- Москва — порт пяти морей. Как это можно доказать?
- Почему Ростов называют портом пяти морей
- Чем знаменит Ростов-на-Дону
- Почему город называют портом пяти морей
- Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?
- Хождение кораблей
- Рукотворные реки
- Нереализованные планы
- Столица хочет пить
- Москва – город-порт пяти морей
Москва — порт пяти морей. Как это можно доказать?
В 1936 году Москва была названа портом пяти морей. Случилось это после открытия канала, по которому, можно было бы выйти в любое из пяти морей: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое.
128-километровый канал имени Москвы соединил Москву-реку с Волгой, а через нее — с Белым (через Беломорканал) , Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям — Азовскому и Черному.
Балтийское море — через: река Москва, канал имени Москвы, река Волга, Рыбинское водохранилище, Волго-Балт. водный путь, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, река Нева, Финский залив
Белое море — до Онежского озера — тоже самое, потом — Беломор-канал
Каспийское море — через: река Москва, река Ока, Волга, Каспий
Азовское и Чёрное моря -до Волги — тоже самое, потом -Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море, Чёрное море
Сегодня Москва — порт пяти морей. Канал не только подключил столицу к единой воднотранспортной сети европейской части страны. Он дает столичному водопроводу столько чистой воды, сколько нужно городу с многомиллионным населением, развитой промышленностью и высокой культурой. Он вливает в Москву-реку больше воды, чем было когда-то в ее русле, и поэтому мы вправе считать, что в ней — волжская вода. Наконец, канал — это как бы ветвь, рукав Волги, подведенный к стенам Кремля. Он так же удобен для плавания крупных судов, как сама Волга, так же глубок, как Волга.
ответ на данный вопрос уже был в проекте. вот он
Да, была Москва когда — то портом 5 морей. !
Это значит, что из столицы любой желающий может добраться до Белого, Черного, Каспийского, Азовского или Балтийского моря. Это стало возможно благодаря каналу имени Москвы, которой соединяет Москву-реку с Волгой глубоководным путем. Строго говоря, дальние речные пути существовали и раньше, Москва-река связана с Окой, Ока с другими российскими реками. Но обе реки достаточно мелкие, что не позволяет использовать их в качестве основных судоходных путей для современных теплоходов. Путешествовать таким образом могут, например, туристические двухпалубные теплоходы с небольшой осадкой. Остальные суда следуют через канал Москва-Волга.
Все теплоходы и прочие суда в Москве могут отправляться с двух речных вокзалов: Южного и Северного.
Порт пяти морей – это некий символ Москвы. Но по рекам и каналам из Москвы можно действительно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.
Например, Каспийское: Москва-река — Ока — Волга.
Азовское и Черное: Все тоже самое, только потом из Волги по каналу Волга-Дон, а дальше по Дону.
Балтийское: по каналу им. Москву в Волгу, оттуда по каналу Волгобалт.
Белое: тоже самое, а дальше по Беломорканалу.
Источник
Почему Ростов называют портом пяти морей
Град Ростов, стоящий на реке Дон, на Руси издавна уважительно называли Ростов-батюшка, подчеркивая таким образом его особый статус. Он определяется уникальным географическим положением населенного пункта, который разросся благодаря тому, что обеспечивал богатую торговлю.
Сегодня он является стратегически важным узлом железнодорожных и автомобильных магистралей. Также это крупный речной порт. Но почему-то этот город называют еще и портом пяти морей, хотя ни одного выхода к морю у него нет.
Чем знаменит Ростов-на-Дону
Этот город нередко путают с Ростовом Великим, который находится в центре России. Населенный пункт на реке Дон — южный оплот страны. Он вырос из крепостницы, заложенной по указу императрицы Елизаветы I. А сегодня этот самый крупный год на юге Российской Федерации. От Москвы его отделяет 1226 км, если ехать на поезде, 1198 км, если путешествовать на машине и 960 км, если лететь по воздуху.
Ростов-на-Дону находится на десятой позиции по численности населения — в нем проживает 1,2 млн человек. А среди крупных мегаполисов Европы он 30-й. Самый модный район города расположен на левом берегу реки — именно здесь сосредоточились отели, бары, рестораны, ночные клубы, магазины и всяческие развлечения для туристов. А их в Ростов приезжает очень много, ведь тут есть что посмотреть.
В XIX веке именно через донской мегаполис пролегала единственная железнодорожная ветка, связывавшая страну с Северным Кавказом. А еще южный город, не граничащий с морем, является популярным местом летнего отдыха. Широкий и живописный Дон ничуть не хуже моря. Летняя температура в этих краях достигает высоких значений — иногда и больших, чем на морском побережье: до 39-40 градусов.
Но не только за солнцем и загаром едут сюда туристы, а также за яркими впечатлениями. На территории города и в окрестностях находится множество архитектурных памятников и руин от зданий, возводимых в разные эпохи. Самые старые датируются 3 тыс. до н. э. Еще в Ростове-на-Дону осталось несколько спортивных объектов, возведенных к ЧМ по футболу в 2018 году.
В городе проживают представители более, чем 100 национальностей, но никаких межрасовых конфликтов тут не бывает. Преобладает русское население — 90% от общего числа. Каждую весну в Ростове высаживают 20 тыс. новых деревьев, поэтому 30% всей площади населенного пункта занимают парки, скверы и зеленые места для отдыха. А в центре много старинных купеческих особняков, потому что Ростов-на-Дону, будучи центром торговли, всегда был купеческой вотчиной.
Почему город называют портом пяти морей
У Ростова-на-Дону нет ни одного прямого выхода к морю, он граничит только с рекой. И тем не менее, его называют портом 5 морей. Объясняется название тем, что, путешествуя по реке Дон, можно добраться до одного из морей: Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского или Белого. И в самом Ростове находятся два учебных заведения, выпускающих судоводителей и механиков для морского транспорта.
А еще говорят, что город расположен сразу в двух частях света: его левый берег находится в Европе, а правый — в Азии. Правда, морские суда по Дону не ходят, потому что в районе города река мелковата. Тяжелые лайнеры с глубокой осадкой тут не пройдут. Да и речным судам с большим водоизмещением ход сюда заказан. Ситуацию должен исправить гидроузел, который строится выше города, также в будущем планируется провести и другие работы по улучшению фарватера, чтобы его глубина увеличилась минимум до 4,5 м.
Источник
Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?
Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва – порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.
Хождение кораблей
В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.
Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.
Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.
Рукотворные реки
Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.
Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!
И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.
Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.
Нереализованные планы
Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»
Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?
Столица хочет пить
Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.
И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.
Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!
Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.
Москва – город-порт пяти морей
Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:
- Чёрного моря.
- Азовского моря.
- Белого моря.
- Балтийского моря.
- Каспийского моря.
Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.
Источник