- Судоходные реки России на карте протекающие в Европейской и Азиатской частях
- Морской транспорт
- Судоходные реки России
- Относящиеся к бассейну Атлантического океана
- Относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана
- Относящиеся к бассейну Тихого океана
- Бассейны внутренних водоемов
- На карте
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
- Речные порты
- Транспортная система РФ. 10.3. Морской транспорт России
Судоходные реки России на карте протекающие в Европейской и Азиатской частях
Судоходные реки России относятся к бассейну морей одного из 3 океанов или внутренних водоемов.
Морской транспорт
Это ведущий тип транспорта в рамках межгосударственного оборота грузов. Протяженность морской границы на карте превышает 40 тыс. км.
Главные порты расположены на побережье нескольких морей:
- Азовского.
- Охотского.
- Каспийского.
- Баренцева.
- Чёрного.
- Балтийского.
- Белого.
- Японского.
Судоходные реки России
Список формируется на основе перечня внутренних водных путей страны. Он обновляется и заново устанавливается ежегодно. Читайте также: канал имени Москвы на карте Рекомендуем к прочтению: реки Дальнего Востока Составляется перечень от главного водного объекта на карте к менее значимому (океан – море – река – источники второго, третьего порядка). Совокупная протяженность внутренних вод превышает 100 тыс. км.
Рекомендуем к прочтению: река Воронка Ленинградская область
Относящиеся к бассейну Атлантического океана
- Неман и приток Шешупе. Навигация осуществляется от поселка Пограничный. Суда ходят и по рукаву Немана – Матросовке.
- Немонин зарождается неподалеку от места, где Матросовка отделяется от основного русла Немана. На карте участок, открытый для навигации, начинается в 14 км от устья.
- Дейма судоходна на всем протяжении, часто упоминается как канал.
- Преголя – еще одна река на карте Калининградской области. Для судов открыта на большом отрезке (свыше 100 км).
- Нарва. Судоходны и многочисленные притоки, озера, водохранилище.
- Луга. Открыты 2 отдельных участка.
- Нева, как и притоки, открыта для навигации. Суда ходят по ней на отрезке от Шлиссельбурга до Санкт-Петербурга.
Относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана
Восточно-Сибирское море принимает в себя 2 протяженных водотока, на которых осуществляется судоходство.
Первый – это Индигирка, открытая для судов от устья реки Мома. Протяженность отрезка превышает 1.1 тыс. км.
Второй водоем – Колыма с длиной навигационного участка 1.5 тысячи километров.
К бассейну Баренцева моря относится Печора и притоки. Судоходство осуществляется на большей части пути, протяженность отрезка превышает 1.5 тыс. км.
В список потоков, впадающих в Белое море, входят:
- Нижний Выг и водотоки второго и третьего порядка. Течение зарегулировано и входит в систему Беломорско-Балтийского канала.
- Кемь – источник на севере Карелии. На ее берегу стоит город Кемь, от которого и открывается навигационный участок, продолжающийся до устья.
- Северная Двина вместе с притоками создают важнейший речной транспортный узел.
- Кулой вместе с судоходным каналом Кулой – Пинега.
- Онега, впадающая в Онежскую губу. При этом системы Онеги и Онежского озера не сообщаются.
- Лодьма в Архангельской области.
- Мезень в республике Коми и Архангельской области, несколько источников второго порядка.
Одной из наиболее разветвленных является система, относящаяся к Карскому морю. В первую очередь ее представляет одна из главных транспортных и водных артерий карты Сибири – Обь.
Она открыта для судов на всем своем протяжении. Как и многие водотоки второго и третьего порядка, в том числе крупнейший из них – Иртыш.
К системе относят и следующие потоки:
- Надым в Ямало-Ненецком автономном округе.
- Пур, в долине которого находятся одни из тысяч крупнейших месторождений полезных ископаемых (газовое, нефтегазовое).
- Таз. Впадает в залив Обской губы, разбиваясь на несколько рукавов.
- Антипаетаяха. Второе название – Широкая.
- Енисей, навигация по которому осуществляется на большей части пути. Суда ходят и по его многочисленным притокам.
Водоемы Сибири используются для сплава леса, перевозок продовольственных и промышленных товаров. В отдаленных регионах слабо развито железнодорожное сообщение, и речные грузоперевозки играют важную роль.
В море Лаптевых впадает другая важная сибирская река – Лена, которая судоходна почти на всем протяжении. Это ведущая транспортная артерия Якутии, связывающая отдаленные районы с крупными населенными пунктами. Период навигации длится 4-6 месяцев.
На берегах Лены расположены крупные порты. К ним причаливают грузовые и пассажирские суда. Развито и пассажирское скоростное судоходство. Скоростные линии задействованы по маршрутам между несколькими населенными пунктами.
Другие крупные объекты на карте:
- Оленек.
- Анабар.
- Яна.
- Чондон.
Относящиеся к бассейну Тихого океана
Регулярное судоходство осуществляется на нескольких крупных реках, которые относятся к бассейну Охотского моря.
Рекомендуем к прочтению: Река Нижняя Тунгуска: карта где начинается и куда впадает, притоки, длина, сплав и рыбалка
Речь идет об Амуре и второстепенных водотоках, впадающих в него (Шилка, Аргунь, Зея и проч.), и об их собственных притоках (Ингода, Бикин, Кур и проч.).
Бассейны внутренних водоемов
На карте внутренние судоходные зоны относятся к Каспийскому морю. Волга – ведущий водоток, который открыт для регулярной навигации. Судоходство осуществляется на многих потоках, впадающих в нее.
Сама река судоходна от Ржева до устья. К внутренним водным путям относят участок от Ржева до пристани Колхозник и от пристани до поселка Красные Баррикады. Попадает сюда и отрезок в дельте.
В список второстепенных водоемов, впадающих на карте в Волгу, и открытых для навигации, входят:
На объединенный Волго-Камский речной бассейн приходится большая часть внутренних грузоперевозок.
На карте притоки Азовского моря, несколько рек России с регулярной навигацией. Это Кубань, Протока, Дон и несколько второстепенных водотоков.
На карте
На карте отмечены важнейшие водные пути.
Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101 589,5 км на территории 64 субъектов Российской Федерации, из них с гарантированными габаритами судовых ходов 50 682,8 км, с выставлением средств навигационной обстановки 54 388,7 км, из них с круглосуточным движением судов 39 953,4 км. При этом 78 % водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая «Северный завоз». Большая часть грузов перевозится по Единой глубоководной системе европейской части России с протяженностью около 6,5 тысяч километров. В ее состав входят Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, водные пути Волжско-Камского каскада водохранилищ, Канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и нижний участок р. Дон.
Речные порты
В настоящее время речные порты являются узловыми объектами внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, играют важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров, внутреннего грузо- и пассажирооборота страны, внешней торговли.
На территории Российской Федерации функционируют 117 речных портов. Количество хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевалку грузов, превышает 150 организаций.
Речные порты представляют собой комплексы сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Источник
Транспортная система РФ. 10.3. Морской транспорт России
Протяженность морской границы Российской Федерации составляет 38,8 тыс. км (протяженность сухопутной границы — 14,5 тыс. км). Россия имеет прямой выход в три океана.
т/х «Глория». Вход в пролив Босфор со стороны Чёрного моря. 2021г. Фото Александр Гиль, Самарский филиал ВГУВТ
Выполняя морские перевозки товаров российской внешней торговли, морской транспорт выступает в роли инструмента экономического и политического влияния России на международной арене.
В силу указанных обстоятельств морской транспорт всегда относится к числу приоритетных отраслей российской экономики.
Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России.
В России морской транспорт сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий.
К тому же большая часть морей, окружающих территорию России, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта.
Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств.
В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва).
В России функционирует 68 морских портов и портовых пунктов, расположенных на берегах 12 морей и Каспийского моря.
За последние 20 лет грузооборот морских портов России увеличился в 6,5 раза. Мощность портов за 15 лет выросла почти в 2,5 раза, достигнув 1,13 млрд тонн.
Наибольший объем перевозки грузов обеспечивают порты Балтийского бассейна.
В структуре российского грузооборота доля морского транспорта – 0,8%. При этом на него приходится 0,3% всех перевозок в стране.
- воздушный: 6,2 тыс. км
- трубопроводный: 2,3 тыс. км
- морской: 2,0 тыс. км
- железнодорожный: 1,8 тыс. км
- внутренни водный: 569 км
- автомобильный: 47 км
- железные дороги – 346,9 млн т груза (+3,1%)
- автотранспорт – 71,5 млн т груза (-5,1%).
- Порт Новороссийск – 156,826 млн тонн (+1,3%)
- Порт Усть-Луга – 103,852 млн тонн (+5,2%)
- Порт Восточный – 73,54 млн тонн (+6,2%)
- Порт Мурманск – 61,93 млн тонн (+2%)
- Порт Приморск – 61,024 млн тонн (+14,1%)
В российский морской транспортный флот входят 1143 грузовых судна под российским флагом суммарным дедвейтом 7,1 млн т и 251 грузовое судно под иностранными международными флагами суммарным дедвейтом 14,7 млн т.
Объем перевозок грузов, выполненных в 2019 году судами под государственным флагом РФ, составил 32 млн тонн.
Это на 12% меньше показателей предыдущего года.
- Нефтеналивные суда – 407
- Наливные прочие –18
- Нефтерудовозы –18
- Рудовозы и навалочные – 12
- Для генеральных грузов – 505
- Грузопассажирские – 15
- Контейнерные, лихтеровозы, доковые – 10
- Рыбопромысловые и рыботранспортные суда – 22
- Рыболовные – 820
- Пассажирские и пассажирские бескоечные – 39
- Суда обеспечения – 49
- Буксиры – 370
- Земснаряды – 17
- Ледоколы – 33
- Научно исследовательские
- Прочие – 309
- самоходные сухогрузы – 41,6 лет
- несамоходные сухогрузы – 35,6 лет
- самоходные наливные суда – 41,6 лет
- несамоходные наливные суда — 33,8 года
- буксиры – 38,1 года
- пассажирские – 35,5 лет
Источник