Классы судов российского морского регистра судоходства

Классификация судов по Правилам Регистра РФ.

Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно согласно правилам классификации и постройки того или иного классификационного общества. Класс присваивается (или возобновляется) на определенный срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.

В РФ юридическим органом технического надзора и классификации гражданских морских судов и плавучих сооружений является Регистр РФ при ММФ РФ.
Класс судна записывается в виде символа и различных дополнительных знаков.

В соответствии с Правилами Регистра РФ все суда классифицируют по следующим признакам:

по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские), промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и спортивные, специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные), судоремонтные (плав-мастерские, подъемные краны и доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители);

по району плавания — морские (дальнего, неограниченного, прибрежного); рейдовые; внутреннего плавания (речные, озерные); смешанного плавания (река — море);

по способу движения — самоходные и несамоходные;

по типу главного двигателя — теплоходы (двигатель внутреннего сгорания), пароходы (паровая машина), турбоходы (паровая турбина), газотурбоходы (газовая турбина), дизель-электроходы (электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания), электроходы (электрические установки, получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка);

по способу движения — водоизмещающие, подводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке;

по типу движителя — винтовые, с крыльчатым, водометным или роторным движителем, парусные; по материалу корпуса — стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, композитные;

по архитектурно-конструктивному типу — одно- и двухкорпусные, одно- и многопалубные, с кормовым, средним и промежуточным расположением машинного отделения;

по количеству гребных валов — одновальные, двух-вальные и т. д.

Основной символ класса судна состоит из знака звездочки, вписанной в окружность, и проставленных перед ней букв: КМ для самоходного и К — для несамоходного судна. Дополнительные знаки отражают: категорию ледовых усилений— УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ и Л4; степень обеспечения непотопляемости — заключенные в квадрат цифры 1, 2 и 3; повышенную противопожарную защиту — F; ограничения по району плавания — I, II, IIСП и III; знак автоматизации судовой энергетической установки (СЭУ) — А1, А2 или A3; назначение судна — слова «буксир», «танкер» и т. д. [если судно нефтеналивное, то к символу о его назначении добавляется значение (цифра) температуры вспышки перевозимого нефтепродукта]; оборудование судна атомной энергетической установкой — знаком атома (атомное ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).

Читайте также:  Международный морской порт печенга

В зависимости от примененной категории ледового усиления к основному символу класса добавляют знаки, указанные в предыдущем вопросе. Означают они следующее: УЛА — судно может плавать в летне-осенний период навигации во всех районах Мирового океана; УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л1 — в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л2, ЛЗ — в мелкобитом разреженном льду неарктических морей.

Ледоколам к основному символу класса добавляют знак ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛЗ или ЛЛ4 в зависимости от мощности СЭУ и условий плавания: ЛЛ1 — выполнение всех видов ледокольных работ в течение всего года (суммарная мощность на гребных валах 47 000 кВт и более); ЛЛ2 — в летний период и только по прибрежным трассам в зимний (мощность на гребных валах от 22 000 до 47 000 кВт); ЛЛЗ — в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, а также в арктических морях, но только по прибрежным трассам совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах от 11 000 до 22 000 кВт); ЛЛ4 — в портовых и предпортовых акваториях, а также в замерзающих морях совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах менее 11 000 кВт).

Если корпус судна разделен на отсеки, то к основному символу класса судна добавляют один из знаков |1|, |2|, |3|, показывающих число отсеков, при затоплении которых судно должно остаться на плаву в состоянии равновесия; знаки |2| и |3| показывают число смежных отсеков, при затоплении которых судно должно оставаться на плаву.

Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного плавания, то к основному символу класса добавляют следующие знаки: I — разрешается плавание в открытом море с удалением от мест убежища до 200 миль, а также плавание в закрытых морях; II — плавание в открытых морях с удалением от мест убежищ до 50 миль, а плавание в закрытых морях — в границах, установленных Регистром в каждом отдельном случае; IIСП — плавание на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с удалением от мест убежищ в открытых морях до 50 миль, в закрытых — до 100 миль; III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания к символу класса знак района плавания не добавляется.

Читайте также:  Есть ли чукотское море

По степени автоматизации различают такие суда: неавтоматизированные или частично автоматизированные с местным постом управления СЭУ и постоянной вахтой в машинном отделении (МО); автоматизированные с дистанционным автоматическим управлением (ДАУ), постоянной вахтой в центральном посту управления (ЦПУ) и периодическим обслуживанием в МО (степень автоматизации А2); автоматизированные с ДАУ, без постоянной вахты в ЦПУ и МО и с периодическим обслуживанием (степень автоматизации А1). Предусмотрена также степень автоматизации A3 на судах с мощностью СЭУ до 1500 кВт, объем автоматизации которых сокращен, но возможна эксплуатация СЭУ без вахты в МО. На таких судах отсутствует или существует в неполном объеме ЦПУ, судовая электростанция упрощена за счет использования генераторов с приводом от главного двигателя (ГД) или от валопровода.

Источник

3.2. Формула класса судна Российского Морского Регистра судоходства

Судно с грузовым кранами и люковыми закрытиями.jpg

Формула класса морского судна устанавливается в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра судоходства 2015 г. и включает в себя следующие символы и знаки:
а) Основной символ класса судна , указывающий на то, что судно построено по правилам и под техническим надзором РС, состоит из сочетания знаков:
KM ⍟, КМ★ , ( КМ)★ – для самоходных судов и плавучих сооружений;
KE ⍟, КЕ★ , ( КЕ)★ – для несамоходных судов и плавучих сооружений с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более;
K ⍟ – для прочих несамоходных судов и плавучих сооружений.

Знаки судов в основном символе класса обозначают:
⍟ – построены по правилам и освидетельствованы Регистром судоходства;
★ – построены и/или изготовлены по правилам другой признанной Регистром судоходства РФ классификационной организации;
() ★ – построены и/или изготовлены без освидетельствования признанной Регистром классификационной организации.

б) Символ категории ледовых усилений .
В зависимости от толщины льда и площади ледяного покрова судам могут быть присвоены следующие категории ледовых усилений (оцениваются по 10-балльной шкале):
— неарктического плавания – L1 – L4 , Ice 1- Iсе З;
— арктического плавания – Аrс 4 — Аrс 9, ледоколы Icebreaker 6 — Icebreaker 9);
— полярного плавания PC1 – PC7
к судам, эксплуатирующимся в акватории Балтийского моря в зимний период, применяется знак балтийского ледового класса — IA Super , IA , IB , I С, II , III

Читайте также:  Морской окунь маринованный рецепт

в)Знак деления корпусов на отсеки.
Для обозначения используют символы: [1] , [2] , [3].
Один из трех символов присваивается судам, отвечающим требованиям части правил «Деление на отсеки», при затоплении одного любого либо любых двух или трех смежных отсеков по всей длине судна при расчетных повреждениях борта.

г) Знак ограничения района плавания .
Отсутствие его в формуле класса означает, что судно не имеет ограничений по району плавания.
Вместе с тем Регистром предусмотрены следующие классы ограничений района плавания судна:
R1 – плавание в открытых морях с удалением от места убежища не более, чем на 200 миль, с
допустимым расстоянием между убежищами не более 400 миль;
R2 – плавание в морских районах с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;

R2–RSN – смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3-процентной
обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:
— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
— в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;
R2–RSN (4,5) – смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности4,5 м, с удалением от места убежища:
— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
— в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;
R3–RSN – смешанное
(река-море) плавание на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности
3,5 м, с учетом конкретных ограничений по району и условиям плавания,
обусловленных ветроволновыми режимами бассейнов, с установлением при этом
максимально допустимого удаления от места убежища, которое не должно превышать
50 миль;
R3 – портовое, рейдовое и прибрежное плавание в границах, установленных Регистром в каждом случае.
Berth-connectedship – для стоечных судов .
г) Знак автоматизации добавляется к основному символу класса в зависимости
от уровня и объема автоматизации: AUT1, AUT2, AUT3, AUT1-C , AUT2-C или AUT3-C, AUT1-ICS, AUT2-ICS или AUT3-ICS.

Источник

Оцените статью