Карл Брюллов. Итальянское утро
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Итальянское утро. 1823г. Холст, масло
Кунстхалле, Киль (Германия)
Картина написана Карлом Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.
На картине молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца. Она воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
Работа наполнена нежностью, трепетной невинностью, утонченной красотой. Художник представил публике утренний туалет молодой итальянки. Южное, деликатное солнце ласкает спину героини, целомудренно затеняя юную грудь и лицо.
Отражаясь от струйки фонтанной воды, свет подчеркивает черты лица героини: классический нос, пухлые губы, полуопущенные веки с черными ресницами, под которыми едва угадываются черные южные глаза. Героиня сосредоточена на утреннем умывании. Автор остается для нее невидимым.
Автору удалось добиться поразительно достоверных цветовых сочетаний, блестяще передать фактуру воды, смуглой кожи. Детали, в виде простенькой сережки в ухе девушки, делают ее образ притягательным, милым.
Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.
В письме, посланном в Общество поощрения художников, он сообщал о своих новаторских находках, которые предшествовали поискам естественной световоздушной среды живописцами реалистического и импрессионистического направлений во второй половине XIX века:
«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». «Итальянское утро» было представлено на выставке в Петербургской Академии художеств в 1826 году и получило превосходный отзыв в журнале «Отечественные записки».
Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав ее исполнению много вдохновенных творческих минут. Отсылая свое первое произведение, написанное в Италии, в Общество поощрения художников для творческого отчета, он писал П. А. Кикину:
«. . . осмеливаюсь поручить в ваше покровительство дитя мое, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий»
Полотно покорило всех — итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К.П. Брюллову картину, которая была бы «под пару» предыдущей.
После картины «Утро» Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия природы и человека. Картина Итальянский полдень стала итогом многолетних исканий художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности.
Обе работы, «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», находились в Зимнем дворце — в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, что не мешало художникам и публике видеть их. В «Дневнике» художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года рассказывается, как он с А.Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.
Источник
Об экспонате
«Итальянское утро» — картина русского художника Карла Брюллова.
Картина написана Карлом Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Большую роль играет освещение картины, сам художник писал о нём так:
«Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с Императорским обществом поощрения художеств. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов.
Автор картины
Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.
Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.
На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.
Источник
Карл брюллов итальянка у фонтана
Сцены из итальянской жизни-1823-1835
1823г, холст, масло,62×55
Зимний дворец королевы Вюртембергской, Германия
1823 году, вскоре по приезде в Италию, Брюллов написал «Итальянское утро». Картина экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. «Утро» принесло ему широкую известность. Картина покорила всех — итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар.»Итальянское утро» экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. Император Николай I жалует Брюллову бриллиантовый перстень.
Девушка, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
Картина «Утро» послужила началом жанровых композиций художника. Она была первой попыткой изучения реальной жизни. Работая над картиной, Брюллов писал Обществу поощрения художников:
«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».
Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав ее исполнению много вдохновенных творческих минут. Отсылая свое первое произведение, написанное в Италии, в Общество поощрения художников для творческого отчета, он писал П. А. Кикину:
«. . . осмеливаюсь поручить в ваше покровительство дитя мое, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий»
Пилигримы в дверях лютеранской базилики
1825г, холст, масло, 62.5х53.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пифферари перед образом Мадонны
1825г, холст, масло, 53.5х42.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вечерня
(Римская часовня)
1825г, холст, масло, 52.5 х 42.5см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Итальянский полдень
1827г, холст, масло,64 х 55 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду»,- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.
В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.
Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.
Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.
Э.Ацаркина
Артистический темперамент К. П. Брюллова, огромное дарование живописца, стремление обновить традиции академической живописи — все эти и многие другие качества его таланта с особой интенсивностью проявились в пору его пенсионерства в Италии. Уже в ранним небольшом полотне «Итальянский полдень», написанном в качестве отчета Обществу поощрения художников, красноречиво обнаружилась специфика его творческой личности.
Брюллов выступил реформатором жанрово-стилистической системы академической живописи, и это насторожило членов Общества, увидевших в ранних жанрах художника снижение требовательности к избираемой натуре и к высоким целям искусства. Об этом свидетельствовало то, что молодой мастер обратился не к освященным традицией историко-мифологическим сюжетам, а к буднично-непритязательной сцене сбора винограда, к типам итальянок, далеким от класси ческих канонов, к работе с натурой на открытом воздухе.
На упреки по поводу «Итальянского полдня» Брюллов отвечал, что он «решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко более даже нравятся, нежели строгая красота статуй». Смелость обращения живописца к окружающей жизни и природе благотворно сказалась на художественной структуре картины. Естественна и достоверна изображенная сцена, грациозен и привлекателен полный жизни образ итальянки, не могут не восхищать сияющая, яркая живопись, безупречная пластическая завершенность.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827г, холст, масло, 62х 32.5
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург
В картине Брюллов развил намеченную в «Полдне» тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. Вновь воспевает он жизнелюбивый и веселый характер итальянских девушек из народа, радостно приемлющих жизнь. задорно, игриво устремила свой взор на зрителя лежащая на ступенях дома темноволосая молодая итальянка, беззаботно положившая голову на большой зеленый арбуз. Высоко в руках она держит бубен, готовая вот-вот покинуть свое ложе, чтобы закружиться в веселом танце. Изогнув гибкий стан, привстала на кончики пальцев ее подруга, как будто не для того, чтобы сорвать созревшую гроздь винограда, а чтобы принять участие в вакхической пляске.
Богородицкий дуб
(Вид в окрестностях Рима)
1830-1835, холст, масло
Государственная Третьяковская галлерея, Москва.
Источник
Чем критикам не понравилась картина «Итальянский полдень»
На этой картине мы видим молодую женщину, которая держит висящую на кусте гроздь винограда. Полотно пронизано позитивом и солнечным светом. Кажется, что тут всё идеально. Однако критикам не очень понравилась главная героиня, и художнику пришлось даже оправдываться за её внешность.
Картину создал известный живописец Карл Брюллов, который творил, в основном, в стиле классицизма и романтизма. Его полотна отличаются реалистичностью и эффектностью, они позволяют зрителю погружаться в сюжет, словно становясь его частью.
Изображённая на картине «Итальянский полдень» девушка стоит на лестнице с откинутой головой и собирает виноград. В её лице абсолютно не видно усталости, наоборот, она вся сияет, улыбается и радуется жизни. Крупные серьги, жгуче-чёрные волосы, свободная одежда — всё это подчеркивает очарование южной красавицы.
Работая над полотном «Итальянский полдень» , мастер старался придать деталям максимальную достоверность. Натурщицей для героини стала настоящая итальянка, а писал картину художник в настоящем винограднике, озарённом полуденным солнцем.
С точки зрения художественной стилистики произведение кажется безупречным, однако Брюллов получил на него ряд нелестных отзывов, из-за чего даже разорвал отношения с Обществом поощрения художников.
Собственно, это Общество и являлось заказчиком картины. Её попросил написать император Николай I в пару к картине «Итальянское утро» Брюллова, которая была подарена ранее его супруге Александре Фёдоровне. Однако героиня полотна «Итальянский полдень» показалась заказчикам слишком полной.
Вот какое письмо получил художник:
Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.
То есть натурщица оказалась недостаточно изящной, за что художнику пришлось оправдываться. Вот, что он ответил критикам:
Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.
При этом Брюллов был, конечно, расстроен и раздражён такими замечаниями. Нелестный приём картины и необходимость оправдываться заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. Мастер решил разорвать отношения с Обществом поощрения художников и отказаться от их пенсиона, пустившись в свободное плавание.
Между тем, император полотно оценил. И «Итальянское утро», и «Итальянский полдень» висели в Зимнем дворце в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны. В настоящее время «Итальянский полдень» является частью коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Источник