- Методическая разработка Календарь народных летних праздников (для использования в летний оздоровительный период) Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н. методическая разработка по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Летние славянские праздники
- Летние славянские праздники
- С 19 по 24 июня — Русальи Дни
- 21-22 июня — Купала
- 29 июня — Сварогов День
- 5 июля — Именины Месяца
- 12 июля — День снопа Велеса
- 19 июля — Летнее Макошье (Летние Мокриды)
- 2 августа — Перунов День
- 14 августа — Медовый Спас
- 19 августа — Яблочный Спас
- 8 августа — Стрибогов день
- 15 августа — Ладино Полетье
- 16 августа — Хлебный Спас
- 18 августа — Хорояр
- 22 августа — Именины Лешего
- Какой Сегодня Праздник
Методическая разработка Календарь народных летних праздников (для использования в летний оздоровительный период) Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н.
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка предназначена для воспитателей и муз. руководителей для работы в летний период, чтобы познакомить детей с народными летними праздниками.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарь народных летних праздников
(для использования в летний оздоровительный период)
Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н.
Цель: Познакомить детей с народными летними праздниками, приобщить их к истокам русской народной культуры, привить любовь к родному краю.
Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки детей, способствовать сплочению коллектива.
Познавательное развитие: Расширить представление детей о русской народной культуре, обрядах
Речевое развитие: Расширить словарный запас, работать над дикцией.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие, музыкальные, способности детей, прививать любовь к русской народной музыке
Физическое развитие: Развивать физическую активность.
Рекомендации для воспитателей
Семик (Зелёная неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник.
Считалось, что на Семик русалки появляются на берегах рек , в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев
Обрядовая трапеза — яичница, пироги, каша.
Водить хороводы, плести венки, привязывать ленточки к берёзке.
Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви.
На Троицу поминали предков.
Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка украшение зеленью домов
Собирать букеты, хороводные игры.
Праздник летнего солнцеворота.
Существуетлегенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника;
Купальские праздники завершали пору языческих свадеб.
Разжигание огня, прыжки через костёр,
поверия, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купала обладают чудодейственной силой; гадания на букетах о свадьбах,
смельчаки искали цветущий папоротник.
Прыгать через воображаемый костёр, подвижные игры.
День семьи, любви и верности
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака.
К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.
После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви.
Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно.
Игры с водой, хороводные игры.
В древности праздник этот посвящался солнцу. Существовало предание, что утром солнце «играет».
Еще со времен древних принято было устраивать гулянья, непременным атрибутом которых были качели — выше взлететь к солнышку. Гулянья оканчивались общей трапезой.
Заклички для солнышка, качание на качелях, хороводные игры.
Славный пророк Илия почитался нашими предками распорядителем и благодетелем грозных сил природы, особенно молний и грома
С Ильина дня воды стынут – конец купанию.
На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью.
Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи. Считалось, что в диких животных вселяются злые духи, и только гром Ильи Пророка может прогнать их. Также в этот день старались не пускать в дом собак и кошек — говорили, что это может привлечь к избе молнию.
Подвижные, хороводные игры.
14 августа – Первый Спас -Медовый.
«Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». Так в церкви принято именовать Христа за спасение человеческого рода.
Начало сбора меда на пасеках.
Принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.
Хороводные игры, угощение медовыми пряниками.
19 августа –Второй Спас — Яблочный
Начинается сбор урожая в садах.
В этот день впервые разрешалось есть яблоки, которые символизировали жизненную силу, красоту, вечную молодость,
пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей,
наблюдали в этот день заход солнца. Выйдя вечером на пригорки, пели песни и плясали.
Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки
Хороводные игры, песни, угощение яблоками .
29 августа – Третий Спас — ореховый
Этот праздник символизировал начало сбора лесных орешков, иначе называемый еще хлебным, поскольку в это время завершалась жатва
в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая.
Принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой.
Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать.
На каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей.
Хороводные игры, угощение орехами .
Успение — важнейший праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени.
После окончания жатвы устраивались складчины – коллективные пиры, продолжавшиеся до недели. Устраивались ярмарки, торжки
Повсеместно было в обычае оставлять на пороге горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом.Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль, варили пиво, пекли пироги и сзывали родных и соседей на пир.
начиналась заготовка ранних запасов впрок.
Источник
Летние славянские праздники
Лето является самым радостным и красочным временем года. В эту пору мы радуемся солнцу и теплым дням. Узнайте, какие народные праздники отмечают летом.
Летние славянские праздники
С 19 по 24 июня — Русальи Дни
С 19 по 24 июня проходят Русалии — Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». Глиняный календарь IV в. тоже определяет особую неделю непосредственно перед днем Бога Купалы — 19-24 июня (включая в нее и день Купалы). Читайте Далее ›
21-22 июня — Купала
Великий праздник Купала приурочен ко дню летнего солнцеворота (солнцестояния).
Солнцестояние — момент времени в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь. В году два солнцестояния — зимнее и летнее. Читайте Далее ›
29 июня — Сварогов День
29 июня отмечается Летнее Сварожье (Сварогов День). В этот день совершается чествование Небесного(Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары… Этот один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолетности будней зачастую проходит мимо нас. Читайте Далее ›
5 июля — Именины Месяца
Именины Месяца — праздник, отмечаемый 5 июля и посвящённый чествованию ясного Месяца и его Покровителей — Рогатого Отца-Велеса и Луноликой Матери-Мары. Месяц, согласно народным представлениям, это: Велесова Ладья (Ладья Мёртвых, на которой Вещий Бог переправляет души умерших на «тот свет» — в Навь), Серп Мары (котором Она рассекает Нити Живы — Нити жизней), Навья Чара (коя половину месяца наполняется, а другую половину источается), рога Небесной Коровы и т.п. Читайте Далее ›
12 июля — День снопа Велеса
12 июля отмечается День снопа Велеса — дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено: «Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой!». В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса. Читайте Далее ›
19 июля — Летнее Макошье (Летние Мокриды)
19 июля отмечается Летнее Макошье (Летние Мокриды) — Святодень Макоши-Мокрины. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, и небудет орехов — все по вымокнут». День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь». Читайте Далее ›
2 августа — Перунов День
2 августа — великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей.
Христиане отмечают Ильин День по новому стилю. В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина Дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные». «Илья Пророк — косьбе срок» — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва, «Илья пришол в воде льдинку нашел» — по поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела. Читайте Далее ›
14 августа — Медовый Спас
14 августа отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. Читайте Далее ›
19 августа — Яблочный Спас
19 августа справляют Яблочный Спас — этот языческий праздник имеет как поверхностно-бытовой, так и глубинный философский смысл.
Согласно древнему аграрному календарю с середины августа начинается сбор яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, а до этого дня есть садовые яблоки было нельзя. Читайте Далее ›
8 августа — Стрибогов день
Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. Читайте Далее ›
15 августа — Ладино Полетье
15 августа начиналось Ладино полетье — «молодое бабье лето», череда святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета.
«Бабье лето» — период тёплой сухой погоды в преддверии осени. Оно наступает после значительного похолодания, и может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих только 1 раз в год. Продолжительность погожих дней «бабьего лета» бывает различная, также как и время его начала. Читайте Далее ›
16 августа — Хлебный Спас
В земледельческом календаре третий Спас 16 августа называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. В большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Читайте Далее ›
18 августа — Хорояр
18 августа отмечается праздник “Хорояр” — день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, у индусов Pratyusa и Usa. В Велесовой Книге (II 4г) есть упоминание “его жь рещемо Перун, Дажбо, Хор а Яр, и ины имены”, то есть “его (свет) же мы называем Перун, Дажьбог, Хор и Яр, и иными именами”. В калужской губернии в этот день ещё в первой половине XIX века селяне приносили “некоему языческому божеству Хораяру” в жертву коня. Да и вообще весь день проводили со своими лошадками. Купали их в реке, гривы украшали лентами, окропляли т.н. “святой водой”. Читайте Далее ›
22 августа — Именины Лешего
22 августа Именины Лешего — Чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. По поверьям, в ночь Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. Читайте Далее ›
Понравилась статья — Поделитесь с друзьями в соцсетях
Какой Сегодня Праздник
Источник