Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»
Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»
-Расширение представлений об аквариумных рыбках;
-формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
-развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и мелкой моторики;
-воспитание бережного отношения к природе
Ход занятия
1. Организационный момент
А) Послушайте стихотворения и вы узнаете,о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась,-
Вот именно там обитает (карась).
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам -страшный враг.
Догадался? Нет? ….(Судак)
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша.
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть-
Страшно щуке в пасть попасть.
В:-О ком эти стихи?
Б) Актуализация знаний об аквариумных рыбках
В:-Мы с вами в прошлом году познакомились с аквариумными рыбками. Они живут у нас в аквариуме,мы за ними ухаживаем каждый день. Давайте вспомним как они называются.
(сопровождается показом картинок)
Д:-Золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, сомик, неон
2. Сообщение новой темы
А)В:- Сегодня мы поговорим о пресноводных рыбах
(на доске размещается картинка «Пресноводные рыбы»)
В:-Вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Давайте рассмотрим их. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.
У щуки длинная голова и длинное тело. У щуки большой хвост.
У леща небольшая голова и широкое тело.
У сома огромная голова и длинное толстое тело. У сома спинной плавник маленький и не острый. Хвост короткий.
У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
У судака и ерша острые спинные плавники.
Посмотрите,какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака мелкая. У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Д:-Для того чтобы дышать.
В:-А для чего рыбкам плавники?
Д:-плавники нужны для того, чтобы плавать.
В:- Рыбы бывают хищные и мирные. Хищные рыбы питаются мальками рыб, мелкими рыбками, лягушками) К хищным рыбам относятся сом, окунь, судак. Карась, ерш, лещ относятся к мирным рыбкам. Они питаются водорослями.
Б) Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать как плавает рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула (показать как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла (сделать хватательное движение пальцами)
Рыбка хвостиком махнула (снова показать как плывет рыбка)
Рыбка быстро уплыла.
В)Закрепление пройденного материала
1)Упражнение «Кто где живет?»
(на доске помещаются символические изображения водоемов : реки, пруда, аквариума; плоскостные изображения рыб)
В:-Кто живет в аквариуме?
Д:-гуппи,золотая рыбка, сомик, неон
В:-Кто живет в реке?
Д:- Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш
В:- Кто живет в пруду?
2) Упражнение «Покажи части тела»
В:- Давайте рассмотрим рыб и покажем, какие части тела есть у рыб. (туловище,хвост,спинка,голова,глаза,рот,плавники,чешуя,жабры)
3)Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?
В:-А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи? Хвост щуки чей?
В:- Голова судака чья?
В:-Туловище окуня чье?
В:- Плавники карася чьи?
В:-Жабры щуки чьи?
В:- Голова ерша чья?
В:-хвост карася чей?
4) Игра «Кого не стало»(щука,сом,карась,ерш,лещ)
(на доске помещаются пять картинок с изображением пресноводных рыб.
В:- Посмотрите внимательно и запомните изображения пресноводных рыб. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку, а вы скажете, какой рыбки не стало.
(игра проводится до тех пор,пока дети не ответят по одному разу).
5) Упражнение «Узнай рыбку»? Дорисуй хвост и раскрась картинку.
В:- Что эта за рыба
3. Подведение итогов занятия
В:- О каких рыбах мы сегодня говорили?
Д: — О пресноводных
В:- В каких водоемах живут пресноводные рыбы?
Д:- В реке,озере,пруду.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детсого сада для детей с ОНР. -СПб. :ООО»Издательство «.-ДЕТСТВО-ПРЕСС«,2014.-704 с.
2. Теремкова Н. Э
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.-Издательство ГНОМ,2012.-312с.
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Цели: Формировать у детей элементарных представлений.
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие на Север» в старшей группе Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы» Цель: -уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;.
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему «Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки» Организационная информация Примечание 1. Ф. И. О. педагога Байгильдина Филюза Ильдаровна 2. Доминирующая образовательная область Познавательное.
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные. Кошка и.
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» Комплекс «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» для детей 6 — 7 лет. 1. Комплекс ОРУ «Что я видел под водой» Дети.
Источник
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Сания Шаммасова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Колокольчики»
по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
воспитатель логопедической группы Шаммасова С. Я.
Цель: развитие речи на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»
— закрепить представления детей о пресноводных, аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);
— расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
— формировать лексико – грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными)
— формировать умение самостоятельно выполнять задания;
Коррекционно — развивающие задачи:
— развивать общую, мелкую моторики;
— развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.
— воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
— воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Пресноводные и аквариумные рыбы»; магнитная доска; набор магнитных карточек с изображением аквариумных, пресноводных рыб, разрезные картинки, счетные палочки.
Ход НОД:
Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам посмотреть, как мы занимаемся.
Встаньте, ребята, все в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть внимательными.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: А. С. Пушкин
Воспитатель: Верно, а какую рыбку поймал дедушка?
Дети. Золотую рыбку.
Воспитатель выставляет перед детьми на подставке картинку с изображением золотой рыбки.
Воспитатель: Сегодня она к нам в гости и приплыла. Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете о рыбах.
Воспитатель:1-е задание: Нужно отгадать загадку.
В воде она живет.
Нет клюва, а клюет.
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель: Правильно, это рыба.
Воспитатель:2-е задание: Игра «Собери и назови обитателя воды» (развитие мелкой моторики, развитие внимания, соображения, сплочение коллектива)
Воспитатель выставляет на слайде картинки рыб (сом, щука, карась, окунь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и назовите этих рыб.
Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать из разрезанных частей целую рыбу и затем назвать какую рыбу вы собрали.
Воспитатель: Кто у вас на картинке? А кого вы собрали?
Воспитатель: Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.
1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. (»Хоботок»)
Воспитатель: Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт.
Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?
2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать»,как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная.
3. «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)
Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули
И от щуки увильнули.
Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.
3 Задание: Упражнение «Кто где живет?»
Воспитатель: Ребята, где живут рыбы?
Дети: Рыбы живут в реке, пруду, озере, море, океане, аквариуме.
На слайде изображения водоемов: реки, пруда, аквариума и др.
Воспитатель: Ребята, как называются рыбы которые живут в аквариуме?
Дети: Аквариумные рыбки
Воспитатель: А какие аквариумные рыбки вы знаете?
Дети: гуппи, золотая рыбка, сомик, меченосец, телескопик.
Воспитатель: Ребята, а как называются рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах?
Дети: Пресноводные рыбы.
Воспитатель: А каких пресноводных рыб вы знаете?
Дети: Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш, карп, карась, лещ.
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы на рыбалке.
1. Испугаться при виде огромной хищной зубастой щуки.
2. Обрадоваться золотой рыбке.
3. Огорчиться уплывшей рыбке.
«Рыба сорвалась с крючка»
Воспитатель: И. п. : ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 —на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3 – 4 раза.
Воспитатель:4-е задание: Речевая игра «4 лишний»
лягушка, окунь, пескарь, щука;
золотая рыбка, щука, сом, окунь;
меченосец, скалярия, окунь, гуппи
5-е задание: Работа над называнием частей тела рыб. «Что мы знаем о рыбах?»
Воспитатель: Ребята, все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
Воспитатель: Что общего имеют все рыбки?
Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.
Воспитатель: А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Для того чтобы дышать.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Воспитатель: Ребята, для чего нужна чешуя рыбам?
Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.
Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.
Воспитатель: А сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.
Физминутка «Рыбка» (координация речи с движением, развитие подражательности).
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке наклоны в сторону
плавные движения руками
Воспитатель:6-е задание: Речевая игра «Один-много»
Одна маленькая рыбка – много маленьких рыбок,
Одна хищная щука – много хищных щук,
Один усатый сом – много усатых сомов,
Один колючий ёрш – много колючих ершей,
Один ловкий пескарь – много ловких пескарей
Один крупный карп – много крупных карпов,
Один крошечный карась – много крошечных карасей
Воспитатель: Давайте, ребята, немного поиграем с нашими ручками и пальчиками и порадуем “Золотую рыбку”.
(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Медленно сблизить ладони
Хватательные движения пальцами “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
7 задание. Упражнение «Друзья для рыбки»
(Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Посмотрите, у вас на столиках лежат счетные палочки, Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из счетных палочек. Попробуем?
Дети делают рыбку из счетных палочек, затем воспитатель спрашивает.
Игра «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Воспитатель: Ксения, какую рыбу ты собрала? Покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? (Ответ: Рыбья голова.)
— Егор, а ты какую рыбу собрал? Покажи туловище. Чьё это туловище? (Ответ: Рыбье туловище.)
— Аня, а у тебя что за рыбка? Покажи хвост. Чей это хвост? (Ответ: Рыбий хвост.)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Посмотрите, сколько друзей мы сделали для золотой рыбки. Посмотрите как рада золотая рыбка.
Заключительная часть (Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)
Воспитатель: Золотая рыбка говорит вам спасибо за игры и хочет со своими друзьями вернуться домой, куда, ребята?
Дети: Рыбка отправляется в аквариум.
Воспитатель: Как передвигается золотая рыбка? Ребята, хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ. Приготовились?
Воспитатель: Рыбка полетит домой?
Воспитатель: Рыбка побежит домой?
Воспитатель: Рыбка поползёт домой?
Воспитатель: Рыбка поплывёт домой? (Хлопок в ладоши.)
Воспитатель: Правильно! Рыбка поплывёт домой.Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, золотая рыбка!»
О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? А какие задания были сложными? (Ответы детей.)
Дети выбирают картинку с золотой рыбкой — если занятие понравилось,
картинку с щукой – если было скучно и не интересно.
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии, были внимательными, старались правильно говорить, золотая рыбка приготовила для вас подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический дневничок.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.
Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.
Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.
Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа — описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; — учить.
Источник