- Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе
- Формирование карт ледовой обстановки с помощью космических снимков
- Темы
- Безопасное судоходство
- Технология исследования
- Северный морской путь сегодня и завтра
- В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
- В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
- В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе
Формирование карт ледовой обстановки с помощью космических снимков
Темы
В 2022 году отмечается 90-летие существования Северного морского пути как единой транспортной магистрали вокруг северного побережья Евразии: в 1932 году экспедиция под руководством Отто Шмидта впервые прошла весь маршрут за одну навигацию.
Развитие Северного морского пути (СМП) – стратегическая задача в рамках освоения российской Арктики. Это основной способ снабжения северных регионов страны и вывоза природных ресурсов. Объем грузоперевозок, составивший в 2019 году 31,5 млн т, планируется увеличить до 160 млн т к 2035 году.
Большую часть года акватория СМП покрыта льдом: продолжительность открытой навигации различается от моря к морю и составляет от 2 до 4 месяцев, поэтому проход разрешен только судам ледовых классов. В зависимости от погодных условий, маршрут может быть преодолен за 7-15 дней.
- сокращение сроков и себестоимости грузоперевозок
- развитие прибрежных территорий
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов
- развитие флота ледового класса
- медь, никель, железо Кольского полуострова
- медно-никелевые руды и платиноиды Норильска
- шельфовые углеводороды Карского моря
- природный газ Ямала
- олово и золото Чукотки
- нефть и газ Сахалина
Безопасное судоходство
Ледокольная проводка судов позволяет обеспечить круглогодичную, безопасную и быструю навигацию по СМП. Для ее планирования необходимо постоянное наблюдение за ледовой обстановкой. Оперативнее всего изменения фиксируются с помощью данных спутниковой съемки: важно быстро оценить характеристики ледового режима на большой площади.
По спутниковым данным формируются и обновляются карты ледовой обстановки, на которых обозначены крупные ледяные поля, трещины, торосы, полыньи, айсберги и направление их движения, классифицируются ледовые массы.
Специалисты АО «Терра Тех», дочерней компании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), провели мониторинг ледовой обстановки в Обской губе: здесь находится Сабетта — один из основных портов СМП, предназначенный для освоения углеводородов Ямала. На Кольском полуострове построен завод по производству плавучих платформ сжижения ямальского газа.
Технология исследования
Наблюдение за ледовой обстановкой проводилось с начала активного таяния до полного очищения залива ото льда – с мая по июль. Фиксировались количество, концентрация, местоположение, размеры, типы и формы ледовых масс, направление их движения.
Навигационные задачи требуют повышенной точности. В основном использовались данные радиолокационной съемки – облачность не препятствует получению информации о всей площади залива. Актуальные радарные данные необходимы для ледокольных служб морских портов.
В качестве основных использованы радиолокационные данные с синтезированной апертурой (РСА) космических аппаратов HiSea-1 и Chaohu-1 с поляризацией VV, Sentinel-1 с поляризацией HH, HV, VV в режимах StripMap, ScanSAR NS, ExtraWide. Дополнительно применялись данные оптической съемки высокого и среднего пространственного разрешения с космических аппаратов Канопус-В и Sentinel-2. Сделаны радиометрическая и геометрическая коррекции, устранены шумовые искажения.
Создавались карты типов и форм ледовых масс, их сплоченности. Сплоченность ледовых масс обозначена в баллах от 0 до 10, где 0 баллов — льда нет, 10 баллов — вся поверхность моря покрыта льдом. Общая площадь акватории мониторинга составляет 21382 км 2 .
Кроме того, построены карты, отображающие изменения в распределении ледовых масс между датами мониторинга.
Пример карты изменений ледовой обстановки
Источник
Северный морской путь сегодня и завтра
До 2030 года объем грузоперевозок по СМП будет формироваться за счет российских грузоотправителей.
Главные порты СМП: Сабетта, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек. По СМП следуют только суда ледовых классов.
Длина СМП от Мурманска до Йокогамы
СМП был открыт для международного судоходства
Объем транзитных грузов СМП к 2035 году
В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта впервые удалось пройти Севморпуть за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 28 июля судно вышло из Архангельска и взяло курс на восток.
Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива.
В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
Сегодня российский ледокольный флот насчитывает около 30 дизельных ледоколов, 4 атомных ледокола и лихтеровоз «Севморпуть» – крупнейшее и единственное на сегодняшний день грузовое судно с ядерной энергетической установкой.
Рост грузопотока по Севморпути и реализация арктических углеводородных проектов послужили толчком к строительству новых ледоколов, прежде всего атомных. Сейчас проходит ходовые испытания самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика», названный в честь своего предшественника, который первым добрался до Северного полюса.
В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути
Новый этап в освоении Севморпути начался в мирное время с появлением атомных ледоколов. 3 декабря 1959 года был принят в эксплуатацию первенец российского ледокольного флота – ледокол «Ленин».
Скорость прохождения Севморпути существенно выросла – в зависимости от ледовой обстановки, путь через Арктику стал занимать около 18 дней. Огромное судно 30 лет водило караваны судов по арктическим морям. За время работы «Ленин» провел северным морским путем 3470 судов. После выхода на пенсию судно встало на вечную стоянку в Мурманске — атомоход стал музеем.
Источник