Морской царь
Морской царь (царь Поддонный, царь Водяник) — персонаж русской былины «Садко». Повелитель морей хранит несметные богатства, живет в хрустальном дворце и радушно встречает гостей. Однако цена такого расположения непомерно высока.
История создания персонажа
Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.
Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).
У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.
В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.
Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом.
Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю. Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное.
История и образ Морского царя
Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.
У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.
В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.
Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.
Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно. Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.
Морской царь в культуре
В народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» повелитель морей заставил царя тридевятого государства обманом отдать долгожданного наследника, Ивана-царевича. Но в него влюбилась Василиса, дочь водного властителя. Она же и помогла юноше сбежать, а после стала жить с ним в королевстве.
Образ царя Водяника из славянской мифологии проник и в классическую литературу. Так, в «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина предводителя 33 богатырей, живущих на дне океана, зовут дядькой Черномором. Конечно, прообразом этого героя стал персонаж славянской былины. Автор показал его с положительной стороны, как прекрасного командира крепких и сильных бойцов.
Много мультфильмов и фильмов снято для детей. Советская сказка «Садко» поставлена в 1952 году Александром Птушко. Роль Морского царя сыграл народный артист РСФСР Степан Каюков. В основу сюжета легла былина о гусляре Садко. Фильм вызвал восхищение у зрителей, а через 10 лет транслировался в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада».
Придерживается концепции образа персонаж повелителя морей в мультфильме «Огонь, вода и… медные трубы». В поисках возлюбленной герою Васе приходится пройти через многие испытания, в том числе побывать под водой в царстве хитрого и могущественного хозяина.
Замечательный фильм-сказка «Марья-искусница» был снят киностудией имени Максима Горького. В этой картине появляется Водокрут Тринадцатый, который похитил мать Иванушки — Марью-искусницу. Бравому солдату в отставке придется пуститься в далекий путь, чтобы освободить русскую красавицу из водяного плена.
Студия «Мельница» в 2016 году выпустила в прокат полнометражный мультипликационный фильм «Три богатыря и морской царь». Описание сюжета начинается с того, что водному властителю охота жениться.
В это время жены богатырей устают от невнимания супругов и постоянно заняты домашней работой. Жаждущий любви царь решает затопить город, чтобы найти среди людей суженую. Настасья, Аленушка и Любава становятся русалками и плывут во дворец, чтобы исправить ситуацию.
Кадры из мультфильма «Три богатыря и морской царь»Но, прибыв на место, видят жуткий беспорядок, поэтому быстро приводят царские покои в надлежащий вид. Растроганный царь влюбляется в Настасью и просит Кикимору приготовить любовное зелье, чтобы русская красавица ответила ему взаимностью. Но богатыри, как водится, поспели вовремя. В финале Настасья поняла, что любит и готова простить Добрыню.
А Морской царь под действием волшебного зелья женится на помощнице, Брунгильде. Красивые картинки, много смешных моментов и узнаваемые персонажи пришлись по вкусу детям.
Цитаты
Библиография
Фильмография
- 1941 — «Конек-Горбунок»
- 1946 — «Марья-искусница»
- 1952 — «Садко»
- 1984 — «В синем море, в белой пене…»
- 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
- 2016 — «Три богатыря и морской царь»
Источник
Морской царь
Морской царь — мифологический персонаж, встречающийся в русских былинах и сказках. Вероятно, образ Морского царя был заимствован русским фольклором и представлен в былине о Садко и в сказках, где Морской царь является отцом Василисы Премудрой.
В былине Морской царь — повелитель подводного царства. Когда он танцует, на море разыгрывается разрушительная буря. Узнав об этом, Садко рвёт струны на гуслях и отказывается продолжать игру. Пытаясь навсегда оставить героя в подводном мире, Морской царь предлагает ему жениться на одной из своих дочерей. Садко выбирает царевну Чернаву, которая помогает ему перехитрить Морского царя. Она превращается в реку и помогает Садко попасть в мир людей. В рассказе о появлении реки Чернавы отчётливо видны черты новгородского предания о происхождении местных рек.
В волшебной сказке «Елена Премудрая и Морской царь» Морской царь наделяется традиционными чертами чудовища. Он проникает в колодец. Когда царь хочет напиться воды, Морской царь хватает его за бороду и берёт обещание послать к нему новорожденного царевича.
Достигнув определённого возраста, царевич отправляется к Морскому царю. По дороге он знакомится с его дочерью, которая оказывается Еленой Премудрой. Она помогает царевичу выполнить требования отца, потом герои убегают из морского царства. Сказка заканчивается свадьбой героев.
Источник
Морской царь
Морско́й царь (Царь Водяник, Поддонный царь, Заморский царь) — персонаж русских народных сказок и былины: хозяин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитателями, владелец несметных сокровищ. Обычно он изображается царём, причём упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц, среди которых наиболее известна Чернава. Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределённо: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Когда он пляшет и развлекается — на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских.
«Голова у царя как куча сенная». Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения».
Вот как описал морского царя Михаил Ломоносов:
«В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.»
Живёт Морской царь на дне морском, имеет жён и дочерей-красавиц. Дворец его, стеклянный или хрустальный, украшен «золотом и серебром из потонувших судов и камнем „самоцветом“, ярче солнца освещающим морское дно». Он любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.
В былинах он сначала создаёт богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей русскому морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке. Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с аналогичным эпитетом «Морской король» (словен. Morski Kralj), известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.
⭕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ФИНСКОМ ВЛИЯНИИ
По предположению В. Ф. Миллера, на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti), так же как на гусляре Садко — отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене. Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой (фин. ukko ruohoparta), носил эпитет царя волн (фин. aaltojen kuningas) и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев — Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).
По представлениям карел Олонецкой губернии, водяник (называвшийся ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Источник