Китайские сады с фонтанами

Малые архитектурные формы в китайских садах.

Китайские сады очень естественны, медитативны и бесконечно прекрасны.

Садовое искусство Китая, прежде всего, опирается на духовность, но это не обязует современных дизайнеров изучать философию, достаточно лишь соблюдать общие принципы при проектировании. Концепция ландшафтного дизайна соотносится с пространством и завлекает посетителей более в познание смысла представленных растительных композиций в сочетании с малыми архитектурными формами, нежели в простое их зрительное восприятие.

Как оформить сад в китайском стиле?

Чтобы оформить сад в китайском стиле по всем правилам, требуется знать большое количество нюансов, назовем лишь основные:

— выполненные по всем правилам китайские сады стремятся к балансу с природой и минимализму, в них не может быть ничего лишнего;

— все элементы в саду необходимо расположить в определенной последовательности, чтобы среди всех извилистых тропок и строений люди чувствовали себя уединенными и могли осмыслить свою жизнь;

— сложность создания китайских садов и парков в том, чтобы получить именно гармоничный и красивый сад, создающий впечатление, что он создан самой природой, а не цветастый хаос, поэтому правильный подбор растений критически важен;

— в саду необходимо установить малые архитектурные формы подходящей стилистики и размера, чтобы окончательно завершить ландшафтный дизайн в китайском стиле.

Особенности размещения скульптуры и МАФ в садах и парках китайского ландшафтного стиля.

  • ключевые акценты на глубину сада (там располагается самая крупная скульптура);
  • по секторам размещаются скульптуры значимых по фен-шуй животных (например, черепаха как символ, приносящий богатство);

  • чаши для мытья рук располагают на открытых участках, а также вдоль дороги или около кромки пруда;

  • барельефы размещаются в виде стены для ограждения ландшафтных зон друг от друга;
  • цветовая гаммаскульптур, мостиков, каменных фонарей, каменных садовых столиков в городских парках Китая обычно достаточно сдержанная и естественная: натуральный цвет гранита, бетона или бронзы. Однако, иное цветовое решение МАФ имеет значение и широко применяется в традиционных садах, особенно императорских: красный, белый, золотой или бирюзовый цвета обладают своим символизмом и, например, росписи парковых галерей, ворот или пагод поражают богатством цвета и затейливостью рисунка. Современные абстрактные садово-парковые скульптуры и другие парковые МАФы не чуждаются ярких цветов и смелых форм, часто выполняются из стеклопластика, в этом смысле китайские города опередили нас;
  • культура выращивания бонсай— особая тема, достойная отдельного описания.

Барельефы.

К обустройству сада в Китае относятся как к истинному искусству: ландшафтные архитекторы пытаются достичь гармонии и правильных пропорций, которые, собственно, и лежат в основе жизни. Создавая барельефы и настенные панно, художники пишут целую историю: характерные изображения (природа, архитектура, монахи, драконы и другие животные, воины, зарисовки из жизни) сразу создают определенную атмосферу и погружают в дух Китая.

Камни и каменные фонари в китайском ландшафте.

Для организации китайского сада и парка практически всегда применяются камни. В соответствии с философией Фэн-шуй их роль очень важна, поскольку они наделены особым философским смыслом — оказывать благотворное и облагораживающее влияние: твердость и присутствие «чистого камня» укрепляет дух. В данном учении камни являются живыми созданиями. Недаром знаменитый живописец сунского времени Ми Фу в буквальном смысле совершал поклонения камням, а его не менее прославленный коллега Хуан Гунван чтил некий камень, как своего учителя.

В особенности ценились в камнях три свойства: «проницаемость», позволяющая ощутить их толщу; «худоба», оставляющая впечатление легкости, изящества; «открытость», т е. красота пустот и отверстий в камне. Пустоты и необычные формы — это демонстрация того, что вода и время способны сделать с «неподвластным» им камнем. Пустоты повышают ценность — ведь интересен не камень сам по себе, а «пойманное» внутри него пространство.

Необыкновенные формы камней считаются указанием на жизненную силу космоса, углубления и отверстия в плотном теле символизируют встречу небес с земной твердью. Форма таких камней являет образ спонтанной игры природных сил, отчего их называют божественными. По представлениям китайцев, камень являет собой мужское начало Ян, а вода — женское начало Инь. Дополняя друг друга, они составляют единое целое.

Распространенной практикой было также разведение в воде пруда красных и чёрных рыбок, своим цветом символизировавших полярность начал инь и ян. Правильно расположить камни означает ввести пространство сада в космический круговорот энергии. Философы почитают этот природный материал, считая его источником существования Земли.

Особое настроение и требуемый колорит создают каменные фонари, с резьбой по камню или с иероглифами. Фонари из камня используется так же, как и в японских садах, что, однако, не означает полной идентичности философского и ландшафтного подходов, китайские сады всё-таки отличаются от японских.

Беседки в китайских садах.

Китайские беседки с характерными приподнятыми углами крыш, как и у пагод— место уединения и любования природой, они часто располагаются вблизи водоемов или на возвышенности для созерцания великолепного открывающегося вида.

Лунное окно.

Весьма интересным приемом, с помощью которого часто узнается китайский стиль, является постройка «лунных окон», устанавливаемых таким образом, чтобы посетителю сквозь них открывался вид на красивую композицию или пейзаж. Основная философия лунных окон – наблюдение образа нового мира, новой жизни и новых возможностей.

Декоративные окна.

Декоративные окна, украшающие стены построек в китайских садах, крайне разнообразны по рисунку и форме, фокусируют взгляд на приоткрывающемся пейзаже. В Южном Китае устроители садов особое внимание придавали тому, чтобы декор окон гармонировал с высаженными в саду растениями.

Садово-парковые скульптуры животных в Китае.

Скульптуры животных также наделены особым смыслом и философией. Наиболее почитаемым является дракон как покровитель гор и рек и Владыка Востока. Древние китайцы полагали, что именно дракон управляет небесными стихиями, именно поэтому он наиболее часто изображен на панно и барельефах.

Читайте также:  Навес над бассейном поликарбоната

Черепаха, как символ долголетия, соединяет землю и небо. В соответствии с ранними учениями её панцирь являлся небом, а брюхо – землей.

Особое почтение китайцы оказывают журавлям или аистам, поэтому практически во всех садах они красуются на специально отведенных пьедесталах.

Функцию охраны входа выполняла собака Фу (китайский лев), являющийся символом могущества и успеха, царской власти и силы, символ защиты от злых сил и несчастий.

При парной композиции с одной стороны обычно скульптура льва, с другой- львица. Обычно лев держит лапой шар — символ буддийского знания и успеха в делах, а львица- львёнка, как символ защиты дома и семьи.

Вода как символ жизненной силы и энергии.

Как циркулирующая в Земле энергия, вода приносит в китайский сад жизненную силу и наполняет ею своих посетителей. В водоемах особо ценится естественная растительность, вода практически во всех водоемах зеленого цвета, а ее гладь покрыта кувшинками с цветками лотоса.

Особенное качество воды — её зеркальность — стало также символическим элементом в философии Фэн-шуй. Отражая предметы, зеркальная гладь водоема не искажает их реальность. Другими словами, китайцы считали, что вода отражает истинную душу человека и его сознание.

В зависимости от типа источника вода в нем может бить ключом или медленно капать с камней в расположенный внизу водоем как из настоящей расселины в скале после дождя. Небольшой пруд часто декорируют камни или фонтанные скульптуры.

* Интересующимся историей и философией разивтия китайских садов очень рекомендуем ознакомиться с книгой Фан Сяофэна «Лучшие китайские сады. История. Дизайн. Философия.», 2010г.

(с) LAGO VERDE интернет- магазин современных МАФ. При копировании материала активная ссылка на сайт https://lago-verde.ru/ обязательна.

Купить фонтаны Вы можете, выбрав из каталога, представленного на сайте, обратите внимание на фонтаны из металла нашего производства.

Купить скульптуры возможно в соответствующем разделе сайта, мы также изготавливаем скульптуру на заказ по эскизу/фото заказчика.

Источник

10 необычных китайских садов

Стоит посетить один из этих десяти садов, и вы полюбите их навсегда, уверена ландшафтный архитектор Татьяна Губская

Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов.

В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности.

Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги: Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Источник

Искусство китайского сада, его символика и философия

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Сады в Китае можно смело назвать национальной гордостью. Это самая настоящая отдельная культура и даже отдельное направление в искусстве. Именно в искусстве, потому что творения китайских садоводов можно сравнивать с настоящими произведениями искусства.

Китайские сады и парки были известны задолго до нашей эры. Еще в документах, датированных IV-III вв. до н.э., можно найти научно обоснованные теории, следуя которым садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.

Уже в древнейшем китайском каноне – «Книге Песен» – упоминается «радость парка». В 1267 г.заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане – обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс – парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.

Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада. Китайские сады создаются по принципу гармоничного сочетания природы во всем разнообразии ее форм. Для европейцев подобный подход к садоводству был настоящим сюрпризом. И благодаря влиянию очарования китайских садов, с XVIII века в садовом искусстве Англии появился пейзажный стиль. Мода на сады в природном стиле пришлась по вкусу не только англичанам. Она разошлась по всей Европе и до сих пор не утратила своей актуальности.

По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:

императорские сады и парки;

парки императорских погребальных комплексов;

условно благоустроенные ландшафты;

парки на основе природных ландшафтов;

сады и парки храмов и святилищ;

сады и парки жилых резиденций;

городские сады и парки.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Читайте также:  Грамотные проекты домов с бассейнами

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» – небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые – в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые – сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

«Лунные ворота» – отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.

Входные ворота – обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими – камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии.

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Беседки и павильоны – им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная – горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов – камень, дерево, бамбук.

Китайские фонари, изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий. Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.

Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов – защита владельцев от неприятностей.

Растения – важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, – сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья – важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи – сформированные определенным образом деревья и кустарники – элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Для поэтов и художников древнего Китая было само собой разумеющимся, что художественное пространство не может сводиться лишь к описанию осязаемого «пространства материальной субстанции», а должно затрагивать тонкую субстанцию чувств.

Читайте также:  Гравити фолз приключения у бассейна

Точно так же понимали свою задачу и первые китайские ландшафтные дизайнеры, то есть те, кто создавал традиционные китайские сады и парки и особенно парки в усадьбах образованной элиты общества.

Небольшой и неглубокий пруд, лотосы и кувшинки, плавающие на чуть зеленоватой поверхности воды, бамбук, растущий вдоль извилистой линии берега, яркая луна и прохладный ветерок… В классическом китайском саду все эти элементы ландшафта, существующие, на первый взгляд, независимо от воли человека, оказывались связанными в единое целое, то есть создавали единое художественное пространство, объемное в пространстве и во времени.

Сад наполнялся ароматом цветов и ароматом поэзии. Простота и элегантность, чистота и свежесть – вот что ценилось более всего.

Создавая сад, древние китайские дизайнеры создавали пространство, которое должно было соответствовать духовным устремлениям владельца сада и стимулировать его духовное очищение и пробуждение. Это было пространство, которое затрагивало самые тонкие эмоциональные струны души обычного посетителя и пробуждало в человеке его лучшие чувства.

Так что, если вы хотите получить настоящее наслаждение от посещения традиционного китайского сада, приготовьтесь к тому, что вам придется разгадать множество художественных загадок, понять символику и расшифровать аллегорию порой самых обычных деталей пейзажа.

Воды и горы

Великий Конфуций писал, что «мудрость находит наслаждение в воде, а доброта обретает счастье в горах», имея в виду, что мудрость – всеобъемлюща, как вода, течение которой бесконечно, а доброта, добросердечие должно быть несокрушимым, как скала.

В свете этого изречения стремление создателей китайских садов и парков обязательно разместить даже на самом небольшом пространстве водоем и создать холмистый рельеф приобретает новое, философское объяснение.Это вовсе не отражение любви к окружающей природе и не попытка ей подражать, а попытка выказать стремление к добродетели и мудрости.

Согласно легендам, император Цинь Шихуанди, обустраивая свой дворец в новой столице новой империи в городе Сяньяне, повелел развернуть русло реки Вэйхэ. Так он создал озеро Чан. Потом же император приказал насыпать в центре водоема священную гору Пэнлайшань, чтобы проводить там время в молитвах и благодарениях за предоставленную ему Небесами силу. Подобная практика создания символических островов или священных гор широко использовалась в последующие столетия.

Три острова в озере Тайе в парке дворца Цзяньчжан в Чанъане времен династии Хань (2 век до н.э.), остров Пэнлай в озере Тайе в саду Большого дворца Мин там же в Чанъане, но во времена династии Тан, три острова в озере Куньмин в Летнем дворце периода династии Цин – это далеко не полный перечень подражаний дизайну сада императора Цинь Шихуанди.

Философия растений

Следование советам Конфуция можно увидеть и в том, как подбирались растения для создания традиционных китайских садов. Мощные и стройные сосны, резкий и жесткий бамбук, распускающиеся самой ранней и еще холодной весной цветы сливы – из-за своих природных особенностей все эти растения ассоциировались у древних жителей китайской империи со стойкостью, устремлением ввысь и целомудренностью.

Цветение китайской сливы

Китайские мыслители древности называли сосну, бамбук и цветы сливы «тремя друзьями в период инея» и использовали их образы в качестве аллегорий соответствующих черт характера человека.

Изображения сосны, бамбука и цвета сливы – одни из самых часто встречающихся в китайской поэзии и живописи, а также обязательные элементы в традиционном садово-парковом искусстве.

Так, например, в летней усадьбе китайских императоров династии Цин в Чэндэ, провинция Хэбэй, под названием «Горное пристанище от летнего зноя» главная дорога обозначена возвышающимися по ее обочинам соснами и называется «Ущелье сосен, дотрагивающихся до Небес».

Жесткость и устремленность вверх бамбука сделала его любимым растением в частных садах образованной китайской знати в регионе реки Янцзы.

Поэт времен династии Тан Бо Цзюйи не только воспел бамбук в своих стихах, но и засадил им практически все пространство своего сада:

В скалах лишь воющий ветер,

и редкий бамбук зеленеет.

Так обернулся — как смотрит.

Что хочет сказать он, о чем?

Су Ши, известный поэт и эссеист периода династии Сун, написал так: «Может быть обед без мяса, но не может быть жизни без бамбука. Без мяса (на обед) люди становятся худыми, а без бамбука – вульгарными».

Ажурные на срезе корни лотоса кажутся очень хрупкими, но они могут давать побеги даже из небольших своих фрагментов. Кувшинки и водяные лилии растут из озерного ила, но распускаются на поверхности воды прекрасными цветками.

Подобные природные особенности этих растений не могли остаться незамеченными китайскими философами. Лотосы и кувшинки стали еще одними символами в китайской философии жизни, олицетворяя такую добродетель человека, как стойкость в самых сложных жизненных обстоятельствах.

В художественном же пространстве традиционного китайского сада лотос и кувшинка стали такими же обязательными элементами, как сосна, бамбук и цветы сливы.

Они не только украшают произведение китайского искусства и пейзажное полотно сада, но и наполняют его глубоким философским содержанием, очищая человеческие сердца и души.

В садово-дворцовом комплексе Совершенной ясности Юаньминъюань (Yuanmingyuan) цветы лотоса покрывали всю поверхность озера, а император Цяньлун с гордостью писал, что «это место, где все мужи – достойные».

Садовники-философы, разбивавшие сад Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) в Сучжоу, в максимально полном виде использовали весь символизм лотоса и кувшинок, сделав их важнейшими компонентами садово-паркового художественного пространства.

Они высадили лотосы и водяные лилии в озеро, которое создали прямо перед главным дворцом, а дворец назвали (в примерном переводе) «Дворец в облаке тонких ароматов, доносящихся издалека». Действительно, аромат цветущих лилий и кувшинок очень тонок, но распространяется на довольно заметные расстояния, так что по вечерам этот аромат окутывал хозяйские покои.

Рядом с искусственным озером, заросшим лотосами и водяными лилиями, построили павильон и назвали его «Павильон неспешного погружения в звуки природы». Тем самым китайские дизайнеры-философы словно процитировали великого китайского поэта поздней Тан Ли Шанъиня, советовавшего «прикоснуться к листьям лотоса, чтобы услышать шум дождя».

Когда лето становится уже частью прошлого, а приближение осени с каждым днем ощущается все сильнее, все, что нужно, это уединиться в садовой беседке в тишине китайского сада и слушать, как капли дождя падают на листья лотоса.

Источник

Оцените статью