Картина репина садко на дне морском
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция онлайн
Садко
- Холст, масло . 322,5 x 230
- Ж-4002
- Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца
- Экспонирование Михайловский дворец
Открыть панораму зала в виртуальном туре
Зал 33. Искусство 2-й половины XIX века. Репин. Бурлаки - Период Вторая половина XIX века
- Категория Иллюстрация, Мифологический сюжет
- Ключевые слова Передвижники, ТПХВ | обнаженная натура | мифологические и сказочные персонажи | купцы | женский костюм | мужской костюм | прически | морской пейзаж | Коллекция Александра III | рыбы
- Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
Илья Ефимович РЕПИН. К 175-летию со дня рождения
Поделиться
В период пенсионерской командировки оторванный от привычной среды молодой художник воспользовался фольклорной темой для выражения своего состояния и настроения.
В картине, написанной на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. Из таинственных зелено-синих подводных глубин на зрителя движется вереница «невест», дефилирующих перед стоящим справа героем, облаченным в шубу и меховую шапку. Заморские красавицы олицетворяют, по мысли Репина, различные страны и народы. Но восхищенный ими Садко выбирает в жены стоящую в глубине русскую девушку Чернаву. «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства«,— писал в то время художник.
В поисках художественных приемов, адекватных выражению задуманного образа, ему помогли впечатления от пышной зрелищности европейского салона. Как всегда, стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, зарисовывал морскую живность в Нормандии, изучал особенности цвета морской воды в аквариуме Берлина, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. После долгих поисков гармоничных цветовых переходов на холсте рождалась иллюзия глубины водного пространства.
Для заглавного персонажа позировал В.М. Васнецов (портретный этюд хранится в ГТГ); существуют также штудии фигур отдельных «красавиц», в соответствующих позах. Сама живопись «по-академически» гладкая; зритель как будто отгорожен от всего происходящего толстым стеклом аквариума. Свет подается сверху, выделяя центр «подиума», который должны миновать участницы процессии. Сюжетно значимые герои отодвинуты «на периферию» и связаны лишь диагональю взгляда.
Репин создал запоминающийся сказочный художественный образ, в котором присутствует необходимый баланс между реальным и сочиненным миром.
В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика. Тогда же вещь купил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
Художественный мастер-класс для детей: «Садко на дне морском» по картине Ильи Репина Художественный фильм «Садко». Мосфильм. 1952 годИсточник
Репин «Садко» описание сочинение картины как сделать, что писать?
Картина Репина написана в 1876 году. На картине новгородский купец Садко, изображена сцена из былины о Садко, когда он попал в гости к морскому царю и так талантливо сыграл на гуслях, что царь не захотел его отпускать. И вот мы видим этот момент: чтобы удержать музыканта царь предлагает ему в жены одну из царевен. Художник показывает нам много красавиц, но купец выберет по былине простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Все царевны в красивых и богатых нарядах. Они одеты в национальную одежду. Их так много, что мы видим только их часть, а фигуры остальных теряются в толще воды. Картина написана в тёмных тонах. Только часть девушек как бы освещена лучами солнца, пробивающимися сквозь воду. Сказочным выглядит окружение Садко: тёмные водоросли, золотая рыбка, ещё несколько рыб на заднем плане, звезды, ракушки. Купец в длинной шубе, шапке внимательно смотрит на девушек, тщательно выбирая себе жену. Лицо его трудно рассмотреть, виден только профиль, небольшая борода на лице. Картина оставляет ощущение чего-то необычного, сказочного. Она заставляет ещё и ещё раз пробежаться взглядом по ней, выискивая все новые детали. Картина очень понравилась своей необычностью, оригинальностью, фантастичностью.
При посещении в 1870 годах во Франции и Италии выставок художников -импрессионистов и непоняв новое направление, Илья Репин решается на написание своей картины по мотивам русской былины «Садко».
Собственно, его картина с одноименным названием была закончена в 1876 г. и в настоящее время находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.
На картине художник запечатлел момент знакомства Садко с подводным царством. Фоном картины являются лежащие кораллы, растущие водоросли и проплывающие огромные рыбы.
Художник мастерски отображает толщу воды с помощью синего цвета золотистого свечения.
Репин изображает Садко, как почетного гостя Морского царя. Мимо героя проходят, одетые в богатые одеяния царские дочери. Царь предлагает Садко выбрать себе жену из дочерей. Садко не обращает внимание на богатые одежды и смотрит только одну девушку простом русском платье с длинной косой.
Удивительная картина, так несвойственна всему остальному творчеству Ильи Ефимовича Репина.
Написана она на фантастически-сказочный сюжет из былины (сказания) про Садко, богатого гостя, купца из Новгорода.
Покорил Садко Царя Морского своей игрой на гуслях. И захотел Царь Морской оставить в своих владениях музыканта, чтобы тот услаждал слух своей игрой и пением.
Для этого Царь Морской предлагает Садко выбрать себе красавицу из числа своих дочерей. И вот они длинной цепочкой проходят перед купцом. Все прекрасны. Каждая из них своеобразна. Но как видение в глубине картины является образ земной девушки, которая любит Садко и ждет его возвращения.
Композиция картины построена максимально на глубокой перспективе. Тонет во мраке длинная цепочка фигур красавиц. А на переднем плане они как бы «выхвачены» светящимся шаром. Не иначе это проделки Царя Морского, это он так подсвечивает претенденток в невесты, чтобы Садко мог полюбоваться красотой этих женщин.
Очень мастерски передается водная среда, в которой находятся все персонажи. Она ощутимо плотная и немного даже тяжелая. Потому что это не для человека среда. Она ему чужда, хоть и прекрасна по-своему.
Будто птицы в земном небе резвятся рыбы и дельфины, искрами вспыхивают таинственные огоньки, освещая борт затонувшего корабля с несметными сокровищами. Морские звезды и раковины с жемчугами. Любопытные прозрачные медузы порхают как бабочки.
Порхают. да не бабочки. Земная твердь все же милее человеку земному.
И все-таки Садко смотрит на видение земной девушки, любящей и ждущей его дома, на Земле.
И ясно зрителю: не останется Садко в этом Подводном Царстве. Ни за какие посулы не останется.
Источник
Садко в подводном царстве
Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи.
В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.
В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».
Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.
Себе в жёны Садко выбирает не писаную красавицу из представляющих ему себя эффектных обитательниц моря, а скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу Чернаву.
На заднем плане изображена золотая рыбка. Именно рыба «золотые перья» в этой знаменитой былине принесла Садко его богатства (это случилось в самом начале фольклорной истории).
Прекрасно одетый, как и подобает богатому купцу, Садко держит в руках гусли, свой «профессиональный» инструмент.
«Садко стоит на дне, мимо него одна за другой проплывают прекрасные представительницы морского дна, а он с восторгом смотрит на них», — комментировал автор эту картину. Ещё цитата (на этот раз «от Крамского»): «Это очень интересная картина, поражающая глубиной фантазии».
Источник
Садко
Картину «Садко» Репин написал в Париже. Получив Большую золотую медаль Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин получил право на пенсионерскую (то есть оплачиваемую Академией) поездку в Европу. Образ Садко написан с Виктора Васнецова, позже прославившегося в том числе в качестве автора сказочных сюжетов (и изобразившего своего «Садко»).
Темой картины послужили новгородские былины о гусляре Садко, который разбогател при помощи морского царя. Его торговые корабли замерли посреди моря и, чтобы умилостивить морского владыку, Садко спустился на дно. На картине изображен момент, когда он по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины.
Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.
Одна из трактовок картины – проплывающие перед ним девушки олицетворяют разные страны и художественные течения, но душа героя лежит к простой русской девушке. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства» . Здесь уместно вспомнить, что в 1874 году в Париже прошла первая выставка импрессионистов, и Репин на ней побывал. Он был очарован техникой, но по смыслу нашел новое течение «пустым». Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма.
Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. Появление ее прошло незамеченным во Франции, а вот в России за эту работу Репину было присуждено звание академика. Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным» , поскольку находит собственные творения бездарными.
Источник