- Лучо Фонтана: жизнь и творчество художника
- СОДЕРЖАНИЕ
- БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
- ТВОРЧЕСТВО ЛУЧО ФОНТАНО
- Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
- «Портрет Терезиты»
- «Распятия»
- «Пространственная концепция»
- Зачем резал свои картины выдающийся авангардист XX века Лучо Фонтана
- О мастере Лучо Фонтана
- Скульптура
- «Концепция пространства»
- Другие работы
- Лучо Фонтана
- Lucio Fontana
- Лучо Фонтана
- Lucio Fontana
Лучо Фонтана: жизнь и творчество художника
Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет.
После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928.
Выставка Лучо Фонтана в Милане в 1930 стала первой выставкой нефигуративной скульптуры в Италии. В 1934 вступил в парижскую группу «Абстракция-Творчество».
В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.
В 1947 основал спатиалистское движение и издал «Технический манифест спациализма».
1949 является поворотным моментом в карьере художника — он одновременно создал «Buchi» (первую серию картин, в которых он проткнул холст) и первую пространственную композицию «Spatial Environment» (галерея Naviglio, Милан), которая предвосхитила более поздние достижения в области искусства — энвайронмент, перформанс и арте повера. Эта первая временная инсталляция состояла из гигантской амебообразной формы в затемненной комнате и была освещенная неоновыми огнями.
Вскоре после этого Фонтана начал использовать неоновые трубки в своих работах.
В 1966 Лучо Фонтана принял участие в Венецианской биеннале, а в 1968 — в Документе в Касселе. Для выставки в Венеции он создал энвайронмент для экспозиции своих работ.
Двумя годами позже он умер в Каммабио под Варезе в 69-летнем возрасте.
ТВОРЧЕСТВО ЛУЧО ФОНТАНО
Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.
Выполнив свой первый заказ — изготовление бронзового памятника для жителей Розарио-де-Санта-Фе,- Фонтана обучался скульптуре у символиста Адольфо Вильдта. Скульптурные работы того времени демонстрируют пристрастие Фонтаны к четким контурам и «сглаженной» передаче пластики. В серии рельефов «Черные скульптуры» (1931) он расположил уступами один под другим различные терракотовые уровни. Объемы изображенных мужских фигур передаются за счет нацарапанных контуров и нанесенных затем цветов.
Отказ от иллюзионистского искусства и стремление к созданию пространственного эффекта привели к появлению в начале 30-х дощечек граффито (ит. sgraffito букв, выцарапанный). На этих гипсовых дощечках Фонтана рисовал беспредметные формы, которые казались парящими на фоне рассеянного света. С1934 он делал покрытые бронзой цементные, гипсовые и металлические пластины, которые, располагаясь определенным образом, создавали пространственный эффект. Одновременно с этим появились скульптуры из стальной проволоки, создававшие эффект движущихся в пространстве линий. В 1934 Фонтана стал одним из основателей миланской секции парижской группы «Abstraction-Creation», которая представляла беспредметное искусство.
После возвращения Фонтаны в Италию появились (начиная с 1947) манифесты так называемого «Спациализмо» (от Spazio — пространство): концепция «специалистов» состояла в том, что на смену всем статическим видам искусства должно прийти искусство динамическое.
Художники должны были дать «индивидууму возможность проявить и развить силу своего воображения» и освободиться от «всякой художественной и пропагандистской риторики».
Работа художника должна воздействовать исключительно на силу воображения зрителя. С этими намерениями была связана разработанная Фонтаной новая концепция пространства: он проделывал дыры в своих картинах. Этим он создавал эффект многомерной пластичности, вытеснявшей собой двухмерность холста, и способствовал «втягиванию» картины в пространство: «дырявая» картина, особенно черно-белая, разворачивалась во всех направлениях, устраняя собственные границы. Зритель, по мнению Фонтаны, должен был видеть пространство как «безграничную непрерывность, свободную во всех проявлениях».
Соответственно этому художник характеризовал свои работы как «Пространственную концепцию» (Concetto spaziale) — и шла ли речь о живописи или о скульптуре, было для него совершенно неважно. В начале 50-х появились первые «Pietre» («Камни»), на которые Фонтана наклеил куски цветного стекла и проделал отверстия. Благодаря этим отверстиям переливающиеся поверхности скульптур казались отодвинутыми на задний план.
В 1958 Фонтана закончил первую «тальи» — картину с прорезами полотна. Под холст он подкладывал марлю, чтобы сделать более ощутимым пространственный эффект: в соответствии с тем, какой материал испытывал большее натяжение, он наносил прорезы спереди или сзади картины.
Благодаря такой технике создавалось впечатление таинственных глубин за холстом или какого-то неопределенного светлого пространства перед ним.
Сначала он делал в холсте небольшие прорезы в смешанных красках; но со временем стал делать их преимущественно на монохромных плоскостях, при этом увеличились их длина и общее количество. Создававшие эффект движения составляющие отклонялись от строгого вертикального расположения. Во время работы над «тальи» он создал серию «Кукольный театр» (1964-66): перед продырявленным холстом Фонтана расположил вращающуюся узкую деревянную доску, силуэт которой напоминал составляющие ландшафта. Этим художник добивался «эффекта потайного окошка».
Источник
Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
Л учо Фонтана был знаменитым итальянским художником-абстракционистом и скульптором ХХ века. В России его работы впервые выставили в московском Мультимедиа Арт Музее. Из Музея Новеченто в Милане и Флоренции, Национальной галереи современного искусства в Риме и Фонда Лучо Фонтаны в Москву привезли около 60 работ живописца: мозаику, изделия из керамики 1940-х годов, а также картины с прорезями и дырами из серии «Пространственные концепции», созданные в 1950–60-х.
«Портрет Терезиты»
Ранние скульптурные опыты Лучо Фонтаны связаны с керамикой, которой он начал заниматься в 1935–1936 годах. В этих работах художник экспериментировал с цветом и фактурой. Итальянский искусствовед Дуилио Морозини писал, что появление цвета в скульптуре обозначило «резкий поворот в творчестве Фонтаны, новую связь между чувственным опытом и фантазией».
В мозаике «Портрет Терезиты» 1940 года Лучо Фонтана использовал оригинальный прием, при котором под лучами света кусочки смальты как будто размывают силуэт. Произведения 1940-х годов стали основой для появления его холстов с «разрезами» и «дырами».
«Распятия»
В конце 1940-х годов Лучо Фонтана продолжал работать как скульптор. Больше всего его интересовала керамика, в технике которой он создал произведения из серии «Распятия». В работах, застывших в форме креста, можно рассмотреть черты стиля барокко: пышность форм и обилие мелких деталей. С одной из таких скульптур художник участвовал в первой послевоенной Венецианской биеннале в 1948 году. 12 керамических распятий, покрытых цветной глазурью Фонтана создал в период с 1940-х по 1960-е годы. До московской выставки они были представлены лишь в римской галерее Боргезе.
«Пространственная концепция»
В 1946 году Лучо Фонтана разработал «Белый манифест». Он выдвигал идею о том, что наука и искусство тесно взаимодействуют между собой и развиваются совместно: «…художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана боролся с академизмом и постоянно экспериментировал, используя новые материалы и формы. Художник пробовал объединить в своих работах живопись и скульптуру. Так в Италии зародилось новое направление современного искусства, которое получило название спациализм. А в творчестве Лучо Фонтаны появились его первые «Пространственные концепции» с «дырами». Художник протыкал их в холсте разными способами и в разном порядке: иногда хаотично, иногда в виде узора. В послевоенные годы это был настоящий вызов консервативному искусству.
Источник
Зачем резал свои картины выдающийся авангардист XX века Лучо Фонтана
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О мастере Лучо Фонтана
В своем знаковом произведении «Белый манифест» (1946) художник исследовал идеи создания новой среды, сочетающей архитектуру, живопись и скульптуру. «Я не хочу писать картину. Я хочу открыть пространство, создать новое измерение, поскольку оно бесконечно расширяется за пределы ограничивающей плоскости картины», — писал Фонтана. Фонтана оказал широкое влияние на будущие поколения художников, которые начали использовать инсталляционные медиа, обращаясь к тематике пространства.
Скульптура
Обосновавшись в Аргентине, Фонтана начал работать скульптором. Публика работы мастера принимала с большим интересом. Его работы экспонировались на многочисленных выставках. Фонтана получил различные награды и также был назначен профессором скульптуры в Школе пластических искусств (Esquela de Artes Plasticas) в Росарио. Параллельно ему удавалось проводить лекции в Академии изящных искусств в Буэнос-Айресе. Благодаря контактам Лучо с более молодыми художниками и интеллектуалами, а также новым идеям в исследованиях в ноябре 1946 года был опубликован его «Белый манифест».
«Концепция пространства»
Интересно, что эти работы он… резал, прокалывал, оставляя характерные зияющие косые черты и отверстия, которые наполняли законченную работу почти неистовой энергией. Он делал отверстия, называемые бучи, и вырезы, называемые тагли, которые пробивали холст и открывали пространство за ним. Эти отверстия и прорези дают возможность невидимым частям работы выйти на первый план и нести смысл. Новое движение Лучо Фонтаны превращало объекты в трехмерные пространства, а мирские пространства в экспериментальную среду.
Другие работы
Вдохновленный модернизмом, в 1949 году в Милане Фонтана создал символическую работу Ambiente spaziale a luce nera («Пространственная среда в черном свете»), в которой ряд качающихся фосфоресцирующих элементов свисает с потолка полностью. черное выставочное пространство. В том же году он развил свои исследования в области пространственных идей, начав цикл «Buchi» (Дырки) — живописные работы, в которых использование цветов сочетается с «водоворотами» отверстий, проделанных шилом.
В 1966 году Лучо Фонтана получил предложение от одного из крупнейших театров – «Ла Скала». Миланский оперный театр предложил Фонтане создать декорации для оперных постановок и наряды. В частности, мастер создавал костюмы и декорации для балета Гоффредо Петрасси «Портрет Дон Кихота» в 1967 году. Его эскизы — это светлые графические композиции, которые содержат идею движения и танца.
В последние годы своей карьеры Фонтана посвятил свое время экспонированию своих работ в художественных галереях по всему миру. Луфо Фонтана покинул этот мир в возрасте 69 лет (7 сентября 1968 года) в Италии, всего через два года после того, как получил Гран-при за живопись на Венецианской биеннале. Сегодня его работы хранятся в коллекциях галереи Тейт в Лондоне, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Художественного музея в Базеле, Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде и других.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Лучо Фонтана
Lucio Fontana
Лучо Фонтана
Lucio Fontana
Дата рождения:19 февраля 1899 г.Дата смерти:7 сентября 1968 г.Национальность:итальянец , аргентинецНаправление:Спациализм (Spatialism) , Арте повераШкола/группа:Зеро (Zero)Сфера:живопись , скульптураОказал влияние:Тури Симети , Герхард Рихтер , Alfio GiuffridaАрт-институции:Академия БрераВикипедия:ru.wikipedia.org/wiki/Фонтана,_Лучо
Заказать
репродукцию
Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.
Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет. После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928. В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник