Картины левитана заросший пруд

Заросший пруд (картина Левитана)

«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.

Время создания: 1887 год [1] .

Существует два варианта картины [2] .

Содержание

[править] История создания

Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.

Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников [2] , где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.

В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя [2] .

Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду [2] . Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.

Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана [3] , вернувшегося к этой тематике.

В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [2] .

[править] Сюжет

Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета [3] . Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем [3] .

Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.

[править] Варианты

Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.

Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника [4] . Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область [2] [4]

Читайте также:  Обозначение пруда для карты

Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним [2] . Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург [2] .

Источник

Заросший пруд Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 1 Написать Ответы

ПРАВДА ПРУДА
1
Пруд с гладкою густой водой.
Поверхностное напряженье
Не испугает глубиной –
А ныне нету в пруд вторженья.

И на зелёных берегах
Стоишь, глядишь на воду – воду,
Где ветер в новых письменах
Опишет славу и свободу.

Оливковый мерцает цвет,
И, серой полосой пронзённый,
Закату должен дать ответ –
Его не слышишь, поражённый.

Мелькают быстро письмена:
Вон изумрудная полоска
Возникла – и сокращена,
Хотя на миг блеснула броско.

Вот пара жёлтых лоскутов,
Истреплются довольно скоро.
Вода мудра. Не надо слов,
Что часто сыплем формой сора…

2
Закат на теле пруда тексты
Зигзагами горазд писать.
Вон камыши. Насколь им тесно?
Любой камыш легко сломать.

Зигзаги, дуги расписные –
Картинки покрывают пруд.
И я бы знаки непростые
Расшифровал – да сложен труд.

3
У берега вода прозрачно желтела, и слоистое дно казалось укрытым прозрачной тканью. Пруд вечером был особенно тих, и покоем, умиротворением веяло от него…Лёгкая рябь письменами покрывала его поверхность, и там, где шли эти письмена, пруд играл цветом, будто освещённый изнутри, и тёмно-оливковая полоса, прореженная белыми лоскутками, переходила в синевато-фиолетовый пласт, который сменялся насыщенным кадмием. Камыши на противоположном берегу стояли стражей; и сумеречные тени раскидывали петлистые сети на траве.
Пруд собственного сердца отвечал пруду природы тонкой вибрацией.

4
Можешь дойти до Тибета,
И там откроют тебе
Третий глаз – только это
Не дадено по судьбе.

Видишь лишь то, что видишь –
Сереющий вечером пруд.
Ноги о траву вытрешь,
Если купался тут.

А не купался! – просто
Смотришь на воду ты,
Реагируешь остро
На оттенки её красоты.

Жёлтый, оливковый, белый.
А Тибет далеко –
Всё знающий, мудрый, зрелый…
Мудрость обресть не легко…

Источник

Описание картины Исаака Левитана «Заросший пруд»

Главной темой творческой работы Левитана является русская природа во всей ее полноте и многообразии. Свою знаменитую картину «Заросший пруд» он написал в 1887 году, и находится она в Государственном Русском музее. На создание такого колоритного, глубокого произведения живописи вдохновило полотно с аналогичным названием, которое было написано его любимым учителем Василием Дмитриевичем Поленовым. Картина «Заросший пруд» проникнута чувством искренней любви к природе. Все оттенки зелени мастерски сплелись в одно целое, передавая особую атмосферу интима и своеобразного уюта. Отсутствуют резкие переходы красок. Все гармонично и уравновешенно. Картина красивая и лиричная. Перед нами заросший осокой пруд. Над ним склонились ивы, которые, как в зеркале, отражаются в водной глади. Местами пруд подернут ряской. В просветах между деревьями виднеется небо: бледно-голубое с белыми легкими облаками. Солнце нежно золотит траву и кроны деревьев. Сам водоем наполнен прохладой. Глядя на это изображение, хочется оказаться на берегу этого заброшенного пруда, под тенью деревьев, ощутить легкий запах зеленой травы, свежесть воды.

Читайте также:  Стартовые бактерии для пруда как применять инструкция

В картине передан мотив уединения. Над заросшим прудом царит безмолвие и неподвижность. Как будто каждый листок, каждая травинка опустилась в приятную дремоту. Картина вызывает глубокие раздумья, ощущение легкой грусти. Все детали в картине говорят нам о таланте Левитана. Он полноценно и убедительно выражал на холсте удивительные откровения, доселе никем не замеченные в природе. В каждой своей картине художник показывал душу русской природы, каждому его творению свойственна красота и поэтичность. Произведения Исаака Левитана просты и легки для восприятия. Они воспитывают в нас умение понимать и любить природу.

Источник

Исаак Ильич Левитан » Малоизвестные картины, пейзажи » Заросший пруд

Заросший пруд

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

«Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы «злая доля», ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, — чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником — он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком. » читать далее »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

«Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи. » читать далее »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

«Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. » читать далее »

Читайте также:  Пленочная гидроизоляция для прудов

«Видишь телегу — рисуй телегу, видишь корову, рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы.» ( Левитан И.И. )

Источник

Шедевры Третьяковки Заросший пруд Поленова

Предшествуя картинам
Левитана,
Его картины живы.

И несут
Заряд Духовного
И Светлого начала.

И среди прочих всех —
«Заросший пруд».

В котором рамки полотна
Пейзажу мало.
08.2005.

Его «Заросший пруд» —
Один из тех пейзажей,
Которые живут.

Уже забыты даже.

Вне судеб и времён.

Написан столь умело,
Что явно упрощён.

И сложен до предела.
12.2007.

Природа здесь, страшась
Присутствия людского.

И не нуждаясь в нём.

Величественна так,
Что всё в сравненье с ней
И пошло и не ново.

И даже человек на фоне том —
Пустяк.
06.10.2020.

Эта картина написана Поленовым в 1879 году. Здесь он изобразил тихую и мирную картину русской природы. Полотно не поражает нас буйством и разнообразием красок, будоражащих чувства. Наоборот, картина наполнена светом, покоем и умиротворением.

Перед нами обыкновенный пруд, затерянный в тени вековых деревьев. Таких уголков много на территории нашей страны. Это нечто близкое и родное для каждого русского человека. Поэтому картина Поленова так и притягивает, возле нее отдыхаешь душой.

Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ картины. Берега пруда, мостик, дорожка – все это прорисовано с помощью диагоналей. Такой прием придает полотну объем и выстраивает перспективу.

Картина буквально утопает в зелени. Темно-зеленые кроны деревьев создают густую тень и дарят ощущение прохлады. Эта же зелень отражается в спокойной и неподвижной, словно зеркало, глади пруда. На поверхности воды плавают листья кувшинок и островки ряски, поэтому водоем выглядит таким настоящим, живым.

Среди зеленого моря листвы особенно ярко выделяются мостик и дорожка, уводящая нас в глубину леса. Приглядевшись, мы видим в тени деревьев скамейку, а на ней – маленькую женскую фигурку. Присутствие человека совершенно не нарушает молчаливого спокойствия природы. Незнакомка является частью этой природы, ее поза расслаблена, она наслаждается летним днем.

В картине почти не показано небо. Лишь в верхнем левом углу живописного холста мы видим небольшой фрагмент бледно-голубого неба, затянутого облаками. Но все равно картина «Заросший пруд» полна солнечного света. Его мы замечаем на поверхности травы, видим солнечные блики на водной глади пруда.

Полотно Поленова оставляет после себя чувство покоя, умиротворения, благодатной тишины и летней

Источник

Оцените статью