Камни для японского пруда

Подписка


Рубрика: Ландшафт › Водоемы › Виды, выбор
Дата: 2012-02-18 20:13:28
Неповторимая философия Востока нашла свое отражение и в ландшафтном дизайне. Именно поэтому тем, кто хочет создать сад в японском стиле необходимо заранее знать основные нюансы его обустройства. Прежде всего, необходимо учитывать, что основной целью, с которой создаются такие сады, являются не прогулки, а возможность уединиться и созерцать природную красоту окружающих пейзажей. Чтобы достичь этого используются различные приемы и материалы, однако одно из фундаментальных значений уделяется воде и различным видам водоемов. При этом очень часто используются контраст различных настроений воды – от практически бесшумных водоемов до звонких водопадов.

Пруд в японском стиле

Пруд является одной из наиболее распространенных форм водоемов в садах, которые оформлены в японском стиле. К основным его характеристикам можно отнести отсутствие правильных геометрических форм и максимальную приближенность к форме и строению природных водоемов. Береговая линия таких прудов очень часто оформляется красивыми камнями. Стоит отметить, что при выборе оформления такого водоема необходимо руководствоваться ассиметричным расположением предметов. Так, к примеру, эффектным дополнением для пруда может стать фонарь на его берегу, который будет отлично сочетаться расположенными вдоль прибрежной линии красивыми камнями. Чтобы уравновесить композицию на противоположном от светильника берегу может быть посажен высокий кустарник.

Еще одной особенностью прудов в данном стиле является присутствие одного или нескольких островков, расположенных по центру пруда. Такой островок может быть оформлен в виде журавля или черепахи, которые являются символами большой продолжительности жизни. Стоит отметить, что такой островок по желанию можно соединить с берегом мостиком. Такой мостик может быть пошаговым (в таком случае он выполняется из объемных камней), деревянным, выгнутым в форме дуги или зигзагообразным. Островки, к которым нет прохода, почитаются в японской культуре больше всего, так как они символизируют бессмертие и почитаются, как священное место сада. Согласно верованием их созерцание способно положительно повлиять на продолжительность жизни.

Также в качестве варианта водоема в саду, оформленном в восточном стиле, может быть пруд, установленный по центру площадки, через который проходит дорожка из камней. Однако для осуществления такого дизайнерского решения необходим пруд, который имеет бассейн с бетонным основанием.

Особенности водопадов и фонтанов в восточном ландшафтном дизайне

Водопад является практически неотъемлемой частью садов в японском стиле. По своему внешнему виду они представляют собой большой валун или камень, с которого ниспадает вода, в то время как вдоль русла расположены камни меньших размеров. Основное предназначение этого декоративного элемента сада – атмосфера умиротворенности и единства с природой. Однако при выборе места для его расположения обязательно необходимо учитывать, что он должен находиться как можно дальше от дома, чтобы шум воды в нем не был слышен.

Стоит отметить, что при выборе русла для такого водопада необходимо предусмотреть для него хотя бы 3% уклон. В зависимости от типа падения воды данные водопады можно поделить на несколько разновидностей: с одно- и двухступенчатым падением, в виде полотна и с нитевидным или многоструйным падением. В основе каждого из этих видов – специфическая расстановка камней и их дизайн (об угловатые камни струя будет разбиваться, а круглые – она будет обтекать). Когда камни расставлены в необходимом порядке в верхней части водопада высаживаются различные растения, которые подчеркивают его очарование.

Хотя для традиционного японского сада не характерно использование обычных фонтанов, однако в последние годы довольно популярным дизайнерским решением является обустройство фонтанов с ночной подсветкой, которые бьют из глубины пруда. Кроме того, при оформлении сада можно использовать фонтаны в виде небольших каменных скульптур.

Одними из наиболее распространенных являются водоемы для мытья рук. Для его расположения необходимо выбрать ровное место, с которого должен открываться вид на центральную часть композиции сада. По своему внешнему виду такой водоем представляет собой каменную чашу, вода в которую поступает через бамбуковую трубку. Дополнением к нему всегда служит расположенный рядом ковш, который имеет длинную ручку и служит для зачерпывания воды. Еще одним украшением сада в японском стиле может стать также еще один элемент – специальная конструкция, которая являет собой бамбуковую трубку, которая, когда наполняется водой – ударяется об камень, издавая при этом достаточно необычный звук.

Строительный портал о ремонте АллРемонт для Москвы и всей России Сайт предназначен для тех кто задумал сделать ремонт своими руками…

Источник

Камни в японских садах

Камень – это единственное, без чего не бывает японского сада. Он может быть без японских фонарей, без цукубай, без настоящей воды, и даже без растений. Но вот без камня – нет.

Сад храма Хасэдэра, Камакура

Любовь японцев к камням началась еще с эпохи неолита. Древние люди считали, что в них обитают божества. Большие уникальные камни (ивакура) опоясывали специальной веревкой (симэнава). Ограждалось и священное место (ивасака), где они стояли.

Священный камень ивакура, Киото

Священный камень ивакура, сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

Читайте также:  Названия бассейнов для плавания

Со временем к почитаемому камню люди стали добавлять другие. А затем и вовсе всю композицию строить из принесенных камней. Так начал зарождаться японский сад.

С приходом буддизма в Японии появляется образ горы Меру (Сумисэн), через которую проходит ось Вселенной, и от которой кругами отходят семь золотых горных хребтов и восьмой железный. Между горами – океаны, где плавают острова. Эта индийская концепция устройства мира нашла свое отражение в японских садах. Так, большой камень, изображающий Меру, водоемы (океан), камни (девять гор), острова – все это прочно вошло в основы дизайна японского сада, отражая идею достижения Нирваны путем медитации.

Иногда в саду можно увидеть лишь образ самой горы Меру.

Гора Меру, сад храма Мэйгэцу-ин, Камакура

Но часто встречается целая композиция камней Сумисэн, имитирующая архипелаг. В ней, как правило, должны находиться как вертикальные, так и горизонтальные камни, самый высокий из которых располагают ближе к центру — он символизирует священную гору Меру.

Сумисэн, сад храма Корин-ин, Киото

Помимо индуистской космологии, огромное влияние на японские сады оказали даосские мифы. В частности, китайский миф о пяти островах, на которых обитали люди, достигшие бессмертия и жившие в полной гармонии. Острова находились на спинах огромных черепах, а бессмертные летали вокруг горных вершин на журавлях. Правители, желая попасть на эти острова и стать бессмертными, отправляли на их поиски множество экспедиций, целью которых было получить эликсир бессмертия, но все они не имели успеха. И тогда китайский император Ву решил заманить бессмертных к себе, для чего построил у себя сад, напоминающий волшебные острова, надеясь таким образом заманить бессмертных к себе. В саду было озеро с четырьмя островами, на каждом из которых стоял дворец. На берегу озера император установил платформу, на которой планировал общаться с бессмертными.

В Японии этот миф пользовался большой популярностью. Но пять островов японцы соединили в один, Хорай (кит. – Пэнлай). В садовой архитектуре это может быть остров, гора или даже камень Хорай.

Остров Хорай в саду Коисикава Коракуэн, Токио

На священный остров не могут попасть простые смертные, поэтому он никак не соединяется с материком. Однако, как всегда, из правил есть исключения. Например, в саду замка Нидзё к острову Хорай проложены каменные мосты. Это отражает фундаментальное переосмысление использования древнего мифа в садовом дизайне XVII века. Остров Бессмертных уже не кажется таким уж недоступным и далеким для простых людей, особенно когда речь идет о таком даймё, как Токугава Иэясу.

Остров Хорай в саду Ниномару, замок Нидзё, Киото

Два моста к острову Хорай, сад Ниномару, замой Нидзё, Киото

Выдающийся ландшафтный дизайнер Мирэй Сигэмори посвятил этому мотиву один из своих прекрасных садов.

Сад Сёфу-эн (Хорай-тэй) святилища Мацуо-тайся, Киото

Черепаха и Журавль стали символами долголетия. А священные острова – пожеланием хозяину вечной жизни и блаженства.

Остров черепахи в саду храма Кэнтё-дзи, Камакура

Остров журавля в саду Сэйрю-эн, Киото

Острова черепахи и журавля в саду храма Дзуйсэн-дзи, Камакура

Надо отметить, эти острова могут быть абсолютно разные по размерам и форме. И далеко не всегда эти мифические животные легко читаются. Иногда для того чтобы их увидеть, нужно напрячь воображение. Это следует учесть, если вы захотите поставить остров Черепахи или Журавля в своем саду. Часто слишком похожие образы делают сад, скорее, европейским, нежели японским. В японском саду нужен намек, побуждение к включению воображения, а не готовая картинка.

Остров черепахи в саду храма Сайхо-дзи, Киото

Остров журавля в саду храма Сайхо-дзи

Оба этих мифа – индуистский об устройстве Вселенной и даосский об островах Бессмертных — нередко путают и смешивают. Однако они имеют различное происхождение, а также разные цели и пути достижения желаемого.

Во второй половине XI века появился первый трактат-руководство по садовой архитектуре – Сакутэйки. Большое внимание в нем уделялось расположению камней, особенно триадам. В тексте различают два вида каменных триад: горизонтальные и вертикальные. Как уже понятно из названия, первая компоновка камней по три происходит в горизонтальной плоскости.

Сад храма Санзэн-ин, Охара

Сад храма Тайзо-ин, Киото

Вторая носит название Сандзонсэки и представляет собой буддистскую триаду, скомпонованную по вертикальному признаку: большой камень в центре, два поменьше – по бокам от главного камня-Будды.

Сад Комё-ин храма Тофуку-дзи, Киото

Интересно, что в саду Комё-ин Сигэмори Мирэй поставил сразу три буддистские триады, и они сами образуют между собой треугольник.

Сад Комё-ин храма Тофуку-дзи, Киото

Как правило, Сандзонсэки делают из высоких камней. Однако и здесь бывают исключения. Так, в знаменитом саду мхов храма Сайхо-дзи буддистская триада состоит из трех камней небольшого размера, и, не зная об этом, ее легко пропустить.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

В Сакутэйки особенно отчетливо видно, насколько трепетно японцы относятся к камням. Камни рассматриваются не как некая материя, а как нечто одушевленное, особенное, к чему нужно относиться с уважением и любовью. Прежде чем начать устанавливать камни, садовник должен достичь внутренней тишины и пустоты. Только в этом состоянии он может услышать «просьбы» камней. Затем их нужно принести в сад, вертикальные поставить головой вверх, а горизонтальные положить лицом вверх, и только после этого распределять по саду.

Читайте также:  Готовые проекты бассейнов с саунами

Именно в Сакутэйки впервые упоминается термин, означающий сухую горную воду – карэсансуй. Однако до определенного времени это понятие использовалось лишь для небольших каменных композиций, встречающихся в больших садах с прудом и островами.

Особую роль приобретают камни во времена Камакура и Муромати – длительного периода конфликтов и войн. Именно тогда появляется карэсансуй, или сухой ландшафтный сад. Его строгая архитектура отражает вкусы самураев и дзэн-священников, которым нужен был не сад для удовольствия, а сад как объект созерцания и медитаций.

Сначала в нескольких храмах создаются сухие водопады. Один из первых — сухой водопад в храме Сайхо-дзи. Считается, что автором этой работы был священник, мастер дзэн, Мусо Кокуси.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

Он же был настоятелем монастыря Тэнрю-дзи, где построен другой замечательный сухой водопад. Правда, автором был уже не сам Мусо Кокуси.

Сад храма Тэнрю-дзи, Киото

Еще один сухой водопад есть в храме Гинкаку-дзи.

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

Там же впервые в истории японского сада был использован песок для создания океана и горы (платформы для любования луной). В этом плане Гинкаку-дзи стал предвестником сухого пейзажа карэсансуй.

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

Примером чистого карэсансуй, конечно же, является знаменитый сухой сад храма Рёандзи. Он совершенно лишен растительности, не считая островков мха. Пятнадцать камней сгруппированы по три, пять и семь и расположены на расчесанном волнами гравии. Сад не имеет ничего общего с садами для удовольствия, он предназначен исключительно для медитаций. Глядя на камни, человек погружается в мир небытия, пустоты, он буквально сливается с садом, ощущая себя частью этого большого мира.

Сад храма Рёан-дзи, Киото

Сухой пейзаж приобретает большую популярность. Священников дзэн и самураев, чья жизнь может оборваться в любой момент, интересует не смена времен года и не достопримечательности, а глубокие тайны человеческого бытия и природы. На первый план выходят абстрактные композиции, пустое пространство, многослойная символика. Такие сады имеют огромное значение в истории японского сада, так как могут считаться исконно японскими. Если все остальное, в той или иной форме, пришло из Китая и Кореи, то сухие сады были и остаются истинно японскими садами.

Сухие сады можно увидеть как на больших территориях, так и в маленьких закутках перед храмовыми зданиями.

Сад Юси-эн, Мацуэ

Сад храма Хококу-дзи, Камакура

Иногда там почти нет камней, лишь рябь из песка, помогающая настроиться на медитацию.

Сад храма Энтоку-ин, Киото

А иногда роль камней играют растения. Как, например, в саду Сёдэн-дзи, автором которого является Кобори Энсю.

Сад храма Сёдэн-дзи, Киото

Самый большой сад камней в Японии (2349 кв. м.) находится высоко в горах, в храме Конгобу-дзи. Он представляет собой пару драконов, выплывающих из моря облаков, чтобы защитить храм. Здания храма находятся в центре, а сад буквально обтекает их со всех сторон. Из-за этого практически невозможно сделать фото, чтобы туда вошло все. Разве что сверху. Поэтому мне пришлось разбить этот сад на части. Вот Дракон поворачивает за угол, а на следующем снимке – его продолжение.

Сад камней Банрю-тэй храма Конгобу-дзи, Коясан

С другой стороны навстречу первому Дракону плывет второй Дракон.

В том же Конгобу-дзи есть еще один сад камней, на этот раз маленький, вдоль прохода. Стоит отметить здесь цвет камней. Многие думают, что камни в японском саду должны быть исключительно серые или черные. На самом деле японцы используют широкую палитру цветов, иногда даже в одном саду можно увидеть и серые, и красные, и зеленые камни. Главное — найти тот баланс, при котором все это будет сочетаться, а не выглядеть китчем.

Сад храма Конгобу-дзи, Коясан

По саду камней ходить нельзя, ведь отсыпка символизирует воду. Если проход предусмотрен идеей, нужно проложить дорожку.

Сад храма Дзёмё-дзи, Камакура

Сухие пейзажи популярны и по сей день. В одних случаях они имеют философское значение: расположение и форма камней, отсутствие растений, рисунок на гравии вызывают различные ассоциации и мысли у посетителей. Часами можно смотреть на такие картины и медитировать. В этом случае более уместен светлый цвет отсыпки, символизирующий чистоту, святость.

Сад храма Тисяку-ин, Киото

Впервые карэсансуй возник в Киото, и для этих целей брали песок из Сиракава, который был выветрен из гранита и омыт речной водой. Этот песок был чрезвычайно чистым и белым, что соответствовало концепции сухого сада времен Муромати.

В других садах гравий просто играет роль настоящей воды (если по каким-то причинам водоем не предусмотрен), и тогда предпочтительнее использовать более темные цвета (лучше – серый), чтобы подчеркнуть сходство с ручьем или водоемом.

Парк Маруяма, Киото

Читайте также:  Плавательный бассейн правила посещения

В сухих ручьях можно использовать как мелкую, так и крупную гальку. Иногда даже нам встречались довольно большие и грубоватые камни.

Сад храма Дзёмё-дзи, Камакура

Таким образом, камни – очень важные, и, можно сказать, самые главные элементы японского сада. От того, как мы подберем и расставим их, зависит, каким будет и эстетическое восприятие, и философское наполнение сада или уголка в японском стиле.

Лучше всего использовать не валуны, а так называемые «рваные» камни, или окол. В горах Японии преобладают твердые, кристаллические породы, часто со сколами и трещинами.

Камень в саду храма Гинкаку-дзи, Киото

Округлые гладкие формы камней ассоциируются, скорее, с водой, и более уместны на берегах водоемов или же в самом пруду.

Сад Мурин-ан, Киото

Сад музея Адати, Мацуэ

Хотя все же чаще японцы предпочитают более грубые камни, даже в воде.

Парк Маруяма, Киото

Различные отмели можно сделать из крупной гладкой гальки.

Сад Сэйрю-эн, Киото

Сад Коисикава Кораку-эн, Токио

Конечно, для того чтобы расставить камни естественным образом, как они располагаются в природе или как это мастерски делают японцы, нужна практика и чутье. Но для начала неплохо усвоить несколько правил, часть которых описана еще в древнем трактате Сакутэй-ки.

Прежде чем ехать покупать камни, необходимо решить, какие вам нужны. Для этого нарисуйте план, а затем выходите с ним в будущий сад. Нужно смотреть и представлять себе, какой камень на каком месте понадобится. Попутно записывайте себе приблизительные размеры и форму камня. Я использую для себя определенные названия-характеристики, которые помогут потом увидеть нужный камень при покупке. Это могут быть вертикальные скалы, плоские, горки, подпирающие, камень-лодка, камень-скамейка, дракон, карп, уступ в скале и т. д. Названия могут быть самые разные, понятные только вам.

Камень-лодка в саду Ниномару, Киото

Камень в саду храма Хасэдэра, Камакура

Частный сад в Киото

После этого можно приступать к поиску и покупке камня. Если территория большая, и камней требуется очень много, я выбираю основные акцентные камни, и добавляю к ним определенное количество «поддержки», или вспомогательных камней.

Начинать расстановку камней нужно с этих главных камней. Именно они определят местоположение своих компаньонов. В группах не следует совмещать элементы одинаковой формы и размера. Необходимо следить, чтобы количество камней в группах было строго нечетным.

Камни должны составлять неравнобедренный треугольник. Это касается как триад, так и более масштабных композиций. Так же и сами группы хорошо будут смотреться в неравнобедренном треугольнике.

Сад храма Сайхо-дзи, Киото

Сад храма Тисяку-ин, Киото

Сад музея Адати, Мацуэ

Следует избегать симметрии и нахождения камней на одной линии. Проверять это нужно не с одной видовой точки, а с разных сторон.

Очень важна устойчивость камня. Причем, не только с точки зрения безопасности, но и для визуального восприятия. Будьте готовы, что многие камни придется прилично закопать в землю. Учитывайте это при выборе размера. Небольшие камни тоже необходимо чуть-чуть прикопать. Тогда будет полное ощущение, что они здесь всегда находились, а только что привезены и брошены на землю.

Камень в саду Хасимото Кансэцу, Киото

Подчеркнуть красоту одиночного камня можно небольшим красивым растением.

Вообще, камни, окруженные растениями, встречаются в Японии буквально повсюду. Это смотрится поистине великолепно, хотя и требует некоторой сноровки при стрижке растений.

Сад Сёфу-эн (Кёкусуй-тэй) святилища Мацуо-тайся, Киото

Сад храма Сисэн-до, Киото

Сад Ёко-эн храма Тайзо-ин, Киото

Другое впечатляющее зрелище – подпорные стенки из камней, переплетенных с растениями.

Улица в Яматокорияма

Сад музей Нэдзу, Токио

Сад Хаппо-эн, Токио

Кстати, японцы огораживают камнями буквально все. Такой метод подойдет, если нужно разграничить, например, отсыпку и почвопокровные растения, или два вида покрытий. Камни помогают земле на небольших возвышенностях не расползаться после сильных дождей, пока разрастаются растения. В зависимости от назначения, такие ограждающие камни могут быть относительно крупными и разными по форме.

Сад храма Тайзо-ин, Кото

Вход в парк Тодзё, Токио

Или же подобранными приблизительно под один стандарт.

Сад храма Сисэн-до, Киото

Сад храма Гинкаку-дзи, Киото

Встречаются даже округлые камни, уложенные в ряд.

Сад Ёсики-эн, Нара

Ну и, конечно, наиболее важное значение камень имеет при устройстве ручьев и водопадов. Довольно распространенный метод выкладывать каскады плоским камнем совершенно не подходит для японского сада. Если вы решили сделать ручей или водопад, хорошо изучите работы японских мастеров, обратите внимание, какие камни они используют, как их укладывают и обрамляют растениями.

Сад Мурин-ан, Киото

Сад музея Адати, Мацуэ

Сад храма Санзэн-ин, Охара

Водопад в саду Ниномару, замок Нидзё, Киото

Водопад в саду Ёко-эн храма Тайзо-ин, Киото

Водопад в саду Юси-эн, Мацуэ

Водопад в саду храма Тисяку-ин, Киото

anshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00

Источник

Оцените статью