Карта порта пяти морей

Москва — порт пяти морей. Как это можно доказать?

В 1936 году Москва была названа портом пяти морей. Случилось это после открытия канала, по которому, можно было бы выйти в любое из пяти морей: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое.

128-километровый канал имени Москвы соединил Москву-реку с Волгой, а через нее — с Белым (через Беломорканал) , Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям — Азовскому и Черному.

Балтийское море — через: река Москва, канал имени Москвы, река Волга, Рыбинское водохранилище, Волго-Балт. водный путь, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, река Нева, Финский залив
Белое море — до Онежского озера — тоже самое, потом — Беломор-канал
Каспийское море — через: река Москва, река Ока, Волга, Каспий
Азовское и Чёрное моря -до Волги — тоже самое, потом -Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море, Чёрное море

Сегодня Москва — порт пяти морей. Канал не только подключил столицу к единой воднотранспортной сети европейской части страны. Он дает столичному водопроводу столько чистой воды, сколько нужно городу с многомиллионным населением, развитой промышленностью и высокой культурой. Он вливает в Москву-реку больше воды, чем было когда-то в ее русле, и поэтому мы вправе считать, что в ней — волжская вода. Наконец, канал — это как бы ветвь, рукав Волги, подведенный к стенам Кремля. Он так же удобен для плавания крупных судов, как сама Волга, так же глубок, как Волга.

ответ на данный вопрос уже был в проекте. вот он
Да, была Москва когда — то портом 5 морей. !
Это значит, что из столицы любой желающий может добраться до Белого, Черного, Каспийского, Азовского или Балтийского моря. Это стало возможно благодаря каналу имени Москвы, которой соединяет Москву-реку с Волгой глубоководным путем. Строго говоря, дальние речные пути существовали и раньше, Москва-река связана с Окой, Ока с другими российскими реками. Но обе реки достаточно мелкие, что не позволяет использовать их в качестве основных судоходных путей для современных теплоходов. Путешествовать таким образом могут, например, туристические двухпалубные теплоходы с небольшой осадкой. Остальные суда следуют через канал Москва-Волга.
Все теплоходы и прочие суда в Москве могут отправляться с двух речных вокзалов: Южного и Северного.

Порт пяти морей – это некий символ Москвы. Но по рекам и каналам из Москвы можно действительно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.
Например, Каспийское: Москва-река — Ока — Волга.
Азовское и Черное: Все тоже самое, только потом из Волги по каналу Волга-Дон, а дальше по Дону.
Балтийское: по каналу им. Москву в Волгу, оттуда по каналу Волгобалт.
Белое: тоже самое, а дальше по Беломорканалу.

Источник

Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва – порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.

Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Читайте также:  Максимальная ширина морского контейнера

Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

порт пяти морей

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Читайте также:  Зарплата морского инженера сша

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

москва город порт пяти морей

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

почему москву называют портом пяти морей

Москва – город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

первое упоминание о порте пяти морей

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.

Источник

lsvsx

Эту шутку поймут те, кто постарше и застал советские времена (а также некоторая часть современной молодежи, использующая «Беломор» чуть по-иному назначению).

Ну, а если вы не поняли, то пачка «Беломорканала» имела (и имеет) вот такой дизайн:

Как видим, на лицевой стороне изображена карта европейской части СССР, а также Урал, немного Сибири и Европы. Этот дизайн используется с момента появления «Беломора» еще в 1937 году, то есть в этом году легендарной сине-белой пачке исполняется 84 года. Настоящая классика!

Оформление папирос было придумано художником А. Таракановым. Исходя из логики названия, он отметил на карте главные каналы СССР:

  • Беломорско-Балтийский канал
  • Канал имени Москвы
  • Волго-Донской канал

Благодаря этой системе Москву начали называть «портом пяти морей», потому что из столицы через Москва-реку можно было попасть в Волгу, а из Волги, благодаря указанным каналам, выйти в:

  • Балтийское море
  • Белое море
  • Каспийское море
  • Азовское море
  • Черное море
Читайте также:  Море золотая рыбка рисунок

Ну, это ладно. Число 5, видимо, просто звучит лучше, чем число 4.

Рассказать же хотелось не об этом, а о том, что в годы ВОВ дизайн пачки «Беломора» был несколько изменен (это было единственное его изменение в истории).

Во-первых, с пачки исчез красный шрифт, а во-вторых, карта была взята более общим планом, так, чтобы на ней уместились еще и

Все три канала, были отмечены чисто схематически, в виде двойных синих полосок без каких либо изгибов.

Для чего был сделан такой шаг?

Считается (но достоверных доказательств этому нет), что такая карта была использована в целях пропаганды.

Для понимания, вопроса, нужно просто посмотреть на характеристики этих трех каналов.

Соединяет Белтийское и Северное море. Грубо говоря, позволяет обойти «аппендикс», на котором расположена Дания (Ютландский полуостров).

Канал был открыт в конце 19 века и для своего времени был достаточно прорывным проектом. Его протяженность – 98 километров

Связывает не просто Красное море со Средиземным, а гораздо шире – Индийский океан с Атлантическим, или еще шире – Восток с Западом.

Грандиозность каналу придает, прежде всего, его географическое положение, а также протяженность – целых 160 километров (что почти в 2 раза больше, чем у германского проекта).

3. Беломорско-Балтийский канал

Соединяет Белое и Балтийское моря через Онежское и Ладожское озера.

В 40-е годы 20 века это был самый длинный канал в мире – целых 227 километров! То есть, он был длиннее Суэцкого канала в 1,5 раза, а Кильского – более чем в 2.

Кроме того, сильно различались и сроки строительства. Сравните:

  • Кильский канал строили 8 лет (грубо говоря, 1 километр строили за 1 месяц)
  • Суэцкий – 10 лет (1 километр за 22 дня)
  • Беломорканал – ЗА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ

Естественно, такая стройка являлась гордостью СССР и потому Беломорканал появился на пачке папирос в сравнении со своими иностранными «коллегами».

Альтернативная версия

Честно говоря, версия с пропагандой на папиросах мне не очень нравится. Потому как.

Ну, посудите. Вряд ли просто колхозник или шахтер, достающий в на перекуре пачку «Беломора» знает вот так навскидку, какова длина каналов в Гермнии и Египте, чем они уступают советскому каналу и т.д.

На мой взгляд, если бы цель была именно пропагандистская, то под названиями каналов писали бы еще и расстояния в километрах. Типа такого

И сразу понятно всем, от мала до велика, у кого самый длинный канал и кто круче всех 🙂

Слишком грубо? Для пропаганды тех времен – ничуть. Про крутость канала и так все знали? Ну, лишний раз напомнить все равно бы не помешало.

Так что я думаю, что никакой политической подоплеки в новом дизайне папирос не было. Возможно, это был просто географическое просвещение.

Источник

Оцените статью