Значение Балтийского моря для людей и его хозяйственное использование
Балтийское море, ранее именуемое Варяжским, омывает берега нескольких стран Северной, Западной и Восточной Европы. В его акватории ведется добыча различных ресурсов, начиная от морепродуктов и заканчивая нефтью.
Кроме того через него проходят важные судоходные маршруты, связывающие страны Старого Света с Америкой. Поэтому роль Балтийского моря в жизни человека имеет огромное значение. Остановимся на каждом из аспектов подробнее.
Общая информация
К Балтийскому морю имеют выход девять европейских государств. Это:
- Россия;
- Германия;
- Дания;
- Латвия;
- Литва;
- Польша;
- Финляндия;
- Швеция.
На его берегах находится большое количество крупных портов, благодаря которым осуществляются перевозки людей и грузов по всей акватории Атлантики и за её пределами. Воды Балтийского моря богаты на рыбу, которая добывается в промышленных масштабах сразу несколькими странами. А на его дне обнаружены залежи полезных ископаемых. И это далеко не все факторы, благодаря которым внутриматериковое море площадью около 419 000 квадратных километров играет важную роль для Европы и всего мира.
Значение Балтийского моря в жизни людей
Пользу для человека приносят не только добыча промысловой рыбы и других морепродуктов, разработка месторождений полезных ископаемых и десятки крупных портов. Балтика на протяжении десятилетий остается важной рекреационной зоной. На ее берегах находятся крупнейшие курорты нескольких стран. В частности это:
- российские Зеленоград, Зеленогорск, Сестрорецк и Светлогорск;
- латвийские Саулкрасти и Юрмала;
- литовские Неринга и Паланга;
- польские Колобжег, Кошалин, Хель и Сопот;
- немецкие Альбек и Бинц;
- эстонский Пярну.
Большое значение для экономики многих стран имеет и хозяйственное использование Балтийского моря. Причем его освоение началось еще более тысячи лет назад.
Хозяйственное использование Балтийского моря
В наши дни Балтика широко используется многими государствами и затрагивает самые разные сферы. В частности, в акватории и на ее побережье ведется следующая хозяйственная деятельность:
- добыча рыбы и других морепродуктов (щуки, трески, судака, семги, карася, угря);
- добыча янтаря;
- разработка месторождений нефти и железной руды.
Через Балтийское море проходят несколько важных международных транспортных путей. По его дну проложено два газопровода, соединяющие Россию с западноевропейскими странами. Это Северный поток и Северный поток — 2. А на юге и юго-востоке сосредоточено несколько курортных зон.
Что в итоге?
Благодаря удобному географическому положению, большим запасам природных ресурсов и благоприятным климатическим условиям Балтийское море имеет огромное значение для жителей Европы и человечества в целом.
Причем его потенциал до сих пор не раскрыт полностью. И хозяйственное использование ресурсов Балтики с годами только увеличится.
Источник
Кто добывает больше всех нефти на Балтике?
Российский «Лукойл» получил право на разработку нефтяного месторождения на берегу Балтийского моря в Калининградской области. Балтика не так богата нефтяными месторождениями, как соседствующее с ней Северное море, однако интерес к запасам черного золота у государства очень высок. В первую очередь это касается России и Польши, на континентальных шельфах которых сосредоточены основные залежи нефти. Большой интерес к нефтяным месторождениям в Балтийском море проявляют и шведские компании.
Крупнейшим на сегодняшний день открытым месторождением на Балтике является «Кравцовское» (D6). Это нефтяное месторождение было открыто еще в 1983 году. Расположено оно неподалеку от Куршского залива на российском шельфе Балтийского моря, в 22,5 км от Калининградской области.
На сегодняшний день Кравцовское месторождение (D6) — самое богатое по запасам нефти среди разведанных на Балтике.
В его недрах хранится 21,5 млн тонн черного золота, из которых 9,1 млн тонн — извлекаемые запасы. Бурение и добыча нефти на месторождении были начаты в 2004 году российской частной компанией ЛУКОЙЛ, а эксплуатировать «Кравцовское» планируют в течение 30 лет. Собственно, это добыча нефти стала первым морским проектом ЛУКОЙЛа.
Фото: Нефтедобыча на Кравцовском
Помимо самого крупного «Кравцовского», российский ЛУКОЙЛ продолжает активно осваивать и другие нефтяные месторождения. В 2016 году компания получила лицензию на право пользования недрами по четырем месторождениям на российском шельфе Балтийского моря (D33, D29, D41, D6-Южное).
Рекордным для Балтийского моря стало также нефтяное месторождение D41. К началу лета 2019 года ЛУКОЙЛ завершил строительство двух скважин на этом шельфовом месторождении и приступил к их промышленной эксплуатации.
Длина пробуренных скважин оказалась самой большой на Балтике — проходка первой составила 7947 м, а длина второй — 7571 м.
Запасы месторождения D41 оцениваются в 3,9 млн тонн, из которых возможно извлечь 2 млн тонн, а период его эксплуатации рассчитан примерно на 50 лет.
После 2020 года также запланирован запуск месторождений D6-южное и D33. Последнее по величине запасов на Балтике занимает второе место после Кравцовского (D6). Черного золота на месторождении D33 — 21,2 млн тонн. Оно расположено в 57 км от береговой линии Калининградской области. На сегодняшний день на этом месторождении осуществляется проектирование бурения скважин для добычи нефти.
Месторождения Калининградской, изобр. 1 / Источник: zelenogradsk.online
Месторождения Калининградской, изобр. 2 / Источник: zelenogradsk.online
На континентальном шельфе Польши также находится ряд нефтяных месторождений, правда, не настолько богатых, как у России.
Разведка нефти в польской экономической зоне Балтийского моря началась в 1975 году. Тогда была создана нефтяная компания Petrobaltic, ныне известная как LOTOS Petrobaltic, которая имеет монополию на добычу сырой нефти на Балтике.
В XX веке были открыты три нефтяных месторождения — B3 (1981), B8 (1983) и B24 (1996).
В 2000-х годах разведаны еще два нефтегазовых месторождения — B4 и B6. На сегодняшний день добыча черного золота, как, собственно, и природного газа, ведется лишь на B3 и B8.
Нефтегазовое месторождение B8 находится в 70 км на север от польского прибрежного города Ястарня. Его запасы оцениваются в 3,5 млн тонн. Впервые черное золото из скважин месторождения B8 стали добывать в 2015 году.
Ежегодно польская LOTOS Petrobaltic извлекает 250 тысяч тонн сырой нефти, что делает месторождение B8 третьим по количеству добываемой нефти среди всех остальных польских нефтяных скважин как на море, так и на суше.
Добывают черное золото на B8 на трех скважинах, которые планируется эксплуатировать 10 лет. Извлеченная нефть транспортируется на 35 км по трубопроводу к месторождению B3, чьи запасы значительно скромнее B8. Уже оттуда углеводороды с обеих точек при помощи танкеров доставляются на материк.
На настоящий момент скоро планируют ввести в эксплуатацию месторождения B4/B6.
Месторождения нефти и газа Польши / Изображение: infolupki.pgi.gov.pl
Латвия, Литва и Эстония самостоятельно не ведут добычу нефти на своих прибрежных территориях. При этом Таллин вовсе не имеет разведанных запасов черного золота, в то время как Рига и Вильнюс по сей день спорят о принадлежности крупного нефтяного месторождения E24, которое находится на стыке морских границ двух государств.
Именно принадлежность этого месторождения стала причиной отсутствия по сей день договора о морской границе между Латвией и Литвой (читайте подробнее в материале «Нефть в Балтийском море стала причиной приграничного конфликта Латвии с Литвой»).
Большой интерес к литовским и латвийским залежам нефти проявляют шведские компании. Еще в 2002 году консорциум Svenska Petroleum Exploration приобрел 90% лицензии на разработку месторождения E24, однако в связи с морским приграничным спором разведка запасов углеводородов затягивается.
В 2015 году другая шведская компания, Gripen Oil & Gas AB, получила четыре лицензии на добычу латвийской нефти в Балтийском море, залежи которой расположены недалеко от российского континентального шельфа Калининградской области. Потенциально эти месторождения могут содержать 20–60 млн тонн нефти.
В самой же Швеции практически нет своих запасов нефти и газа. Небольшие нефтяные месторождения были обнаружены в районе острова Готланд и прилегающей акватории Балтийского моря, однако добыча черного золота в этих местах экономически нецелесообразна.
В целом же Стокгольм к следующему году планирует полностью отказаться от использования нефти. Он намерен это осуществить за счет наращивания возобновляемых источников энергии.
Другие государства Балтийского региона — Германия, Дания и Финляндия — не осуществляют добычу нефти на Балтике. Финляндия все требуемые ей углеводороды импортирует.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
Источник