- В. Поленов Заросший пруд
- Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы
- История написания произведения
- Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
- Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»
- Настроение картины
- Отзывы о картине
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Ссылки
- —Музыка
- —Видео
- —Фотоальбом
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
- Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»
В. Поленов Заросший пруд
Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.
Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.
Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.
В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?
Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.
Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.
Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:
«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..
Источник
Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы
Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.
Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».
История написания произведения
Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».
Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.
Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.
Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.
Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.
Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.
При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.
Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»
Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет – это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.
Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.
Настроение картины
Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.
Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.
Отзывы о картине
Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.
Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.
Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Художник Васендин Юрий Дмитриевич В 1958 году в городе Архангельск родился Вас.
Уникальные акварельные работы Yuko Nagayamа Yuko Nagayamа родилась в 1963 в Токио. В 1985 законч.
Китайская девушка. Художник Ичжэн Кэ (Yizheng Ke) Голубая беседка Посредине реки, .
Сакро-Конвенто, «Райский холм» францисканцев. Ассизи, город в .
Великий Новгород — один из древнейших городов России Великий Новгород .
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
Василий Поленов. «Заросший пруд» — 1879. Холст, масло. 77×121,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Быстротечность времени и грусть по ушедшему – вот основные лейтмотивы картины «Заросший пруд» Василия Поленова. Если определять жанр данной работы, то поэтический шедевр можно отнести к «повествовательному пейзажу», и создан он был как сумма нескольких впечатлений автора.
В 1877 году Поленов летом жил в деревне Петрушки недалеко от Киева, и там мастер создал небольшой этюд, который впоследствии послужит основой картины.
Целый год живописец не вспоминал о написанной работе, а после Поленов переехал с Арбата на московскую окраину, в Хамовники. Живописная местность поразила чуткого мастера и особенно прелесть старого сада. В конце концов, новые впечатления наслоились на давнишний этюд, привнеся особое настроение, и вылились в совершенно необыкновенную работу – «Заросший пруд».
В этой картине художник выступил как тонкий колорист. Вся прелесть данной работы лежит в филигранном обыгрывании градации одного и того же цвета, в мельчайшей нюансировке, тоновых вариациях. Замечательно изображён старый мостик – он вытоптан до белизны досок и это придаёт сюжету ностальгичность: когда-то пруд имел совсем другой вид и сотни ног стерли мостки на его берегу. А сейчас лишь одинокая женская фигурка на скамейке, едва различимая и абсолютно не нарушающая покоя одичавшей природы.
Композиция выстроена с явной отсылкой к академической традиции – противопоставления переднего и заднего плана. Причём первый выполнен с особой тщательностью и детальной прорисовкой, тогда когда второй отличается некоторой обобщённостью и приблизительностью. Отдельное внимание обращают на себя жёлтые кувшинки, которые как тёплые огонёчки расцвечивают мрачноватую тёмную гладь воды.
Впервые на публике картина появилась в 1879 году и имела большой успех, положив начало отдельной теме в пейзажной живописи. Позже многие художники писали свой заросший пруд, в частности ученик Поленова Исаак Левитан.
источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин
«Русский Леонардо», он был и архитектором, и композитором. И официальным живописцем ставки цесаревича на русско-турецкой войне, и народным художником советской России. Он стал и основоположником нового жанра «интимного пейзажа», и первым русским живописцем, воссоздавшим земной путь Христа.
Источник
Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»
Василий Поленов, 1879 год, картина «Заросший пруд». , Фото: upload.wikimedia.org
Название | Заросший пруд |
Страна, художник | Россия, Василий Поленов |
Год | 1879 |
Жанр | Пастораль |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина «Заросший пруд» — прекрасный образец творчества Василия Поленова, отражающая его талант, мастерство, художественную зрелость.
Поленов, известный представитель русской пейзажной школы, воплотил в своей картине сразу несколько летних воспоминаний. «Заросший пруд» стал собирательным образом летнего зноя, спокойствия, умиротворенного созерцания. Некоторые этюды были написаны еще за два года до основной работы, когда мастер проводил лето в небольшом украинском селе.
Большую часть картины занимает сам водоем. Он покрыт кувшинками и ряской, а в его спокойной глади отражаются окружающие деревья. К пруду из леса ведет тропинка и грубо сколоченный деревянный мосток. На первом плане – кусочек луга с полевыми цветами и стрекозами. А в глубине парка – дорожка и садовая скамейка на которой, если приглядеться, можно увидеть юную девушку, в задумчивости склонившуюся над книгой.
Основная особенность произведения состоит в удивительной колористике. Поленову удалось передать всю гамму и глубину летнего пейзажа с помощью огромной палитры зеленых оттенков – от переливающегося изумруда до глубокого болотного или цвета свежей зелени. Переходы между зелеными оттенками придают картине удивительное спокойствие, одухотворенность.
Еще одна характерная черта – необычное композиционное решение. Основные объекты на картине – берег луга, мостик, очертания пруда – образуют диагональные линии. Это еще больше углубляет пространство, даже задает некоторый динамизм.
Все произведение глубоко пронизано лирикой, романтическим духом. Такое впечатление создается благодаря контрасту старого парка, вековых деревьев и тонкой задумчивой фигуры девушки в белоснежном платье. Атмосфера тишины и уединения словно защищают юную леди от внешних тревог и волнений, создавая уютный обособленный мирок.
Источник