- Кто эти девушки у фонтана и чем они заняты
- Загадочная история вечно печальной «Девушки с кувшином»
- 🔷 Итак, кто же она такая?
- А вот так 18 апреля при всём честном народе мы «пробуждали» ото сна нашу Царскосельскую Музу.
- Буше «фонтан любви» описание картины, анализ, сочинение
- Франсуа Буше
- Буше и рококо
- Рококо
- Картины Франсуа Буше (произведения)
- Отдыхающая девушка
- ТУАЛЕТ
- Диана после купания
- Туалет Венеры
- Одалиска
- Прекрасная кухарка
- Модистка
- Пан и Сиринга
- Мадам де Помпадур
- Фонтан любви
- Франсуа Буше. Пейзажи, пасторали и аллегории..
- Франсуа Буше: не только пасторальный живописец
- Семья художника. Начало обучения
- Первые успехи
- Зрелые годы. Успехи в придворной карьере
- Критики Буше
- Несостоявшийся переезд в Россию. Смерть художника
- Творчество Буше: сторонники и противники
- Очарование пасторалей
- Картины Франсуа Буше
- Картины на мифологическую тему:
- Пейзажи:
- Пасторали:
- Жанровые картины:
- Фонтан любви, фонтан живой (Фонтану бахчисарайского дворца) · Пушкин · анализ стихотворения
- Семантическое ядро
- Буше Франсуа Boucher Francois – французский художник 18 века
- Картины на религиозные сюжеты
- Рисунки
- Это тоже Франсуа Буше
- Анализ стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
- Франсуа Буше — Фонтан любви: Описание произведения
Кто эти девушки у фонтана и чем они заняты
На этой картине мы видим группу девушек, которая праздно лежит у фонтана. Они играют с рыбками, плескаются, улыбаются и веселятся. Здесь же мы видим стражника, который с увлечением смотрит на девушек, но в то же время очень строг в лице. Одна из барышень сидит поодаль и грустит. Что же это за место и кто эти девушки?
Картина называется «Бахчисарайский фонтан». Карл Брюллов написал её по мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина. Художник начал свою работу через год после смерти великого поэта и закончил только через 11 лет.
Желая приблизиться к сюжету поэмы, Брюллов старался воссоздать в своей работе образ настоящих восточных женщин. Он «одел» своих красавиц в яркие наряды, добавил вокруг блеска драгоценностей, создал атмосферу, озарённую лучами солнца. Всё это создаёт впечатление, что героини картины счастливы и довольны жизнью. Но так ли это на самом деле?
Согласно сюжету поэмы Пушкина, все эти девушки являются наложницами хана Гирея. Находятся они здесь, конечно, не по своей во воле, являясь по сути рабынями. Может ли быть совершенно счастлив человек, будучи невольником?
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный
И песнью звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем
В центр своей поэмы Пушкин поставил истории двух девушек — Марии и Заремы, которые были похищены из своих домов. Зарему, вероятно, украли ещё в детстве, она почти не помнит своего дома. Однако она полюбила хана и это чувство было взаимно. Но тут появилась Мария, которая целыми днями только плакала и скучал по родному дому.
Хан полюбил Марию и перестал обращать на Зарему внимание. Она не смогла этого пережить и попросила Марию отступить, после чего обе девушки умирают.
Причина смерти Марии неизвестна, а Зарему бросили в море. За что — тоже неизвестно:
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
В ту ночь, как умерла княжна,
Свершилось и ее страданье.
Какая б ни была вина,
Ужасно было наказанье!
Брюллов в своей картине не стал делать акцент на конфликтной ситуации между девушками. Он больше стремился показать роскошную и размеренную жизнь наложниц, их неспешный быт.
Так аравийские цветы
Живут за стеклами теплицы.
Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Однако художник всё же поместил на картину и Марию. Она сидит в окне с опущенной головой и грустит, не замечая всеобщего веселья.
В комнате Марии мы может увидеть православный крест, а значит, она не отступилась от своей веры, а хан не стал противоречить ей в этом вопросе.
На картине Брюллов изобразил и Зарему. Она со злостью смотрит на соперницу и держится за нож.
Нож в руке грузинки как-бы намекает, что она как-то причастна к убийству Марии. Однако на самом деле Пушкин умалчивает о причинах её смерти.
Но что же в гроб её свело?
Тоска ль неволи безнадежной,
Болезнь, или другое зло.
Кто знает? Нет Марии нежной.
Дворец угрюмый опустел.
Сегодня картина Карла Брюллова «Бахчисарайский фонтан» хранится в Государственном музее им. А. С. Пушкина и привлекает множество туристов.
Источник
Загадочная история вечно печальной «Девушки с кувшином»
Вот и наступил этот день — символ нашего города , наша «царскосельская муза» , обожаемая всеми » Девушка с кувшином» благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна! Каждый раз, когда я «захожу к ней в гости» испить водицы, для меня это «Возрождение Чистой Ключевой Водой» . Сегодня же с нами к источнику «пришёл» и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: » Маэстро, врежьте марш!»
🔷 Итак, кто же она такая?
История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной «девушки» в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!
В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд . В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан .
Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой «лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы» . У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора «увековечить» печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!
Идею «усадить» девушку на своеобразный «гром-камень» почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на «гром-камень» Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём «водовод».
Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 — 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно «усадил» свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне «грустить». Как же всё гармонично!
В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы — не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа. есть о чём подумать.
Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но. Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на «гром-камне» восседала «девушка» из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.
Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го «Девушка» вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и «не зарастает к ней народная тропа»! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет «сидит» её точная копия.
«Девушка» была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже «приревновать» деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!
Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное — не забывайте загадать и потереть ей ножку , и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!
А вот так 18 апреля при всём честном народе мы «пробуждали» ото сна нашу Царскосельскую Музу.
Репортажи об этом событии дадут телеканалы «Мир» ,»ТВЦ» и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу — Мэри М.
Источник
Буше «фонтан любви» описание картины, анализ, сочинение
Франсуа Буше
Francois Boucher
Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.
Дата и место рождения – 29 сентября 1703 г., Париж, Франция.
Дата и место смерти – 30 мая 1770 г. (66 лет), Париж.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.
В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном).
Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.
24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал “Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея”.
Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей.
Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов.
К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).
Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента.
Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности.
Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования — по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги.
В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения.
Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями — в том числе, на декоративные росписи в Версале.
Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени — уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы.
А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу — делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором.
Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.
После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению.
Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой.
Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.
Буше и рококо
Рококо
Rocaille
Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо.
На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше – плоть.
Полотна мастера – сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья.
Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного.
Его Диана – нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.
Картины Франсуа Буше (произведения)
Отдыхающая девушка
1752
Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.
Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.
Софа, занавесь и стена — нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.
ТУАЛЕТ
1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Диана после купания
(1742 Париж, Лувр)
Туалет Венеры
1751
«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.
Одалиска
1745. Музей Лувр, Париж.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.
Картина Буше – своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он – один из наиболее последовательных представителей стиля рококо.
В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV.
Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
Прекрасная кухарка
1735 Париж, Музей Коньяк-Же
Модистка
Пан и Сиринга
Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу.
Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана.
Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом.
Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму.
Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.
Мадам де Помпадур
(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)
Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных.
С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент.
А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.
Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит.
А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем.
Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.
Фонтан любви
1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности.
Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах.
Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.
Франсуа Буше – великий живописец и декоратор – биография и картины обновлено: 28 ноября, 2017 автором: interesno-vse.ru
Франсуа Буше. Пейзажи, пасторали и аллегории..
Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Пейзаж в окрестностях Бовэ (1740-е) (49 x 58) (С-Петербург, Эрмитаж)
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы.
На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник, и его заказчики, были забыты.
Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше, и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера.
Мельница (1751) (66 х 84) (Париж, Лувр)
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Большинство своих ландшафтных картин Буше написал по впечатлениям от загородных поездок. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской.
Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть «перерабатывалась» в небольшие пейзажи.
В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки.
Пейзаж с водяной мельницей (1755) (Лондон, Нац. галерея)
Речной пейзаж с руиной и мостом (1762) (58.5 х 72) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)
Пасторальный пейзаж с Купидоном (127 х 109) (Частное собрание)
Мельница в Шарантоне (1750-е) (72 х 92) (Орлеан, Музей изящ.искусств)
- Пейзаж с античным храмом (1762) (58.5 х 72) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)
- Пейзаж с водяной мельницей (1740) (130 х 163) (Канзас, Музей Аткинс Нельсон)
- Лес (1740) (131 х 163) (Париж, Лувр)
- Старая голубятня (27 х 35) (Гамбург, Картинная галерея)
- Франсуа Буше Деревенский мостик
- ок 1756. Частное собрание
- Речной пейзаж (1762) (25 х 36) (Частное собрание)
- Голубятня (1758) (47 х 71) (Сент-Луис, Музей искусств)
- Мельница в Шарантоне (1758) (113 х 146) (Огайо, Толедо, Музей искусств)
- Франсуа Буше Пейзаж с хижиной
1758. 25×33. Гос музеи, Берлин
- Франсуа Буше Пейзаж с водяной мельницей
1743. 91х118. Музей Бауэс, Бернард Касл
- Пейзаж с мостом (1751) (67 х 85) (Париж, Лувр)
- Каприччо. Пейзаж с холмом Палатино, вид с Кампо Ваччино (1734) (63 х 81) (Нью-Йорк, Метрополитен)
- Пейзаж с пастушкой и городом вдали
- Франсуа Буше Купальщицы
- 47×66. Частное собрание
- Утро
- (Рим, Нац. галерея старого искусства)
- Прелести сельской жизни (100 х 146) (Париж, Лувр)
- Пастораль (Версаль, Repository Musée)
- Прачки (1768) (Нью-Йорк, Метрополитен)
- Пастораль
Четыре времени года. Зима (1755) (56.8 × 73) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)
Четыре времени года. Весна (1755) (54.3 × 72.7) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)
Пастораль (ок.1730) (63.5 × 71.1) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса)
Четыре времени года. Осень (1755) (56.5 × 73) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)
- Пастушеская идиллия (1768) (240 х 237) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Четыре времени года. Лето (1755) (54.3 × 72.7) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)
- Пасторальный пейзаж с девочкой, удящей рыбу (1761) (46 х 66) (Индианаполис, Музей искусств)
- Франсуа Буше Лесной пейзаж с домами на горизонте
- Частное собрание
- Озеро с гусями, аистами, попугаями и цаплями (1765)
- Пастораль (ранние 1730-е) (61 x 75) (С-Петербург, Эрмитаж)
- Переправа в брод (1730-е) (59 x 72) (С-Петербург, Эрмитаж).
- Переправа по мосту (1730-е) (59 x 72) (С-Петербург, Эрмитаж)
- Франсуа Буше Пейзаж с прудом
1746. 51х65. Эрмитаж
- Фонтан любви (1748) (294 х 338 см) (Лос-Анжелес, Музей Пола Гетти)
- Пейзаж с рыбаком и молодой женщиной (1769) (64 × 54) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса)
- Пасторальная трапеза (1769) (65 × 55) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса).
- Пасторальный пейзаж с рекой (деталь)
- Франсуа Буше Отправка посланника
1765. 32×26. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- Осенняя пастораль (деталь)
- Летняя пастораль (1749) (259 x 197) (Лондон, Собрание Уоллеса).
- Аллегория Рыбалки и Охоты (1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- Аллегория Животноводства и Садоводство (1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- Аллегория Архитектуры и химии (1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- Аллегория Живописи и Скульптуры (1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- Аллегория Пения и Танца (1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- Аллегория Поэзии и Музыки (1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
- liveinternet.ru
Франсуа Буше: не только пасторальный живописец
Творчество французского художника Франсуа Буше — жемчужина французской живописи 18 века. Стиль рококо достиг вершины развития в его картинах, рисунках, эскизах для фарфоровых безделушек. В его жизни было все: популярность в великосветской среде, баснословные гонорары и — на закате карьеры— язвительная критика, клеймо салонного живописца.
Семья художника. Начало обучения
Буше родился в 1703 году. Его отец, Никола Буше, создавал эскизы для ткацких мануфактур, рисовал эскизы для гобеленов.
Со временем он сменил сферу деятельности: стал торговать изысканными вещицами для интерьера и предметами искусства. Большого состояния это не принесло, но позволило наладить связи в художественной среде.
С помощью отца Франсуа, обладающий способностями к рисованию, поступил на обучение к Лемуану, авторитетному педагогу и живописцу.
В 1723 году Буше присудили главный приз Королевской живописи и скульптуры за полотно под названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». По правилам Академии Буше должен был отправиться в Рим и там продолжить свое образование за государственный счет. На деле ему потребовалось 5 лет усердного труда, чтобы собрать деньги на поездку. В Италию он попал в 1728 году.
Нельзя считать эти годы напрасно потраченными. За это время Буше стал высококлассным гравером, иллюстратором. В течение пяти лет он гравировал работы Антуана Ватто, что повлияло на его творческую манеру. Упорная работа над гравюрами помогла освоить тонкости стиля рококо, стать художником-профессионалом.
Первые успехи
Спустя несколько лет после возвращения из Италии, в 1734 году, Франсуа Буше выставляет картину под названием «Ринальдо и Армида».
Полотно принесло ему безоговорочный успех, он вошел в круг живописцев, работающих для королевского двора. В 1735 году художник получает первые заказы на оформление версальских апартаментов.
Для короля им были написаны картины «Охота на крокодила», «Охота на тигра».
После этого начинается эпоха триумфа Буше при дворе.
Зрелые годы. Успехи в придворной карьере
Начиная с 1745 года Буше нарасхват. Знатные дамы требуют оформить гостиные и будуары по последней моде, королевский двор дает постоянные заказы на декор парадных залов, оформление театральных представлений, праздников.
В 1748 году он приступает к работе на Королевской мануфактуре гобеленов, создает эскизы для декоративной керамики. Буше был любимым художником маркизы де Помпадур, этим объясняется его блестящая придворная карьера.
По протекции всесильной патронессы художник становится сначала директором гобеленовой мануфактуры, а затем берет в свои руки управление фабрикой фарфора в Севре.
По его рисункам созданы бесчисленные сервизы, фарфоровые статуэтки, которые стали символом стиля рококо.
Критики Буше
Со временем влияние маркизы де Помпадур на короля уменьшилось, ей на смену пришли другие фаворитки, которым Буше был неинтересен. Его значение при дворе постепенно уменьшилось, заказы сократились.
Для просветителей художник был удобной мишенью: они обвиняли его картины в скабрезности, ходульности, манерности.
Чего стоит высказывание Дидро о том, что господин Буше обращается к мифологическим сюжетам только для того, чтобы изображать нагих героинь!
В конце жизни живописец оказался меж двух огней: передовое французское общество категорически не принимало стиль рококо и художника Буше, как его главного выразителя и идеолога. Со другой стороны, придворной знати требовалось нечто более смелое и пикантное, чем относительно скромные картины нашего героя.
Несостоявшийся переезд в Россию. Смерть художника
В 1765 году художника отстраняют от работы на Севрской мануфактуре. Положение его настолько ухудшилось, что он решает просить покровительства у русского императорского двора и просит скульптора Фальконе похлопотать о нем перед Екатериной II. Но, к сожалению, этот проект остался неосуществленным. Смерть в 1770 году помешала смелым планам.
Творчество Буше: сторонники и противники
На первый взгляд, пасторальные сюжеты или парадные полотна на мифологические темы, которые преобладают в творческом наследии Буше, вряд ли достойны резких нападок.
Он писал то, что пользовалось спросом, недаром многие свои картины Буше многократно копировал по просьбам заказчиков («Лежащая одалиска»).
Работы художника идеально подходили для интерьеров стиля рококо с его плавными линиями, цветочными гирляндами, приглушенными розово-голубыми тонами.
Обвинять его в том, что он старался угадать вкусы платежеспособной публики, угодить ей? Это все же не очень справедливо.
Буше можно предъявить более серьезные обвинения, которые относятся к качеству живописи.
Наш герой, наряду с Антуаном Ватто и Жаном-Оноре Фрагонаром, относится к самым заметным фигурам французского рококо.
Если картины Ватто драматичны, полны легкой меланхолической грусти и, вместе с тем, глубоко раскрывают внутренний мир героев, то произведения Франсуа Буше декоративны, и более ничего.
Они годятся для украшения парадного интерьера, но бессюжетны: движения нет даже в динамических многофигурных полотнах, наподобие картины 1754 года «Марс и Венера, застигнутые Вулканом».
Со временем Буше нарабатывает композиционные клише, заметные даже в пределе одной картины: повторяются позы, выражения лиц, компоновка и расстановка фигур. Нежная персиково-розовая цветовая гамма становится более грубой, бесконечные драпировки, обилие обнаженных тел раздражает зрителя. Так что отчасти нападки просветителей можно понять, в чем-то согласиться с ними.
Очарование пасторалей
И все же не стоит слишком резко судить о произведениях художника. Его творчество неспособно, конечно, раскрыть серьезные жизненные проблемы, но и целей таких он перед собой не ставит. Его творения радуют глаз, а это не так уж и мало.
Его работоспособность поражает: за время жизни было создано несколько тысяч больших картин и зарисовок, многочисленные эскизы для гобеленов, фарфора, театральных декораций.
Авторитет Буше-рисовальщика необычайно высок: еще при его жизни знатоки платили огромные суммы даже за небольшие рисунки, не говоря о больших картинах.
Не так много в его творческом наследии портретов, исключая портреты мадам де Помпадур. Впрочем, она оказалась неблагодарной моделью: утверждала, что на картинах на себя не похожа.
Пейзажи Буше — образцы классических ландшафтных полотен в итальянском стиле. Там есть все расхожие жанровые штампы: полуразрушенные мельницы и хижины, пастушки или прачки, играющие ребятишки. Большинство пейзажей исполнены в сумеречной цветовой гамме, пронизаны легкой грустью.
Творчество Буше, как и все искусство рококо, не требует от зрителя сопереживания, сострадания героям, напряжения душевных сил. Художник предлагает полюбоваться красотой окружающего мира, может быть, даже погрустить о скоротечности жизни, ее печальном конце. Что же, это вполне достойная цель для человека искусства.
Картины Франсуа Буше
Картины на мифологическую тему:
- Венера в кузнице Вулкана (1769);
- Гении искусств (1761);
- Туалет Венеры (1751);
- Триумф богини Венеры (1743).
Пейзажи:
- Пейзаж в окрестностях Бовэ (1745);
- Мельница в Шарантоне (1750).
Пасторали:
- Ловцы птиц (1748);
- Фонтан любви (1748).
Жанровые картины:
- Утренний кофе (1739);
- Женщина, поправляющая подвязку (1742).
Фонтан любви, фонтан живой (Фонтану бахчисарайского дворца) · Пушкин · анализ стихотворения
Фонтан любви, фонтан живой!Принес я в дар тебе две розы.Люблю немолчный говор твой
- №4 И поэтические слезы.
- Твоя серебряная пыльМеня кропит росою хладной:Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
№8 Журчи, журчи свою мне быль…
Фонтан любви, фонтан печальный!И я твой мрамор вопрошал:Хвалу стране прочел я дальной;
№12 Но о Марии ты молчал…
Светило бледное гарема!И здесь ужель забвенно ты?Или Мария и Зарема
- №16 Одни счастливые мечты?
- Иль только сон воображеньяВ пустынной мгле нарисовалСвои минутные виденья,
- №20 Души неясный идеал?
Fontan lyubvi, fontan zhivoy!Prines ya v dar tebe dve rozy.Lyublyu nemolchny govor tvoy
- I poeticheskiye slezy.
- Tvoya serebryanaya pylMenya kropit rosoyu khladnoy:Akh, leysya, leysya, klyuch otradny!
Zhurchi, zhurchi svoyu mne byl…
Fontan lyubvi, fontan pechalny!I ya tvoy mramor voproshal:Khvalu strane prochel ya dalnoy;
No o Marii ty molchal…
Svetilo blednoye garema!I zdes uzhel zabvenno ty?Ili Maria i Zarema
- Odni schastlivye mechty?
- Il tolko son voobrazhenyaV pustynnoy mgle narisovalSvoi minutnye videnya,
- Dushi neyasny ideal?
- Fontanu bakhchisarayskogo dvortsa
- Ajynfy k/,db, ajynfy ;bdjq!Ghbytc z d lfh nt,t ldt hjps/K/,k/ ytvjkxysq ujdjh ndjq
- B gj’nbxtcrbt cktps/
- Ndjz ctht,hzyfz gskmVtyz rhjgbn hjcj/ [kflyjq:F[, ktqcz, ktqcz, rk/x jnhflysq!
- ;ehxb, ;ehxb cdj/ vyt ,skm///
- Ajynfy k/,db, ajynfy gtxfkmysq!B z ndjq vhfvjh djghjifk:[dfke cnhfyt ghjxtk z lfkmyjq;
- Yj j Vfhbb ns vjkxfk///
Cdtnbkj ,ktlyjt ufhtvf!B pltcm e;tkm pf,dtyyj ns?Bkb Vfhbz b Pfhtvf
- Jlyb cxfcnkbdst vtxns?
- Bkm njkmrj cjy djj,hf;tymzD gecnsyyjq vukt yfhbcjdfkCdjb vbyenyst dbltymz,
- Leib ytzcysq bltfk?
- Ajynfye ,f[xbcfhfqcrjuj ldjhwf
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
524 |
437 |
83 |
63 |
38 |
23 |
20 |
5 |
54,2 % |
2,00 |
10,7 % |
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге
4 строки, четверостишие | живой-розы-твой-слезы | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | пыль-хладной-отрадный-быль | ABBA (охватная (опоясывающая)) |
4 строки, четверостишие | печальный-вопрошал-дальной-молчал | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | гарема-ты-зарема-мечты | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | воображенья-нарисовал-виденья-идеал | ABAB (перекрёстная) |
Семантическое ядро
фонтан | 4 | 4,82 % |
твой | 3 | 3,61 % |
журчать | 2 | 2,41 % |
литься | 2 | 2,41 % |
любовь | 2 | 2,41 % |
мария | 2 | 2,41 % |
Буше Франсуа Boucher Francois – французский художник 18 века
Буше Франсуа Boucher Francois ( 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
Яркий представитель стиля рококо мастер большого декоративного дара, работавший в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, для мануфактур гобеленов в Бове и фарфоровой Севрской мануфактуры.
Автор декоративных грациозных мифологических и пасторальных сцен, пейзажнй, эскизов для шпалер. Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства.
В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».
Франсуа Буше родился 29 сентября 1703 г. в Париже в семье орнаментщика и торговца эстампами.
Его отец, Николя Буше, был художником С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской, заметив у своего сына талант,отце Буше определил его в ученики к Франсуа Лемуану.
У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности. Любимой моделью Франсуа Буше Мари Жанн Бюзо, впоследствии ставшей его женой.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
Декоративный талант и фантазия художника проявились в полотнах на мифологические сцены. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме, в чем проявилось увлечение художника манерой писания Джованни Баттиста Тьеполо.
В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей — дам, занятых туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей или гувернанток с детьми, — но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением.
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши; любил сочетать черный и белый мел с сангиной, т. е. исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен.
Живопись Буше достойна особого восхищения: в частности, удивительный мерцающий свет и сочный колорит его картин найдут свое отражение в работах импрессионистов.
Мастер энергичной, страстной линии и праздничной, радостной, светоносной, поражающей жанровым разнообразием живописи, он был к тому же талантливым театральным декоратором, дизайнером интерьера, автором эскизов для гобеленов, шпалер, столовой утвари, парковых скульптур и каминных статуэток…
Густав Лундберг. Портрет-Франсуа Буше
Иосиф представляет своего-отца и своих братьев фараону
Ринальдо и Армида
Переправа по мосту
Рождение и триумф Венеры
Вулкан вручает оружие Венере для Энея
Картины на религиозные сюжеты
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем,юным Иоанном Крестителем и ангелами
Мадонна с младенцем,юным Иоанном Крестителем и ангелами. Музей им.Пушкина
Отдых на пути в Египет
Святой Пётр, приглашённый ходить по воде
Рисунки
Рисунки Франсуа Буше
Рисунки Франсуа Буше
Рисунки Франсуа Буше
Рисунки Франсуа Буше
Рисунки Франсуа Буше
Это тоже Франсуа Буше
- Описание картин Франсуа Буше
- Гении искусств.
- Геркулес и Омфала.
- Рождение Венеры.
- Панно салона Демарто (1722—1776) Музей истории Парижа Карневале
Панно салона Демарто Общий вид
Панно салона Демарто. С виноградной лозой
Панно салона Демарто.Фонтан
Панно салона Демарто.Озеро с птицами
Панно салона Демарто.Фонтан
Анализ стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
Стихотворение А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» было написано в 1824 году во время его ссылки в село Михайловское, «в дальний северный уезд». Поэт жил один в пустом доме, в глуши псковских лесов. Пушкин мучился, вспоминал Юг, Крым.
Стихотворение отражает его впечатление от посещения Бахчисарая. В 1820 году он побывал в этом крымском городе и осмотрел ханский дворец. Перед Пушкиным открылась весьма неприглядная картина.
«Вошед во дворец, — вспоминает поэт в отрывке из письма, — увидел я испорченный фонтан; из заржавой трубки по каплям падала вода.
Я обошёл дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает…»
Однако в стихотворении вместо «заржавой трубки» и прозаических «капель» возник фонтан, поэтически идеализированный:
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной…
Сюжет произведения связан с крымской легендой о польке – пленнице ханского гарема, Марии Потоцкой, которую поэт услышал ещё в Петербурге, в семье Раевских. Это повествование стало толчком к созданию стихотворения.
- Основной темой стихотворения является любовь воображаемых героинь поэмы «Бахчисарайский фонтан»:
- Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?
Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья, - Души неясный идеал?
- Эти романтические образы символизируются двумя розами:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Речь идёт о «счастливых мечтах поэта» – Марии и Зареме. Образы двух героинь даны лишь как «сон воображенья» автора вне связи с историко-культурными проблемами. Зато в описании фонтана мы находим символ, подчёркивающий контраст двух цивилизаций.
Пушкин придал своему стихотворению восточный колорит. Отсюда не свойственный поэту украшенный, метафорический стиль («поэтические слёзы», «серебряная пыль», «светило бледное гарема», «ключ отрадный»), помогающий перенестись в ханский дворец и ощутить таинственное веяние прошлого.
- Эмоциональность произведения достигается выразительными эпитетами: «фонтан живой», «фонтан печальный», «неясный идеал», «пустынная мгла», «сон воображенья».
- В стихотворении звучат философские размышления о тленности человеческих чувств, поэтому язык произведения богат старославянизмами: «немолчный», «говор», «хладный», «вопрошал», «светило», «виденье», «ужель», «хвала», «забвенно».
- Произведение написано четырёхстопным ямбом.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
В первом четверостишьи рифма перекрёстная.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
- И поэтические слёзы.
- Во втором четверостишьи – охватная.
- Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! - Журчи, журчи свою мне быль…
Композиционно произведение можно разбить на две части. В первой поэт обращается к фонтану, как к символу любви. Во второй части автор переносится мыслями в далёкие времена, пытаясь представить себе героинь, Марию и Зарему, в стенах Бахчисарайского дворца. Размышления о прошлом фонтана навевают грустное настроение («Фонтан любви, фонтан печальный!»).
- Благодаря мастерскому владению звуком, поэт добивается эффекта непрекращающегося, падающего потока воды:
- Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль… - Мы словно слышим «немолчный говор» фонтана.
Напевность, плавность тона достигается за счёт ассонанса (в стихотворении чередуются гласные о-а-ю-е: «Фонтан любви, фонтан живой!»).
Удачно сочетаются гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки. («Фонтан любви… люблю немолчный…»)
Величайшее мастерство Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан непринуждённо, как бы незаметно; слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Читая это стихотворение, думаешь, что других каких-нибудь слов здесь и не могло быть.
Для поэта важно не только нарисовать картину фонтана, но и передать ощущения, которые он в нём рождает. С этой целью Пушкин использует приём умолчания: многоточия во второй и третьей строфах.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Но о Марии ты молчал…
Риторические вопросы и восклицания («Фонтан любви, фонтан печальный!», «И здесь ужель забвенно ты?», «Или Мария и Зарема одни счастливые мечты?»), назывные предложения («Светило бледное гарема!», «Фонтан любви, фонтан живой!») придают стихотворению торжественность и откровенность.
Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения «я» помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора («Люблю немолчный говор твой!», «И я твой мрамор вопрошал», «Принёс я в дар тебе две розы»).
Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина, к жанру лирического произведения. Ключевым словом произведения является слово «люблю» («фонтан любви», «люблю немолчный говор»).
Таким образом, анализ содержательной и языковой сторон стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца» позволяет нам увидеть в Пушкине великого художника слова, создавшего яркие образцы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме. Поэтому, вновь и вновь обращаясь к творчеству А. С. Пушкина, хочется воскликнуть:
…вздохну в восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.
Франсуа Буше — Фонтан любви: Описание произведения
Если бы вам случилось родиться знатной дамой и жить во Франции приблизительно в середине XVIII века, вы непременно повесили бы у себя в жилище картину Франсуа Буше «Фонтан любви». Ну, или что-то очень похожее. Потому что тогда это был самый писк интерьерной моды.
«Свирели, овечки, пастушки… – рассеянно подумаете вы, – Стоп! И зачем бы я стала украшать собственный дом сельской сценой? Сказано ведь, что дамой я была знатной!» Именно так. К концу первой трети «галантного века» французское общество разуверилось в серьёзных темах, которые предлагало им искусство классицизма.
Долг, честь, высокие идеалы – всё это как-то быстро и значительно девальвировалось. В это больше никто не верил. Складывающийся стиль рококо не переваривал пафоса и героики. Все теперь хотели, чтобы искусство дарило им лишь наслаждение, ощущение беззаботности и расслабленности, сверкающего праздника жизни.
Никто не желал думать о серьёзном и, уж тем более, видеть его на картинах.
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки.
Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным.
Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.
1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур. Задачи, стоящие перед ним, не живописного, а декоративно-интерьерного плана. Он должен писать то, что украсит стены и дверные проёмы.
Но картина – это что-то уникальное, в идеале существующее в единственном экземпляре. А во Франции с 1730-х годов живопись становится подспорьем для промышленного производства.
Сюжеты наподобие «Фонтана любви» массово воспроизводятся на шпалерах (безворсовых коврах) и гобеленах.
И если бы даже вам случилось быть не очень знатной и не настолько богатой, чтобы приобрести оригинал Буше (всё-таки придворный художник!), вы всё же смогли бы приобщиться к моде на рококо. Как? Очень просто – приобретя для своего дома гобелен или шпалеру.
До Буше они бывали кричаще яркими, грубоватыми и безвкусными. Рококо изменило это: теперь шпалеры в точности могут повторить лучшие живописные шедевры.
Буше лично рисовал картоны для шпалер, чуть позже с подачи мадам де Помпадур возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов.
А его товарищ, художник Жан-Батист Удри разработал тончайшую цветовую шкалу, где каждый оттенок нитей в гобелене имел собственный номер.
Теперь ткачи уже не могли подбирать цвета наобум, по своему непритязательному вкусу: им выдавался шаблон, где все оттенки были строго просчитаны, как на картине.
Только взгляните на то, как написано небо в «Фонтане любви»! И теперь представьте, сколько оттенков серого, голубого и бежевого понадобилось бы, чтобы в точности передать светлый и ненавязчивый колорит Буше, его знаменитую «жемчужную гармонию»! Так что гобелены – это тоже искусство. Особенно если для них поработал Буше.
Нежные и звонкие краски «Фонтана любви» так же ласкают взор, как любовное воркование пастушков и пастушек – смягчает сердце.
А то, что о самой этой картине мы больше не в состоянии сказать ничего особо осмысленного, – это совершенно правильно. Мы ведь заметили вначале: искусство рококо – оно не для того, чтобы думать.
Оно для того чтобы «расслабиться и получить удовольствие».
Источник