Конспект урока Моря России
Личностные : осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.
Предметные : формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.
Метапредметные : формирование умений:
1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
2) работать с текстом и географическими картами;
3) создавать таблицы и схемы.
Формирование УУД на данном уроке:
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2.Анализировь все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения задач, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4 . В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Основное содержание : особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.
Деятельность обучающихся :
выявлять особенности морей России;
наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты;
составлять описание моря по плану;
сравнивать моря на основе физической карты.
Ценностный компонент урока : Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс; бережное отношение к ресурсам морей и рациональное их использование.
Оборудование: физическая карта России, схема «Ресурсы моря».
УМК: Алексеев А.И., Николина В.В. география 5-6.- Москва: Просвещение, 2018
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала.
До урока учащиеся получают стикеры разных цветов и рассаживаются за столы с соответствующим цветом.
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока
Сегодня у нас будет необычный урок. У нас много гостей.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
А определить тему урока нам поможет «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ». В нем подписаны различные ветви. Нужно определить термин, который их объединяет.
Запишите в тетради число и тему урока.
Какую цель мы поставим перед собой? — Изучить моря России.
Сформулируйте цели и задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания о морях?
– Как можно охранять и сохранять воды морей от загрязнения?
Свой парус холщовый держала
Пётр Степанович Комаро́в — русский советский поэт.
Этап 3. Актуализация ранее изученного материала
Россия – морская держава. Ведь ее омывают 13 морей (из 54 морей Земли), включая внутреннее Каспийское. Общая протяженность береговой линии составляет около 40 тыс. км.
— Чем отличается море от океана?
— Приведите примеры внутренних и окраинных морей.
Этап 4. Организация и самообразование учащихся при изучении нового материала.
1. Работа с физической картой России.
2. Оформление схемы в тетради.
— Определите к бассейнам каких океанов относятся моря России.
-Распределите моря по бассейнам.
АТЛАНТИЧЕСКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ТИХИЙ
Балтийское Баренцево Берингово
Азовское Карское Японское
— Предложите план изучения морей океанов, которые омывают территорию России. (Обсуждение плана изучения морей).
С природными особенностями российских морей обучающиеся знакомятся самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, пользуясь учебником и атласом «Физическая карта России «.
Цель : составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды.
1. Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Крупные полуострова, острова, заливы и проливы.
- Природа морей Северного Ледовитого океан.
Соленость морей _______океанической.
Климат _______, не замерзает только ____море, благодаря поступлению ______вод ________течения.
Через моря Северного Ледовитого океана проходит _________.
Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда _______.
Цель : составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природу.
1. Назовите моря Атлантического океана и покажите их на карте.
2. Внутренние или окраинные моря?
3. Материковая отмель (шельф)?
6. Крупные полуострова, острова, заливы и проливы.
7. Природа морей Атлантического океана.
Все моря _______, т.е. соединяются узкими проливами. Например, Черное море с Атлантическим океаном через пролив __________, Мраморное – через пролив ___.
Самым глубоким является _________, а самым мелководным ________.
Черное море расположено _________впадине.
Цель : составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природные явления.
1. Назовите моря Тихого океана и покажите их на карте.
2. Внутренние или окраинные моря?
3. Материковая отмель (шельф)?
4. Почему часты природные явления (цунами)?
7. Крупные полуострова, острова, заливы и проливы.
8. Природа морей Атлантического океана
Все моря Тихого океана ________и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово __________-, Охотское_______, Японское________. У них почти отсутствует _______зона. Все моря имеют _________глубину.
Моря _______, не замерзает только _________море.
Все моря расположены в зоне _____________кольца, поэтому здесь часты _________, а по берегам ________.
Цель: пользуясь содержанием параграфа 32, дополнительными источниками охарактеризовать природные ресурсы (биологические, минерально-сырьевые, транспортные, рекреационные, энергию морских приливов и отливов).
1. Какие моря богаты биологическими ресурсами и почему?
2. В каких морях добывают минеральные ресурсы?
3. Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? Назовите курортные города России?
4. Опережающее задание. Северный морской путь –важнейшая транспортная магистраль России.
Вывод: промысловое значение океанов, какие полезные ископаемые добывают в морях, омывающих берега России.
Биологические Энергия приливов и отливов Транспортные пути
Отдых и лечение Добыча нефти и газа на шельфе
Цель: найдите пути улучшения экологической ситуации морей.
1. Докажите фразу: в 20 веке обострилась экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Назовите причины?
2. Какие моря наиболее загрязнены? Почему.
3. Предложите свои пути улучшения экологической ситуации:
• использование безотходного производства на побережьях и берегах рек
• Строительство очистных сооружений
• Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей
• Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
Вывод: учащиеся самостоятельно предлагают пути по улучшению экологической ситуации.
Этап 5. Презентация итогов работы в группах .
Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления. Идёт обсуждение особенностей природы морей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы, суждения, умозаключения. Речевому развитию учащихся способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных высказываний.
Этап 6. Контроль и самопроверка знаний .
Сегодня на уроке мы познакомились с природой этих морей и определили, чем отличаются моря, омывающие берега России.
Вопросы-суждения. Выберите верный ответ.
1. Самое глубокое море России — Баренцево или Берингово. Аргументируйте ответ.
2. Северный морской путь начинается с Белого моря или с Баренцево.
3. Какое море не замерзает Охотское или Японское. Аргументируйте ответ.
4. Какое море глубже Чёрное или Азовское? Аргументируйте ответ.
5. В каком море больше биологических ресурсов в Баренцево или Берингово? Аргументируйте ответ.
Определить море по краткому описанию
1. Это море является самым тёплым их всех российских морей, принадлежащих этому океану. Это происходит из-за достаточного количества тёплых водных и воздушных масс, приходящих со стороны Северной Атлантики, хотя по объёму и количеству они равны холодным, что делает погодные условия нестабильными. Северный климат вкупе с относительно высокой температурой воды способствовали развитию разнообразия рыбы и других биологических ресурсов. Территория: 1 424 000 км². Глубина: до 600 м. (Баренцево)
2. Это море СЛО на востоке благодаря связи с Тихим океаном через Берингов пролив постоянно получает приток относительно тёплых вод, что делает его климат сравнительно мягким. Площадь: 595 000 км². Самая крупная впадина находится на глубине 1256 м, но обычно здесь не глубже 71 м. (Чукотское)
3. Это море является самым крупным из тех, что омывают Россию (2 315 000 км²), причём как по площади, так и по глубине. Оно богато рыбой и другими морскими обитателями. Погода здесь нестабильная, но достаточного тепла не бывает никогда. Самая глубокая впадина: 4151 м, средняя глубина: 1600 м. (Берингово)
4. Это море — самое суровое море бассейна Тихого океана, причиной чего служит воздействие на него Сибирского антициклона. Площадь: 1 603 000 км². Глубина: до 3916 м, средняя: 821 м. (Охотское)
5. Это море самое маленькое (39 000 км²) и мелкое в России, его максимальная глубина составляет всего 13,5 м, а в целом оно ещё мельче. Из-за этого, а также из-за сильной пресности, оно быстро нагревается в жаркие дни и быстро остывает при понижении уличной температуры. (Азовское)
6. Это море — самое тёплое в России. На нём расположено самое большое в стране количество морских курортов, которые в основном находятся на территории Краснодарского края. На глубине много сероводорода, поэтому большая часть морских обитателей находится ближе к поверхности. Площадь: 422 000 км². Самая глубокая точка: 2210 м. (Чёрное)
7. Это море хоть и тёплое, но другие его характеристики схожи с северными морями, ввиду соответствующего расположения: оно мелкое, довольное пресное и имеет сильноизрезанное побережье. В отличие от представителей северо-океанского бассейна, здесь нет вечных льдов. Размеры: 419 000 км², глубина до 470 м. (Балтийское)
Этап 7. Рефлексия . Зависит от оставшегося времени
1. Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
3. Ребята, сегодня вы в очередной раз показали, как умеете работать, справились со всеми заданиями, показали себя с лучшей стороны, узнали много нового о морях
Самоанализ и самооценка ученика.
— Как вы считаете: кто в вашей группе сегодня на уроке особенно отличился? Передайте этому человеку свой стикер. Поздравляю, команды высоко ценят ваш вклад в общую работу. Вам команда поставила «5».
Этап 7. Домашнее задание .
1.Параграф 32 прочитать ответить на вопросы к параграфу. Нанести на контурную карту моря омывающие берега России.
2.Выполнить практическую работу: сравнить по плану два моря по картам атласа и таблице (Карское море – региональный компонент, второе море ученики выбирают самостоятельно.
К бассейну какого океана относятся?
Береговая линия (изрезана или нет, заливы, полуострова).
Источник