Карты стран балтийского бассейна

Cтраны Балтии и их столицы на карте

Изучаем страны Балтии и их столицы на карте (список) — входящие в состав Прибалтийского региона. Ниже карта республик Прибалтики +столица, список по алфавиту, границы по суше и морю, флаги и континенты, на английском и русском

№ Флаг Буква Страна Столица Континент Кол-во букв
1

Полный список — какие страны входят в состав Балтийского региона +столица:

  1. Литва, Вильнюс
  2. Латвия, Рига
  3. Эстония, Таллин

Страны Прибалтики на карте +столицы

Таблица по алфавиту, в ней собраны все государства Балтии (Pribaltika), которые объединены местом расположения и территорией, у которых общие границы. Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные республиканские образования географически находятся на побережье Балтийского моря, в северной части Европейского континента. Ранее входили в состав бывшего СССР — список по порядку — все республики СССР со столицами

Государства Балтики присоединились к СССР

  • Латвия c 1939 года по 1991 г.
  • Литва с 1940 г. по 1990 г.
  • Эстония с 1940 г. по 1991 г.

    С 2004 года все три державы являются членами Европейского союза и стран НАТО

    Российский город Калининград (Кёнигсберг до 1946 г.) является центром Калининградской области РФ. Расположен между Литвой и Польшей на берегу реки Преголи (Калининградский залив Балтийского моря)

    По списку 3 государства в Балтийском регионе и подробная географическая схема расположения их в мире на 2021 г., для уточнения перейти на тип представления «КАРТА» или «СПУТНИК». Ближайшие страны с территориями вокруг: западные, восточные, северные, южные. Здесь подробнее приграничные соседи Литвы и их столицы, соседи Латвии, соседи Эстонии

    Покажите на схеме или назовите по порядку страны Балтийского побережья, у которых есть прямой выход к Балтийскому морю ( на английском языке Baltic Sea):

    Источник

    Балтика и Скандинавия

    Балтийский регион

    Балтийский регион — неоднозначный термин, определяющий, в зависимости от той или иной регионоведческой концепции, различные сочетания государств и отдельных административно-территориальных образований в географическом районе, прилегающем к Балтийскому морю. Кросс-культурное соотнесение и определенеие взаимной эквивалентности терминов на разных языках дополнительно осложняется разными именами, которыми именовалось Балтийское море и его побережье на разных этапах истории у разных народов.

    В наиболее широких географических очертаниях Балтийский регион как совокупность территорий, выходящих на берег Балтийского моря, подразделяется на:

    • Балтийское Поморье (в составе: Померания и Польское Поморье) — юго-западное побережье Балтики
    • Прибалтику (включая Финский залив) — юго-восточное побережье Балтики
    • Скандинавию за вычетом Норвегии — северное побережье Балтики.
    • Страны Балтийского моря в современном (2010 год) составе — 9 государств: Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Германия.

    Совет государств Балтийского моря (СГБМ) в момент своего учреждения (5–6 марта 1992 года) включил в свой состав, помимо указанных стран, Норвегию, а также Европейскую комиссию как коллективного члена. В 1995 году в состав СГБМ была принята Исландия. Таким образом, фактический состав СГБМ вышел далеко за рамки географического региона Балтики, и отныне упоминание Балтийского моря в его названии имеет столь же отвлечённое значение, как и Северной Атлантики — в названии Североатлантического договора.

    Скандинавия

    Скандинавия — историко-культурный регион на севере Европы, охватывающий Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова. Традиционно Скандинавия включает в себя три страны — Швецию, Норвегию и Данию. В географическом смысле понятие Скандинавия синонимично понятию «Скандинавский полуостров». Скандинавия в широком европейском смысле включает в себя также государства Финляндию, Исландию и острова Северной Атлантики, сближаясь с понятием «страны Северной Европы» (швед. Norden, англ. Nordic countries).

    Коллекция карт Балтики и Скандинавии. Разные карты Балтики и Скандинавии (Балтийский регион — карты).

    Источник

    Карта — Балтийское море

    Балтийское море на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Балтийское море:

    Балтийское море

    Балтийское море — рукав Северной Атлантики, простирающийся на север от широты южной Дании почти до Полярного круга и отделяющий Скандинавский полуостров от остальной континентальной Европы. Самое большое пространство солоноватой воды в мире, полузамкнутое и относительно мелкое Балтийское море представляет большой интерес для ученых Многочисленные названия моря свидетельствуют о его стратегическом положении как места встречи многих стран. Балтийское море занимает площадь около 386 000 кв. км. Площадь водосбора реками, приносящими пресную воду в Балтику, примерно в четыре раза больше самого моря.

    Балтика

    Балтика простирается с юго-запада на северо-восток на восточной стороне Скандинавского полуострова от 54° северной широты до самого Северного Полярного круга. Её главная ось, от восточной Дании до южной Финляндии, имеет длину чуть более 1600 км. при средней ширине около 190 км.

    Западная Балтика простирается на север через островную Данию и включает в себя пролив Каттегат, отделяющий полуостровную Данию (Ютландию) от юго-западной Швеции. Каттегат ограничен с севера Скагерраком, глубоким заливом Северного моря, который отделяет южную Норвегию от северной Ютландии.

    Большие острова Борнхольм (Дания) и Эланд и Готланд (Швеция) расположены в западной части Балтики, в то время как Аландские острова поднимаются из узкого прохода между Швецией и Финляндией и отмечают вход в рукав Балтики, известный как Ботнический залив.

    К югу от Аландских островов простирается узкий Финский залив между Финляндией на севере, Эстонией на юге и Россией вокруг восточной оконечности. Если двигаться по часовой стрелке с запада, то страны, граничащие с Балтикой, — это Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония , Латвия, Литва, Польша и Германия.

    Глубина Балтийского моря

    Самая мелководная часть Балтики — это континентальный шельф, из которого поднимаются острова Датского архипелага. Узкий канал пролива между Данией и Швецией ограничивает осадку судов до 12,5 метров, более крупные суда заходят в Гетеборг, который является крупнейшим нефтяным портом на Балтике.

    Наибольшие глубины на Балтике расположены у юго-восточного побережья Швеции между Нючепингом и островом Готланд, где глубина достигает 459 метров в глубине Ландсорта. Между Готландом и Латвией в глубине Готланда — 249 метров, а также в Ботническом заливе в Аландском море между Швецией и Аландскими островами. Глубоководный канал также простирается вдоль большей части Финского залива. Балтийское море содержит ряд бассейнов (например, в Гданьском заливе), разделенных мелководными шельфами.

    Климат Балтийского моря

    Выраженная сезонность — главная особенность балтийского климата. Зимы длинные и холодные, а лето короткое и сравнительно теплое. Средние температуры от 10 °C над заливами Ботнии и Финляндии в середине зимы до 17 °C над южными частями Балтики в середине лета.

    Изменчивость — еще одна грань Балтийского климата. Мягкая морская погода с Северной Атлантики иногда распространяется и на Балтику. В другое время преобладают континентальные влияния, дающие периоды сильных холодов зимой и теплой, сухой погоды летом.

    Осадки варьируются в зависимости от типа погоды, в среднем около 500 до 600 мм. в год. Преобладает пасмурная погода, а туманы наиболее часты весной и в начале лета. Ветры, как правило, переменны и обычно не достигают штормовой силы. Летом над прибрежными районами обычно дуют морские бризы.

    Гидрология Балтийского моря

    Наибольшая соленость отмечена в западной Балтике, где она составляет около 10 тысячных у поверхности и около 15 тысячных у дна. Наименьшая солёность в верховьях Ботнического залива, где она составляет менее 5 тысячных. Низкая соленость и мелководье прибрежных вод приводят к тому, что в начале Ботнического залива и у берегов Финляндии в большинстве зим скапливается паковый лед. Иногда лед накреняется в напорных хребтах высотой почти 15 метров.

    Дрейфующий лед образуется в районе Аландских островов и к северу от них, а также во внутреннем течении Финского залива, достигая глубины около 1 метра.

    Возможно судоходство между Стокгольмом и Турку и Хельсинки в Финляндии, за исключением самых суровых зим. На польском и немецком побережьях порты могут быть закрыты льдом на несколько дней в году. Летом поверхностные воды остаются прохладными, но арктические температуры сохраняются на более низких глубинах.

    Берега Балтийского моря

    Берега Швеции и Финляндии сильно изрезаны и в целом скалистые, в то время как берега южной Балтики плоские и довольно безликие. Там, где кристаллические породы древней скальной массы Балтийского щита обнажаются вдоль северных берегов, частично заслоненные ледниковым дрейфом и морскими отложениями, они часто окаймлены низкими скалистыми островами, известными как шхеры. Они наиболее многочисленны в Сальтсьене (Соляной залив) между Стокгольмом и открытыми водами Ботнического залива и у юго-западного побережья Финляндии.

    Прибрежные особенности восточной Дании являются результатом плейстоценового оледенения и последующих изменений уровня моря. Восточное побережье Ютландии, к северу от полуострова Юрсланд, ровное и низменное. К югу — неглубокие бухты, разделенные невысокими мысами.

    Острова Датского архипелага имеют изломанную береговую линию с несколькими мелководными заливами. Твердые скалы редко обнажаются, за исключением небольших меловых утесов вдоль восточного побережья острова Мен.

    Балтийское побережье западной Германии — это один из неглубоких фьордов и заливов. Киль расположен в начале одного из таких заливов, к югу от входа в канал Киль, который проходит через германские территориальные воды.

    На востоке находится Любекский залив в устье реки Траве, где Травемюнде — паромный порт для Копенгагена и Швеции. Он сочетает в себе функции морского порта и туристического курорта. Дальше к востоку немецкое побережье Мекленбург — Западная Померания плоское и низменное.

    В восточной части Балтики ледниковые отложения покрывают сплошные скалы, а берег прорезан широкими полосами, такими же, как те, на которых лежит латвийский порт Рига. Во главе Финского залива находится город Санкт-Петербург, основанный Петром I (Великим) как “окно в Европу” России, с его белыми зданиями в классическом стиле, выстроившимися вдоль набережной Невы.

    Экономика Балтийского моря

    Балтийское море больше не является главной торговой магистралью, как это было в Средние века, когда оно процветало как основное средство сообщения между портами Любек , Росток, Висбю и Гданьск Ганзейского союза.

    Строительство Кильского канала в конце 19 века и развитие железных и шоссейных дорог в 20 веке начали менять характер торговли и транспорта через Балтийское море.

    Навалочные грузы нефти и угля по-прежнему поступают по всем водным путям в Прибалтику, а многие экспортные грузы полезных ископаемых, древесины и изделий из древесины движутся в обратном направлении морем вокруг Ютландии.

    Наибольшую ценность представляют потребительские товары, большая часть которых перевозится в контейнерах интегрированным наземным и морским транспортом на рынки и в порты Северного моря в Гамбург (Германия) и Роттердам (Нидерланды).

    Рыболовство в Балтийском море

    Большая часть улова состоит из сельди, трески и шпрот, за которыми следуют меньшие количества угря, лосося и моллюсков. Балтийское море было разделено на национальные зоны рыболовства, причем основная часть улова поступала из южного сектора и из Каттегата. Точно так же морское дно было поделено между балтийскими странами, и разведка углеводородов велась у восточного побережья.

    Отдых на Балтике

    Отдыхающие издавна наслаждались прелестями Балтийского побережья, но в начале 21 века его просторы с белоснежными песчаными пляжами и причудливыми приморскими городками становились все более популярными среди туристов. Среди наиболее посещаемых курортных городов — Ренне (Дания) на острове Борнхольм, Истад (Швеция), Пярну (Эстония), Сопот (Польша), Лиепая и Юрмала (Латвия), Паланга и Клайпеда( Литва).

    Исследование Балтийского моря

    Викинги начали открывать Балтику для торговли в 8 веке нашей эры. Шведская экспансия с 12 по 17 век опиралась на судостроение и морскую мощь, а основой датской империи была ее способность командовать проливами через датский архипелаг. Процветание Ганзейского союза началось, когда немецкие балтийские порты стали альтернативными торговыми воротами в Датские проливы.

    Уже в 1950-х годах ученые-экологи в Балтийском регионе узнали о деградации окружающей среды в результате крупномасштабного промышленного развития и химических стоков из сельского хозяйства. Это осознание привело к подписанию в 1974 году балтийскими странами Хельсинкской конвенции о защите морской среды района Балтийского моря — соглашения, которое было введено в действие в 1980 году, пересмотрено в 1992 году и вновь реализовано в 2000 году.

    Хельсинкская конвенция была одной из первых международных попыток контролировать наземные источники загрязнения в общей морской среде.

    Источник

    Пространственная характеристика морского трансопрта Балтийского моря

    И.С. Гуменюк

    Акватория Балтийского моря – территория активного развития морского транспорта, на его побережье размещено порядка 200 морских портовых комплексов, между которыми ежедневно курсируют около 2000 судов. Морской транспорт Балтийского моря – важный элемент глобальной транспортной системы, обеспечивающей движение грузов и пассажиров между крупнейшими экономическими центрами мира. Цель данной публикации – дать пространственную характеристику современного уровня развития морского транспорта и портовых комплексов в границах Балтийского моря, выявить ключевые тенденции и направления развития. Статья имеет обзорный характер и призвана познакомить читателей с основными элементами системы морского транспорта региона, ключевого для всего Балтийского региона вида транспорта.

    Ключевые слова: морской транспорт, Балтийское море, морские порты.

    Мировой морской транспорт – ключевой элемент обслуживания глобальной торговли, на его долю приходится порядка 70-80% от общего объема перевозимых товаров. В 2011 году общемировой объем переработанных морскими портовыми комплексами грузов составил 17,4 млрд. т[1], из которых порядка 2,9 млрд. т. приходится на страны Европы (1,1 млрд. т. погруженных грузов и 1,8 млрд. т. выгруженных). При этом портовыми комплексами, расположенными на побережье Балтийского моря, в 2011 году переработано 30% от всех грузов, перевозимых странами Европы. В Балтийском море ежедневно осуществляют судоходство порядка 2 000 различных плавучих средств, от грузовых балкеров и нефтяных танкеров до пассажирских паромов и круизных лайнеров. Данные цифры наглядно демонстрируют высокую роль морского портового комплекса Балтийского моря, как в обеспечении общеевропейской внешнеэкономической деятельности, так и в обслуживании внешнеторговых операций стран, непосредственно расположенных на побережье Балтийского моря.

    К странам Балтийского моря принято относить государства, имеющие непосредственный выход к этому морю, а именно: Данию, Швецию, Финляндию, Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию. Портовые комплексы именно этих стран, расположенные на побережье Балтийского моря, будут рассмотрены в рамках данной статьи.

    Всего на побережье Балтийского моря расположено свыше 200 морских портов, из которых 186 имеют грузооборот более 50 тыс. тонн в год[2]. Лидером по количеству портов, расположенных на побережье Балтийского моря, является Швеция – 60 портов. Чуть меньше их у Дании – 49 (всего же у Дании 59 морских портов, расположенных на побережьях Балтийского и Северного морей). Далее следуют Финляндия, Германия (у которой, как и у Дании, морские порты расположены на побережье двух морей — Северного и Балтийского), Польша, Россия, Латвия, Эстония и Литва (рисунок 1).

    Рисунок 1 — Распределение числа портов среди стран Балтийского региона

    Составлено автором на основе данных[3]:

    С точки зрения выполняемых функций практически все порты Балтийского моря имеют международную специализацию и обеспечивают экспортно-импортные торговые операции своих государств. Каботажные перевозки (между портами одной страны) осуществляются лишь портами Дании (на их долю приходится порядка 30% морских перевозок, что объясняется изрезанностью береговой линии и наличием многочисленных островов), и частично портами Швеции и Финляндии, где доля национальных перевозок – не более 10%, что объяснимо большой протяженной береговой линией этих государств. В остальных странах доля каботажных перевозок не превышает 2% от общего объема перевезенных грузов, а в Литве и Латвии каботажные перевозки вообще отсутствуют.

    С точки зрения экспортно-импортных операций, в перевозках преобладает экспорт, который составляет порядка 60% всех перевезенных в 2011 году грузов. На долю импорта приходится около 33% всех грузовых перевозок. В каждой стране Балтийского моря соотношение экспортных и импортных грузоперевозок различно (таблица 1), и варьируется от примерного равного соотношения (Германия, Швеция) до практически полного преобладания экспорта над импортом (Россия, Литва, Эстония).

    Таблица 1 — Морские перевозки в Балтийском бассейне, 2011 г., тыс. т.

    *только порты побережья Балтийского моря

    При рассмотрении итогов работы морских портовых комплексов в разрезе национальной принадлежности, особый интерес представляют два показателя: итоговый объем переработанных за год грузов и его относительная интерпретация в пересчете на 1 жителя страны. Для сравнения возьмём ряд стран Европы, в которых морской транспорт входит в число приоритетных отраслей экономики (таблица 2).

    Таблица 2 – Показатели работы морского транспорта ряда стран по итогам 2011 года

    Объем грузов, перевезенных морским транспортом

    Численность населения (млн.)

    Объем перевезенных грузов в расчёте на 1 жителя (тонн)

    В целом по ЕС

    3 905,4

    472,5

    8

    Приведённые выше показатели наглядно демонстрируют уровень развития морского транспорта в странах Балтийского моря и позволяют оценить эффективность и значимость данного вида транспорта для национальной экономики. Стоит оговориться, что в представленной выше таблице даны совокупные национальные показатели без разбивки по бассейнам, а значит, данные по Дании, Германии и России не совсем корректны с точки зрения объекта данного исследования. Так, совокупный объем грузов, переработанных немецкими портами, расположенными на побережье Балтийского моря, по итогам 2011 года составил 56,8 млн. тонн (всего 20% от общенационального показателя). Это объясняется тем, что крупнейший немецкий морской порт Гамбург с грузооборотом в 139 млн. тонн в год[5] территориально относится к бассейну Северного моря, обладая при этом тесными экономическими и инфраструктурными связями с восточными землями страны. Порты Балтийского моря России перерабатывают порядка 37% общего объема грузов страны (порядка 200 млн. тонн). И если рассматривать объем грузов, переработанных только российскими портами Балтийского моря, в расчёте на численность населения регионов, имеющих выход к данному морю, то показатель составит 18 тонн на человека, что выше, чем у Дании, и чуть ниже значения Швеции. Кроме того, Россия также является лидером и по абсолютному объему переработанных морскими портами грузов среди всех стран Балтийского моря, опередив по этому показателю по итогам 2011 года Швецию.

    Совокупный объем грузов, переработанных морскими портами Балтийского моря по итогам 2011 года, перевалил за отметку в 800 млн. тонн[6]. За последние 10 лет наблюдался стабильный рост грузооборота портов Балтийского моря, в результате которого совокупный объем перерабатываемых грузов за 2011 года увеличился по сравнению с уровнем грузооборота за 2002 года в полтора раза. Лишь в 2009 году совокупный объем переработанных грузов сократился по сравнению с уровнем грузооборота в 2008 году (рисунок 2), что напрямую связано с негативным влиянием в то время мирового экономического кризиса.

    Рисунок 2 — Динамика роста объема работы морского транспорта Балтийского моря в 2002-2011 годах.

    Несмотря на уже отмеченное выше внушительное число портов, расположенных на побережье Балтийского моря, на долю 20 крупнейших из них приходится около 62% от общего грузооборота, что говорит о высокой концентрации мощностей в крупных портах, а также высокой значимости первой двадцатки при переработке грузов и осуществлении экспортно-импортных операций. По итогам 2011 года сразу три российских порта (Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга) возглавили список крупнейших по объему грузооборота портов Балтийского моря: (рисунок 3). В целом из шести российских портов, расположенных на побережье Балтийского моря, пять входят в список 20 крупнейших, имея годовой грузооборот выше 10 млн. тонн. Вне данного рейтинга остаётся только Выборг с грузооборотом в 1,5 млн. тонн по итогам 2011 года[7].

    Рисунок 3 – Грузооборот и структура перерабатываемых грузов 20 крупнейших портов бассейна Балтийского моря в 2011 году.

    Кроме показателя общего грузооборота, важным индикатором оценки отраслевой специализации морского порта является соотношение переработки различных категорий груза. Согласно европейской классификации, перевозимые морским транспортом грузы принято подразделять на следующие категории:

    Насыпные грузы (Dry bulk). К данной категории относятся: сельскохозяйственная продукция, продовольствие и фураж для животных, минеральные топлива, руды, полезные ископаемые, строительные материалы, удобрения и сухие химикаты. Данная категория также включает круглую древесину.

    Наливные грузы (Liquid bulk). В основном к данной категории относят нефтепродукты, находящиеся в жидком состоянии, и жидкие химикаты.

    Другие сухие грузы (Other dry cargo). К данной категории относятся грузы высокой стоимости: оборудование, средства транспорта, продукция деревообработки (распиленная древесина, целлюлоза и бумага) и т.д. Кроме того, в данную категорию попадает груз, перевозимый в контейнерах.

    Как видно из рисунка 3, крупнейшим по грузообороту портом Балтийского моря является российский специализированный нефтеналивной порт Приморск, являющийся конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС), предназначенной для экспорта российской сырой нефти с месторождений Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья[8]. Наливные грузы, в частности – нефть и нефтепродукты, в целом являются самым распространенным видом груза, перевозимым по Балтике, на долю которого приходится примерно 49% всего объема грузоперевозок[9]. Порт Санкт-Петербург – второй по объему переработанных грузов в Балтийском море – является примером комбинированного порта, в котором обрабатываются все виды грузов. Кроме того, порт Санкт-Петербург является крупнейшим на Балтике контейнерным портом, обрабатывая 2,7 млн. TEU в год. В целом контейнерные перевозки пока недостаточно развиты в Балтийском море. Совокупно 20 крупнейших портов Балтийского моря в год перерабатывают порядка 8,5 млн. TEU, при этом по-настоящему крупные контейнерные терминалы (с показателем более 0,7 млн. TEU) имеются в уже упомянутом Санкт-Петербурге, шведском Гетеборге и польских Гданьске и Гдыне. О скромном уровне развития контейнерных перевозок в Балтийском море красноречиво говорит тот факт, что Санкт-Петербург является всего лишь 10 в списке крупнейших контейнерных портов Европы, шведский Гетеборг (с годовым показателем в 1,1 млн. TEU) в этом списке занимает 20 строчку[10].

    Невысокий объем контейнерных перевозок в Балтийском море компенсируется развитой сетью паромного сообщения, которое более рационально использовать при осуществлении судоходства на небольшие расстояния (что вполне естественно в относительно небольшом по размеру Балтийском море). Паромные портовые комплексы имеются в 66 портах Балтийского моря, лидером среди которых являются немецкий порт Любек (16,2 млн. тонн переработанных в 2011 году грузов), шведский Треллеборг (9,3 млн. тонн), немецкий порт Росток (7,2 млн. тонн) и шведский Гетеборг (7,0 млн. тонн). Лидерство этих портов объясняется интенсивным паромным сообщением, которое налажено между немецкими и шведскими портами. Именно между Швецией и Германий перевозится порядка 60% всех грузов, перемещаемых при помощи парома в Балтийском море[11].

    Паромное сообщение является также важным средством обеспечения морских пассажирских перевозок на Балтике, которым ежегодно пользуются порядка 1 млн. человек. Треугольник Швеция – Финляндия – Эстония представляет собой часть Балтийского моря с весьма интенсивным морским пассажирским сообщением. Именно здесь находятся крупнейшие пассажирские порты Балтики: лидером по итогам 2011 года стал Хельсинки с оборотом 10,2 млн. пассажиров, на втором месте – шведский Стокгольм (9,1 млн. человек), Таллин находится на пятом месте с показателем в 7,7 млн. пассажиров.

    Другим районом Балтийского моря, где наряду с развитием паромных линий по перевозке грузов активно развивается пассажирское паромное сообщение, являются северное и южное побережья Датских проливов: Швеция и Норвегия – с одной стороны, Дания, Германия и западная Польша — с другой. Например, мощный пассажиропоток – порядка 8,3 млн. человек в год – связывает шведский Хельсинборг и датский Хельсингер (Ельсинор) (между этими морским портами по морю – всего 5 км, и за одни сутки по данному маршруту осуществляется 120 паромных сообщений).

    Акватория Балтийского моря – территория активного развития морского транспорта, на его побережье размещено порядка 200 морских портовых комплексов, между которыми ежедневно курсирует около 2000 судов. Морской транспорт Балтийского моря – важный элемент глобальной транспортной системы, обеспечивающей движение грузов и пассажиров между крупнейшими экономическими центрами мира. При этом активное развитие морского транспорта региона ограничивается, с одной стороны, экологической уязвимостью Балтийского моря, а с другой – географическим и факторами. К числу последних можно отнести тот факт, что максимальная осадка судна, способного зайти в акваторию моря, ограничена 18 метрами, а достаточно внушительная часть побережья моря ввиду наступления режимов ледостава не может быть активно использована в организации трансконтинентальных морских маршрутов. Исходя из прогнозов социально-экономического развития стран и регионов, расположенных на побережье данного моря, можно смело прогнозировать продолжение наращивания количественных и качественных показателей развития морского транспорта. Он будет продолжать оставаться для многих стран не только важнейшим видом транспорта, обеспечивающим экспортно-импортные торговые операции, но и являться по сути одной из базовых отраслей экономики: так например, морской транспорт в Литве прямо или косвенно связан с 18-20 % всего создаваемого ВВП.

    Список литературы

    1. Обзор морского транспорта 2012 год / Доклад секретариата ЮНКТАД (КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ) URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2012_ru.pdf (Дата обращения 21.05.2014)
    2. Development perspectives for small and medium Baltic Sea ports URL: http://www.transbaltic.eu/wp-content/uploads/2011/08/Development-perspectives-for-small-and-medium-Baltic-Sea-ports.pdf (Датаобращения 25.05.2014).
    3. Baltic Port list 2011. Annual cargo statistic of ports in the Baltic Sea region/ A publication from the center for maritime studies university of Turku: — Turku, 2012.
    4. Competitive position of the Baltic States Ports/ KPMG Baltics SIA URL: http://www.kpmg.com/LV/lv/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/PresesRelizes/Documents/Ports_Final_version_FINAL.pdf (Датаобращения 23.05.2014)
    5. Официальный сайт порта Гамбург URL: http://www.hafen-hamburg.de/figures/facts Дата обращения 26.05.2014
    6. Brightest outlook among / BALTIC PORTS ORGANIZATION URL: http://www.baltic-press.com/ftp/btj_50-6-12_bpo.pdf (Датаобращения 25.05.2014)
    7. Единая государственная система информации об обстановке в мировом океана URL: www.morinfocenter.ru/rusports/ (Дата обращения 25.05.2014).
    8. ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» URL: http://www.pasp.ru/port_primorsk1 (Дата обращения 26.05.2014)
    9. Baltic port barometer 2012. UNIVERSITY OF TURKU — Turku, 2012
    10. Baltic Container Yearbook 2013 URL:: http://baltictransportjournal.com/container-map/baltic-container-yearbook-2013,972.html (Датаобращения 27.05.2014).
    11. BALTIC RO-RO & FERRY YEARBOOK 2012 URL: http://baltictransportjournal.com/btj-2-13-baltic-ro-ro-ferry-market,836 (Датаобращения 28.05.2014)

    Гуменюк Иван Сергеевич — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград.

    Источник

    Читайте также:  Бассейн дельфин набор детей
  • Оцените статью