- Карачаров Иван Николаевич:
- Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) Карачаров Иван Николаевич
- Исторические условия формирования русской народной песенной культуры Велгородско -Курского пограничья
- Основные виды слогоритмической организации напевов
- Особенности Музыкальной ритмической организации напевов
Карачаров Иван Николаевич:
Карачаров Иван Николаевич – фольклорист-исследователь, преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2008).
Родился 25 июня 1962 года в с. Богатое Ивнянского района Белгородской области.
Окончил Белгородское музыкальное училище и Саратовскую консерваторию по специальности «Руководитель народного хора».
Работал в Белгородском культурно-просветительном училище и Белгородском музыкальном училище в качестве преподавателя хоровых дисциплин. С 2007 года в Белгородском государственном институте культуры и искусств преподает народное музыкальное творчество, фольклорные инструменты и компьютерную аранжировку.
В последние годы занимается с народным самодеятельным коллективом – ансамблем русской песни «Мелодия» Белгородского городского центра народного творчества «Сокол».
Ансамбль исполняет уникальные образцы южнорусского фольклора XVI–XIX веков, сопровождавшие календарные праздники и обряды, звучавшие на традиционной русской свадьбе.
Для детей подготовлены специальные программы, построенные на игровом фольклоре. И дети в доступной для них форме знакомятся с традиционной народной культурой Белгородчины, получают возможность стать участниками пляски, хоровода, игры.
Концерты народного самодеятельного коллектива «Пересека» – это яркое и красочное представление, создаваемое самобытными белгородскими песнями, танцами, инструментальной музыкой и народными костюмами.
Под руководством Ивана Николаевича Карачарова ансамбль «Пересек» становился лауреатом и завоевывал дипломы международных и Всероссийских фестивалей фольклора, искусств, народного творчества: «Славянск–2005» – Краснодарский край, «Красная горка–2004» – г. Брянск, «Калинове лiто на Днiпрi» – г. Комсомольск Полтавской обл.(2001), «Традиции» – Новгород (2000 и 2008), фестиваля фольклора в Москве (1998), VIII Всероссийского фестиваля народного творчества имени А.П, Мистюкова – г. Липецк (2009), II фестиваля народного творчества молодежных самодеятельных коллективов центрального федерального округа – г. Калязин Тверской области (2010); был участником культурной программы юношеских Олимпийских игр в Москве (1998), фольклорного фестиваля стран азиатско-тихоокеанского региона (1993), Международного фольклорного фестиваля в г. Палермо (Италия, 1994), Межрегиональной универсальной оптовой ярмарки «Курская коренная ярмарка» (Курская область, 2005); концерта-открытия Второго Всероссийского конгресса фольклористов в Москве (2010), Международного фестиваля фольклора «Покуть» (г. Харьков, 1998, 2000, 2012); представлял Россию на «Славянском базаре» в Витебске (Беларусь, 2000).
Давняя дружба связывает участников ансамбля с известным ученым-фольклористом, доктором искусствоведения, профессором Московской Государственной консерватории В.М. Щуровым.
Иван Николаевич Карачаров – автор книги «Песенная традиция бассейна реки Псёл», «Народные песни сел Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области», видеофильмов «Живая вода» и «Свадьба в Березовке», посвященных народным обрядам Белгородской области», статей по южнорусскому фольклору в «Белгородской энциклопедии», программ для отделения народного хора музыкальных училищ, в том числе «Основы народно-бытовой хореографии Белгородской области», «Фольклорная экспедиционная практика» и составитель сборников белгородских народных песен.
Он продолжает научную работу: выступает с докладами на российских и международных конференциях, публикует научные материалы, проводит семинары для руководителей фольклорных коллективов области. Возглавляемый им коллектив является творческой лабораторией по разработке и апробации новых методов работы с народной музыкой.
Вместе со своим ансамблем Иван Николаевич ведет большую просветительскую работу на каналах региональных телерадиокомпаний «ГРТК «Белгород», «Мир Белогорья», «Белый город», «Радио 31», привлекая внимание широких кругов общества к проблемам сохранения традиционной отечественной народной культуры.
За значительный вклад в развитие традиционной народной культуры И.Н. Карачаров неоднократно награждался Почетными грамотами администрации города Белгорода, управления культуры области, поощрялся благодарностью Министерства культуры Российской Федерации.
Опубликованные работы Заслуженного работника культуры РФ,
Ивана Николаевича Карачарова
Печатные издания
1. Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье). (Монография). Белгород: Крестьянское дело, 2004. – 422 с.
2. Народные песни сёл Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области / Составитель И.Карачаров. (Нотный сборник с предисловием). Белгород:
Везелица, 1995. – 131 с.
3. Народная песня Белгородского края: Хрестоматия / Редактор Карачаров И.Н.; составители Веретенников И.Н., Гращенко А.Г., Карачаров И.Н., Кротова Е.В. // Белгород: Изд-во Шаповалова, 1996. – 192 с
4. Трава моя, травушка: Народные песни Белгородской области (из репертуара фольклорного ансамбля «Пересек») / Составитель И.Н. Карачаров. (Нотный сборник с предисловием) – Белгород: Изд-во БГЦНТ, 2004. – 46 с.
5. Народное музыкальное творчество: Учебная программа по специальности 050601 «Музыкальное образование» (сокращенный срок обучения). Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009. – 24 с.
В Москве Ивану Карачарову вручили Премию Правительства Российской Федерации «ДУША РОССИИ»
12 декабря 2012 года в конференц-зале Министерства культуры Российской Федерации хормейстеру фольклорного ансамбля «Пересек» Ивану Николаевичу Карачарову в торжественной обстановке вручили премию Правительства Российской Федерации «ДУША РОССИИ» за вклад в развитие народного творчества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 1947-р премия присуждена 15 лауреатам из разных уголков России — городов Кирова, Воронежа, Улан-Удэ, Новокузнецка, Хабаровска, Пскова, Великого Устюга, Республики Дагестан, Московской, Калужской и других областей. Победителей наградили в пяти номинациях: народная музыка, народное пение, народный танец, традиционная народная культура, народный мастер.
В торжественной церемонии приняли участие министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский, члены художественно-экспертного Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации «Душа России» под председательством народной артистки России, художественного руководителя Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, профессора Александры Андреевны Пермяковой, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Софья Михайловна Апфельбаум.
Премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 579 от 18 сентября 2006 года.
Премия «Душа России» присуждается руководителям любительских художественных коллективов (фольклорных ансамблей, народных хоров и ансамблей песни и танца, ансамблей народного танца, оркестров и ансамблей народных инструментов), исполнителям эпоса (народным сказителям), мастерам народного декоративно-прикладного искусства за многолетнюю плодотворную работу в сфере сохранения и развития народных художественных традиций и выдающиеся творческие достижения, за активную просветительскую и педагогическую деятельность, направленную на освоение традиций народной культуры и передачу творческих навыков молодым поколениям, по пяти номинациям: «народная музыка», «народное пение», «народный танец», «традиционная народная культура» и «народный мастер».
Основой для учреждения Премии явилась инициатива и пятилетний опыт Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества по присвоению ведомственной премии «Душа России» в целях поощрения и стимулирования деятельности выдающихся руководителей любительских художественных коллективов и народных исполнителей. За период 2002 — 2006 годов было присуждено 50 ведомственных премий «Душа России». С 2007 года ежегодно присуждаются 15 премий Правительства Российской Федерации.
Источник: Государственный Российский Дом народного творчества
Статьи
1. Песенные традиции бассейна реки Псла – древнейший очаг русской национальной музыкальной культуры // Духовное наследие русской национальной культуры: Тезисы и доклады II региональной научно-практической конференции. – Курск: Комитет администрации области по делам культуры, 1998. – С. 14-17.
2. Особенности исполнения традиционных русских народных песен в бассейне реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) // Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: Сборник докладов научно-практической конференции. – Белгород: 2001. – С. 3. Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) // Фольклор: традиции и современность: Сборник научных трудов / Под ред. М.Ч. Ларионовой. – Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2003. – С. 4-8.
4. Многоголосное строение русских народных песен белгородско-курского пограничья (бассейна реки Псёл) // Фольклор: современность и традиции: Материалы третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2004. – С. 315-323.
5. Варьирование как способ формирования многоголосной фактуры в песнях Белгородско-Курского Попселья // Духовно-нравственные аспекты образования и воспитания молодого специалиста в свете традиций и творческого наследия Д.С. Лихачева: Региональная научно-практическая конференция (11 апреля 2007 года). – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2006. – С. 244-249.
6. Некоторые особенности процесса подготовки учителей музыки (на примере работы кафедры музыкального образования Белгородского государственного института культуры и искусств) // Музыка изменяющейся России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск, КГУ, 2007. – С. 243-245.
7. Актуальные проблемы современного музыкального образования // Современное музыкальное образование – традиции и инновации: Сборник научных трудов участников межрегиональной научно-практической конференции. – Белгород: ИП Остащенко, 2008. – С. 48-52.
8. Алгоритм создания несложных фонограмм (соавтор Кузнецова К.С.) // Современное
музыкальное образование – традиции и инновации: Сборник научных трудов участников межрегиональной научно- практической конференции. – Белгород: ИП Остащенко, 2008. – С. 147-149.
9. Методика начального этапа освоения южнорусской флейты Пана // Православная история и традиционная культура: Материалы международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 45-47.
10. Музыкальная драматургия южно-русского свадебного обряда (на примере традиций с. Плёхово Суджанского района Курской области) // Духовно-нравственные аспекты образования и воспитания (музыка, культуры, наука в эпоху общественных препобравзоаний): Материалы II региональной научно-практической конференции (Белгород, 23 января 2008 года) / Отв. ред. Г.В. Байбикова, С.А. Колчин. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008. – С. 92-95.
11. К вопросу о модернизации музыкального образования в провинциальных вузах России. (Статья на русском языке) // Професiйна пiдготовка вчителя музичного мистецтва: вiд традицiй до iнновацiй: Збiрник наукових праць. – Полтава: Видання Полтавського державного педагогiчного унiверситету iменi В.Г. Короленка, 2008. – С. 91-94.
12. Методические аспекты начального этапа аранжировки музыки на персональном компьютере (соавтор Феценко Е.С.) – Белгород: БГИКИ, 2008.
13. Проблемы обучения игре на фольклорных инструментах в школе (соавтор Костенко О). – Белгород: БГИКИ, 2009.
14. Методические принципы освоения музыкальной культуры в детском фольклорном ансамбле (соавтор Морозова Т.М.) // Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: Материалы II Международных Бакушинских педагогических чтений (4 апреля 2009 года). – Белгород: БГУ, 2009.
15. Некоторые вопросы работы с молодежным фольклорным ансамблем // Культурное возрождение. Проблемы изучения народного творчества и литературы: Тезисы III региональной научно-практической конференции. – Воронеж: ВГУ, 1995. – С. 61-64.
16. Проблемы освоения южнорусской музыкальной культуры в детском фольклорном ансамбле // Маничкины чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. – Белгород: БГИКИ, 2009. – С.
17. Проблемы и актуальные вопросы современного музыкального образования // музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. – Махачкала: ДГПУ, 2009. – С. 8-9.
18. Особенности слогоритмической организации напевов в бассейне реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье).
19. Особенности образования вариантов в многоголосных партитурах песен Белгородско-Курского пограничья.
20. Основные стилевые черты псельской народной музыкальной культуры (опыт исследования одной южнорусской локальной традиции)
21. Поэтическое строение и образное содержание песен Белгородско-Курского пограничья.
22. Песни пришли издалека… // Святое Белогорье // Памятники Отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры № 50. – М.: Молодая гвардия, 1995. – С. 104-107.
23. Методические рекомендации по исполнению песен с движением // Белгород: Изд-во Шаповалова, 1996. – С. 16-24
24. Откуда песни пришли // Светоч: Литературно-художественный и историко-публицистический альманах. 1999 г. № 1/1. – Белгород. – С. 114-119.
Источник
Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) Карачаров Иван Николаевич
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Карачаров Иван Николаевич. Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) : Дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 : Москва, 2005 317 c. РГБ ОД, 61:05-17/76
Содержание к диссертации
Глава I. Исторические условия формирования песенной традиции бассейна Пела и ее музыкально-этнографические особенности 16
1. Исторические условия формирования русской народной песенной культуры Велгородско -Курского пограничья 16
2. Система музыкальных жанров и формы бытования песенного фольклора 27
Календарные обрядовые песни 36
Протяжные лирические песни 41
Драматургия традиционного свадебного обряда в селах бассейна Пела 43
Символика свадебного обряда 59
Музыка погребального обряда 63
Детский музыкальный фольклор и фольклор для детей 64
Особенности псельского народного костюма 64
Глава II. Музыкально-стилевые свойства песен г.70
1. Основные виды слогоритмической организации напевов 70
2. Особенности Метрической организации напевов , 87
3. Особенности Музыкальной ритмической организации напевов 93
4. Композицией нов строение песен Попсельл 9ff
5. Основные разновидности ладовых структур 106
6. Принципы сложения полифонической фактуры в ансамблевом пении Попселья 115
7. Особенности исполнения традиционных народных песен.„ 150
Заключение 1 153
Нотное приложение 171
Введение к работе
Постановка проблемы. Русская народная музыкальная культура, как известно, при всей своей целостности и монолитности, объединяет в себе ряд разнообразных региональных традиций. К концу XX столетия в отечественной музыкальной фольклористике о подобного рода явлениях в русском народном музыкальном творчестве сложилось достаточно полное представление. Были определены территории и выявлены важнейшие стилевые черты основных региональных традиций (северорусской, западнорусской, среднерусской, южнорусской и других).
В настоящее время особенно актуальным становится углублённое детализированное изучение локальных местных стилей, раскрывающих наиболее характерные региональные составляющие общерусского музыкального фольклора.
Работа по изучению южнорусской народной музыкальной культуры, активно проводившаяся во второй половине XX столетия, позволила обнаружить ряд входящих в нее достаточно самостоятельных песенных традиций. Исследователи отмечали (122) определенную общность песенных стилей в свлах, расположенных вокруг бывших городов-крепостей Белгородской засечной черты — Усёрда, Верхососенска, Малахова. Однако работа по выявлению узколокальных особенностей в южнорусском музыкальном фольклоре еще далека от завершения.
Материалы, полученные нами в результате полевых исследований на территории Белгородско — Курского пограничья (северо-западные районы Белгородской и юго-западные Курской областей) позволили выдвинуть предположение, что в бассейне реки Псёл расположена стилистически единая песенная традиция, существенно отличающаяся от других известных нам на Юге России. Анализ собственных записей, а также материалов, опубликованных другими исследователями, подтверждает эту гипотезу.
Исторические документы указывают на сложный характер заселения области верхнего Попселья. В далекие исторические времена (по крайней мере, с IX в.) она была освоена славянами-северянами. Монголо-татарское нашествие XIII в. привело к опустошению южнорусских земель. Вторичное заселение территории произошло в XVI — XVII в.в., что было связано со
строительством Белгородской оборонительной черты. Значительную часть новых мигрантов составляли ратные люди — защитники южных рубежей Московского государства. Миграционные процессы не прекращались и в XVIII столетии.
Под воздействием исторических, природных, социальных и других факторов в бассейне реки Псёл сформировалась песенная традиция, обладающая многими свойствами южнорусской музыкальной культуры и имеющая, в то же время, яркие индивидуальные черты.
Предмет исследования — специфика традиционного музыкального мышления сельских певцов в селах Попселья, рассматриваемая на фоне и сто р и ко -географических факторов, этнографического контекста. Для исследования привлекаются материалы по истории заселения, этнографии, диалектологии, материальной и духовной культуре края.
Основная проблема нашей работы — в разделении признаков общерусских, региональных (относящихся к южнорусской традиции) и характерных черт локального песенного стиля Попселья. Одновременно ставится задача выявления узколокальных особенностей в певческих традициях отдельных сел исследуемого нами ареала. Здесь на первый план выступают вопросы взаимодействия коренных и переселенческих традиций, участвующих в формировании целостной стилевой системы.
Актуальность работы заключается в ее востребованности для составления общерусского атласа музыкальных диалектов. Основные цели нашей работы мы формулируем следующим образом:
Выявить и определить основные стилистические черты, характеризующие русскую народную музыкальную культуру бассейна Пела.
Установить основные границы распространения традиции и обозначить ее ядро.
Методы исследования — системное описание традиции, (выделение основных компонентов, форм и способов их взаимодействия), анализ музыкальных материалов в русле сравнительного этномузыкознания.
Мы рассматриваем местную традицию с трех точек зрения: музыкально-этнографической, музыкально-стилевой и исполнительской. Пользуясь средствами структурного и стилевого анализа песенных напевов, а также выявляя особенности жанровой системы песенного фольклора, мы стремимся
определить пути формирования и развития народной музыкальной традиции в исследуемом нами локусе.
Материалы, привлекаемые к исследованию. В ходе экспедиционной работы (с 1991 по 2002 г.г.) нами были обследованы свыше 50 населенных пунктов на территории Ивнянского, Ракитянского, Прохоровского районов Белгородской области и Обоянского, Беловского, Суджанского, Большесолдатского, Медвенского районов Курской области.
Общий фонд звукозаписей, сделанных автором в рассматриваемом ареале, насчитывает более полутора тысяч единиц (песни, репортажи). Большая часть звукозаписей была произведена многомикрофонным способом, позволяющим определить мельчайшие детали голосоведения в многоголосной фактуре народного ансамблевого пения.
Абсолютное большинство привлекаемых для анализа песен были собраны и йотированы самим диссертантом (и его студентами) и ранее не публиковались. Помимо нового музыкального материала исследование вводит в науку свежие музыкально-этнографические сведения, полученные в результате экспедиций последних лет.
При подготовке диссертации использовались обширные экспедиционные материалы, имеющиеся в фондах кабинета народной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Нами учитываются издания песен, записанных в исследуемом районе другими авторами. Прежде всего, это публикации А. Рудневой «Народные песни Курской области» (86), песенные примеры из ее монографии «Курские танки и карагоды» (84), песни села Плехово Суджанского района Курской области из сборника «Русские народные песни в многомикрофонной записи» (83), а также нотные примеры (относящиеся к исследуемой традиции) из монографии В. Щурова «Южнорусская песенная традиция» (124). Структура работы. В соответствии с избранной исследовательской проблематикой, диссертация состоит из нескольких разделов. Во введении раскрываются основные методологические принципы диссертации. Первая глава посвящена характеристике сложившейся системы музыкальных жанров и того этнографического контекста, в котором бытует песенная традиция в интересующем нас локусе, вторая — музыкальной стилистике изучаемого песенного материала и народному исполнительству. В заключении излагаются
основные выводы исследования. В нотном приложении даны песенные примеры.
В диссертации описаны местные обряды и обычаи, связанные с народным пением, охарактеризованы основные стилевые черты, присущие
Ф рассматриваемой песенной культуре: подробно описаны характер и формы
бытования музыкального фольклора, наиболее характерные типы ритмических и мелодических структур, определяются их ритуальная и эстетическая функции. При определении стилевых свойств исследуемой традиции характеризуются основные свойства многоголосной песенной фактуры, выделяются своеобразные ладовые особенности, закономерности варьирования напева. Специальное внимание в работе уделено принципам вокального ансамблевого народного исполнительства. В работе рассматривается местная народная инструментальная музыка, но лишь в той мере, в какой она помогает раскрыть
л особенности песенной традиции.
Автор надеется, что результаты исследования и многочисленные музыкальные примеры в нотном приложении найдут применение в педагогической практике (для студентов народных вокальных и народных хоровых отделений, будущих композиторов и музыковедов), в исполнительском искусстве народных певцов и хоровых коллективов, в композиторском творчестве, в музыкальном оформлении кинофильмов и театральных спектаклей, в деятельности культурно-просветительских учреждений России. Не исключено, что они заинтересуют зарубежных специалистов, и в первую очередь — этномузыкологов в славянских странах.
Исторические условия формирования русской народной песенной культуры Велгородско -Курского пограничья
История формирования русской народной песенной культуры Белгородско-Курского пограничья тесно связана со сложными эволюционными процессами, происходившими на территории Курского края на протяжении многих веков. Осмысление исторических факторов, повлиявших на ее становление и развитие, ифает чрезвычайно важную роль для понимания сущностных проявлений местной музыкальной традиции.
По мнению ученых, историческое развитие Курского края, было во многом определено его природными условиями. Так, Г. Булгаков писал (15), что наиболее яркой особенностью местной природы, с точки зрения эволюции культуры, является порубежный характер края, как границы леса и степи. Лес в далеком прошлом всегда был местом, где селились оседлые племена, создавшие достаточно высокую культуру. Степь же всегда таила в себе орды кочевников, грабивших обитателей леса. В силу своего местоположения, Курский край на протяжении почти всей своей истории (вплоть до начала XVIII в.) был ареной самой ожесточенной, упорной борьбы оседлого населения со степняками.
Второй существенной особенностью природных условий является сближение на территории края трех важных речных систем великой русской равнины. Река в прошлом — большая дорога. Поэтому и процесс заселения края, и процесс развития в нем обмена, торговли в значительной степени определяется речными факторами.
Третья, менее характерная, но самая важная особенность местной природы, оказавшая огромное влияние на эволюцию местной культуры, это -благоприятные условия для развития производственных процессов сельскохозяйственного и промышленного характера. Южные черноземы, а также лесные ресурсы и степные травы — богатая основа для формирования земледельческой культуры и скотоводства, особенно в связи с умеренным и ровным климатом края. Флора, фауна, полезные ископаемые всегда давали прочную материальную базу для развития местного хозяйства в виде охоты, рыболовства, бортничества, изготовления орудий производства.
Материалы, которыми на сегодняшний день располагает историческая наука, позволяют выделить в процессе заселения Курского фая три основных периода.
Первый связан с существованием здесь с давних исторических времен (по крайне мере с IX века) аборигенного славянского населения — северян.
Второй обусловлен колонизационными процессами Московской Руси XVI — XVII веков и строительством Белгородской оборонительной черты.
Третий связан с вольным и помещичьим заселением данной территории поздними переселенцами XVIII века.
Несмотря на все многообразие процессов, происходивших во время становления народной культуры Попселья, мы выделяем в них две основные тенденции, которые довольно ясно просматриваются в современном облике местной традиции.
С одной стороны, в ней четко проявляются черты стилистического единства. На внешнем уровне они, прежде всего, выражаются в преобладании хороводно-плясовых песен, обслуживающих как «календарь», так и главные обряды жизненного цикла (например, свадьбу, где тоже исполнялись хороводные песни). Именно хороводно-плясовые песни и составляют жанрово-стилевую доминанту всей традиции. На наш взгляд, стилистическое единство местного музыкального фольклора возникло под воздействием различных факторов, прежде всего связанных с историческим процессом консолидацией местного населения и формированию в бассейне Пела единого культурного пространства.
С другой стороны, большое разнообразие этнографических групп, принимавших участие в заселении южнорусских земель, во многом обусловило внутреннюю неоднородность традиции. Это наглядно выражается в присутствии в современной культуре Попселья нескольких микротрадиций, имеющих индивидуальные черты. По сведениям археологов, проводивших раскопки в пределах края, установлена несомненность обитания здесь доисторического человека, начиная с раннего неолита (15, с. 46 — 47). На территории bej і го род ско- Курского пограничья находится большое количество древних курганов и городищ. На основании обнаруженных в них различных признаков роменской культуры VI -IX в.в. (особый обряд погребения, характерные предметы быта) ученые предполагают наличие в прошлом на данной территории поселений одного из восточнославянских племен — северян. Академик Б. А. Рыбаков располагал восточную границу основного распространения роменской культуры по верхнему течению рек Сулы, Пела и Ворскпы, отмечая, что территория племени северян совпадает в основном с Северским княжеством XII века и в тех же самых пределах выступает в документах XV-XVII веков (89).
Анализируя исторические источники, мы сталкиваемся с противоположными точками зрения, характеризующими уровень развития северян. Нестор-летописец представлял их быт таким образом: «Живяху в лесе яко всякый зверь, ядуще все нечисто. ». Очевидно, здесь отражено неприязненное отношение Нестора-христианина к северянам — язычникам.
Археологические памятники представляют северян в совершенно ином свете. Северяне были земледельцами, знавшими пашенную обработку почвы с возделыванием пшеницы, проса, разводившими тех же животных, которые составляют основу сельского хозяйства и в наши дни. Подсобным занятием для них служили охота, рыболовство, собирание меда диких пчел (95). Найденные в северянских могильниках остатки холста и шерстяных тканей говорят о наличии в прошлом текстильного производства у северян. Им были известны различные ремесла: изготовление глиняной посуды, бронзовых и серебряных украшений, оружия. Обнаруженные рядом с варварскими бытовыми предметами изделия греческого и римского классического искусства свидетельствуют о развитой торговле северян IX — X веков с Европой и Азией.
В конце XII века единое Северское княжество распадается на ряд более мелких с центрами в Путивле, Рыльске, Курске и т.д.
Основные виды слогоритмической организации напевов
При анализе основных видов слогоритмической организации местных напевов следует учитывать, что абсолютное большинство традиционных песен в русских селах бассейна Пела имеет слоговую ритмику, основанную на пропевании силлабического (постоянно цезурованного) стиха. В этом отношении, как мы увидим, данная традиция во многом стилистически родственна западнорусской, что еще раз позволяет говорить о древних славянских (северянских) ее корнях. Несмотря на то, что песенная силлабика распространена достаточно широко на всей южнорусской территории17, именно селах Попселья она выражена наиболее ярко и последовательно. Нередко силлабические структуры в местных песнях имеют своеобразные формы.
Поскольку в современной этномузыкологии еще не сложилась единая система терминов для анализа слогоритмической организации народной песни, мы будем употреблять те термины, которые, как нам представляется, наиболее точно отражают сущность того или иного явления, встречающегося в исследуемом нами ареале. При необходимости мы будем уточнять их значение или использовать собственные обозначения.
Для анализа силлабических форм соотношения стиха и напева нам необходимо ввести понятие слогоритмического элемента (СРЭ), под которым мы подразумеваем слогоритмическое построение в напеве, соответствующее одной слоговой группе (стиховой синтагме)18. Слогоритмические структуры, построенные из однородных СРЭ, мы будем называть моноэлементными, а из разнородных -полиэлементными.
При нахождении постоянной цезуры в песнях силлабического типа учитываются следующие моменты:
1. Расположение постоянных цезур после определенных порядковых слогов, приходящихся на одно и то же музыкальное время (учитывая возможные «перекрытия цезур» по терминологии А. Рудневой).
2. Жанровые и историко-стадиальные признаки песни. В песнях ранних жанров преобладает членение на мелкие части, а в примерах, которые можно датировать XVIII в. и позже — на более крупные. Здесь учитывается словесное содержание анализируемых примеров, наличие или отсутствие рифмы, особенности собственно музыкальной стилистики (течение музыкальной мысли от мотива к мотиву, либо широкими музыкальными фразами).
При повторении слоговых групп (стиховых синтагм) в пределах относительно завершенного музыкального построения приводятся их конкретные слогоритмические модификации (как в типах «5В» и «5С»)
Классификация песенных ритмических типов проводится по принципу: от кратких форм к развернутым. Он в известной мере отражает жанровые и историко-стадиальные факторы.
Анализируя слоговую ритмику в произведениях народной музыки в верховьях Пела, мы, прежде всего, хотим выяснить следующее:
1. степень сходства основных слогоритмических структур местных песен с подобными формами в других русских (и шире в восточнославянских) традициях;
2. показать местные особенности распевания уже известных слогоритмических структур;
3. выявить наличие особых сугубо местных (если имеются) слогоритмических форм.
Это даст нам возможность, с одной стороны, показать вероятные генетические связи исследуемой традиции, определить ее место в общерусском этнокультурном пространстве, уровень интегрированное с известными песенными культурами, с другой — обнаружить особенности локального проявления типовых слогоритмических форм, характерность их местной реализации.
Одна из главных особенностей псельской слоговой ритмики связана с доминирующей ролью в традиции хороводных и свадебных песен, основанных на пляске. В них преобладает декламационная (строгослоговая) форма слоговой ритмики с малым количеством внутрислоговых распевов. При этом ритм основного (чистого) и распетого стиха во многом совпадают. Подобное явление, очевидно, может быть связано с изначальным синкретизмом указанных жанров, проявившемся в большой зависимости характера слоговой ритмики от ритма энергичного хороводного шага.
Декламационные формы слоговой ритмики, в целом, характерны и для традиционной «полупротяжной» песни, что можно объяснить её генетической связью с основными централизующими жанрами местной традиции.
Значительно большее количество внутрислоговых распевов содержит слоговая ритмика поздней лирической песни. Произведения данного жанра, пришедшего в местную традицию из города, либо из окрестных украинских сел, основаны на слогоритмическом «музыкальном прочтении» стопного силлабо-тонического стиха. Сходными качествами обладает и слоговая ритмика духовных стихов. Подобные примеры имеют чрезвычайно широкие географические границы и повсеместно обладают общими стилевыми чертами, поэтому не могут характеризовать исследуемую традицию. Их анализ мы оставляем за скобками.
Особенности Музыкальной ритмической организации напевов
Особый, самостоятельный уровень временной организации песенных мелодий представляет собственно музыкальная ритмика, которая рассматривается нами как результат взаимодействия ритма пропевания текста (слоговой ритм) и ритма смены высоты звука внутри слогонот (внутрислоговой ритм). Если первый зависит от количества слогов в стихе песни (включая все возможные вставки), то второй добавляет к этому ритмику смены высотного положения звуков во время внутрислоговых распевов. В песнях, связанных с хороводом, пляской к этим двум видам добавляется ритм хореографического движения (шага, пляски), имеющий собственный рисунок: удары ног служат своего рода ударным инструментом.
Три данных ритмических уровня находятся в песне в непрерывном взаимодействии. Весьма характерным для местной традиции является превалирование ритмики шага или пляски, которое проявляется не только в повторении плясовых фигур в напеве, но и в общем подчинении музыкальной ритмики той моторное, которая создается энергичным хороводным движением. Так, например, в хороводной песне с. Плехово Суджанского района Курской области «Эх, ты яблонька садовая» (№ 38) стремление исполнителей придать ритмике песни поступательный характер, без «заторов» на пути мелодического движения побуждает их делать дополнительную вставку в первую слоговую группу, превращая ее из семислоговой в восьмислоговую. Подобное решение приводит к невозможности произнесения текста с логически правильными ударениями. «Правильная» слоговая ритмика нашего примера выглядела бы следующим образом:
Однако правильное произнесение текста в песне приносится в жертву моторности, главенствующему плясовому началу, и реальная слоговая ритмика данного примера такова:
Одной из существенных особенностей ритмики песен с хороводным (плясовым) движением является связь мелодического ритма с разнообразными фигурами местного шага, упомянутыми А. Рудневой как пляска «в две» и «в три ноги». Так, типичным в данном случае примером для демонстрации подобной зависимости может быть говеенская (постовая) таночная песня «Да на речушке, на реке» с. Выезжее Ивнянского района Белгородской области
(№ 39. Пляска «в три ноги» h JU J ).
На уровне координации ритма пляски и мелодического ритма в данном случае просматривается следующая тенденция. Если в начале построения «А» ритм пляски и мелодии полностью совпадают, то в его конце мелодический ритм дается в противоположном сочетании дробных и крупных длительностей. То же повторяется и в построении «В». Аналогично ритмическое строение и последующих строф. Подобная ритмическая организация, вероятнее всего, обусловлена необходимостью подготовки нового ритмического импульса мелодии при завершении построений, так как в данном случае на последнюю долю мелодии в ритме пляски приходится крупная длительность, которая сдерживает движение.
В данном примере также достаточно наглядно демонстрируется относительная самостоятельность ритма движения мелодии и ритма произнесения текста. Так, размеренность танцевального ритма мелодии в припевных словах (части А1, В1) умело оттеняется скрытой «синкопированной» фигурой слогового ритма (канал № 5).
Две контрастные ритмические фигуры пляски «в две ноги» и «в три ноги» -наиболее часто встречающееся явление в песнях плясового характера. Как правило, они всегда чередуются с другими типовыми ритмами (четыре шестнадцатых, две восьмых). Примером сочетания этих ритмов может служить песня села Мелового Ракитянского района Белгородской области «Я ходила, я гуляла по зеленом садочку» (№ 28). Здесь в некоторых случаях (построения В и В1) в мелодии допускается появление четвертной длительности, в то время как на конец построения в ритме пляски приходятся две шестнадцатые, которые как бы стимулируют дальнейшее движение. Однако в последующих строфах исполнители прибегают к уже показанному выше приему стимулирования движения, подкрепляя дробный ритм пляски в концах построений ритмической фигурой дробления в мелодии.
Ритмическое соотношение голосов по вертикали в местных песенных ансамблях позволяет говорить о высокой степени скоординированности пения сельских мастеров, тонко чувствующих не только звуковысотную, но и ритмическую связь между отдельными голосами песни. Нам видится, что одним из основных организующих моментов исполнения является ритм пляски, который закреплен в сознании исполнителей как что-то безусловное и ощущаемый ими в любой момент пения (даже, если он не воспроизводится реально, например, когда исполнители поют сидя).
Очевидно, здесь сказывается изначальная неразрывность многих местных хороводных и свадебных песен с движением, пляской. (Нам не раз приходилось наблюдать, как певицы во время записи с трудом сдерживали свое желание поплясать и могли совершенно точно, не сбившись с ритма, начать пляску в любой момент звучания песни.) Подобное органичное ритмическое ощущение позволяет исполнителям в одних случаях выбирать единый ритмический рисунок, подчеркивая тот или иной момент в песне, или строить соотношение голосов по принципу контраста. Так, например, в песне «Да как по лугу лужочку» с. Выезжее Ивнянского района Белгородской области методично повторяемый почти всеми голосами пунктирный ритм дает сильный энергетический импульс, совпадая с лихими «соскоками» (резкими ударами по земле обеими ногами) пляшущих (№ 6).
Ярким примером разнообразия ритмической трактовки одного напева разными участниками ансамбля в многоголосном распеве может служить ритмический рисунок песни с. Крупец Беловского района Курской области «За речкою огни горят, а все дерновые» (№ 41), зафиксированный средствами многомикрофонной записи. Ритмическое развитие песни от начала запева приводит ее к пику ритмической напряженности, который приходится на 5-6 такты, соответствующие припевным словам. Ритмический узор ни одного из шести голосов не повторяется, а вместе они создают общую богатую и прихотливую полифоническую картину.
Источник