- ЯПОНСКИЙ МОСТИК
- Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
- История создания
- Автор
- Самые известные «Кувшинки»
- Белые кувшинки
- Водяные лилии в розовом
- Голубые кувшинки
- Пруд с водяными лилиями
- Зеленые отражения
- Интересные факты о цикле и авторе картин
- «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», Клод Моне — описание картины
- Описание картины:
ЯПОНСКИЙ МОСТИК
В начале ХХ века Клод Моне стал признанным художником и состоятельным человеком.
Правда, звучит странно? С импрессионизмом, одним из основателей которого был Моне, у нас обычно связаны совсем другие ассоциации. «Салон отверженных», неприятие публики, издевательство критики, нищета художников. Но факт остается фактом. Новые картины Моне встречали восторгом, они продавались за рекордные суммы, а в их сюжетах критики стали видеть воплощение самой Франции — «изящной и нескладной, утонченной и грубоватой, скрытной и откровенной». Моне наслаждался успехом.
Клод Моне. Японский мостик в Живерни. 1923
Музей изящных искусств, Хьюстон, США
Безденежные времена остались позади, художник купил дом с участком в местечке Живерни и принялся там обживаться. Особенно он увлекся устройством сада и пруда, используя модные в то время японские мотивы. Естественно, что любимый сад стал неиссякаемым источником сюжетов для его полотен, а начиная с 1908 года — едва ли не единственным. Художник уже никуда не выезжал, и мог пристально вглядываться в изобразительные мотивы своего сада.
Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? 13 картин. Водяные лилии? 48 полотен. И список этот можно долго продолжать.
В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). И если мы будем вглядываться в них так же пристально, как он вглядывался в натуру, то сумеем обнаружить серьезную художественную эволюцию их автора, созвучную тем процессам, которые происходили в современном ему искусстве.
Клод Моне. Водяные лилии и японский мостик
1899. Художественный музей
Принстонского университета, США
Еще раньше, в знаменитых сериях, посвященных стогам, тополям и Руанскому собору, можно было заметить, что мотив стал его интересовать меньше, чем интерпретация. Да, импрессионизм, в соответствии со своим названием, и раньше был искусством «впечатления», но все же он стремился передать реальное мгновение, пусть рассыпавшееся в бликах и растворенное в световоздушной среде. Теперь же натура становится для художника лишь поводом к созданию красочной поверхности, причем зачастую с использованием заранее заданной, привычной системы приемов.
Почти тридцать лет изучения своего японского сада привели Моне к подобному результату, и даже еще более ярко выраженному. Сравните два японских мостика, репродукции которых мы здесь приводим. Первый все еще остается мостиком над гладью заросшего пруда, второй же представляет собой лишь яростную мешанину красок на холсте. Где главные козыри импрессионизма? Где свет? Пространство? Все смешалось, слилось в живописную массу, в которой исходный мотив угадывается с большим трудом. А если честно, то и совсем не угадывается: покажите картинку «свежему» человеку, и он наверняка не догадается, что на ней изображено.
Джексон Поллок. Зачарованный лес
1947. Собрание Пегги Гуггенхайм, Венеция
В общем, перед нами фактически абстрактная живопись. Старый мастер спокойно трансформировал свою творческую манеру, не цепляясь за найденное в молодости. Отголоски консерватизма можно увидеть лишь в том, что натура ему все-таки требовалась в качестве стимула, хотя на полотне от нее почти ничего не оставалось.
Молодые современники Моне в таких «подпорках» уже не нуждались и занялись формотворчеством самостоятельно, без оглядки на окружающий мир. Так что поздние работы Моне вполне можно считать своеобразной эстафетной палочкой, переданной от старого века новому. Именно в этой точке реалистическое искусство превратилось в абстрактное.
Интересно, что с молодыми современниками Моне роднит не только это обстоятельство. Его последние серии демонстрируют приоритет выразительности над изобразительностью. Художнику было важнее выплеснуть на холст свои эмоции, свое состояние, свое отношение, чем добиться сходства с натурой. Линия отдаления от мотива, о которой мы уже говорили, получила здесь логическое завершение. Но ведь и в искусстве начала ХХ века экспрессия стала цениться больше «импрессии», что привело к основанию мощного течения экспрессионизма, следы которого в живописи заметны до сих пор.
Так одни и те же работы Моне оказались среди истоков двух важнейших направлений ХХ века, причем, как это ни парадоксально, во многом противоположных. Должны были пройти годы, чтобы на их стыке родился абстрактный экспрессионизм, чьи представители позволяли себе самовыражение в совершенно абстрактных формах. Например, Джексон Поллок не вдохновлялся натурой, а пританцовывал над расстеленным холстом с кистями в руках, и стекавшая с них краска образовывала на будущих картинах неповторимый узор.
Источник
Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
Пейзажные картины Кувшинки (Водяные лилии), авторства Клод Моне, представляют собой цикл, объединяющий 250 полотен. Это произведение занимает центральное место в последнем тридцатилетии творчества прославленного художника-импрессиониста.
История создания
Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.
После того, как первая картина была впервые представлена в 1919 г., все холсты решено было разместить в музее Оранжери (Тюильри). Под «Кувшинки» было отведено две большие овальные комнаты.
Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.
Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.
Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.
В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки. Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери.
Картины Кувшинки считаются одним из самых знаменитых произведений в жанре импрессионизма. На этих полотнах Клод Моне идеально передает игру цветовых оттенков и переливов света в лепестках цветов и их отражениях в водной глади. Все картины имеют большие размеры и относятся к жанру пейзажа.
Интересные факты о цикле и авторе картин
Клод Моне признан одним из величайших живописцев XX века. А картины цикла «Кувшинки» — одним из важнейших достижений живописи модернистского направления. Несколько интересных фактов об авторе и произведении:
- Само название жанра – «импрессионизм» — было взято у одной из известнейших картин, которую написал Клод Моне – «Впечатление. Восходящее солнце».
- Все свои картины художник писал исключительно при дневном освещении.
- Во время написания полотен «Кувшинки» садовникам приходилось не раз пересаживать цветы, чтобы добиться расположения, которого хотел автор.
- В 1912 г. Клод Моне практически потерял зрение из-за катаракты, перенес операцию и после этого видел некоторые цвета искаженными – это отражают поздние картины цикла.
Кувшинки до сих пор пользуются огромной популярностью, как украшение интерьера – уникальные переливы цвета позволяют полотнам оживить любую обстановку.
Источник
«Пруд с кувшинками (Японский мостик)», Клод Моне — описание картины
- Автор:Клод Моне
- Музей: Художественный музей Принстонского университета
- Год: 1899
Описание картины:
Это произведение в стиле «импрессионизм» относится к позднему творчеству художника. В 1883 году Клод Моне приобрел дом в городке Живерни в Северной Нормандии. Купив соседний участок земли художник создал на его месте живописный сад с цветами, экзотическими деревьями, прудом с кувшинками и мостиком в японском стиле. В этом тенистом таинственном уголке Моне 30 лет писал целую серию картин с водяными лилиями.
Благодаря успешной выставке работ Моне, устроенной покровителем импрессионистов Полем Дюран-Рюэлем в Париже в 1909, картины художника из этой серии очень быстро раскупались. В том числе американцами, которые проявляли большой интерес к импрессионистам.
Клод Моне предпочитал рисовать с натуры, отслеживая игру солнечного света на гладкой поверхности пруда. Один и тот же вид он мог писать в разных погодных и временных условиях, отслеживая эмоциональную реакцию на природу. Поэтому он часто работал над несколькими сюжетами сразу. Так, у него есть целая серия картин с прудом и японским мостиком, написанных в разной манере.
Моне накладывал на холст крупные мазки. Он использовал чистые краски, смешивая их на полотне.
Картина написана в сине-зеленых тонах и производит умиротворяющее впечатление. Разбавляют эту гамму бело-розовые вкрапления кувшинок на воде. Картина построена на контрасте света и тени. Художник использует множество оттенков зеленого, синего, желтого цветов.
На первом плане мы видим заросшую гладь пруда. В воде отражаются осока и деревья, которые растут на берегу. Они же видны на заднем плане. Изящный мостик в стиле Хокусая визуально делит полотно на две части. На его дне отражается рефлекс от воды. Он и в тени, и освещен солнцем одновременно. Мостик напоминает о присутствии человека в этой идиллической картине. По нему хочется пройтись, постоять посередине и полюбоваться на открывшийся вид.
Водная гладь создает перспективу, уводя взгляд к заднему плану. Там глубину создают густые деревья. Также пруд и заросли кувшинок дают ощущение горизонтали, которое повторяет дуга мостика. А деревья с травой раздвигают пространство ввысь своими вертикальными линиями. Этот контраст находит повторение в отражении на воде — между крупными блоками горизонтальных кувшинок, художник пишет небольшими вертикальными мазками отражение деревьев и травы в воде. Благодаря такому приему, в картине чувствуется простор, и есть ощущение воздуха, несмотря на ее небольшие размеры.
Многочисленные кувшинки изображены белыми, розовыми, синими мазками. Они привносят ощущение жизни в картину. Художнику удалось передать ощущение покоя и тишины. Глядя на полотно, слышишь, как щебечут птицы и жужжат насекомые. Чувствуешь легкий ветерок и тепло солнца. Картина оставляет эффект полного присутствия. Мир в отсутствие человека живет своей наполненной жизнью.
Данная картина хранится в Художественном музее Принстонского университета. Ее музею подарили наследники многолетнего попечителя учебного заведения Уильяма Черча Осборна в 1972 году.
Источник