- Разрезанный холст в честь советских космонавтов и дырявое яйцо как символ Бога. Лучо Фонтана
- А теперь я покажу вам венец его творческой карьеры.
- Тогда я покажу вам ранние работы Фонтаны.
- Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
- «Портрет Терезиты»
- «Распятия»
- «Пространственная концепция»
- Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Разрезанный холст в честь советских космонавтов и дырявое яйцо как символ Бога. Лучо Фонтана
Привет всем читателям моего канала! Глядя на заголовок, многие из вас, наверное, подумали: «Ну вот, опять речь о каком-то сумасшедшем». Впрочем, к концу статьи большинство, возможно, поменяет свое мнение. Но чтобы понять наверняка, придется дочитать 😉
Итак, речь сегодня пойдёт о художнике по имени Лучо Фонтана. Выходец из Аргентины, сын скульптора и актрисы, он, как и многие дети из творческих семей, заранее знал, какая судьба его ожидает. В 10 лет он уже работал с отцом в его студии, чуть позже начал создавать # скульптуры самостоятельно. Окончил университет в Брере, был профессиональным скульптором и художником со всех точек зрения.
А теперь я покажу вам венец его творческой карьеры.
В 2015 году работа Лучано Фонтаны «Конец Бога» была продана на аукционе Christie`s за 29 миллионов долларов. Есть и работы подешевле, вот эта — самая дорогая и одна из самых популярных.
Теперь вы, наверное, думаете, что речь пойдёт об очередном психе-неуче, который не умел даже ручку или карандаш в руках держать правильно, а если и делал # скульптуры, то они наверняка были похожи на пластилиновые поделки дошколят?
Тогда я покажу вам ранние работы Фонтаны.
Академическая школа, которую прошел Фонтана, а также его # детство, полное классических, правильных скульптур, разумеется, наложила огромный отпечаток на восприятие мастера и его ранний подход к искусству. От его работ веет монументальностью, античностью, статичностью. Но примерно в это же время Фонтана начинает активно работать с керамикой и изобретает свой собственный прием, который преображает на солнечном свете поверхность скульптуры. Вот, например, один из портретов его жены.
Следующие серии работ уже более экспрессивны, подвижны, нестабильны. Керамические «Распятия» покрыты глазурью и похожи на жирные, мощные мазки масляной краски:
После войны Фонтана, и прежде не очень симпатизировавший строгим правилам академизма, пишет «Белый манифест». Вообще, манифестов в его жизни (и жизни многих художников и писателей того времени) было очень много, поскольку идейность преобладала над реализацией. Но конкретно этот документ важен тем, что там впервые звучит термин «спациализм» (от итальянского Spazio — Космос). Речь идет о том, чтобы расширить пространство полотна, выйти за его плоскость.
Все это было определено еще и научным прогрессом, опережавшим и предопределявшим развитие всех остальных сфер, в том числе, и сферы творческой. Фонтана пытался сказать, что # наука и искусство неразрывно связаны. И в этой мысли нет ничего нового: про тесную связь творчества и теории, красоты картины на холсте и фантастической точности машин говорил еще Леонардо да Винчи. Правда, во времена Лео еще никто в космос не собирался, а вот другой итальянец, Фонтана, дождался этого события.
В 1958 году он приходит к принципиально новому приему в искусстве, который сделал его всемирно знаменитым художником и стал его «визитной карточкой». Вот то самое первое полотно, которое Фонтана решился надрезать в своей студии.
Примечательно, что разрезы эти нельзя назвать сквозными: за ними заботливо проклеена черная марля. Но таким образом, по задумке художника, должно было лишь усилиться ощущение, что ЗА картиной что-то есть. Что поверхностью полотна искусство не ограничивается. Лишь нашим воображением.
Трехмерный подход к картине, которая всегда пребывала в двух плоскостях, казалось бы, должен быть признан революционным и вызвать всеобщий интерес. Но в наше время до сих пор много скептиков, которые считают, что Фонтана недалеко ушел от «Черного квадрата» Малевича и не привнес в эту область ничего нового.
Видите этот разрез на белом фоне? Линия проходит аккурат посередине картины. И, если не заглядывать с другой стороны — никогда не узнаешь, что этот холст в 1965 году Фонтана посвятил достижениям # ссср в # космосе. Там так и написано: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра». Очевидно, Фонтана был впечатлен запуском советских автоматических станций и попытался выразить это вот таким лаконичным способом. В принципе, примерно так и выглядит попытка простых смертных заглянуть туда, в космическое пространство, разглядывая те немногие фотографии поверхности Земли, что нам доступны, да почитывая скудные новости об освоении других планет.
Целая серия под названием «Ожидание»:
Итак, вернемся к «Концу Бога». Почему так дорого стоит это странное яйцо, испещренное проколами?
Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию, давайте почитаем, что говорил об этой работе сам Фонтана в одном из интервью:
«Помнишь картины из «Конца Бога»? Был ли там Бог? В них была дыра, а дыра это всегда ничто, правильно? Бог и есть ничто… это было созвучно моей мысли: я не верю в богов на земле, это недопустимо, бывают пророки, а не боги. Бог невидим, Бог непредставим, поэтому сегодня художник не может изобразить Бога, сидящим в кресле, бородатым, держащим мир в руке…»
Бородатый # Бог в кресле, держащий мир в руке — это про академизм, про иконографию и прочие устойчивые понятия, которые были чужды Фонтане. Поэтому от Бога остается лишь яйцо, которое в буддизме, например, считается символом начала жизни. Ну а «дыры» или «пустоты», которые художник проделал в «яйце» — это как раз про невозможность постичь, как зародилась жизнь. Разве не этот вопрос занимает каждого из нас?
Источник
Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
Л учо Фонтана был знаменитым итальянским художником-абстракционистом и скульптором ХХ века. В России его работы впервые выставили в московском Мультимедиа Арт Музее. Из Музея Новеченто в Милане и Флоренции, Национальной галереи современного искусства в Риме и Фонда Лучо Фонтаны в Москву привезли около 60 работ живописца: мозаику, изделия из керамики 1940-х годов, а также картины с прорезями и дырами из серии «Пространственные концепции», созданные в 1950–60-х.
«Портрет Терезиты»
Ранние скульптурные опыты Лучо Фонтаны связаны с керамикой, которой он начал заниматься в 1935–1936 годах. В этих работах художник экспериментировал с цветом и фактурой. Итальянский искусствовед Дуилио Морозини писал, что появление цвета в скульптуре обозначило «резкий поворот в творчестве Фонтаны, новую связь между чувственным опытом и фантазией».
В мозаике «Портрет Терезиты» 1940 года Лучо Фонтана использовал оригинальный прием, при котором под лучами света кусочки смальты как будто размывают силуэт. Произведения 1940-х годов стали основой для появления его холстов с «разрезами» и «дырами».
«Распятия»
В конце 1940-х годов Лучо Фонтана продолжал работать как скульптор. Больше всего его интересовала керамика, в технике которой он создал произведения из серии «Распятия». В работах, застывших в форме креста, можно рассмотреть черты стиля барокко: пышность форм и обилие мелких деталей. С одной из таких скульптур художник участвовал в первой послевоенной Венецианской биеннале в 1948 году. 12 керамических распятий, покрытых цветной глазурью Фонтана создал в период с 1940-х по 1960-е годы. До московской выставки они были представлены лишь в римской галерее Боргезе.
«Пространственная концепция»
В 1946 году Лучо Фонтана разработал «Белый манифест». Он выдвигал идею о том, что наука и искусство тесно взаимодействуют между собой и развиваются совместно: «…художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана боролся с академизмом и постоянно экспериментировал, используя новые материалы и формы. Художник пробовал объединить в своих работах живопись и скульптуру. Так в Италии зародилось новое направление современного искусства, которое получило название спациализм. А в творчестве Лучо Фонтаны появились его первые «Пространственные концепции» с «дырами». Художник протыкал их в холсте разными способами и в разном порядке: иногда хаотично, иногда в виде узора. В послевоенные годы это был настоящий вызов консервативному искусству.
Источник
Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Питер Пауль Рубенс. Вирсавия в купальне
ок.1635. 175х126. Картинная галерея Дрезден. gallerix.ru
Кликабельно — 4320 × 5942 px
Строгая вертикаль рукомойника
Преемница римской империи — Византия передала христианству это благо древней цивилизации в виде многозначного символа. Прежде всего, для омовения рук священники перед службой использовали специальный рукомойник, который называется лавабо. Это приспособление в католических монастырях чаще всего имело форму фонтана.
Поскольку церкви была необходима жесткая организационная вертикаль, то неудивительно, что в иконописном искусстве появился мотив многоярусного фонтана, объединяющего церковь и общество. Верхний ярус, как правило, символизировал идею Бога, даровавшего святую воду — животворную для христианского общества.
Подобное представление о мироустройстве отразилось на алтарном полотне «Фонтан грации и триумф Экклесии» работы последователя Ван-Эйка.
Символ купели в виде фонтана, как места для крещения (баптистерия) и в то же время Рая впервые появился в V веке в иллюминированных манускриптах и позже в настенных росписях.
Как правило, это фонтан шестигранной структуры, накрытый куполом. Колонны на переднем плане представляют четырех Евангелистов, от которых берет силу слово Господа и четыре потока Рая, символизирующих поток Божьей благодати даруемой всем. (Иллюстрации к Библии эпохи Каролингов, заказанной для увековечивания крещения сына Карла Великого в 781, а также в Евангелии из монастыря Св. Медарда в Суассоне).
Раннехристианский (часто встречающийся в катакомбах) сюжет — Святые Петр и Павел и два голубя у фонтана, символизирующие души, пьют из источника живой воды в раю. (Мавзолей Галлы Плацидии. Вторая четверть V века. Равенна).
Кровь, однако ж, не водица
Идея жертвенности Христа своеобразно трансформировалась в Западной живописи, правда, и тут она достигла вершин изощренности. Как это можно видеть на центральной картине Гентского алтаря («Поклонение мистическому агнцу»), завершенной в 1432 году Яном Ван Эйком.
Агнец, символизирующий Христа, стоит на жертвенном алтаре, а из его ран течет кровь, наполняющая Фонтан жизни, символ христианской веры, с надписью: «Это источник воды жизни, исходящий от престола Бога и Агнца». Вода из нижней части фонтана выливается в русло, уложенное драгоценными камнями и стекает в направлении алтаря.
Аналогичный сюжет присутствует в миниатюре Книги часов, вероятно рисованной в Генте в конце XV столетия.
В дальнейшем эта тема успешно прижилась в испанской культуре, приверженной кровавым религиозным традициям, как, например, на этой мексиканской иконе XVIII века из Бруклинского музея.
Сердце Райского сада
Жарким днем, пожалуй, не найти лучшего места для отдыха, чем у прохладной водицы в тени деревьев. Настоящий райский уголок. Именно поэтому уже в садах раннего Средневековья фонтан стал фактически необходимым атрибутом, символом Эдемского сада и романтической любви.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками на четыре квадратные части крестообразно (что имело символическое значение). В центре, на пересечении дорожек, полагалось быть колодцу или фонтану, в общем, небольшому водоему, который, кроме того, что символизировал чистоту веры и неиссякаемую благодать служил по назначению — снабжал водой. И в этой связи нельзя не вспомнить библейскую историю о Вирсавии (Батсебе).
Парис Бордоне (1500−1571). Батсеба
Сюжет о красавице, которую царь Давид увел от мужа — военачальника Урии и ставшая матерью царя Соломона — один из любимейших в изобразительном искусстве, начиная с иллюстраций XI—XII вв. В этом случае красавица не столько совершает омовение, сколько эта гигиеническая процедура в купели отождествляется с крещением. Батсеба нередко символизирует Непорочную, а царь Давид — Господа и супруга стремится очиститься перед встречей с возлюбленным.
Карл Брюллов. Вирсавия
Популярный мотив православных икон — Богоматерь с младенцем в фонтане, из которого выливается вода. (Живоносный источник. Монастырь Зоодоху Пиги, о. Корфу). Традиция происходит от источника близ Константинополя, где проявилась чудодейственная благодать Божьей матери. В то же время, Живоносным источником называют саму Богородицу.
Следует учесть, что источник Пресвятой Девы — реально существует на Святой Земле, в Назарете, где происходили ключевые библейские события: Благовещение. Дело в том, что вода в этом месте поступает из двух цистерн, наполняющихся весной и осенью. Эта система существует с древности и вполне могла помнить Пресвятую Деву. Неудивительно, что фонтан оказался связан с Благовещеньем Пресвятой Богородицы, весенним праздником расцветающей природы и полноводных потоков. Именно поэтому зачатие Христа связано с весной и вешними водами и, опять таки, фонтаном. Изображение эстетизированного источника воды на картинах трактуется не только как символ нарождающейся жизни, но и как проявляющейся Веры.
В погоне за вечной молодостью
Фонтаны Италии, конечно, заслуживают отдельного разговора. Эти архитектурные шедевры совершенно не разделяли сумрачный настрой адептов христианства, призывающих к ограничениям и воздержанности. Фонтаны ренессанса и барокко переполняет языческая радость, а обращение к античности и вовсе свидетельство об иных идеалах и ценностях.
Идея фонтана (верней, источника) вечной молодости, (он же фонтан живой воды) приобрела особую популярность в позднем средевековье и к религии этот сюжет уже не имеет никакого значения. (Во внутреннем мире человека особое место начала завоевывать эротика, к тому же, если учесть сложные отношения средневекового общества с гигиеной тела). Это чудо искали все: от Геродота до Александра Македонского.
Почти за 1,5 века до Кранаха. Жак Иверни. Фонтан молодости, деталь, фреска.
Неудивительно, что Лукас Кранах Старший (1472−1553) картину «Фонтан вечной юности» (1546) рисовал в 74 года. Увы, зима жизни — нелегкое испытание. И совершенно очевидно, что к религии этот сюжет уже не имеет никакого отношения: пожилые люди, кто самостоятельно, а некоторых приносят, погружаются в бассейн. Через некоторое время они выходят уже молодыми, достаточно модно одетыми и прекрасно проводят время. Как никак, у Иеронимуса Босха парк с фонтаном уже символизировал сладострастие и плотское наслаждение («Сад земных наслаждений», «Путник»; 1500−1510), хотя над этими человеческими слабостями еще довлело предчувствие Страшного Суда.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510
Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид. Викисклад
Кликабельно — 2952 × 1574 px
Путти, оживляющий воду
Картина Тициана «Любовь земная и небесная» (1514), привлекающая внимание прежде всего, изображенными красавицами, на самом деле полна загадок. Фонтан на полотне и вовсе оказывается саркофагом, правда Купидон своей ручкой оживляет мертвую воду. Изображения фонтана и большого дерева имеют множественные значения. Для кого-то это чистая река «Воды жизни» и Древо жизни, дающее листья «для исцеления народов» (Книга Бытия, Откровения Иоанна Богослова). Для кого-то — Древо жизни, и Вода жизни ассоциируются с таинствами Церкви — крещением и Евхаристией. В этом случае жест руки путти, перемешивающего воду в фонтане, порой связывают с ритуалом крещения, в частности с освящением воды купели.
О времена, о нравы…
Дадаистов тошнило от изысканных символистов, реалистов, и прочих любителей красивостей, отражающих томный мир с волоокими девами, гуляющими по роскошным садам и паркам и мечтательно заглядывающимися на свое отражение в воде. Очевидно, это и подтолкнуло Марселя Дюшана предложить свой вариант источника — и радости, и жизни, и вечной молодости.
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».
Нынче этот реди-мейд (предмет, который становится предметом искусства потому, что художник объявляет его таковым) почитают как важную веху направления искусства XX века, а британские специалисты признали его величайшим произведением своей эпохи.
Традицию продолжил Брюс Науман, представив различные вариации все того же фонтана и самая популярная из них — «Автопортрет в виде фонтана». Обыгрывая среди прочего шедевр Дюшана. И в данном случае реди-мэйд — сам человек. Он дал свой ответ на вопрос: что делает художника художником?
Ян Фабр, бельгийский художник и театральный постановщик тоже не прошел мимо многозначного символа в инсталляции «Фонтан мира как молодой художник». Среди надгробий лежит молодой человек (Фабр очень любит масштабные инсталляции) с расстегнутой ширинкой. Каждые 10 минут появляется фонтан спермы — символ жизни и омолаживания.
Одно можно сказать — пока живы художники — фонтан всегда будет востребован. Уж очень много символических значений он в себя вобрал.
Источник