Река Лена: описание, исток, притоки, куда впадает
Река Лена, одна из крупнейших рек России и мира, получила свое название не от имени чьей-то жены или дочери. Вопреки догадкам, ученые считают, что река названа эвенками и звучит как «Елюенэ», которое со временем трансформировалось в более привычное русскому человеку имя «Лена».
Как водится у всех народов мира, название крупнейшего водотока региона легко переводится и обозначает «Большая река» или «Большая вода».
Описание
Начинать описание реки Лена следует с того, что она является крупнейшей в Средней Сибири. Согласно принятым данным, ее длина составляет примерно 4400 км – она буквально «разрезает» всю территорию страны от южных границ и до побережья Северного Ледовитого океана. В устье река формирует крупную разветвленную дельту, которая занимает внушительную площадь.
По всем своим характеристикам этот величественный водоток можно относить к числу крупнейших на планете. Так, бассейн реки Лена составляет примерно 2 млн. 490 тыс. км 2 . Иными словами, она питается водой, которая стекается с территории в 4 раза больше, чем площадь Франции. В главное русло поступают притоки разной величины, обеспечивая полноводность на всем протяжении.
Важная природная ценность реки заключается в следующем: она является крупнейшей рекой мира, которая располагается в зоне вечной мерзлоты. Эта природная зона характеризуется хрупкостью и подверженностью к различным нарушениям, деформациям и наличие столь крупного водотока служит примером уникального ландшафта. С расположением в зоне экстремально низких температур также связана одна особенность: река замерзает от нижних частей (устья) в сторону верховья, а вскрывается во время таяния льда в обратном направлении.
Расположение
Река Лена на карте России является центральной артерией страны. В географическом плане она является «сердцем» страны и пройти мимо нее на пути из европейской части России на Дальний Восток просто невозможно.
Во время своего течения Лена пересекает несколько крупных субъектов федерации: Иркутскую область, Республику Саха (Якутия). Что касается притоков, то они берут начало в Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях, а также на территории Бурятии и Амурской области. Такой охват географии азиатской части России определяет величие водоема.
Река Лена на карте представляет собой относительно прямую линию, которая протягивается в меридиональном направлении. Направление течения с юга на север делает огромным ее не только природное значение, но и хозяйственный потенциал, о котором речь пойдет ниже.
Географическое положение реки Лена стимулировало постоянный интерес со стороны ученых и исследователей, которые изучили реку со всех сторон. При этом, положение в диких, удаленных местах существенно ограничивает освоение русла.
Отыскать на карте где находится река Лена не сложно – такая водная артерия сразу привлекает внимание.
Исток
Исток реки Лена, предположительно, находится на западном склоне Байкальского хребта. Высота истока реки Лена примерно 920 метров, хотя этот показатель различается в разных источниках. Лена берет начало в 10 километрах от озера Байкал, в зарастающем озере. После долгих поисков источника были установлены его координаты и точное местоположение, которое было закреплено в 1997 году своеобразным памятником реке Лене — у истока была построена небольшая часовня.
На начальном участке характер течения реки Лена горный, потому что русло прорезает горные хребты Забайкалья и выходит в Якутию уже с расходом в 1100 м 3 /секунду.
Именно в среднем течении в состав водотока приходят два крупнейших притока — Алдан и Витим. Притоки реки Лена очень сильно различаются по размерам. К названным двум следует упомянуть Олёкму и Вилюй, которые также представляют собой довольно крупные реки. На всем протяжении реки в состав водотока поступают притоки различной величины, которые подпитывают Лену. Уже в среднем течении река становится многоводной.
Куда впадает Лена
С момента изучения Сибири и Северного Ледовитого океана было известно, в какое море впадает река Лена. Она несет свои воды в море Лаптевых, куда впадает Лена в районе Булунского улуса.
Как упоминалось, устье реки Лена переходит в огромную дельту, которая начинается примерно в 150 километрах от впадения в море Лаптевых. Разветвления имеют разную величину и в большинстве случаев отлично проходимы для судов. Такие характеристики делают порт Тикси, который находится в устье, одним из самых привлекательных для судоходства объектов.
Кроме того, сама дельта является важным природным объектом, который практически полностью занят заповедником и специальным резерватом. Природное достояние региона делает его одним из самых живописных и ценных регионов планеты.
Питание и режим
Объемы годового стока реки сильно различаются в существующих источниках, что связано с недостаточными наблюдениями и сложностью работы самой реки. Так, можно найти значения, согласно которым Лена за год выносит в океан от 485 до 545 км 3 воды.
Питание и режим реки Лена определяются ее началом и протеканием в зоне вечной мерзлоты. Главный источник воды – талые и дождевые воды. Снеговой режим питания определяет сезонность в уровне воды в реке, пик которого приходится на позднюю осень, когда таяние снега достигает максимальных значений. Именно тип питания реки Лена способствует большой водности – сбор талого снега с такой большой площади помогает поддерживать постоянно высокий уровень воды в русле.
Каждый год на территории Сибири наблюдается продолжительная и холодная зима. За этот период на реке формируется мощный ледовый покров. Весной, в момент начала его движения, на разных участках русла можно отметить образование серьезных заторов льда, которые часто приводят к затоплению территории. Для экстренных служб это служит серьезной проблемой и требует постоянного наблюдения за состоянием льда.
Падение реки (разница высот истока и устья) составляет около 1500 метров. Таким образом, общий уклон Лены составляет 0,33 метра на километр, что довольно высокий показатель для равнинной реки. Большая часть течения проходит по Центрально-Якутской равнине. На протяжении русла отмечена максимальна глубина в 21 метр.
Пойма, образованная рекой, довольно широкая и составляет до 20 километров. На некоторых участках, например, у города Якутска, можно выделить ярко выраженные террасы. Эти элементы прируслового рельефа покрыты характерными гривами, сформированными из намытого песка. Местами можно встретить сохранившиеся озера-старицы.
Хозяйственное значение
Хозяйственное значение реки Лена определяется ее полноводностью и доступностью для речного судоходства. Учитывая удаленность территорий и высокую степень изолированности, можно считать, что река служит главной транспортной артерией, которая связывает обширные просторы Якутии и Забайкалья с федеральной транспортной сетью. На разных участках реки характер движения по ней различается. Так в верховьях сложно перемещаться на крупных судах, для которых есть много сложных участков русла. В среднем и нижнем течениях сплав возможен на больших речных судах, которые и доставляют грузы в крупные речные порты и в главную морскую бухту – поселок Тикси.
Правые и левые притоки Лены также активно вовлечены в транспортную систему. По ним осуществляется доставка грузов разной величины к центральному руслу. По всем берегам располагаются небольшие порты и причалы, которые вовлечены в перемещение грузов.
В среднем навигационный период на реке составляет 130-170 суток.
Само русло практически не изменено человеком, что связано с труднодоступностью региона. Здесь нет плотин и ГЭС, что делает реку предельно чистой. В верховьях можно смело напиться воды прямо из русла.
Через реку перекинуто несколько крупных мостов, которые играют важную роль в сообщении между регионами. В районе деревни Пономарево не так давно построен новый бетонный автомобильный мост. Есть старый мост в Усть-Куте и понтонный мост у поселка Жигалово. В Усть-Куте также располагается крупный железнодорожный мост.
Интересные факты
С рекой Лена связано много интересных фактов.
- На большей части своего течения река полностью не заселена. Она протекает по заброшенным деревням и густым хвойными лесам. Территории совершенно девственны и не тронуты человеком, что делает ландшафты особенно уникальными.
- Ниже Киренска располагаются знаменитые Ленские столбы. Сегодня это природное достояние тщательно охраняется, при этом, оно открыто для туристов, которые сделали столбы «Меккой» для любителей скалолазания.
- Во время половодья на отдельных участках уровень реки может подниматься более чем на 10 метров.
- В городе Олёкминске установлен памятник реке, который называется «Красавица Лена».
- Река была открыта в 1620-х годах, когда на ее берега ступили первые казацкие отряды. Пришли они сюда с простой целью – по рассказам эвенков на берегах «большой реки» можно добыть много пушнины.
- На развитие реки существенное влияние оказывает глобальное потепление – это приводит к изменению русла в отдельных местах. Сейчас ведется постоянный мониторинг за развитием событий и прорабатываются варианты борьбы с таким положением вещей.
Сегодня река Лена практически не освоена, если сравнивать ее с прочими реками европейской части страны. Этот факт делает регион областью потенциального развития, до которой цивилизация вскоре доберется. Пока оценивается экономическая выгода от освоения территории и развития здесь инфраструктуры. Изучение реки и сформированного ею ландшафта не прекращается уже много лет.
Видео
Посмотрите фильм Сергея Шинкарёва об экспедиции по реке Лена на моторных лодках. Более 6500 км было пройдёно за месяц.
Источник
Гидрометеорологические сведения
Климат бассейна реки Лена резко континентальный с длительной и холодной зимой и коротким тёплым летом, быстрыми переходами от холодного времени года к тёплому и наоборот. Отличительной чертой климата бассейна также являются заморозки в начале и конце лета.
Средняя годовая температура воздуха в бассейне реки Лена отрицательная и колеблется от минус 5,4 градусов в южных районах бассейна до минус 17,1 градуса в северных районах.
Таблица 1 — Габариты пути
Наименование участка | Гарантированные габариты судового хода, в метрах. | Глубина | Ширина | Радиус закругления |
Город Усть – Кут – город Киренск | (3626 – 3317 км) | 2,2 | ||
Город Киренск – посёлок Витим | (3317 – 2867 км) | 2,2 | ||
Селение Синск – город Якутск | (1867 – 1641 км) | 2,6 | ||
Город Якутск – селение Жиганск | (1641 – 873 км) | 2,9 | ||
Селение Жиганск – остров Столб | (873 – 0 км) | 3,0 |
Судоходные пути Ленского бассейна делятся на три разряда:
К разряду «О» отнесены:
Река Лена – от селения Жиганск до Быкова Мыса, протяжённость участка 873 км;
Бар реки Индигирка — от острова Немкова – до 5 метровой изобаты глубины;
Река Оленёк от посёлка Устье-Оленёк – до 5 метровой изобаты;
Река Яна от посёлка Уедей – до 5 метровой изобаты.
Устьевые участки с морским режимом судоходства:
Река Колыма – от посёлка Михалкино до Мыса Медвежий;
Река Лена — от Быкова Мыса до порта Тикси.
Река Колыма – от посёлка Черский до посёлка Михалкино.
К разряду «Р» отнесены:
Река Лена — от устья реки Витим до селения Жиганск, протяжённость участка 1997 км;
Река Алдан — от посёлка Усть — Мая до устья – 850 км;
Река Яна — от посёлка Янек до посёлка Уэдей – 587 км;
Река Индигирка — от посёлка Дружина до устья – 714 км;
Река Колыма – от посёлка Зырянка до посёлка Черский — 861 км.
К разряду «Л» отнесены:
Река Лена — от верховьев до устья реки Витим протяжённость участка — 1263 км;
Река Алдан — от верховьев до посёлка Усть-Мая — 764 км;
Река Витим — от посёлка Нерпо до устья — 407 км;
Река Яна – от верховьев до посёлка Янский — 295 км;
Река Индигирка – от верховьев до посёлка Дружина – 420 км;
Река Колыма – от верховьев до посёлка Зырянка – 635 км;
Река Оленёк – от верховьев до посёлка Усть – Оленёк – 921 км;
Река Анабар – от посёлка Саскылаах до Юрюнг – Хая – 154 км.
По интенсивности судоходства участок реки Лена от города Усть – Кут до посёлка Витим относится к водным путям 1 группы.
Береговые и плавучие средства навигационного оборудования обеспечивают круглосуточное плавание судов и соответствуют Государственному стандарту на знаки и огни навигационные, применяемые на внутренних водных путях РФ.
Основу навигационного ограждения составляют береговые знаки; плавучие знаки, выставляемые на кромках судового хода и вблизи опасностей, имеют вспомогательное значение.
По интенсивности судоходства участок реки Лена от селения Синск до селения Жиганск относится к водным путям 2й группы.
В весеннее – летние месяцы, в период белых ночей, огни на знаках навигационного оборудования не зажигаются. Они начинают действовать на участках от селения Синск до города Якутск с 15 июля, на участке от города Якутск до устья реки Вилюй с 20 июля, а на участке от устья реки Вилюй до селения Жиганск с 25 июля.
1.1.2 Морской участок пути
Навигационные условия в море Лаптевых сложные. Южное побережье моря отмелое, поэтому морские суда здесь следуют в основном вне видимости берега. Суровые ледовые условия, особенно в западной части моря (Таймырский ледяной массив), создают трудности для следования судов по рекомендованным путям и часто вынуждают их уходить далеко в море или, наоборот, идти вдоль побережья, где малые глубины ограничивают возможность маневрирования морских судов.
Условия для определения места с помощью радиолокатора благоприятны у восточного берега моря. Менее благоприятны у западного и неблагоприятны у южного берега, особенно в районе дельты реки Лена.
При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо даже в открытом море идти с включенным радиолокатором из-за возможности встречи со льдом. С приближением к берегам надо быть особенно внимательным, чтобы отличить изображение берега от изображения морского льда.
Все морские суда, плавающие в море Лаптевых, независимо от их ведомственной принадлежности, оперативно подчинены штабу морских операций в соответствии с районом плавания и пунктом назначения. Выбор того или иного маршрута, варианта пути в зависимости от ледовых условий, определение возможности самостоятельного плавания, организация ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и авиационной ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеорологической и навигационной информации осуществляется начальником Штаба морских арктических операций.
Характерной особенностью южного берега моря Лаптевых являются обширные дельты рек Лена и Яна, где на значительных участках высота берега едва достигает 1–2 м.
Берега моря Лаптевых значительно изрезаны почти на всем протяжении, однако большинство бухт мелководны; число укрытых якорных мест ограниченно.
Приметных мысов в море Лаптевых немного, на некоторых низких мысах установлены навигационные знаки и радиолокационные отражатели.
Глубины в большей части моря Лаптевых незначительные, и лишь на материковом склоне у северных границ моря они резко возрастают до океанических глубин Арктического бассейна.
В южной части моря дно до изобаты 100 м представляет собой подводную равнину с невысокими увалами. Уклоны дна здесь очень малы. Равнина пересечена несколькими неглубокими желобами, тянущимися в меридиональном направлении и являющимися подводным продолжением долин рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна. Особенностью юго-восточной части моря является обширное Семеновское мелководье, расположенное к западу от острова Столбовой.
Грунт в море Лаптевых в основном состоит из илистых и песчанистых отложений. В чистом виде ил и песок встречаются здесь сравнительно редко, чаще отмечаются их смеси с преобладанием того или другого компонента (песчанистый ил или илистый песок).
Предупреждение: при плавании в районах, не обследованных подробным систематическим промером, или в районах, в которых на картах показаны недостоверные глубины, разомкнутые или недостаточно обеспеченные промером изобаты, можно встретить глубины менее показанных на картах, поэтому здесь необходимо соблюдать особую осторожность.
Средства навигационного оборудования в море Лаптевых распределены неравномерно. Светящие знаки имеются не на всех участках берега. На южном берегу моря установлено значительное количество зрительных средств навигационного оборудования, обеспечивающих определение места судна в прибрежной зоне моря. Плавучие средства навигационного оборудования вследствие почти постоянного наличия дрейфующего льда в продолжение всего навигационного периода в открытой части моря Лаптевых не выставляются.
Отмелость берегов моря Лаптевых, частые неблагоприятные условия видимости, а также тяжелая ледовая обстановка нередко вынуждают даже каботажные суда следовать вне видимости не только средств навигационного оборудования, но и самих берегов. Поэтому основное, значение приобретают радионавигационные способы определения места судна. Для обеспечения обсерваций служат: установленные на побережье радиомаяки, объединенные в группы с дальностью действия 80–200 миль, и автоматические радиомаяки с дальностью действия 35–100 миль.
В море Лаптевых расположен порт Тикси (71°42¢ N, 129°36′ Е), в котором производится перевалка грузов с морских судов на речные для их дальнейшей транспортировки по рекам. Большинство якорных мест у западного побережья моря Лаптевых открыто ветрам с моря, стоянка на них бывает, неспокойна из-за дрейфа льда. Более благоприятны условия для якорной стоянки в заливе Фаддея.
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
При следовании по основным рекомендованным путям в море Лаптевых необходимо учитывать:
-при переходах с запада на восток или в обратном направлении суда обычно испытывают заметный, до 5–8 миль в сутки, снос к северу;
-определение места судна с помощью радиотехнических средств является основным, однако надлежит применять и другие способы и методы, в том числе и астрономические;
-якорные места имеются только непосредственно у берегов;
-к отмелым южным берегам моря подход морских судов затруднен, здесь можно найти только временное укрытие от южных ветров, но не ото льда, дрейфующего с севера.
Место судна можно определить по радиомаякам Столбовой — Остров, Санникова, Кигилях, Святой Нос, Буор-Хая, Земля Бунге.
Нередко суда смешанного река-море плавания, следующие в Нижнеянск испытывают проблемы с прохождением Бара реки Яны, в данном дипломном проекте я решил глубинную оснащённость принять достаточной.
1.1.3 Железнодорожный участок пути
Амуро — Якутская магистраль
Первый участок Амуро-Якутской железной дороги от станции Бамовская (Сковородино, северо-запад Амурской области) до Тынды 180 км был открыт в 1977 г.; его продолжение до Беркакита — в 1979 г., до Нерюнгри — в 1981 г. Далее на север линия АЯМ строилась медленно, и лишь в декабре 1992 г. первый поезд пришел в Алдан (расстояние Нерюнгри—Алдан составляет 283 км). В октябре 1995 г. поезда стали курсировать на новом 29-километровом участке от Алдана до станции Нижний Куранах, а в августе 1997 г. — до Томмота (протяженность всей линии Беркакит—Томмот составляет 360 км). Строительство последнего участка Томмот — Нижний Бестях (Якутск) длиной 441 км продолжается.
Источник