живет? (ответы детей). Давайте спустимся на морское дно и посмотрим, кто же там живет. Но прежде нам нужно сказать волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Дверь в подводный мир открой.
Сколько тварей в море разных
(Показ воспитателем презентации на тему «Обитатели Черного моря»).
Воспитатель: В нашем теплом море водится свыше 1000 видов животных.
Как вы думаете, о ком идет речь?
(Прослушивание аудиозаписи «Звуки дельфинов», ответы детей).
Воспитатель: Маленькие дельфины питаются молоком мамы. Они млекопитающие. Живут дельфины долго, 20-30 лет и очень умные и общительные
1-й вид – это дельфин-белобочка , 2-й вид – это дельфин – афалина.
(Именно этих дельфинов мы можем наблюдать в дельфинарии).
Воспитатель: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо? (ответы детей). Какая она? На что похожа?
Воспитатель: Одна из самых красивых медуз в мире — К орнерот . Она имеет большой купол с восемью похожими на гирлянду щупальцами, прикосновение к которым может вызвать довольно сильный ожог.
Воспитатель: В море примерно 170 видов рыб. Ребята посмотрите, как много рыб плавает вокруг нас. Вот это бычок, хамса, сельдь, ставрида. Что человек делает с этой рыбой? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делают консервы.
Воспитатель: А эту рыбу вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Это катран — черноморская акула, но она не опасна для людей. Она боится людей и редко подходит к берегу.
Дидактическая игра: «Один хорошо, много плохо».
— Покачаем головой, неприятности долой.
— Уши сильно разотрем и погладим и помнем.
— Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.
— Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.
(Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Как знает опасных обитателей Черного моря? (ответы детей).
Самая опасная рыба Чёрного моря — это морской дракончик. Колючки его спинного плавника содержат сильный яд.
Также опасны черноморские скорпены и скат-хвостокол с ядовитыми шипами на хвосте. Его называют рыбой-котом.
Логическая игра «На кого похожа рыбка»
Воспитатель: Вот какой удивительный мир морских обитателей! Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вы были внимательные и активно работали.
Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей).
Триз-технология: «Фантастическое животное Черного моря» .
Воспитатель: И я предлагаю на память о нашем путешествии нарисовать несуществующее фантастическое животное Черного моря. (Дети рисуют за столами).
Источник