Какие бывают морской транспорт

Обзор морских судов

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;

      Типы наливных судов

      • Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.
        • Классификация танкеров:
          • GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры от 6000 до 16 499 тонн (используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов);
          • GP — танкеры общего назначения от 16 500 до 24 999 тонн (используются для перевозок нефтепродуктов);
          • MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т);
          • LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса от 45000 до 79 999 тонн (используются для перевозок тёмных нефтегрузов);
          • LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
          • VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
          • ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т);
          • FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры более 320 000 тонн (для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры).

          Типы промысловых судов

          • Добывающие суда — считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда: траулеры, сейнеры, дрифтеры, тунцеловы, рыболовные боты, китобойцы, краболовы и суда для бессетевого лова рыбы.
          • Добывающе-перерабатывающие суда — большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ), среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ), малые рыболовные траулеры (МРТ) и траловые боты.
          • Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся:
            • китобойные,
            • сельдяные,
            • краболовные,
            • рыбоконсервные плавучие базы,
            • рыбомучные и морозильные суда,
            • плавучие базы,
            • производственные рефрижераторы.

            Источник

            Виды морских перевозок

            Перевозка грузов по морю зачастую оказывается наиболее выгодным способом их отправки на большие расстояния. Данный вариант транспортировки может классифицироваться на виды по целому ряду признаков. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить, какие бывают виды морских перевозок, в чем их особенности и преимущества.

            Виды морских перевозок

            Способы классификации

            Отдельные категории морских перевозок выделяют по следующим параметрам:

            • По виду плавания. В данном случае речь идет о типе транспортно-экономических связей.
            • По району плавания.
            • По применяемому способу транспортировки груза.
            • По способу организации движения водного транспорта.

            Классификация по виду плавания

            По виду плавания морские перевозки делятся на следующие категории:

            • Внутренние (каботаж) – транспортировка товаров водным транспортом в пределах одной страны. Каботаж в свою очередь делится на следующие типы: малый и большой. Малым каботажем называют грузовые и пассажирские рейсы, которые связывают несколько портов одного бассейна. Большой каботаж подразумевает движение судов между портами разных морей России.
            • Внешние (заграничные) грузоперевозки делятся на внешнеторговые (экспорт и импорт) и транспортировку товаров, принадлежащих зарубежным фрахтователям.

            Классификация по району плавания

            Если в качестве определяющего параметра рассматривается район плавания, то применяется следующая классификация:

            • Местные. Данный вид перевозок подразумевает рейсы малой протяженности, которые осуществляются между портами, расположенными вблизи друг от друга.
            • Морские. Для такой транспортировки используются большие быстроходные суда. Они совершают плавание в пределах замкнутых морей, таких как Азовское, Черное и т.д.
            • Океанские. Для таких рейсов по всему миру используются крупнотоннажные высокоскоростные суда. Дальность плавания в данном случае не ограничена.
            • Арктические. Данный вид перевозки подразумевает, что суда идут по Северному Морскому пути.

            Классификация по способу транспортировки

            В зависимости от технологии, которая используется при транспортировке, применима следующая классификация грузоперевозок:

            • Наливом транспортируются жидкие грузы в любых объемах. Чаще всего таким образом перевозятся нефтепродукты, а также различные виды растительных масел и животных жиров, химикаты, спирты, сжиженный газ и т.д.
            • Насыпью транспортируют разные виды сыпучей продукции: зерно, муку, песок, щебень и т.д.
            • Навалом перевозят навалочные грузы, к которым относят: уголь, руду, стройматериалы. Погрузка такой продукции осуществляется без тары и подсчета количества мест.
            • Транспортировка с укладкой в трюмных помещениях или на палубе применяется для тарно-упаковочной и штучной продукции. Как правило, для размещения таких грузов используются транспортные контейнеры. Погрузка происходит с использованием специального оборудования, подходит как для стандартных, так и для негабаритных грузов.
            • Паромная транспортно-технологическая система подразумевает бесперегрузочную перевозку на паромах и широко применяется для транспортировки нерельсовой техники и пассажиров.

            Классификация по способу организации движения

            В международном судоходстве общепринятыми считают две основные формы перевозок: линейную и трамповую. Их характеристики стоит рассмотреть более подробно.

            Линейное судоходство – это осуществление сообщения путем регулярных закрепленных рейсов, которые подразумевают движение по определенным направлениям. Перечень портов, в которые последовательно заходит судно, называют линией.

            Для линейного судоходства разрабатывается четкое расписание, которое соблюдается очень точно. Если работы по погрузке не завершены в срок, судно отправляется в рейс в положенное время без части груза. Расписание составляется заблаговременно на длительный период (обычно на год), а ознакомиться с ним можно в официальных источниках, например, на сайте компании-перевозчика.

            Вероятность изменения расписания очень низкая. Такая возможность предусмотрена только в экстренных случаях, например, когда необходимо заменить судно по причине поломки или из соображений безопасности. Тогда изменяется и договор, согласно которому перевозчик должен был перевезти груз точно в указанный срок.

            В линейном судоходстве для оказания услуг доставки принимаются грузы любых отправителей без каких-либо предпочтений, на одинаковых условиях.

            Трамповое судоходство не подразумевает привязку к каким-либо направлениям. Условия перевозки определяются особым документом – договором фрахтования (чартером). Для трампового судоходства не используют расписания. Сроки и стоимость перевозки, маршрут, порты захода определяются условиями фрахта. С помощью зафрахтованных судов часто перевозят продукцию навалом или насыпью. Ситуация, когда судно фрахтуется для транспортировки генерального груза, является достаточно редкой.

            Из существующих видов перевозок морским транспортом в каждой ситуации выбирается оптимальный вариант с учетом всех условий и особенностей груза.

            Источник

            Читайте также:  Дельфин пьет морскую воду
Оцените статью