Грузооборот российских портов Балтийского бассейна в цифрах
Балтика исторически занимает одну из наиболее значимых позиций во внешней торговле России: через балтийские морские ворота осуществляется традиционный экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. В акватории Балтийского моря расположено шесть российских грузовых морских портов, общий грузооборот которых в 2016 году составил 236,6 тыс. тонн: Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Наиболее крупными объектами балтийского анклава являются три порта побережья Финского залива: универсальные порты Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга и нефтеналивной порт Приморск, которые в последние годы демонстрируют стабильную динамику увеличения объемов перевалки грузов, согласно своей мультиспециализации.
В торговом порту Усть-Луга, лидирующем в рейтинге российских портов балтийского анклава по результатам прошлого года, перевалка наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (руда, уголь, кокс, минеральные удобрения и пр.) грузов составляет 97% от всего оборота порта. В 2016 году МТП Усть-Луга осуществил наибольший среди российских портов Балтики грузооборот — 93 362 тыс. тонн.
Перевалка навалочных грузов по отношению к 2015 году выросла на 10% (27,7 тыс. тонн), что составило 30% от общего грузооборота. В данной категории грузов, помимо угольной продукции, наблюдалось увеличение объемов перевалки минеральных удобрений (68%) и руды (96%): порт перевез на 1,2 млн тонн минеральных удобрений и на 120 тыс. тонн руды больше, чем в прошлом году.
Общее количество обработанных наливных грузов также возросло на 6% — почти 62,5 тыс. тонн, половина из которых относится к нефтепродуктам. В 2016 году морской торговый порт Усть-Луга осуществил 40% российских грузоперевозок в балтийском бассейне, в том числе перевалив 63% всего угля, руды и кокса, перевезенных через российские порты данного региона.
В работе Большого порта Санкт-Петербург наиболее заметно направление контейнерных перевозок, доля которых составила 43% от общего объема перевозок через порт, а также 92% от общего количества контейнерообработок среди морских торговых портов Балтики — 20 811 тонн (1 745 182 TEU), что на 5% выше прошлого года: 20,8 тыс. против 19,8 тыс. тонн. Почти 60% приходится в основном на перевалку генеральных, наливных и навалочных грузов.
Объем генеральных грузов, к которым относятся черные и цветные металлы, металлолом, тарно-штучные и рефгрузы, в Большом порту СПб достиг в прошлом году показателя в 12 тыс. тонн, что на 2% больше объемов аналогичных грузов, обработанных в 2015 году, и составляет 84% от общей доли переваленных балтийскими портами грузов данной категории. Грузооборот наливных грузов, проходящих через Большой порт, продолжает снижаться: в 2016 году было перевезено 6,5 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей 2015 года. Подобная ситуация наблюдается и в области перевозки навалочных грузов, объемы которых упали на 12%,— исключением является руда, грузооборот которой вырос на 3%.
Узкоспециализированный нефтеналивной порт Приморск демонстрирует рост грузооборота: +8% по сравнению с данными за 2015 год. В процентной доле общего объема перевозимых через Приморск грузов 79% приходится на нефть, что составляет 62% от российского нефтяного грузооборота Балтики, причем данный показатель в 2016 году вырос на 2%. Перевозка нефтепродуктов, напротив, снизилась на 700 тонн (5%).
Порт Высоцк, выполняющий грузоперевалку угля, кокса и нефтепродуктов, в среднем снизил свои показатели на 2%: объемы наливных грузов уменьшились на 849 тонн, но оборот навалочных стабильно увеличивается — +8%. Грузооборот порта в 2016 году составил 7% (17 101 тонну) от общего объема грузов, перевезенных через российские порты в Балтике.
В порту Выборг отмечается значительное снижение показателей — на 11%. По всем направлениям, за исключением превалирующих навалочных и отдельно тарно-штучных генеральных грузов, объемы упали: наливные — на 13%, лесные — на 48%, насыпные вовсе в 2016 году через данный порт не перевозились. Говоря о категориях, в которых отмечен рост, стоит сказать о 14-процентном увеличении объемов угольной продукции, составляющей 45% от общего грузооборота Выборга.
Через порт Калининград в 2016 году стали больше перевозить навалочных и насыпных грузов: +8% и +5% соответственно. На данные показатели повлияла увеличившаяся перевалка угля (+38%) и сахара (65 тонн в сравнении с 16 тоннами в прошлом году). Категория продуктовых товаров (зерно, сахар и прочие насыпные грузы) является преобладающим направлением порта Калининград, составляя более трети от всего грузооборота, снизившегося в 2016 году на 8%. За прошлый год порт перевез 5% от всех грузов, прошедших через отечественные порты в Балтийском бассейне.
Одной из косвенных причин высоких показателей грузооборота, осуществляемого российской тройкой ведущих портов Балтийского бассейна, можно назвать изменение транспортной политики России в отношении транзита российских грузов через порты других государств. В 1990-е и 2000-е годы перевалка российских грузов по Балтийскому бассейну велась в основном транзитом через крупнейшие порты Латвии, Литвы и Эстонии — Лиепаю, Клайпеду, Таллин и другие. Но в 2015 году, в связи с введением Россией торговых санкций по отношению к ряду европейских стран и США, а также в рамках «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», исполняемой ФГУП «Росморпортом» с ноября 2010 года, начала осуществляться переориентация транзита на отечественные порты.
Стратегия включает в себя ряд мер, направленных на «формирование конкурентоспособной на международном уровне инфраструктуры морских портов и оказание комплекса портовых услуг, полностью отвечающих потребностям российской экономики в торговле и транспорте». В число потребностей входит наращивание мощностей и их эффективности, решение социальных задач (обеспечение занятости, повышение уровня жизни портовых работников, проведение природоохранных мероприятий). Кроме того, проводится пересмотр тарифной политики грузоперевозок посредством железнодорожного транспорта, что также способствовало динамике отечественных грузоперевозок.
Говоря о ближайших перспективах развития балтийских портов России, стоит дополнительно отметить государственный план, опубликованный 17 июня 2017 года на официальном сайте правительства России, в котором сообщается, что до 2020 года будет реализовано распоряжение Министерства транспорта РФ по налаживанию паромного сообщения между портами Калининград и Усть-Луга. Железнодорожная паромная линия будет реорганизована и оснащена тремя новыми паромами.
По данным издания gudok.ru: «Согласно плану, в июле Министерство экономического развития РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) должны подготовить директиву Правительства РФ об определении позиции для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) по вопросу участия в специальной проектной компании для реализации проекта строительства и эксплуатации паромов. В августе совет директоров ОАО “РЖД” рассмотрит проект решения об участии общества в проектной компании с долевым участием в размере не менее 25% плюс одна акция. Не позже чем в сентябре специальная проектная компания должна быть создана, о чем должно быть сообщено Правительству РФ. Ответственными исполнителями этого пункта плана правительство определило Минтранс РФ, ОАО “РЖД” и ООО “Пола Менеджмент”. Строительство и эксплуатация паромов будут осуществляться на основании концессионного соглашения».
Данные меры, по прогнозам экспертов, обеспечат увеличение оборота грузов различных категорий на направлении Усть-Луга — Балтийск, а также приведут к расширению линейки грузов и переоборудованию обоих портов, в частности, к закупке новой техники в соответствии с характером обрабатываемой продукции.
В целом, перевалка грузов через российские порты Балтийского бассейна в 2016 году выросла на 3% в сравнении с результатами 2015 года, когда сложная экономическая ситуация, нехватка инвестиций и усиление санкционных мер комплексно замедляли наращивание объемов оборота сухих и наливных грузов.
Источник
Тест с ответами: “Транспорт России”
1. Первое место в России по грузообороту занимает … транспорт:
а) трубопроводный +
б) железнодорожный
в) автомобильный
2. Самый дорогой вид транспорта:
а) морской
б) авиационный +
в) автомобильный
3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в РФ на:
а) севере
б) востоке
в) западе +
4. Главное преимущество автомобильного транспорта:
а) он мобильный +
б) он берет много груза
в) это сезонный вид транспорта
5. Главная железнодорожная магистраль РФ:
а) Байкало-Амурская
б) Печорская
в) Транссибирская +
6. Самые дешёвые перевозки:
а) автомобильные
б) морские +
в) железнодорожные
7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу:
а) автомобильного
б) трубопроводного
в) авиационного транспорта +
8. Большую долю флота России составляет…флот:
а) рыболовный +
б) ледокольный
в) пассажирский
9. Самый крупный порт на Балтике:
а) Мурманск
б) Калининград
в) Санкт-Петербург +
10. Первое место в грузообороте принадлежит портам:
а) Черноморского бассейна
б) Тихоокеанского бассейна +
в) Балтийского бассейна
11. Северный морской путь начинается от порта:
а) Мурманск +
б) Архангельск
в) Санкт-Петербург
12. Самый большой объём перевозок грузов имеет порт:
а) Новороссийск
б) Санкт-Петербург +
в) Находка
13. Основной судоходный речной бассейн России:
а) Волго-Камский +
б) Амурский
в) Ангаро-Енисейский
14. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация:
а) железнодорожного транспорта
б) автомобильного транспорта
в) авиационного транспорта +
15. Какая из приведённых характеристик служит для работы изменения транспорта:
а) грузооборот +
б) скорость
в) протяжённость
16. Какой из перечисленных видов транспорта в России лидирует по массе перевезённых грузов:
а) трубопроводный
б) железнодорожный +
в) морской
17. Какой из перечисленных морских портов ориентирован на вывоз леса:
а) Калининград
б) Находка
в) Архангельск +
18. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Дудинка
б) Тайшет
в) Чита
19. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Чита
в) Тында +
20. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Советская Гавань +
в) Дудинка
21. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … железных дорог:
а) 87 тыс. км +
б) 107 тыс. км
в) 57 тыс. км
22. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … автомобильных дорог с твердым покрытием:
а) более 45 тыс. км
б) более 745 тыс. км г +
в) более 450 тыс. км
23. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … воздушных линий
а) свыше 800 тыс. км
б) свыше 700 тыс. км
в) свыше 600 тыс. км +
24. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за:
а) длинного навигационного периода
б) короткого навигационного периода +
в) дороговизны
25. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с:
а) Москвой
б) регионами
в) производством +
26. По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье такое количество населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны:
а) 15 %
б) 10 % +
в) 20 %
27. Транспортная система России имеет такую структуру:
а) сложную +
б) простую
в) доступную
28. К транспортной системе относятся:
а) транспортные перекрестки
б) транспортные пути
в) транспортные узлы +
29. К транспортной системе относятся:
а) транспортные коридоры +
б) транспортные пути
в) транспортные углы
30. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является:
а) Лена
б) Амур +
в) Обь
Источник
Стал известен грузооборот Балтийского бассейна
Грузооборот портов Балтийского бассейна РФ по итогам минувшего года вырос на 4,6% и достиг 247,49 млн тонн, в том числе: наливных грузов перевалено 142,44 млн тонн (-3%), сухих — 105,06 млн тонн (+17,1%), передает ТАСС, со ссылкой на Ассоциацию морских торговых портов России.
Темпы роста грузооборота бассейна в 2017 году стабильно сокращались и к концу года достигли минимального значения — 4,6%. В январе рост грузооборота составлял 12,2%.
Перевалка грузов в порту Приморск по итогам года сократилась на 10,6%, до 57,61 млн тонн. Грузооборот порта Усть-Луга вырос на 10,6%, до 103,3 млн тонн, Санкт-Петербург — на 10,3%, до 53,65 млн тонн, Высоцк — на 2,6%, до 17,55 млн тонн, Выборг — на 12,1%, до 1,55 млн тонн, Калининград — на 18,3%, до 13,84 млн тонн.
Среди стивидорных компаний наибольший прирост объемов перевалки грузов показали: ОАО «Ростерминалуголь» (порт Усть-Луга) — 38,6%, ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» (порт Усть-Луга) — 22,9%, ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (Большой порт Санкт-Петербург) — 26,3%, ОАО «Калининградский МТП» (порт Калининград) — 27,3%.
Снижение грузооборота ООО «Лукойл-Комплексный нефтяной терминал» (порт Калининград) составило 6,7%, ЗАО «Содружество Соя» (порт Калининград) — 4,4%. По итогам 2016 года грузооборот Балтийского бассейна составил 236,59 млн тонн: сухих грузов — 89,72 млн тонн, наливных — 146,88 млн тонн.
Источник
Итоги морских перевозок на Балтике удивили экспертов
За шесть месяцев нынешнего года грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 1,7%, сообщает ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Объём перевалки сухих грузов уменьшился на 2,4% (составил 54,1 млн т), наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и др.) — на 1,1% (составил 73,9 млн т). При этом до мая грузооборот устойчиво увеличивался и по итогам первых четырех месяцев превысил соответствующий показатель 2019 года на 3%. Но в мае начался резкий спад, который в июне достиг величины в 14%.
Больше всех пострадал порт Калининграда — его грузооборот сократился на 6,9%, меньше всех — Большой порт Санкт-Петербург (0,7%). Остальные порты (всего их 6) упали на 1 — 2%.
Впрочем, эксперты ожидали худшего. «В последние месяцы сокращение грузопотоков в портах произошло, но я, как и многие эксперты, ожидал более существенного проседания», — говорит председатель совета директоров информационно-аналитической компании «ДОРН» Андрей Карпов.
ОПЕК+ уронил Балтику
Такое падение грузооборота портов Балтийского бассейна руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов объясняет их спецификой. «Именно на Балтике находятся два основных нефтяных порта (Усть-Луга и Приморск — ред.), а Россия сократила экспорт нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+», — говорит эксперт.
В июне нефтегазовый комплекс по-прежнему вносил отрицательный вклад в динамику грузоперевозок, как, впрочем, и ВВП, констатирует Минэкономразвития в своем июньском обзоре «Картина деловой активности». Из-за снижения добычи нефти ситуация с общим грузооборотом транспорта была сопоставима с маем (-9,5% в июне в годовом выражении и -9,3% в мае).
Китайцы уронили контейнерооборот
Из всех видов сухих грузов наибольший спад наблюдался в контейнерах — на 9,3%; причем импорт и экспорт, имеющие примерно одинаковые доли в общем контейнерообороте, упали тоже примерно одинаково: импорт — на 9,6%, экспорт — на 9,0%. «Но уберите из статистики Калининград и увидите, что спад в Балтийском бассейне минимальный», — отмечает Алексей Безбородов. Действительно, оборот контейнеров в Калиниградском порту сократился на рекордные 27,9%. Впрочем, его доля в общем контейнерообороте портов Балтийского бассейна невелика (около 10%), а главный контейнерный порт, Большой порт Санкт-Петербург (его доля почти 88%), сократил перевалку контейнеров на 6,7%.
По общему мнению экспертов, опрошенных РБК Петербург, падение контейнерооборота произошло за счет «волны китайских недоотгрузок середины весны», как выразился Алексей Безбородов. Андрей Карпов поясняет: «Китай — один из крупнейших мировых поставщиков комплектующих для разных производств, а также потребительских товаров, которые, как и комплектующие, перевозятся в контейнерах. Из-за пандемии COVID-19 он закрыл в феврале многие производства. Грузооборот в балтийских портах до апреля продолжал расти (поскольку отправленные до остановки китайской экономики товары находились «в пути»), а потом стал падать из-за паузы в отгрузках китайских товаров в связи с остановкой экономики».
Андрей Карпов считает Китай «виновником» спада экспорта и других товаров: «Эта крупнейшая экономика мира потребляет много импортного сырья, в том числе и российского. Так что остановка экономики повлияла и на такие грузы». Возобновившая в марте свою работу китайская экономика даст российским портам Балтийского бассейна рост грузооборота в ближайшее время, полагает эксперт.
Другие тоже повлияли
Эксперты отмечают влияние на наши порты и других стран. В частности, Андрей Карпов считает, что положительный эффект для наших портов от возобновления роста китайской экономики будет отчасти нивелирован падением товаропотоков от других стран, в которых экономика затормозилась позже, чем в Китае. Разные сроки введения ограничительных мер в разных странах определяют и различие в динамике грузооборота разных портов, ориентированных на экспорт товаров в эти страны или на импорт из них. Существенно повлияло на общее сокращение грузооборота балтийских портов и снижение экспорта угля, считает Алексей Безбородов.
Падение импорта потребительских товаров в балтийских портах Андрей Карпов объясняет санкциями и сокращением потребительского спроса из-за падения доходов населения России.
Порты России не упали
В то же время падение мировой конъюнктуры и начавшийся спад российской экономики пока не уронили общий объем грузооборота российских портов за шесть месяцев 2020 года, а только остановили рост. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот увеличился на 0,1% к аналогичному периоду прошлого года. Эксперты называют этот рост символическим, на уровне погрешности измерений. Но все же это не падение, согласны они.
И это произошло не за счет низкой базы — в 2019 году грузооборот вырос к 2018 году (полугодие к полугодию) на 2,8%. Сейчас роста практически нет — негативные факторы должны были сработать. Они и сработали, но им удалось пока лишь прекратить рост. Обычно замерзающим портам, таким как Санкт-Петербургский, и перевозкам по Северному морскому пути наверняка помогла невиданно теплая зима.
При этом ситуация в разных портах существенно разная. Общая стабильность достигнута главным образом за счет вполне приличного роста в портах двух из трех крупнейших бассейнов — Азово-Черноморского (+2,9%) и Дальневосточного (+3,0%). И только порты третьего, самого крупного по грузообороту, Балтийского бассейна показали заметное падение.
Балтийские порты обладают самой большой «инерционностью» (из-за продолжения действия соглашения ОПЕК+ и удаленности от Китая). «А во всех остальных портах РФ после коротких спадов уже возобновился рост», — отмечает Алексей Безбородов.
В августе эксперты ожидают возобновление роста и в портах Балтии. «Начиная с августа ожидается улучшение показателей добывающего комплекса с учетом принятого 15 июля странами — участницами соглашения ОПЕК+ решения об уменьшении масштаба сокращения добычи нефти, а также оживления экономической активности в странах — импортерах российских сырьевых товаров», — считают эксперты Минэкономразвития. Кроме того, до балтийских портов «докатится волна» возобновившегося в апреле роста китайской экономики.
Источник