Картины художника поленова заросший пруд

Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет – это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Читайте также:  Когда открывается бассейне лазурный

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

Отзывы о картине

Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.

Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.

Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.

Источник

В. Поленов Заросший пруд

Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Читайте также:  Как установить холодный фонтан

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:

«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..

Источник

Заросший пруд (картина Поленова)

«Заросший пруд» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: 1879 год.

Холст, масло. 77 × 1218 см [1]

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация [2] .

Содержание

[править] Значение картины

По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад», созданные в Москве в 1978 году [3] [4] . Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами [1] .

Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник Илья Семенович Остроухов назвал «интимным пейзажем»: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой» [5] [6] . Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками.

[править] Создание

Первый этюд к этому полотну датирован 1877 годом [1] , когда художник провел лето на даче родителей в деревне Петрушки Киевской губернии [7] [8] . Это было еще до того, как отправился на русско-турецкую войну [1] , где он находился художником при царевиче, будущем императоре Александре III.

Затем, перебравшись в Москву и поселившись возле Арбата, Поленов занялся другими произведениями.

Осенью 1878 года он перебрался с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Вот тогда он вернулся к киевскому пейзажу [1] .

Читайте также:  Как оформить надувной бассейн

[править] Сюжет

Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению.

И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы [9] .

Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный [1] .

Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ [10] .

Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков [1] [2] [10] , лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками [8] [9] .

Искусствовед Т. В. Юрова писала про эту картину: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“» [11]

Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев [9] . Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины [12] . Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.) [1] [8] .

[править] Выставка

Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «Бабушкин сад» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников [13] , хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников».

Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи [14] . А в декабре того же года студент Училища живописи Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя [14] .

[править] Второй вариант

В 1880 году Поленов написал уменьшенный вариант этой картины; однако новое полотно стало не совсем копией. Женщину (а ее изображала сестра художника) на этот раз он показал не сидящей, а стоящей.

[править] Тема

Успех картины Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века популярной. В 1887 году ученик В. Д. Поленова художник Исаак Левитан создал свою картину в таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [14] . А еще через двенадцать лет, в 1899 году, свой «Заросший пруд» представил художник Константин Сомов.

Источник

Оцените статью